г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-114535/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-114535/20 по иску Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы к ООО "Медако", третьи лица: 1) Управление Росреестра по городу Москве, 2) Комитет государственного строительного надзора города Москвы, 3) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, 4) Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы о признании объекта самовольной постройкой, об обязании снести самовольную постройку, о признании зарегистрированного права собственности отсутствующим,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца 1: Калиникова Е.А. по доверенности от 09.12.2022;
от истца 2: Калиникова Е.А. по доверенности от 07.07.2022;
от ответчика: Елисеев А.И. по протоколу N 1/2022 от 15.12.2022;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Медако" о признании здания общей площадью 1 434, 3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, самовольной постройкой, об обязании снести здание по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления в законную силу, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующем возложением на ООО "Медако" всех расходов, о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности ООО "Медако" на здание общей площадью 1 434, 3 кв. м с кадастровым номером 77:04:0004001:1142 по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004001:1001 по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 25, стр. 1, от здания общей площадью 1 434, 3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство с последующим возложением всех расходов на ООО "Медако" (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истцов в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, стр. 1 выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 11.03.2020 N 9041428/1 установлено, что указанный земельный участок общей площадью 2 432 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0004001:1001 предоставлен ООО "Медако" по договору аренды от 06.08.2009 N М-04-034269 сроком по 15.05.2056 для целей эксплуатации административного здания.
Согласно п. 1.4 договора аренды земельного участка от 06.08.2009 N М-04- 034269 на участке расположено одноэтажное здание.
По данным ГБУ МосгорБТИ на указанном земельном участке расположено одноэтажное здание площадью 1 434, 3 кв.м., 1917 года постройки.
В ходе обследования Госинспекцией по недвижимости, установлено, что на земельном участке по адресу: г. Москва ул. Юных Ленинцев, д. 25 расположено двухэтажное здание.
Как указали истцы, без оформления разрешительной документации проведена реконструкция путем надстройки второго этажа площадью 733,1 кв.м.
В технической документации ГБУ МосгорБТИ надстройка не учтена.
Здание (общая этажность - 1) общей площадью 1434,3 кв.м, поставлено на государственный кадастровый учет от 25.05.2012 N 77:04:0004001:1142, право собственности зарегистрировано ООО "Медако" (запись ЕГРН от 26.04.2007 N 77-77-09/016/2007-987).
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование иска истцы указали следующее: земельный участок под цели строительства (реконструкции) капитального объекта не предоставлялся, разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод капитального объекта в эксплуатацию не оформлялись, принимая во внимание результаты судебной экспертизы, установившей, что фактически было осуществлено новое строительство, здание общей площадью 1 434, 3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, обладает признаками самовольного строительства; ввиду наличия признаков самовольного строительства, надстройка площадью 733, 1 кв.м. здания, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 и в установленном порядке включено в приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под номером 2181; земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, стр. 1 находится в собственности субъекта РФ - города Москвы (не разграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"); зарегистрированное право собственности ответчика на самовольно возведенную постройку нарушает права истца, как лица, в силу закона правомочного от имени собственника распоряжаться земельным участком, на котором расположена данная постройка.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Таким образом, возведение объекта без разрешения на строительство капитальных строений на земельном участке, не отведенном для этих целей, не может служить основанием для приобретения права собственности на недвижимость в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. п. 22 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Для применения последствий самовольности занятия участка и возложения обязанности снести незаконные строения на нем, истцу необходимо доказать, что то лицо, к которому это требование предъявляется, произвело постройку либо владеет и пользуется самовольным строением.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Таким образом, истцы полагают, что возведенные ответчиками пристройки, обладают признаками самовольной постройки, установленными ст. 222 Гражданского кодекса РФ, и подлежат демонтажу.
В рамках рассмотрения настоящего дела, в суде первой инстанции была проведена строительно-техническая экспертиза, по следующим вопросам:
1) В результате каких строительных работ (реконструкция, новое строительство) произошли изменения параметров с 726, 3 кв.м. до 1 434, 3 кв.м. здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25?
2) Какие помещения и какой площадью возведены в результате проведенных строительных работ в здании по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25?
3) В результате произведенных работ изменились ли индивидуально-определённые признаки (высота, площадь, этажность, площадь застройки, объем) здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25?
4) Возможно ли технически приведение здания по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 в первоначальное состояние в соответствии с документами технического учета по состоянию на 22.06.1992 и какие мероприятия необходимо предпринять для его приведения?
5) Соответствует ли здание площадью 1 434, 3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 строительным и градостроительным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности, экологическим, гигиеническим, санитарноэпидемиологическим нормам и правилам, требованиям доступности здания для маломобильных групп населения, а также допущены ли при проведении строительных работ в здании, нарушения градостроительных и строительных норм и правил?
6) Создает ли угрозу жизни и здоровью граждан здание площадью 1 434, 3 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25?
В материалы дела поступило экспертное заключение, согласно выводам которого:
1) Изменения параметров с 726, 3 кв.м. до 1 434, 3 кв.м. здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 произошли в результате нового строительства.
2) В результате проведенных строительных работ в здании по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 возведены помещение 1 этажа площадью 701, 2 кв.м., помещение 2 этажа (чердак по документации БТИ) площадью 733,1 кв.м.
3) В результате произведенных работ изменились следующие индивидуально-определённые признаки объекта по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25: увеличилась этажность на 2 этажа, увеличилась общая площадь на 1 434, 3 кв.м., увеличилась высота на 6,45 м, увеличился строительный объем на 5 434 куб.м., увеличилась площадь застройки на 846,9 кв.м.
4) Ввиду того, что объект возник в результате нового строительства, путем возведения нового объекта капитального строительства, на месте существовавшего ранее здания, технически привести здание по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 в первоначальное состояние в соответствии с документами технического учета по состоянию на 22.06.1992 не представляется возможным.
5) Здание площадью 1 434, 3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности, а также при проведении строительных работ в здании не допущено нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
6) Здание площадью 1 434, 3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25 не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд первой инстанции, оценив экспертное заключение, пришел к выводу о том, что экспертом в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные статьей 8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ.
Вывод в заключении эксперта сформулирован последним на основании надлежащего исследования объекта, необходимого для дачи заключения.
Между тем, суд первой инстанции установил, что в рамках рассмотрения настоящего дела, рассматриваемый объект не обладает признаками самовольной постройки, установленными ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Также, в рамках рассмотрения настоящего спора ответчиком было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, рассмотрев указанное ходатайство, суд первой инстанции, с учетом всех обстоятельств, касающихся пропуском заявителя срока исковой давности на подачу иска в суд, пришел к выводу, что истцом пропущен срок давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В этом случае, суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как указал суд первой инстанции, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, здание, являющееся объектом капитального строительства, соответствует градостроительным и строительным нормативам и правилам; здание угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Оснований полагать, что ответчик при возведении спорных объектов стремился извлечь выгоду из недобросовестного поведения либо допустил злоупотребление правом в иной форме, у суда апелляционной инстанции также не имеется.
В настоящее время ООО "Медако" является собственником нежилого здания общей площадью 1434,3 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0004001:1142 по адресу: город Москва, улица Юных Ленинцев, дом 25.
Согласно справке N 15/40 от 15.01.2013 об идентификации адреса объекта (здания, строения, сооружения), зарегистрированного в Адресном реестре, выданной ГБУ МосгорБТИ, нежилое здание по адресу: ул. Юных Ленинцев, дом 25, строение 1 и нежилое здание по адресу: ул. Юных Ленинцев, дом 25, являются одним и тем же объектов, официальным адресом объекта является адрес: ул. Юных Ленинцев, дом 25, зарегистрированным в адресном реестре 01.11.2004, регистрационный N 4006833, на основании распоряжения Префекта (Префектуры) административного округа от 21.10.2004 N 2471 (т. 2 л.д. 26, т. 5 л.д. 5, т. 6 л.д. 49).
Технические характеристики и состояние здания отражены в техническом паспорте от 31.10.2012 (т.5 л.д. 22-29, т. 6 л.д. 22-29), экспликации от 20.11.2012 (т. 5 л.д. 30-34, т. 6 л.д. 26-28), поэтажном плане по состоянию на 31.10.2012 (т. 5 л.д. 35-36, т.6 л.д. 29-30), выписке из технического паспорта на здание (строение) от 29.09.2000 (т. 5 л.д. 3), справке БТИ о состоянии здания от 29.09.2000 (т. 5 л.д. 4), выданным Юго-Восточным ТБТИ г. Москвы.
Также техническое состояние здания отражено в заключении эксперта от 01.02.2022 N 3947/19-3-21 по проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизе (т.8 л.д. 65-66).
Указанное здание принадлежит ООО "Медако" (покупатель) на основании договора купли-продажи N 02-08-357 от 28.03.2007, заключенным с региональным общественным фондом "ЗАМЗАМ" (продавец) (т. 2 л.д. 27, т. 5 л.д. 51-54).
Право собственности регионального общественного фонда "ЗАМЗАМ" на здание общей площадью 1504,8 кв.м. было подтверждено свидетельством серии 77АД 284611 от 23.03.2007 Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-01/00-001/1998-50150 от 31.12.1998 (т. 5 л.д. 45).
Согласно пункту 1.1 указанного договора, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, продавец (региональный общественный фонд "ЗАМЗАМ") обязуется передать принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание общей площадью 1504,8 кв.м., расположенное по адресу: город Москва, улица Юных Ленинцев, дом 25, строение 1, а покупатель (ООО "Медако") обязуется принять здание и уплатить за него цену, указанную в п. 2.1 настоящего договору.
Здание фактически передано по акту приема-передачи от 28.03.2007 года (т. 2 л.д. 31).
Право собственности ООО "Медако" на указанное здание общей площадью 1 504,8 кв.м. зарегистрировано 26.04.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987, о чем этим Управлением выдано свидетельство от 26.04.2007 серии 77АД 390863 (т. 2 л.д. 32, т. 5 л.д. 6).
В последующем право собственности ООО "Медако" на указанное здание было подтверждено:
-на здание общей площадью 1531,2 кв.м. - свидетельством серии 77АЖ 341279 от 15.10.2007 Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007 (т. 5 л.д. 9, т. 6 л.д. 11).
Технические характеристики и состояние здания отражены в техническом паспорте на здание общей площадью 1531,2 кв.м. от 09.12.2006 с экспликацией и поэтажном плане, выданным ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (т. 6 л.д. 15-21);
-на задние общей площадью 1502,2 кв.м. - свидетельством серии 77АК 341258 от 08.06.2009 Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007.
Технические характеристики и состояние здания общей площадью 1502,2 кв.м. отражены в Техническом паспорте на здание от 07.04.2009 с экспликацией и поэтажном плане, выданным ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (т. 6 л.д. 4);
-на задние общей площадью 1502,2 кв.м. - свидетельством серии 77-АН 299289 от 08.04.2011 Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007;
-на задние общей площадью 1502,2 кв.м. - свидетельством серии 77-АН 300022 от 23.05.2011 Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007;
-на задние общей площадью 1502,2 кв.м. - свидетельством серии 77-АО 619352 от 22.02.2013 Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007;
В дальнейшем право собственности ООО "Медако" на указанное здание общей площадью 1434,3 кв.м. было подтверждено свидетельством серии 77-АО 620787 от 08.04.2013 Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ООО "Медако" на нежилое здание площадью 1434,3 кв.м. по адресу: город Москва, улица Юных Ленинцев, дом 25, кадастровый номер 77:04:0004001:1142, год ввода в эксплуатацию 1917, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные" (выписки из ЕГРН от 16.01.2019 N 77/100/314/2019-275, от 05.12.2019 N 77/100/323/2019-3120, от 31.08.2020 N КУВИ-002/2020-16133026) (т. 2 л.д. 33, 36, 39), а также приложенная к исковому заявлению выписка от 19.05.2015 N 77/019/058/2015-4155, выданная уполномоченному лицу Департамента городского имущества города Москвы Каплуновой Вере Васильевне (т. 1 л.д. 46).
Между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "Медако" заключен долгосрочный договор аренды земельного участка N М-04-034269 от 06.08.2009, кадастровый номер 77604:0004001:1001, государственная регистрация договора аренды произведена 27.11.2009 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве за номером регистрации 77-77-22/023/2009-766 (т. 1 л.д. 49-60, т. 2 л.д. 42-53).
Согласно пункту 1.1. указанного договора аренды предметом договора является земельный участок, именуемый в дальнейшем "Участок", площадью 2432 кв.м., имеющий адресные ориентиры: город Москва, улица Юных Ленинцев, вл. 25, стр.1, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации административного здания.
Передача земельного участка по настоящему договору от арендодателя к арендатору совпадает с моментом возникновения правоотношений по договору.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора аренды договор заключен сроком до 15 мая 2056 года.
Сведения о земельном участке, его нахождении в аренде сроком до 15.06.2056, арендаторе ООО "Медако" содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (выписки из ЕГРН от 16.01.2019 N 77/100/314/2019-274, от 05.12.2019 N 77/100/323/2019-3123, от 31.08.2020 N КУВИ-002/2020-16132306) (т. 2 л.д. 54). Проект границ земельного участка был утвержден распоряжением N 1885 от 08.07.2008 Департамента земельных ресурсов города Москвы (т. 2 л.д. 67).
Согласно п.1 этого распоряжения утвержден проект границ земельного участка (приложение), используемого ООО "Медако" для эксплуатации здания под административные цели, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 25, стр. 1.
В п. 2 этого распоряжения установлено разрешенное использование земельного участка: эксплуатация здания, расположенного на земельном участке с функциональным, строительным и ландшафтным назначением, согласно утвержденному градостроительному зонированию под административные цели. Земельный участок, предназначенный для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В настоящее время земельный участок фактически используется ООО "Медако" для размещения и эксплуатации административного офисного здания.
Согласно пункту 1 распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.07.2009 N 430-04ДЗР "О предоставлении ООО "Медако" в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 25, стр. 1 (Юго-Восточный административный округ города Москвы): принять к сведению, что ООО "Медако" имеет на праве собственности нежилое здание общей площадью 1504,8 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, стр. 1 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 апреля 2007 года N77-77-09/016/2007-987).
В п. 3 этого же распоряжения: предоставить ООО "Медако" в аренду сроком до 15 мая 2056 года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77604:0004001:1001 площадью 2432 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 25, стр. 1, в границах, согласно кадастровому паспорту земельного участка (приложение) для эксплуатации административного здания в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка., государственная регистрация договора аренды произведена 27.11.2009 Управлением Федеральной службы государственной регистрации.
Как отмечено выше, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ООО "Медако" на нежилое здание площадью 1434,3 кв.м.
Согласно сведениям технического учета ГБУ МосгорБТИ, которые отражены в Техническом паспорте от 31.10.2012 (т. 5 л.д. 22-29, т. 6 л.д. 22-29), экспликации от 20.11.2012 (т. 5 л.д. 30-34, т. 6 л.д. 26-28), поэтажном плане по состоянию на 31.10.2012 (т. 5 л.д. 35-36, т. 6 л.д. 29-30), выписке из технического паспорта на здание (строение) от 29.09.2000 (т. 5 л.д. 3), справке БТИ о состоянии здания от 29.09.2000 (т. 5 л.д. 4), выданным Юго-Восточным ТБТИ г. Москвы, указанное здание является одноэтажным с эксплуатируемым чердаком.
Общая площадь здания включает в себя площадь всех помещений в здании, в том числе площадь помещений эксплуатируемого чердачного этажа.
Технические характеристики и состояние здания отражено в заключении эксперта от 01.02.2022 N 3947/19-3-21 по проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизе (т. 8 л.д. 65-66).
Согласно упомянутому распоряжению от 08.07.2009 N 430-04ДЗР (т. 2 л.д. 68-71) и договору аренды N М-04-034269 от 06.08.2009 (т. 1 л.д. 49-60, т.2 л.д.42-53), земельный участок предоставлен ООО "Медако" для эксплуатации всего одноэтажного нежилого здания, общая площадь которого включает площадь помещений первого этажа и площадь помещений эксплуатируемого чердачного этажа.
В настоящее время общая площадь здания не только не увеличилась, а даже уменьшилась в результате учета произведенной внутренней перепланировки, что отражено при государственной регистрации, произведенной с учетом новых обмеров.
Согласно справке от 10.07.2013 N 794-исх (т. 5 л.д. 2) Юго-Восточного территориального бюро технической инвентаризации (ГУП МосгорБТИ), по состоянию на 22.06.1992 общая площадь здания по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 25 составляла 726,3 кв.м.
По результатам обследования 31.10.2012 общая площадь указанного здания составляет 1434,3 кв.м. Общая площадь изменилась в результате учета ранее неучтенной площади чердака, перепланировки помещений 1-го этажа и эксплуатируемого чердачного пространства на основании распоряжения Префекта ЮВАО N 550/8 от 10.06.2008.
Префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы было принято решение от 10.06.2008 N 550/8 о согласовании проведения реконструктивных работ и перепланировки нежилых помещений, расположенных по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 25, стр. 1 (т. 4 л.д. 82, т. 6 л.д. 11).
Выдача указанного решения производилась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП "О порядке оформления и выдачи в режиме "одного окна" документации на проведение работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения, по капитальному ремонту, ремонту и покраске фасадов зданий, строений и сооружений, по благоустройству и использованию территории", пунктом 1.1 которого был утвержден Регламент подготовки и выдачи в режиме "одного окна" решения префектуры административного округа о согласовании проведения работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения (приложение 1), а также в соответствии с распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 21.09.2005 N 1967 "О порядке подготовки, оформления и выдачи в режиме "одного окна" документации на проведение работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения, по капитальному ремонту, ремонту и покраске фасадов зданий, строений и сооружений, по благоустройству и использованию территории", пунктом 1.1 которого был утвержден Регламент подготовки, оформления и выдачи в режиме "одного окна" префектурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы решения префектуры о согласовании проведения работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения, капитальному ремонту, ремонту и покраске фасадов зданий, строений и сооружений" (приложение 1).
Указанные Регламенты требовали предоставления на рассмотрение, среди прочего: копии правоустанавливающего документа на объект, планы этажей на копии плана БТИ, копии планов и фасадов БТИ, фотомонтаж существующего положения, а также заключений АПО административного округа (п. 3 регламента).
Как следует из этого решения, оно принято на основании результатов рассмотрения представленной документации.
Среди предоставленной для рассмотрения документации было Заключение от 22.05.2008 ГУП Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры, в котором указано основание для разработки - Свидетельство от 26.04.2007 серии 77АД 390863 (о регистрации право собственности ООО "Медако" на указанное здание общей площадью 1504,8 кв.м., выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987).
Также в составе документации было предоставлено заключение от 30.04.2008 регистрационный N 174-4762/8-140 (т. 5 л.д. 14, т. 6 л.д. 12-15) ГУП Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры, по представленным проектным материалам для проведения работ по объекту нежилого назначения, наименовние объекта: административное отдельно стоящее здание, функциональное назначение объекта: административное, сведения о документации, представленной для подготовки заключения: технический паспорт здания по состоянию на 09.03.08, копия свидетельства серии 77АД 390863 от 26.04.2007 (о регистрации право собственности ООО "Медако" на указанное здание общей площадью 1504,8 кв.м., выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987), описание работ по объекту содержит, среди прочего: по главному фасаду: пробивка 20-ти оконных проемов в уровне 2-го этажа, по дворовому фасаду: пробивка 16-ти оконных проемов в уровне 2-го этажа, по торцевым фасадам: пробивка 7-и оконных проемов, пробивка 2-х дверных проемов в уровне 2-го этажа, устройство эвакуационной лестницы.
В п. 6 заключения содержится фотофиксация здания.
По результатам рассмотрения представленного проектного материала и проведенного натурного обследования объекта ГУП "ГлавАПУ" счел возможным выполнение следующих реконструктивных работ (п. 7 заключения), среди прочих: по главному фасаду: пробивка 20-ти оконных проемов в уровне 2-го этажа, по дворовому фасаду: пробивка 16-ти оконных проемов в уровне 2-го этажа, по торцевым фасадам: пробивка 7-и оконных проемов, пробивка 2-х дверных проемов в уровне 2-го этажа, устройство эвакуационной лестницы.
В п. 7.1 приведен вариант архитектурно-дизайнерского решения фасадов (графическая схема).
Согласно указанному решению Префектуры ЮВАО г.Москвы, в связи с обращением ООО "Медако" Префектурой принято решение дать согласие на проведение реконструктивных работ и перепланировки нежилых помещений, расположенных по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 25, стр. 1, принадлежащих на праве собственности ООО "Медако" (свидетельство о государственной регистрации права выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве N 77 АЖ 341279 от 15 октября 2007 г.).
Как было указано ранее, свидетельство серии 77АЖ 341279 от 15.10.2007 было выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, запись регистрации N 77-77-09/016/2007-987 от 26.04.2007, на здание общей площадью 1531, 2 кв.м.
Довод заявителя жалобы относительно того, что суд первой инстанции необоснованно применил правила об исчислении срока исковой давности, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" на требование о сносе самовольной постройки распространяется общий срок исковой давности, за исключением требований о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается соответствующим Экспертным заключением, проведенным специалистами в рамках рассмотрения данного дела в суде 1-ой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в исковых требованиях.
Принимая во внимание разъяснения, данные в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", для защиты своего права без применения срока исковой давности лицо должно являться законным владельцем объекта (в данном случае земельного участка), то есть не только обладать законным правом владения объектом и быть титульным собственником, но и фактически владеть им.
В случае если собственник (или лицо, имеющее иные вещные права на земельный участок) фактически владеет своим земельным участком, то иск о сносе самовольной постройки надлежит рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения, в связи, с чем судам надлежит применять к нему положения ГК РФ о негаторном иске (ст. ст. 304, 208 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, п. 57 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.
Согласно разъяснениям пункта 4 Пленума ВС РФ N 43 от 29.09.2015 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса 8 Российской Федерации об исковой давности" в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков утверждено Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Начиная с 11.12.2013 в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 819-ПП уполномоченным органом власти города Москвы по обращению в суд с требованиями и признании самовольно постройкой, ее сносе, об освобождении земельного участка и признании права собственности отсутствующим является Департамент городского имущества города Москвы.
Кроме того, Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы.
Согласно Постановлению N 184-ПП с 08.12.2015 года Госинспекция осуществляет мероприятия по установлению лиц, осуществивших самовольную постройку, подлежащую сносу, и направлении указанным лицам копий решений о сносе таких построек (п. 4.2.9(1) Постановления).
Также, согласно Постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы" государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществляет выявление объектов, обладающих признаками самовольной постройки, в том числе посредством проведения мониторинга в установленной сфере деятельности Госинспекции, а также с использованием межведомственного информационного взаимодействия с органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, включая рассмотрение поступающих мотивированных обращений таких органов и организаций, с использованием государственных информационных систем и ресурсов.
Начиная с 11.12.2013 года в соответствии с данным Постановлением Правительства Москвы, уполномоченным органом власти города Москвы по обращению в суд с требованиями о признании самовольной постройкой, ее сносе, об освобождении земельного участка и признании права собственности отсутствующим является Департамент городского имущества города Москвы.
Как следует из преамбулы спорного долгосрочного договора аренды земельного участка, Департамент земельных ресурсов города Москвы (арендодатель, который в настоящее время в связи с изменением наименования - Департамент городского имущества города Москвы) при заключении договора действовал от имени Правительства Москвы.
Департаменту городского имущества города Москвы и Правительству Москвы могло и должно было быть известно о состоянии и технических характеристиках здания на момент заключения долгосрочного договора аренды земельного участка. Долгосрочный договор аренды земельного участка заключен в соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.07.2009 N 430-04ДЗР.
Согласно пункту 1 распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.07.2009 N 430-04ДЗР "О предоставлении ООО "Медако" в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 25, стр. 1 (Юго-Восточный административный округ города Москвы): принять к сведению, что ООО "Медако" имеет на праве собственности нежилое здание общей площадью 1504,8 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25, стр. 1 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 апреля 2007 года N 77-77-09/016/2007-987).
В момент заключения договора аренды действовало постановление Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", которым среди прочего был утвержден Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 2), пунктом 1.3 которого было определено, что этот Регламент определяет порядок подготовки, согласования и выдачи заявителям службами "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы, в том числе договора аренды земельного участка, заключаемый с правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на участке, с соответствующим правовым актом о предоставлении земельного участка.
Регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы для выдачи заявителям в режиме "одного окна" (приложение 1 к Регламенту) была предусмотрена необходимость предоставления заявителемюридическим лицом Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, находящееся на приобретаемом земельном участке (п. 5), а также согласование, получение свдений от Москомархитектуры, Префектуры административного округа, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Право собственности ООО "Медако" на нежилое здание площадью 1434,3 кв.м. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, сведения которого являются общедоступными.
Никаких изменений технических параметров и состояния здания с момента заключения долгосрочного договора аренды земельного участка не произошло.
Технические параметры и характеристики здания как с момента заключения указанного договора купли-продажи здания, так и с момента заключения долгосрочного договора аренды земельного участка не изменились.
ООО "Медако" обратилось 17.04.2013 в Департамент городского имущества города Москвы за государственной услугой по выпуску распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории).
Вместе с заявлением был предоставлен кадастровый паспорт здания, выписки из ЕГРП на здание и земельный участок, копия свидетельства о регистрации права собственности на здание, что подтверждается распиской Департамента от 17.04.2013, регистрационный номер 33-5-10766/13-(0)-0.
В ответ на это обращение Департамент письмом от 26.04.2013 N 33-5-10766/13- (1)-0 сообщил ООО "Медако", что пунктом 2.16 Административного регламента, утвержденного пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП и устанавливающего порядок оказания государственной услуги, предусмотрено приостановление предоставления государственной услуги при выявлении на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки.
Согласно имеющейся в департаменте информации, по адресу: ул. Юных Ленинцев, дом 25 расположено нежилое здание общей площадью 726 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (от 21.03.2013 N 04/002/2013-1392) ООО "Медако" 26.04.2007 за номером 77-77-09/016/2007-987 зарегистрировано право собственности на здание площадью 1502,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 25.
Также в деле предоставлен кадастровый паспорт здания (от 27.11.2012) и свидетельство о государственной регистрации права собственности (дата выдачи 08.04.2013) на здание площадью 1434,3 кв.м. по указанному адресу.
На основании изложенного, департамент приостановил предоставление государственной услуги по обращению от 17.04.2013 N 33-5-10766/13 сроком на 60 дней.
ООО "Медако" сопроводительным письмом от 15.05.2013 N 1505/13-1 (полученным согласно отметки Департамента 15.05.2013 N 33-5-10766/13-(2) в ответ на письмо Департамента от 26.04.2013 N 33-5-10766/13-(1)-0 сообщило Департаменту, что уже на момент заключения договора аренды N М-04-034269 от 06.08.2009 площадь здания составляла 1502,2 кв.м., что подтверждается прилагаемым свидетельством от 08.06.2009 о государственной регистрации права собственности и еще до этой даты была изменена по результатам проведенной перепланировки, обустройством чердака и техническим учетом ранее неучтенного чердака и реконструктивных работ, согласованных Префектурой ЮВАО г. Москвы решением от 10.06.2008 N550/8.
Этим письмом ООО "Медако" направило в Департамент:
1) копию договора долгосрочной аренды N М-04-034269 от 06.08.2009, государственная регистрация от 27.11.2009 - в 1 экз. на 11 л.;
2) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности от 08.04.2013 г. - в 1 экз. на 1 л.;
3) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 08.06.2009 г. - в 1 экз. на 1 л.;
4) копию решения от 10.06.2008 N 550/8 Префектуры ЮВАО о согласовании проведения реконструктивных работ и перепланировки - в 1 экз. на 1 л.;
5) копию санитарно-эпидемиологического заключения от 05.02.2008 N 31-5-115 - в 1 экз. на 1 л.;
6) копию письма от 06.02.2008 N 2-9-141 ОГПН Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве - в 1 экз. на 1 л.;
7) копия заключения от 30.04.2008 N 174-4762/8-140 ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры - в 1 экз. на 5 л.;
8) копию заключения от 22.05.2008 ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры - в 1 экз. на 1 л.;
9) справку б/н от 15.01.2013 Юго-Восточного ТБТИ г. Москвы - в 1 экз. на 1 л.;
10) справку N 861/40 от 21.11.2012 Юго-Восточного ТБТИ г. Москвы - в 1 экз. на 1 л.;
11) справку БТИ о состоянии здания от 15.01.2013 Юго-Восточного ТБТИ г. Москвы - в 1 экз. на 1 л.;
12) выписку из технического паспорта на здание от 15.01.2013 Юго-Восточного ТБТИ г. Москвы - в 1 экз. на 1 л.;
13) экспликацию от 27.11.2012 на здание Юго-Восточного ТБТИ г. Москвы - в 1 экз. на 5 л.;
14) поэтажные планы от 20.11.2012 здания ЮгоВосточного ТБТИ г. Москвы - в 1 экз. на 2 л.
Письмом от 25.09.2013 N 33-5-10766/13-(1)-0 (т.1 л.д. 78, т. 8 л.д. 98, т. 9 л.д.) Департамент сообщил ООО "Медако" о рассмотрении обращения от 17.04.2013 N 33-5-10766/13 на оказание государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 25.
В связи с наличием на земельном участке объекта, обладающего признаками самовольной постройки, письмом от 26.04.2013 N 33-5-10766/13-(1) проинформировал о приостановке предоставления государственной услуги, срок приостановке истек, протокол Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО в Департамент не поступил.
Учитывая изложенное и в соответствии с пунктом 2.22.4 административного регламента принято решение об отказе в оказании государственной услуги.
Работа по заявлению от 17.04.2013 N 33-5-10766/13 прекращена.
Вопрос о самовольном строительстве принадлежащего ООО "Медако" здании рассматривался на рабочем совещании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО г. Москвы, с участием, среди прочих, представителей Департамента городского имущества города Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы, Правительства Москвы, юридического отдела Префектуры, Мосгосстройнадзора и прочих, о чем составлен протокол б/н от 27.08.2013, утвержденный Заместителем Префекта ЮВАО (т. 1 л.д. 79-86, 84, т. 8 л.д. 9).
Было принято решение организовать подачу искового заявления в Арбитражный суд города Москвы о признании самовольной постройки, сносе и погашении соответствующей записи в ЕГРН (т. 1 л.д. 84, т. 8 л.д.).
Письмом от 30.10.2013 N ОЛ-4917/3 (т.1 л.д. 87) заместитель Префекта ЮВАО г. Москвы сообщил в ООО "Медако", что в целях принятия однозначного решения и руководствуясь положениями постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" префектурой ЮВАО г. Москвы запрашивается информация в отношении объекта по адресу: ул. Юных Ленинцев, д.25 в заинтересованных городских структурах.
Пунктом 2.3.2.1 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157- ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (приложение 1) к полномочиям префектуры было отнесено направление в суд исков от своего имени или от имени Правительства Москвы о признании постройки самовольной, ее сносе, внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права ответчика на самовольную постройку.
Также принадлежащее ООО "Медако" здание рассматривалось на рабочем совещании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО г. Москвы от 04.09.2013, что подтверждается письмом заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы от 13.02.2014 N СЛ-6033/3 (т. 1 л.д. 88).
В этом письме указано, что данный объект рассматривался на рабочем совещании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО г. Москвы от 04.09.2013.
В связи с принятием Правительством Москвы постановления от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и 12 пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", на Департамент городского имущества города Москвы возложены полномочия по подаче искового заявления в судебные органы в части касающейся признания объектов самовольной постройкой.
Актом от 19.02.2015 N 9044799 (т. 1 л.д. 89) Госинспекцией по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, составленным в соответствии с п. 3.3 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" по обращению Управы района Текстильщики города Москвы от 12.02.2015 N ИСХ170/15, был выявлен факт незаконного размещения объекта недвижимости.
На земельном участке расположено 2-х этажное нежилое здание площадью 1502,2 кв.м. на основании свидетельства от 26.04.2007 N 77-77-09/016/2007-987.
Согласно письму ГУП МосгорБТИ от 10.07.2013 N 794-исх. площадь здания по состоянию на 22.06.1992 составляла 726,3 кв.м., по состоянию на 31.10.2012 площадь здания составляет 1434,3 кв.м. Общая площадь изменилась в результате учета ранее неучтенной площади чердака, перепланировки помещений 1-го этажа и эксплуатируемого чердачного пространства.
Кроме того, как указано ранее, к исковому заявлению приложена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 19.05.2015 N 77/019/058/2015-4155, выданная уполномоченному лицу Департамента городского имущества города Москвы Каплуновой Вере Васильевне (т. 1 л.д. 46), о праве собственности ООО "Медако" на здание площадью 1434,3 кв.м.
Согласно заключению эксперта от 01.02.2022 N 3947/19-3-21 по проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизе, объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан (т. 8 л.д. 93).
Спорный объект не создает угрозы жизни и здоровью граждан, а земельный участок выбыл из владения города (истца), поскольку занят объектом недвижимости, принадлежащим ответчику на праве собственности.
Принимая во внимание, что истцам, в лице компетентных органов было известно о существовании спорного объекта в измененной площади, как в 2013 году, когда велась переписка с ответчиком по вопросу внесения изменений в договор аренды и по вопросу легализации объекта, а также в 2015 году, в том числе из акта от 19.02.2015 N 9044799 (т. 1 л.д. 89) Госинспекцией по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, и 19.05.2015, поскольку истцами в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 19.05.2015 N 77/019/058/2015-4155, выданная уполномоченному лицу Департамента городского имущества города Москвы Каплуновой Вере Васильевне (т. 1 л.д. 46), о праве собственности ООО "Медако" на здание площадью 1434,3 кв.м., с учетом длительного, непрерывного, добросовестного и открытого владения ООО "Медако" указанным зданием и контрольных функций Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, а также даты подачи иска в суд (07.07.2020), следует признать срок исковой давности по настоящему делу пропущенным.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-114535/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114535/2020
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "МЕДАКО"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14919/2021
15.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-93118/2022
18.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-114535/20
30.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49759/2022
07.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14919/2021
20.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15352/2021