город Омск |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А70-19353/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14965/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2022 по делу N А70-19353/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498, адрес 628486 город Когалым, улица Прибалтийская, дом 20) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55) о признании незаконным отказа в согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти на объектах, расположенных на территории Средне-Хулымского нефтяного месторождения ТПП "Белоярскнефтегаз" в Ямало-Ненецком автономном округе, изложенного в письме от 24.06.2022 исх. N03/2-13262,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" - Шадрин Михаил Аркадьевич, технический специалист по доверенности от 19.10.2022 N 344/22 сроком действия до 31.12.2022, Маганов Арслан Валерьевич по доверенности от 22.03.2022 N 222/12 сроком действия 31.03.2025,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее-заявитель, общество, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь") обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, Росприроднадзор) о признании незаконным отказа в согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти на объектах, расположенных на территории Средне-Хулымского нефтяного месторождения ТПП "Белоярскнефтегаз" в Ямало-Ненецком автономном округе, изложенного в письме от 24.06.2022 исх. N 03/2-13262.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2022 по делу N А70-19353/2022 заявленные требования удовлетворены.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель указал, что основанием для принятия Управлением оспариваемого отказа является необходимость отдельного выделения линейной части трубопроводов от частей трубопроводов, в местах нахождения которых осуществляются переходы через водные преграды, с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей мест расположения объекта для разработки плана; позиция Управления основана на позиции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которая содержится в презентации, направленной в территориальный орган с поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.04.2022 N РН-09-05-31/10375, письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.04.2022 N РН-09-05-34/9147. Заинтересованное лицо отмечает, что не может принимать решения, отличные от позиции центрального аппарата Росприроднадзора.
В письменном отзыве на жалобу общество просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в Северо - Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора о согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти на объектах, расположенных на территории Средне-Хулымского нефтяного месторождения ТПП "Белоярскнефтегаз" в Ямало - Ненецком автономном округе (далее - ПЛРН).
22.06.2022 ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" получен отказ в согласовании Росприроднадзором ПЛРН, в связи с необходимостью разработки ПЛРН в отношении каждого объекта, а для объектов, указанных в подпункте "е" пункта 7 "Правил организаций мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 2451 от 31.12.2020 (далее - Правила N 2451), разделения трубопроводов на отдельные участки по зонам ответственности эксплуатирующей организации.
Полагая отказ не основанным на законе, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Требование заявителя удовлетворено судом первой инстанции, с чем Росприроднадзор не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с Методическими рекомендациями по согласованию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.03.2021 N 102 (с целью реализации пунктов 6-8 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)), государственная услуга по согласованию планов предоставляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальными органами.
В силу пункта 4 статьи 46 Закона N 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Росприроднадзор в качестве оснований отказа указал на необходимость разработки ПЛРН в отношении каждого объекта, а для объектов, указанных в подпункте "е" пункта 7 Правил N 2451, на необходимость разделения трубопроводов на отдельные участки по зонам ответственности эксплуатирующей организации.
При этом в оспариваемом отказе заинтересованным лицом не обоснована необходимость разработки ПЛРН отдельно на конкретные объекты.
Как верно отмечено судом первой инстанции, Правила N 2451 не устанавливают требования разработки ПЛРН в отношении одного или совокупности объектов. Указанные правила устанавливают лишь критерии объектов, эксплуатация которых невозможна без включения их в ПЛРН.
Промышленная безопасность объектов, мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах осуществляется предприятием исходя из технологических процессов, конструктивной и/или технологической взаимосвязи объектов, в связи с чем разработка их регламентирующих документов должна осуществляться предприятием также с учетом технологических процессов согласно Правилам безопасности нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила N 534).
В соответствии с пунктом 32 Правил N 534 допускается разрабатывать технологический регламент на опасный производственный объект в целом или на группу опасных производственных объектах, если они являются составной частью единого технологического комплекса.
На каждый объект разрабатывается план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (пункт 6 Правил N 534).
Согласно Положению о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437 (далее - Положение N 1437), в случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий (пункт 4 Положения N 1437).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеприведенными нормами прямо допускается разработка единого документа и установлено право эксплуатирующей организации определять группу объектов или объект, на которые разрабатывается такой документ, с учетом производственно-технологических процессов, а также территориального расположения объектов.
Разделом 3 Правил N 2451, на которые указывает Росприроднадзор в своем отказе, установлено, что ПЛРН должен содержать информацию:
- об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами (в данном случае операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами, включают в себя информацию о составе всех объектов, участвующих в производственном, технологическом процессе добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти);
- сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов (потенциальные источники в данном случае - это также все объекты нефтедобычи, задействованные при операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами; их потенциальность, как источника разлива нефти, обосновывается возможностью причин и факторов, способствующих возникновению разливов нефти исходя из их функционального назначения в процессе добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти);
- прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (к прогнозируемым зонам в данном случае относятся места расположения всех потенциальных источников разливов нефти и нефтепродуктов, то есть объектов нефтедобычи, задействованных при операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами);
- перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов (одним из первоочередных действий при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов является остановка технологических процессов по добыче, перекачке, приему и отпуску нефти, принятие первичных мер по уменьшению (устранению) выхода нефти).
Таким образом, сведения, которые должны содержаться в ПЛРН, также связаны именно с технологическим процессом нефтедобычи, от которого зависит последовательность мероприятий и, соответственно, слаженность действий при предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Подпунктом "ж" пункта 5 раздела 3 Правил N 2451 установлено, что расчет достаточности средств и сил осуществляется в ПЛРН исходя из максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов по объектам и их критериям, определенным в пунктах 4,7 Правил N 2451.
Состав и порядок действий сил и средств, о которых указано в подпункте "з" пункта 5 раздела 3 Правил N 2451, обосновывают готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Именно готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является основной задачей при разработке ПЛРН на всей территории месторождения, с учетом всех расположенных там объектов.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 2451 работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, относятся к видам аварийно-спасательных работ.
Согласно Федеральному закону от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) готовность к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов определяется формированием аварийно-спасательных служб.
Состав и структура аварийно-спасательных служб определяется самостоятельно организацией (статья 8 Федерального закона N 151-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" формирование аварийно-спасательных служб осуществляется организацией с учетом обеспечения поддержания в постоянной готовности личного состава, а также специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов к проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, с учетом обеспечения постоянной связи и передачи информации о проводимой работе по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что порядок определения границ зон чрезвычайной ситуации определяется при установлении объектов уровня реагирования - самостоятельно руководителем организации.
Таким образом, с учетом названных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что способ выполнения обязательного требования по разработке ПЛРН (посредством разработки единого или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы и пояснения заявителя, установил, что ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", как юридическим лицом, являющимся эксплуатирующей организацией, разработан ПЛРН ТПП "Белоярскнефтегаз" исходя из: основных операций технологического процесса добычи нефти по Средне-Хулымскому месторождению; территориальной расположенности объектов нефтедобычи на территории Средне-Зулымского месторождения, включая потенциальные источники разлива нефти; дислокации и территориального расположения созданных и действующих аварийно-спасательных служб именно на территории Средне-Хулымского месторождения; расчета достаточности средств и сил исходя из максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов по объектам Средне - Хулымского месторождения.
Обоснованность разработки ПЛРН по объектам Средне-Хулымского месторождения ТПП "Белоярскнефтегаз" подтверждаются следующим.
Добыча нефти на Средне-Хулымском месторождении ТПП "Белоярскнефтегаз" осуществляется в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения, утвержденной Протоколом ЦКР Роснедра от 09.08.2007 N 4052 (далее - Технологическая схема), которая в соответствии с положениями РД 153-39-007-96 "Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений", утвержденным Минтопэнерго России 23.09.1996, определяет систему и технологии промышленной разработки, в том числе технологические процессы, связанные с добычей нефти.
Согласно Технологической схеме по Средне-Хулымскому месторождению принята система добычи нефти, объекты нефтедобычи Средне-Хулымского месторождения технологически взаимосвязаны между собой в производственно - технологическом процессе.
Весь технологический процесс по системе объектов осуществляется в одном районе - Надымском районе ЯНАО, на одном месторождении - Средне - Хулымском нефтяном месторождении.
Технологическая связанность объектов Средне-Хулымского месторождения и их расположение подтверждается также обзорной схемой расположения объектов ТПП "Белоярскнефтегаз" к ПЛРН (страница 18 ПЛРН).
ПЛРН ТПП "Белоярскнефтегаз", как и предусмотрено разделом 3 Правил N 2451, содержит:
- сведения о всех потенциальных источниках разливов нефти, к которым относятся объекты нефтедобычи. К ним отнесены: резервуары хранения нефти, добывающие нефтяные скважины, промысловые и межпромысловые нефтепроводы, емкостное технологическое оборудование, технологические аппараты (страницы 24, 25 ПЛРН). (Добывающие нефтяные скважины предназначены для извлечения из залежи нефтесодержащей жидкости, нефтяного и природного газа, газоконденсата, которые после извлечения транспортируются по промысловым трубопроводам до установки подготовки нефти (УПН), а затем по межпромысловым трубопроводам до узла учета нефти. Емкостное технологическое оборудование (технологические аппараты) технологически связано с УПН - табл. 9 на странице 24 ПЛРН);
- информацию по всем объектам Средне-Хулымского нефтяного месторождения ТПП "Белоярскнефтегаз", а именно полные их характеристики (наименование, вид, индивидуальные особенности по размеру, протяженности, диаметру, объем добываемого и /или проходящего вещества), с информацией об их пересечении водных объектов (страница 19-24 ПЛРН);
- расчет максимального объема разлива нефти с учетом всех возможных аварий на объектах ТПП "Белоярскнефтегаз" в ЯНАО, которые выполнены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451, с разграничением на фонд действующих скважин, действующих промысловых и межпромысловых трубопроводов, УПН, а также объемов разливов нефти при авариях по каждому из них, в том числе с прогнозируемыми зонами распространения разливов нефти при авариях на переходах нефтепроводов через водные преграды (страница 40 ПЛРН);
- состав и порядок действий сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых для ликвидации разливов нефти, и территориально закрепленных за Надымским районом, где расположено Средне-Хулымское нефтяное месторождение (страница 90 - 93 ПЛРН). Состав и порядок действий аварийно - спасательных сил рассчитан исходя из максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов по объектам Средне-Хулымского месторождения.
Согласно ПЛРН такими аварийно-спасательными службами являются: ПАСФ Нижневартовского центра "ЭКОСПАС" - филиала АО "ЦАСЭО", ООО "Пожарная охрана", бригады скорой медицинской помощи Надымского района ЯНАО, авиамедицинские бригады и бригады медицинской спасательной службы (службы медицины катастроф) ЯНАО, ООО "ЧОО "Охрана Регион-Урал Н".
Закрепление указанных аварийно-спасательных служб за Средне-Хулымским нефтяным месторождением подтверждается договорами на оказание услуг от 27.02.2019 N 19R0502, от 18.03.2021 N 21R0566.
В соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно - спасательных формирований" в ТПП "Белоярскнефтегаз" приказом ТПП "Белоярскнефтегаз" от 01.09.2021 N 16 утверждена аварийно-спасательная группа с зоной ответственности за Средне-Хулымским нефтяным месторождением, с ее дислокацией в ЦДНГ "Средне-Хулымский" на территории Надымского района Ямало - Ненецкого автономного округа (приложение N 2 к приказу от 01.09.2021 N 16).
В данном случае дислокация и территориальное расположение созданных и действующих аварийно-спасательных служб подтверждают обоснованность разработки ПЛРН именно на Средне-Хулымское нефтяном месторождении в целом.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что обществом обоснованно разработан ПЛРН именно по Средне-Хулымскому месторождению, территориально расположенному в одном районе, имеющему объектно связанный технологический процесс по добыче углеводородного сырья, а также территориальную дислокацию и формирование аварийно - спасательных служб по готовности к ликвидации максимально возможных разливов нефти именно на его территории.
Ссылки Росприроднадзора на сведения, которые содержатся в презентации, направленной в территориальный орган с поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.04.2022 N РН-09-05-31/10375, в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.04.2022 N РН-09-05-34/914, не принимаются апелляционным судом, поскольку указанные рекомендации не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению, что подтверждено со стороны Управления.
Удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об обратном отклоняются ввиду того, что основаны на неправильном толковании норм права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения заинтересованного лица от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2022 по делу N А70-19353/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19353/2022
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования