город Омск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А70-15176/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14275/2023) общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2023 по делу N А70-15176/2023 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (ИНН 7453011758, ОГРН 1027402893418, адрес: 450057, город Уфа, улица Цюрупы, дом 16) к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ИНН 7202029213, ОГРН 1027200857980, адрес: 625002, город Тюмень, улица Орджоникидзе, 24) и Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568624, ИНН 7202074495, адрес: 625027, город Тюмень, улица Киевская, дом 60а) о признании недействительными решений от 26.04.2023 N 14-08-005125/23, от 25.09.2023 N 45-06-001328/23 об отказе в установлении частного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:13406, площадью 5 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Чекистов, для размещения информационного табло (стеллы) АЗС ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт",
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - Шорохова Виктория Николаевна по доверенности от 18.10.2022 N 97 сроком действия до 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее - Департамент земельных отношений и градостроительства), Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта) о признании недействительными решений от 26.04.2023 N 14-08-005125/23, от 25.09.2023 N 45-06-001328/23 об отказе в установлении частного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:13406, площадью 5 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Чекистов, для размещения информационного табло (стеллы) АЗС ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт",
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2023 по делу N А70-15176/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сарина И.В. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что вывод суда о том, что информационное табло (стела) не является объектом дорожного сервиса, является ошибочными и не соответствует фактическим обстоятельствам. Настаивает на том, что размещение информационного табло (стелы) АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге обеспечивает безопасность дорожного движения и информирует о приближении к АЗС, является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов. Общество считает формальным и недоказанным вывод суда о невозможности использования земельного участка по его целевому назначению при установке информационного табло (стелы) площадью 5 кв.м,
Департамент земельных отношений и градостроительства и Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта представили отзывы на апелляционную жалобу.
Департамент земельных отношений и градостроительства, ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, установил следующие обстоятельства.
ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" на праве собственности принадлежат автозаправочная станция и земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221004:140 под АЗС, расположенные по адресу: г.Тюмень, ул. Чекистов, 316, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.08.2016 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.05.2017.
Из пояснений заявителя следует, что в целях информирования потребителей по пути следования к месту нахождении автозаправочной станции о наличии АЗС, видах, марках и ценах на топливо, реализуемого на АЗС, Общество обратилось в Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта с просьбой заключить соглашение об установлении права ограниченного пользования в отношении части земельного участка площадью 5 кв.м, входящего в границы земельного участка общей площадью 208 179 кв.м, кадастровый номер 72:23:0000000:13406, по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Чекистов, 316. Цель установления сервитута: размещение информационного табло (стелы) для обеспечения деятельности объекта дорожного сервиса. Срок установления сервитута: 49 лет.
Обращение Общества было перенаправлено в Департамент имущественных отношений Тюменской области и Департамент земельных отношений и градостроительства (письмо от 27.03.2023 N 45-08-000991/23).
В письме от 24.04.2023 N 07004/15-1 Департамент имущественных отношений Тюменской области сообщил об отсутствии у него полномочий по заключению соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:13406.
Письмом от 26.04.2023 N 14-08-005125/23 Департамент земельных отношений и градостроительства отказал Обществу в заключении соглашения об установлении сервитута, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги и размещение на нем информационного табло (стелы) не соответствует целям установления сервитута, предусмотренным положениями статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
07.09.2023 заявитель повторно направил в Департамент дорожной инфраструктуры транспорта заявление о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:13406.
Согласно полученному ответу, изложенному в письме N 45-06-001328/23 от 25.09.2023, следует вывод уполномоченного органа об отсутствии доказательств, подтверждающих принадлежность информационного табло (стеллы) к объектам дорожного сервиса.
Полагая, что отказы Департаментом в установлении частного сервитута в отношении части земельного участка нарушают права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
02.11.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
Согласно пункту 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Вещным правом наряду с правом собственности, в частности, является сервитут (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пункта 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (абзац второй пункта 1 статьи 274 ГК РФ).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 39.23 ЗК РФ заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 названного кодекса.
Так, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута (пункт 1 статьи 39.26 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в случае, если установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Пункт 19 статьи 23 ЗК РФ предусматривает, что случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом N 257-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Под объектами дорожного сервиса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13 статьей 3 Закона N 257-ФЗ).
Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьей 3 Закона N 257-ФЗ).
Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьей 3 Закона N 257-ФЗ).
Часть 1 статьи 25 Закона N 257-ФЗ предусматривает, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Пункт 6 части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ предусматривает, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
В свою очередь, часть 4 статьи 25 Закона N 257-ФЗ устанавливает, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута (часть 4.1 указанной статьи).
Сервитуты, установленные в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, за исключением сервитутов, установленных на срок менее чем один год, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей, осуществляется на основании заявлений лиц, в интересах которых установлены такие сервитуты (часть 4.14 указанной статьи).
Из вышеуказанных норм права следует, что возможность использования юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута предусмотрена законом.
При этом, запрещается установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара (пункт 2 статьи 3 Закона N 38-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Часть 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1).
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221004:140 и АЗС по адресу: г.Тюмень, ул. Чекистов, 316, обратилось в Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта с просьбой заключить соглашение об установлении права ограниченного пользования в отношении части земельного участка площадью 5 кв.м, входящего в границы земельного участка общей площадью 208 179 кв.м, кадастровый номер 72:23:0000000:13406, по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Чекистов, 316 в целях информирования потребителей о местонахождении автозаправочной станции, о видах, марках и ценах на топливо, реализуемого на АЗС.
Оценивая материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что испрашиваемое предоставление сервитута в отношении части земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги преследует своей целью размещение рекламной конструкции, а не информационного табло, так как направлено привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, продвижение на рынке.
При этом, процедура предоставления земельного участка в целях размещения рекламы не соблюдена: спорный участок не включен схему размещения рекламных конструкций, соответствующие торги не проводились, что исключает возможность заключения сервитута под размещение рекламной конструкции.
Доводы ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", что планируемое к размещению на участке информационное табло о размещении АЗС устанавливается в целях информирования наравне с дорожным знаком 7.3. "Автозаправочная станция" являются ошибочными.
Как следует из раздела 7 "Знаки сервиса" Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.10.1993 N 1090, перечень знаков сервиса является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
При этом, как было выше сказано, запрещается установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности (пункт 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ).
По мнению заявителя, испрашиваемый им сервитут предназначен для размещения в границах полос отвода автомобильных дорог объектов дорожного сервиса (часть 4.1 25 Закона N 257-ФЗ). Информационное табло (стела) относится к объектам дорожного сервиса и его размещение в полосе отвода автомобильной дороги при въезде на территорию автозаправочной станции либо в непосредственной близости от нее является исполнением требований соответствующих нормативных правовых актов о своевременном предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Заблаговременное информирование клиентов о том, что по пути следования находится АЗС, является определенной услугой потребителям, непосредственно связанной с деятельностью АЗС, что позволяет клиентам определить свою потребность в данной услуге и произвести безопасный маневр.
По мнению Общества, данная стела должна быть установлена во исполнение положений пунктов 5.1, 5.4 ГОСТ Р 58404-2019, статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" для обеспечения информацией о товаре (работах, услугах) и его стоимости участников дорожного движения.
Однако, названные нормы прав обязывают донести указанную информацию исключительно для потребителей, что предполагает ее размещение на территории АЗС, а не на дороге общего пользования.
Таким образом, как обоснованно указывают заинтересованные лица, предполагаемое к строительству табло не соответствует понятию объектов дорожного сервиса как зданий, строений, сооружений, иных объектов, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13 статьей 3 Закона N 257-ФЗ).
Кроме того, как было правомерно указано судом первой инстанции, требования статьи 274 ГК РФ об установлении сервитута предполагают, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Следовательно, закон ограничивает возможность установления сервитута в случае, если он препятствует собственнику в использовании земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Проектом планировки территории планировочного района N 8 - Антипинский (ул. Монтажников - общегородская магистраль - озеро Песьяное - граница населенного пункта - железная дорога на Тобольск - Транссибирская магистраль), утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 6 (далее - Проект планировки), часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:13406, испрашиваемая для размещения информационного табло (стелы), входит в границы улично-дорожной сети, являющейся элементом планировочной структуры. Размещение объектов дорожного сервиса на указанном земельном участке Проектом планировки не предусмотрено
Генеральным планом городского округа город Тюмень, утверждённым решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9, на испрашиваемой части вышеуказанного земельного участка предусмотрено размещение велосипедной дорожки, являющейся конструктивно отделенным от проезжей части и тротуара элементом дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0000000:13406 предоставлен Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г.Тюмени в постоянное (бессрочное) пользование для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур: "Реконструкция автомобильной дороги по ул.Чекистов на участке от ул. 50 лет Октября до ул. Стартовая".
В соответствии с муниципальным контрактом от 24.08.2015 N 04000.15.028 на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги по ул. Чекистов на участке от ул. 50 лет Октября до ул. Стартовая в г. Тюмени" предусмотрено увеличение геометрических параметров автомобильной дороги, в том числе, с устройством тротуаров, остановочных пунктов и других элементов обустройства автомобильной дороги.
Таким образом, установление сервитута для размещения конструкции фактически приведет к невозможности использовать земельный участок с кадастровым номером 72:23:0000000:13406 в соответствии с его разрешенным использованием.
Правовая позиция, согласно которой не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием отражена в пункте 8 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017.
Утверждение подателя жалобы о формальности и недоказанности вывода суда о невозможности использования земельного участка по его целевому назначению при установке конструкции, опровергается вышеуказанными материалами. При этом Проект планировки, утвержденный Тюменской городской Думы, генеральный план городского округа опубликованы в сети "Интернет" и представлены в свободном доступе.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2023 по делу N А70-15176/2023 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 04.12.2023 N 51665.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15176/2023
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Третье лицо: департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени