г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А56-62747/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Васильевой Я.А.
при участии:
от истца: Дворкин М.Л. (доверенность от 04.12.2020)
от ответчиков:
1) Ефимова А.Ю. (доверенность от 11.11.2021)
2) Беленкова Е.В. (доверенность от 11.01.2023)
3) Ананьева Н.Д. (доверенность от 10.01.2022)
4) не явился (извещен);
5) не явился (извещен);
6) не явился (извещен);
7) не явился (извещен);
8) Кораблева А.Ю. (доверенность от 11.11.2021)
от третьих лиц: не явились (извещены);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-35757/2022, 13АП-35758/2022) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" и Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 по делу N А56-62747/2021(судья Бугорская Н.А.), принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "КОРПОРАЦИЯ ВИТ"
2) Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
3) Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
4) Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга
5) Акционерному обществу "Почта России"
6) Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
7) Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
8) Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга
третьи лица:
1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
2) Комитет финансов Санкт-Петербурга
об обязании исполнить обязательства
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет, КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КОРПОРАЦИЯ ВИТ", Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, Акционерному обществу "Почта России", в котором ( сучетом уточнений) просил:
1. Обязать в установленном законом порядке в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт и реставрацию объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д, 20, лит. А:
- ООО "Корпорация ВИТ" в части "Главное здание", "Баня", "Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы";
- СПб ГБУ социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" в части "Главное здание" и "Лазарет";
- Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в части "Колокольня".
2. Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в установленном законом порядке в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20, лит. А, в части территории зеленых насаждений общего пользования городского значения N 17212 "Сквер б/н у д. 20 по Расстанной ул.", включая ограду, расположенную в границах территории объекта культурного наследия.
3. Обязать Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в установленном законом порядке в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт и реставрацию территории объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20, лит. А, за исключением территории, указанной в пункте 2 просительной части настоящего искового заявления.
Решением от 23.09.2022 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, исковые требования удовлетворил частично:
Обязал в установленном законом порядке в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт и реставрацию объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д, 20, лит. А:
- общество с ограниченной ответственностью "Корпорация ВИТ" в части "Главное здание", "Баня", "Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы";
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" в части "Главное здание" и "Лазарет"; Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в части "Колокольня".
- Обязал Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в установленном законом порядке в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20, лит. А, в части территории зеленых насаждений общего пользования городского значения N 17212 "Сквер б/н у д. 20 по Расстанной ул.", включая ограду, расположенную в границах территории объекта культурного наследия.
Обязал Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в установленном законом порядке в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт и реставрацию территории объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20, лит. А, за исключением территории, указанной в пункте 2 просительной части искового заявления.
В удовлетворении остальной части иска, а также в удовлетворении заявленных к иным ответчикам требований, судом отказано. С общества с ограниченной ответственностью "Корпорация ВИТ" в доход федерального бюджета взыскано 6000,00 руб. государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение в части обязания СПб ГБУ СОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" в установленном законом порядке выполнить ремонт и реставрацию объекта культурного наследия регионального. значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20, лит. А в части "Главное здание" и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что договор от 01.10.2006 N 21-Б002331 безвозмездного пользования помещениями 2-Н и 5-Н не содержит сведений о том, что данные помещения расположены в "Главном здании", охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденное в отношении Объекта распоряжением КГИОП от 26.04.2016 N 40-66 (далее - Обязательство), сведений о расположении указанных выше помещений не содержит, технические паспорта, представленные в дело, не содержат сведений о нахождении данных помещений, Ответчик 1 обращался в КГИОП за выдачей задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с приложением соответствующих документов, выданное задание на данные работы содержит указание, что работы по сохранению объекта должны быть проведены в отношении "Лазарета", а не "Главного здания", в резолютивной части Решения не указаны помещения, в отношении которых требуется выполнить работы.
С решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 не согласилась также Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, которая просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 в части обязания администрации в установленном законом порядке в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт и реставрацию объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д.20, лит.А в части "Колокольня"; а также территории объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д.20, лит. А (далее - территория объекта) за исключением территории, указанной в пункте 2 просительной части искового заявления отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к администрации.
Податель жалобы указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга не обладает полномочиями на исполнение Решения; часть Объекта "Колокольня" является сооружением, на содержание которой у Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга нет полномочий, границы территории Объекта не определены, Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, к спорным правоотношениям не применимы.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Истец поддерживает выводы суда первой инстанции.
Обществом с ограниченной ответственностью "КОРПОРАЦИЯ ВИТ", Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, Акционерным обществом "Почта России" Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Комитетом финансов Санкт-Петербурга отзывы на апелляционные жалобы не представлены.
В судебном заседании Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" и Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга поддержали доводы апелляционных жалоб, истец возражал против их удовлетворения.
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Акционерное общество "Почта России", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет), не явились, в связи с чем, на основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Распоряжением Комитета от 26.04.2016 N 40-66 утверждено охранное обязательство (далее - охранное обязательство) в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20, лит. А (далее - Объект).
29.04.2021 Комитетом проведено мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объекта по результатам которого установлено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства на основании задания, результатов технического обследования и разрешения КГИОП требовалось выполнить ремонт и реставрацию Объекта (в составе: Главное здание, Баня, Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, Колокольня), на основании документации, согласованной с КГИОП, в течение 60 месяцев со дня утверждения охранного обязательства, то есть в срок до 26.04.2021.
В ходе мероприятия по контролю проведен визуальный осмотр, которым установлено, что ремонт и реставрация Объекта (в составе: Главное здание, Баня, Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, Колокольня), предусмотренные подпунктом 1 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства, не проведены. При осмотре установлено, что Объект (в составе: Главное здание, Баня, Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, Колокольня) находится в ненадлежащем техническом состоянии:
- имеются сильные загрязнения фасадов, деструкция, шелушение окрасочного слоя, фрагментарная окраска в цвет, отличный от основного;
- на фасадах имеются трещины, участки деструкции, утраты штукатурного слоя до кирпичной кладки;
- на участках отмостки произрастает самосевная растительность;
- в оконных проемах первого этажа установлены металлические решетки, нарушающие предмет охраны Объекта, утвержденный распоряжением КГИОП от 09.08.2017 N 376-р
- оконные заполнения в неудовлетворительном состоянии - участки утрат стеклянных заполнений, установлены фанерные вставки, нарушающие предмет охраны;
- система наружного водоотведения находится в неудовлетворительном техническом состоянии - отсутствуют участки водосточных труб на дворовом фасаде "Главного здания" и "Бани";
- на "Главном здании" аварийное состояние архитектурных элементов (венчающего карниза), выполнена установка защитной сетки в зоне венчающего карниза и участков лицевого фасада, участки утрат архитектурно-художественных элементов (модульонов венчающего карниза), утраты остекления оконных заполнений; - участки коррозии, деструкция окрасочного слоя металлического дверного заполнения главного входа "Главного здания", не соответствующего предмету охраны - "исторические оконные и дверные заполнения - материал (дерево), исторический рисунок";
- в дверном проеме установлен металлический козырек, не являющийся предметом охраны Объекта;
- на дворовом фасаде "Главного здания" установлено дверное заполнение, а также металлический козырек, не соответствующие предмету охраны - "исторические оконные и дверные заполнения - материал (дерево), исторический рисунок";
- на лицевом фасаде "Главного здания" в оконных заполнениях установлены воздуховодные трубы (4 шт.), нарушающие предмет охраны;
- габариты и конфигурация двух прямоугольных дверных проемов на фасадах "Покойницкой с церковью Покрова Пресвятой Богородицы" не соответствуют предмету охраны - "историческая конфигурация и габариты оконных и дверных проемов (с полуциркульным завершением)".
На основании заявления ООО "Корпорация ВИТ" выдано задание на проведение работ по сохранению Объекта от 13.02.2017 N 01-52-137/17-0-1. На момент проведения мероприятия по систематическому наблюдению разрешения на проведение работ, предусмотренных подпунктом 1 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства в отношении Объекта (в составе: Главное здание. Баня, Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, Колокольня), в КГИОП не запрашивались и КГИОП не выдавались.
Указанные требования охранного обязательства не исполнены в установленный срок.
В соответствии подпунктом 2 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства на основании задания, результатов технического обследования и разрешения КГИОП требовалось выполнить ремонт и реставрацию фасадов Объекта (в составе: Лазарет, Николаевская гимназия), на основании документации, согласованной с КГИОП, в течение 48 месяцев со дня утверждения охранного обязательства, то есть в срок до 26.04.2020.
По визуальному осмотру установлено, что ремонт и реставрация фасадов Объекта, предусмотренные подпунктом 2 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства, проведены, указанные требования охранного обязательства исполнены в отношении "Николаевской гимназии" в составе Объекта.
Работы проведены на основании задания КГИОП на научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по сохранению (от 30.10.2012), проектной документации, согласованной КГИОП, и разрешения на производство работ от 26.06.2017 N 01-53-674/17-0-0 (заказчики работ - администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУ "Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга", СПб ГБУ "Центр Семьи Фрунзенского района Санкт-Петербурга").
Отчетная документация утверждена КГИОП 23.11.2017 N 01-26-8932/17, акт приемки выполненных работ не оформлялся.
В отношении объекта "Лазарет" в составе Объекта ремонт и реставрация фасадов, предусмотренные подпунктом 2 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства, не проведены, указанные требования охранного обязательства не исполнены.
По визуальному осмотру установлено, что "Лазарет" в составе Объекта находится в неудовлетворительном техническом состоянии:
- имеются сильные загрязнения фасадов, деструкция, шелушение окрасочного слоя, фрагментарная окраска в цвет, отличный от основного;
- на фасадах имеются трещины, участки деструкции, утраты штукатурного слоя до кирпичной кладки;
- локальные утраты архитектурно-художественных элементов (венчающего карниза);
- в отсутствие разрешения КГИОП установлены металлопластиковые окна в уровне 1-3 этажей, а также в оконных проемах в уровне 1 этажа и двух окон 2 этажа установлены металлические решетки, нарушающие предмет охраны.
На основании заявления СПб ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" КГИОП выдано задание от 24.05.2018 N 01-52-773/18-0-2 на проведение работ по сохранению Объекта (изготовление проектной и сметной документации по ремонту фасада здания) в части помещений 1-Н, 2-Н, 5-Н ("Лазарет")
Заявлений о выдаче разрешения на производство работ до настоящего времени в КГИОП не поступало.
Таким образом, охранное обязательство в данной части не исполнено.
В соответствии подпунктом 3 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства требовалось разработать проект по сохранению объекта культурного наследия "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)" (территория и ограды) в течение 24 месяцев со дня утверждения охранного обязательства, то есть в срок до 26.04:2018.
Проектная документация по сохранению объекта культурного наследия "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)" (территория и ограды) до настоящего времени в КГИОП не поступала.
Подпункт 3 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства не исполнен. В соответствии подпунктом 4 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства требовалось выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)" (территория и ограды) на основании задания и разрешения КГИОП в соответствии с документацией в течение 40 месяцев со дня утверждения охранного обязательства, то есть в срок до 26.08.2019.
По визуальному осмотру территория и ограда находятся в неудовлетворительном состоянии - имеются участки утрат, деструкции каменной кладки ограды.
Работы по сохранению Объекта в части территории и ограды не выполнены, задания и разрешения в КГИОП не запрашивались и КГИОП не выдавались.
Подпункт 4 пункта 13 раздела 2 охранного обязательства не исполнен.
Объект культурного наследия "Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения)" в составе объектов: "Главное здание", Александрийская гимназия", "Николаевская гимназия" "Лазарет" "Баня" "Флигель", "Покойницкая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы" представляет собой единый комплекс недвижимого имущества, расположенный но адресу Санкт-Петербург ул. Расстанная, д. 20, лит. А (кадастровый номер 78:13:7317:0:42).
Согласно выпискам из ЕГРН собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу Санкт-Петербург ул. Расстанная, д. 20, лит. А, является Санкт-Петербург.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, за исключением полномочий, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к компетенции иных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В Реестре собственности Санкт-Петербурга учтены следующие помещения, расположенные в Объекте: 13-Н, 23-Н, 52-Н, 46-Н, 20-Н, 21-Н, 3-Н, 53-Н-H, 7-Н, 6-Н, 4- Н, 11-Н, 10-Н,12-Н, 14-Н, 15-Н, 18-Н, 48-Н, 47-Н, 22-Н, 16-Н, 43-Н, 44-Н, 49-Н, 50-Н, 51-Н, 73-Н, 17-Н, 26-Н, 25-Н, 54-Н, 55-Н, 56-Н, 57-Н, 58-Н, 72-Н, 5-Н, 2-Н, 45-Н, 9Н, 1Н, помещение 32Н, ЗЗН, 34Н, 35Н, 59Н, 60Н, 61Н, 62Н, 63Н, 64Н, 65Н, 66Н, 67Н, 68Н, 69Н, 70Н, 7IH, 9ЛК, 10ЛК.
Между комитетом имущественных отношений (далее - КИО) и Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" заключен договор безвозмездного пользования от 01.10.2006 N 21-Б002331 помещениями 5-Н и 2-Н.
Между КИО и Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" заключен договор безвозмездного пользования от 11.05.2016 N 21-Б002520 помещением 1-Н.
Между КИО и ООО "Корпорация ВИТ" заключен договор аренды от 28.11.2016 N 21-А002521 в отношении помещений 3-Н, 4-Н, 6-Н, 7-Н, 8-Н, 9Н, Ю-Н, 11-Н, 12-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 16-Н, 18-Н, 20-Н, 21-Н, 22-Н, 23-Н, 43-Н, 44-Н, 45-Н, 46-Н, 47-Н, 48- Н, 49-И, 50-Н, 51-Н, 52-Н, 53-Н.
Между КИО и Санкт-Петербургским бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга" заключен договор безвозмездного пользования от 27.07.2016 N 21-Б002523 частью помещения 17-Н (ч.п. 14-16, 26-28) общей площадью 206,7 кв.м (с учетом коэфф. потребительских качеств 253,2 кв.м).
Между КИО и Санкт-Петербургским бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга" заключен договор безвозмездного пользования от 27.07.2016 N 21-Б002524 частью помещения 17-Н (ч.п. 2, 7-12, 21-24) общей площадью 285,3 кв.м (с учетом коэфф. потребительских качеств 349,5 кв.м); частью помещения 25-Н (ч.п. 1, 3-6, 8-10, 17-18, 22-24) общей площадью 418,9 кв.м (с учетом коэфф. потребительских качеств 550,4 кв.м): помещение 56-Н.
Между КИО и Администрацией Фрунзенского района Санкт- Петербурга заключен договор безвозмездного пользования от 27.08.2007 N 21-Б002360 частью помещения 17-Н (ч.п. 3-5, 13. 17-20, 25) общей площадью 255,1 кв.м; частью помещения 25-Н (ч.п. 7, 11-16, 20, 21 и МОП) общей площадью 320,2 кв.м; помещениями 26-Н, 54-Н. 55-Н. 57-Н. 58-Н, 72-Н 73-Н.
Помещения 32Н, ЗЗН, 34Н, 35Н, 59Н, 60Н, 61Н, 62Н, 63Н, 64Н, 65Н, 66Н, 67Н, 68Н, 69Н, 70Н, 71Н, 9ЛК, 10ЛК переданы в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 359 Фрунзенского района Санкт- Петербурга".
Согласно п. 3.37 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, Комитет уполномочен обращаться в суд с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия в натуре.
Ссылаясь на статью 11 Федерального Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положение о Комитете, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров нескольким юридическим лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.
В случае если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.
Приложением к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" к полномочиям администраций районов отнесено следующее:
- осуществлять полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, в части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам (п. 3.14.1 приложения).
В силу закона Санкт-Петербурга от 26.11.2020 N 549-114 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (Приложение 2 Ведомственная структура расходов) распорядителями денежных средств бюджета Санкт-Петербурга по целевой статье 9900001480 "Расходы на обеспечение содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам" являются администрации районов Санкт-Петербурга.
Таким образом, Правительством Санкт-Петербурга в отношении осуществления части своих полномочий как высшего исполнительного органа власти иным органам власти переданы полномочия части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам.
Порядок представления интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении установлен распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 N 36-рп "Об утверждении Положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, вооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании сооружении" и предполагает передачу соответствующих полномочий администрациям районов.
Системное толкование положений Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 N 36-рп и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 в целом позволяет сделать вывод, что в отношении имущества казны Санкт-Петербурга, являющееся помещением как в здании, так и в сооружении или как нежилым зданием, так и сооружением, организация их содержания должна обеспечиваться территориальным, а не отраслевым исполнительным органом власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, полномочия по содержанию нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, переданы администрациям районов Санкт-Петербурга и для реализации указанных полномочий бюджетные ассигнования выделены администрациям районов, а не КИО как на то указывала Администрация в отзыве на иск.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" объект благоустройства - территория, земельный участок независимо от формы собственности.
На основании пункта 2.1 Положения N 1098 проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах благоустройства и обращения с отходами осуществляет соответствующая администрация района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.10.1 Положения N 1098 администрация района Санкт-Петербурга организовывает в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменении в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", содержание объекте благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района.
Таким образом. Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга является надлежащим ответчиком по указанным требованиям о проведении работ в отношении Колокольни и территории Объекта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает вывод суда первой инстанции относительно необходимости удовлетворения исковых требований (с учетом уточнений) заявленных к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга" и Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга правильным, исковые требования обоснованно удовлетворены.
Доводы, повторно изложенные ответчиками в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 по делу N А56-62747/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62747/2021
Истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N359 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, ООО "КОРПОРАЦИЯ ВИТ", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", СПБ ГБУ СОН "КОМЛЕКСННЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", ФГУП "Почта России"
Третье лицо: Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений СПб, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт-Петербурга", Санкт-петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга"