г. Владимир |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А43-20031/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2022 по делу N А43-20031/2022, по иску публичного акционерного общества "Т плюс" (ИНН: 6315376946; ОГРН: 1056315070350) к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (ИНН: 5249022227; ОГРН: 1025201764345) муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 2" (ИНН: 5249054317; ОГРН: 1025201751871), муниципальному бюджетному учреждению "Центр обслуживания получателей бюджетных средств - образовательных учреждений" (ИНН: 5249083614; ОГРН: 1065249064957), обществу с ограниченной ответственностью "Дзержинская управляющая компания" (ИНН: 5249135132; ОГРН: 1145249004010) о взыскании 401 241 руб. 41 коп
при участии представителей:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика (Комитета) - Антонова А.Е., по доверенности от 21.03.2022 N 150-170765/22 сроком действия один год, представлен диплом 105204 0023498 от 13.07.2018;
о третьих лиц - представителя не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", Теплоснабжающая Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании:
- с комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - Комитет) 75 082 руб. 87 коп. задолженности за установку приборов учета тепловой энергии на объектах, расположенных по адресам: Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Клюквина, д. 6; Нижегородская область, г.Дзержинск, пр. Ленина, д. 84; Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Октябрьская, д. 24А; Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Черняховского, д. 18; Нижегородская область, г.Дзержинск, п. Бабушкино, ул. Овощная, д. 8;
- с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2" (далее - МБДОУ "Детский сад N2") 150 265 руб. 52 коп. задолженности за установку приборов учета тепловой энергии на объекте, расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Гайдара, д. 36 А;
- с муниципального бюджетного учреждения "Центр обслуживания получателей бюджетных средств - образовательных учреждений" (далее - МБУ "Центр обслуживания получателей бюджетных средств - образовательных учреждений") 167 010 руб. 55 коп. задолженности за установку приборов учета тепловой энергии на объекте, расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Галкина, д. 5А;
- с общества с ограниченной ответственностью "Дзержинская управляющая компания" 8 882 руб. 47 коп. задолженности за установку приборов учета тепловой энергии на объекте, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Попова, д. 14.
Решением от 07.10.2022 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой в Первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований в отношении Комитета на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что судом неправомерно взысканы денежные средства за установку приборов учета, отнесенные законодательством РФ к расходам на содержание общего имущества и оплачиваемые нанимателями муниципальных помещений.
Кроме того, апеллянт указал, что в нарушение пунктов 38, 39, 44, 62 Постановления Правительства от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" судом не устанавливалось соответствие установки и ввода прибора учета требованиям законодательства, в том числе наличие проекта узла учета, место установки ПУ, соответствие ПУ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от истца, иных ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно постановлению Администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 06.11.2013 N4451 "Об утверждении Схемы теплоснабжения городского округа г. Дзержинск с учетом перспективного развития до 2026" (в ред. от 19.01.2015 N33) ОАО "Волжская ТГК" приобрело статус единой теплоснабжающей организации в г. Дзержинске с 01.01.2015.
С 15.06.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о смене наименования юридического лица с ОАО "Волжская ТГК" на ПАО "Т Плюс".
Таким образом, истец является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Дзержинска Нижегородской области в соответствии с указанным постановлением Администрации г. Дзержинска, а также решениями РСТ Нижегородской области.
Согласно представленных в материалы дела выписок из ЕГРП спорные помещения, расположенные по адресам: Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Клюквина, д. 6; Нижегородская область, г.Дзержинск, пр. Ленина, д. 84; Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Октябрьская, д. 24 А; Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Черняховского, д. 18; Нижегородская область, г.Дзержинск, п. Бабушкино, ул. Овощная, д. 8, находились в собственности городского округа город Дзержинск;
В соответствии с договорами социального найма: от 10.12.2019 N924 -жилое помещение (кв. 13), расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Клюквина, д. 6, передано в социальный найм Разину С.В.; от 26.08.2019 N 571 - жилое помещение (кв. 10), расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Черняховского, д. 18, передано в социальный найм Популовой Е.В.; от 10.10.2017 N324 - жилое помещение (кв. 14), расположенное по адресу: Нижегородская область, п.Бабушкино, ул. Овощная, д. 18, передано в социальный найм Багаевой А.А.
Поскольку собственниками объектов не были установлены приборы учета тепловой энергии, истцом с привлечением подрядной организации во исполнение своих обязательств и требований Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ установлены приборы учета тепловой энергии в вышеуказанных объектах.
Истец в рамках договора подряда на выполнение работ по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя от 27.02.2020 N7000-FA051/02-010/0062-2020 нес соответствующие расходы, что подтверждается представленным в материалы дела документами (акты выполненных работ по форме КС-2, акты ввода узла учета в эксплуатацию).
В связи с чем у Комитета согласно расчету истца образовалась задолженность за установку приборов учета тепловой энергии.
Поскольку Космитет свои обязательства по оплате расходов на принудительную установку приборов учета не исполнили, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 названной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно пункту 38(1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в МКД до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом коллективный (общедомовой) прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлен, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Статьями 210 и 249 ГК РФ определено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник (в том числе, участник общей собственности), если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 Правил N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В пунктах 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учитывая вышеизложенное, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
В соответствии с постановлением Городской думы города Дзержинска Нижегородской области от 18.12.2008 N 417 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дзержинска Нижегородской области" Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - КУМИ) является самостоятельным структурным подразделением администрации города, имеющим статус юридического лица, создан на основании Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" решением Дзержинского городского Совета народных депутатов Горьковской области от 24 октября 1991 года.
В силу пункта 2 Положения КУМИ является органом, осуществляющим от имени населения города права собственника в отношении муниципального имущества.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дзержинска Нижегородской области является самостоятельным лицом, выступающим от имени собственника спорного муниципального имущества.
Из материалов дела усматривается, что собственники помещений многоквартирных домов не исполнили обязанность, предусмотренную в статье 13 Закона N 261.
Факт несения ПАО "Т Плюс" расходов на установку приборов учета тепловой энергии на спорном объекте, подтверждается представленными истцом в материалы дела документами.
Спорные приборы учета смонтированы и введены в эксплуатацию, о чем составлены акт ввода в эксплуатацию узла (прибора учета) тепловой энергии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Комитете доказательств оплаты долга не представил.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт несения Теплоснабжающей Компанией расходов на установку ОДПУ в МКД, принадлежность помещений муниципальному образованию - городу Дзержинску, признав надлежащим ответчиком Комитет в части своих обязательств, проверив расчет задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца к Комитету.
Довод Комитета о том, что он не является надлежащим ответчиком по требованиям истца, подлежит отклонению, поскольку на момент установки приборов учета спорные помещения находились в муниципальной собственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела содержат достаточные доказательства установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ.
Согласно пунктам 3, 67 - 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии является документом, оформляющим процедуру "ввода в эксплуатацию узла учета" - процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и вышеприведенные нормы закона, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При проверке обоснованности доводов заявителя апелляционной жалобы коллегия судей не установила оснований для иных выводов по существу спора. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2022 по делу N А43-20031/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20031/2022
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 2", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ", ООО "Дзержинская управляющая компания", ПАО "Т Плюс"