город Ростов-на-Дону |
|
13 февраля 2023 г. |
дело N А32-33548/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Новороссийской таможни посредством веб-конференции: Щербина О.А. по доверенности от 11.08.2021, Петецкая И.В. по доверенности от 30.12.2021;
от ООО "Айсберг" посредством веб-конференции: Глотов И.Н. по доверенности от 23.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.11.2022 по делу N А32-33548/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айсберг"
(ИНН 9718012866, ОГРН 1167746561971)
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения о внесении изменений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - заявитель, общество, ООО "Айсберг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения Новороссийского таможенного поста (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 11.06.2021 по таможенной декларации N 10317120/080621/0075356, обязании устранить допущенные нарушения прав путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 356 718 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2022 суд признал решение таможни незаконным и обязал таможню возвратить ООО "Айсберг" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 357 718,70 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Таможня указывает, что задекларированный обществом товар не может быть отнесен к таким видам продовольственных товаров, в отношении которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС в размере 10%, поскольку наименование товара не соответствует наименованию, указанному в перечне в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Общество в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители таможни доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Айсберг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, во исполнение контракта N ZHS/11-2020 от 26.11.2020, заключенного между ООО "Айсберг" и ZHOUSHAN HAIWANG SEAFOOD CO., LTD, произведена поставка товара - коктейль из морепродуктов мороженный индивидуальной быстрой заморозки, состав: свежемороженые полоски кальмара (todarodes pacificus) - 25%, свежемороженые щупальца кальмара, (todarodes pacificus) - 30%, варено-мороженое мясо мидий (mytilus edulis) - 35%, свежемороженые креветки очищенные с кишечником (solenocera melantho) - 5%, свежемороженые кусочки осьминога (octopus vulgaris) - 5% (инвойс GH-218090 от 25.05.2021) (далее - товар).
08.06.2021 на Новороссийский таможенный пост (центр электронного декларирования) подана таможенная декларация N 10317120/080621/0075356 (далее - спорная ДТ), в которой общество задекларировало товар по коду 0307439000 ТН ВЭД ЕАЭС с заявленной ставкой налога на добавленную стоимость - 10% (сумма уплаченного налога - 331 668,96 руб.).
11.06.2021 решением таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, ставка по НДС изменена на 20% (сумма уплаченного налога - 715 437,41 руб.).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 года N 289 (далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
С учетом этих положений принятие таможенным органом в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, коде ТН ВЭД, происхождении товара, заявленные в таможенной декларации, в котором сделан вывод о неправильности определения соответствующих сведений декларантом, не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 3 (2020) отмечает, что необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу - предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты
Подпунктом "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Таким образом, после выпуска товаров декларант вправе инициировать процедуру внесения изменений в сведения, заявленные в декларации, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей. Основанием для обращения декларанта в таможенный орган с указанным заявлением является выявленная недостоверность сведений, содержащихся в декларации на товары. При этом декларант должен подтвердить достоверными документами, которые не были предметом проверки и оценки таможенного органа в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, необходимость внесения изменений. Реализация данного права декларантом осуществляется с соблюдением условий и в сроки, установленные Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, по результатам проведенного таможней таможенного контроля. Принятие в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные при таможенном декларировании ввезенных товаров (решения о корректировке таможенной стоимости), не ограничивает право декларанта после выпуска товара инициировать процедуру внесения изменений в сведения, указанные в декларации.
По смыслу пункта 12 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Форма, содержание обращения и перечень документов, подлежащих приложению к обращению, определены в пунктах 13, 14 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Для классификации товаров, которые пересекают таможенную границу, существуют специальные номенклатурные справочники, которые позволяют идентифицировать любой перемещаемый товар посредством присвоения ему специального кода, на основе которого рассчитываются таможенные платежи, осуществляется таможенный контроль и применяются ограничения.
Из материалов дела видно, что общество задекларировало товар по коду 0307439000 ТН ВЭД ЕАЭС с заявленной ставкой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 20%.
Таможня указала, что задекларированный обществом товар, не может быть отнесен к таким видам продовольственных товаров, в отношении которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС в размере 10%, поскольку наименование товара, не соответствует наименованию, указанному в перечне в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ТК ЕАЭС база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно ч. 4 ст. 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе- ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов вареномороженых; лангустов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
Согласно позиции ТН ВЭД ЕАЭС:
Раздел 1 Живые животные; продукты животного происхождения
Группа 03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
Пояснения к товарной позиции 03 07... Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; моллюски копченые, в раковине или без раковины, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; мука тонкого и грубого помола и гранулы из моллюсков, пригодные для употребления в пищу 0307 4... [с 01.01.17] каракатицы и кальмары [по 31.12.16] каракатицы (Sepia officinalis, Rossia macrosoma, Sepiola spp.) и кальмары (Ommastrephes spp., Loligo spp., Nototodarus spp., Sepioteuthis spp.) 0307 43... мороженые 0307 43 900 0... прочие
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, в него включены следующие позиции:
10.20.32 Моллюски мороженые, сушеные, соленые или в рассоле, копченые
10.20.33 Беспозвоночные водные мороженые, сушеные, соленые или в рассоле, копченые прочие
10.20.34 Ракообразные, приготовленные или консервированные другим способом; моллюски и прочие беспозвоночные водные, приготовленные или консервированные другим способом.
Согласно Перечню ставка НДС 10% при ввозе, в числе прочего, применяется в отношении следующих товаров:
Ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные копченые, в панцире или без панциря, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; ракообразные в панцире, сваренные на пару или в кипящей воде, охлажденные или неохлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу 0306 (кроме 0306 11, 0306 14, 0306 31 000 0, 0306 33, 0306 91, 0306 93) Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; моллюски копченые, в раковине или без раковины, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; мука тонкого и грубого помола и гранулы из моллюсков, пригодные для употребления в пищу 0307.
Судом первой инстанции установлено, что в спорной ДТ в наименовании товара, помимо указания на морской коктейль, указаны все его составляющие, а именно: свежемороженые полоски кальмара (todarodes pacificus) - 25%, свежемороженые щупальца кальмара, (todarodes pacificus) - 30%, варено-мороженое мясо мидий (mytilus edulis) - 35%, свежемороженые креветки очищенные с кишечником (solenocera melantho)- 5%, свежемороженые кусочки осьминога (octopus vulgaris) - 5%. Таким образом, все составные компоненты ввозимого товара облагаются по ставке НДС - 10%.
Аналогичная позиция относительно размера ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации продовольственных товаров с кодом ОКПД 2 10.20.3 "ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные водные, мороженые, переработанные или консервированные", сформирована Министерством финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 14.11.2019 N 03-07-11/87881 "О ставке НДС при реализации морского коктейля из мороженых моллюсков, беспозвоночных и ракообразных" и письме Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-07/102327 от 27.12.2019.
Учитывая, что таможенный орган в нарушение положений ст. 65, 200 АПК РФ не доказал невозможность применения в отношении ввезенного товара 10% ставки НДС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ, требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
С учетом вывода о несоответствии оспариваемого решения таможни требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал таможню принять меры, направленные на устранение нарушений прав и законных интересов ООО "Айсберг", путем обязания таможню возвратить заявителю излишне уплаченные таможенные платежи в размере 357 718,70 руб.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2022 является законным и обоснованным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2022 по делу N А32-39987/2021.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2022 по делу N А32-33548/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33548/2021
Истец: ООО "АЙСБЕРГ"
Ответчик: Новороссийская таможня