г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-142511/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Г.М.Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2022 по делу N А40-142511/22 (21-1087)
по заявлению ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС" (ОГРН: 1147746444009, ИНН: 7704862468)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) ГУП "Московский метрополитен" 2) Департамент строительства города Москвы, 3) АО "Мосинжпроект"
о признании недействующим со дня принятия Распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Босенко Р.И. по дов. от 06.11.2020; Даринский Ю.Б. по дов. от 17.10.2022 |
от ответчика: |
Сорокина Е.Ю. по дов. от 22.12.2022; |
от третьего лица: |
1) Пак А.В. по дов. от 06.12.2022; 2) не явился, извещен; 3) Решетников Р.С. по дов. от 24.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействующим со дня принятия Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 48263 от 26.10.2021 г. "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", а именно земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:8247, площадью 176 кв.м., правообладателем которого является ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС".
Решением суда от 15.12.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, оспариваемое Распоряжение нарушает его права и законные интересы, поскольку ограничивает право аренды земельного участка, блокирует деятельность Детского спортивного клуба, уничтожает озеленение, забор, и линию электроосвещения, уменьшает рыночную стоимость объекта недвижимого имущества - Здания с кадастровым номером 77:08:0008005:1043.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель АО "Мосинжпроект" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Департамент строительства города Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57, площадью 5 500 кв.м., адрес: г. Москва, Строгинский б-р, вл. 3, корп. 1, что подтверждается Договором аренды земельного участка N М-08-043868 от 05.12.2013 г., Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.05.22г.
26.10.2021 г. Департаментом городского имущества города Москвы вынесено Распоряжение N 48263 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" (далее - Распоряжение), в соответствии с которым изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008005:8247, площадью 176 кв.м. образованный в соответствии с Распоряжением в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57, площадью 5 500 кв.м. Земельный участок подлежит изъятию для целей строительства объекта "Рублево-Архангельская линия метрополитена, станция метро "Шелепиха" -станция метро "Липовая роща".
Посчитав распоряжение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2).
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов транспорта федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены нормами ст. ст. 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающими предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Федерального закона от 05.04.2013 годаN 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации -городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7-11 и 28 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ).
Ст. 8 Закона N 43-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения, установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
В соответствии с положениями ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 1 положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу п. 4.1.12 положения Департамент в установленном порядке принимает решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 N 1591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы" предусмотрено строительство объекта "Рублево-Архангельская линия метрополитена, станция метро "Шелепиха" - станция метро "Липовая роща"" (далее - Объект).
Размещение Объекта предусмотрено проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22.06.2021 N 907-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта - участок проектируемой Рублево-Архангельской линии метрополитена от станции "Шелепиха" до проектируемой станции "Липовая Роща"" (далее - ППТ).
В границах зон планируемого размещения Объекта расположен земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008005:57 по адресу: г. Москва, Строгинский б-р, вл.3, корп.1.
Указанный земельный участок был предоставлен в аренду Наджаф-Заде Жала Гасан кызы по договору аренды от 05.12.2013 N М-08-043868 сроком до 18.09.2062 для эксплуатации здания под физкультурно-оздоровительный комплекс "Комета".
В целях реализации вышеуказанных нормативных-правовых актов, в связи с обращением Департамента строительства города Москвы письмом от 13.10.2021 N ДС-11-38365/21 Департаментом городского имущества города Москвы принято оспариваемое распоряжение от 26.10.2021 N 48263 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021 -2024 годы.
Указанным распоряжением предусмотрено изъятие земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57 площадью 5 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, вл. 3. корп. 1.
В соответствии с частью 16 статьи 9 Закона N 43-ФЗ решение об изъятии недвижимого имущества подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) органом местного самоуправления по месту нахождения изымаемого объекта недвижимого имущества, а также размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи дней со дня принятия этого решения.
Так, во исполнение положений Закона N 43-ФЗ полный текст Распоряжения Департамента от 26.10.2021 N 48263 был опубликован 29.10.2021 на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет" Официальный сайт Правительства Москвы (https://www.mos.ru/authoritv/documents/doc/47328220/).
Согласно нормам законодательства о правовых актах города Москвы официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 15 ст. 9 Закона N 43-ФЗ копия решения об изъятии недвижимого имущества направляется в течение семи дней со дня принятия такого решения правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным для связи с правообладателями изымаемых объектов недвижимого имущества в государственном кадастре недвижимости и в заявлении об учете прав на недвижимое имущество, а также по месту нахождения изымаемых объектов недвижимого имущества. При наличии информации об иных адресах копия этого решения направляется также по таким иным адресам.
Поскольку на момент принятия решения об изъятии арендатором земельного участка согласно договору аренды от 05.12.2013 N М-08-043868 и сведениям ЕГРН являлся Наджаф-Заде Жала Гасан кызы, то в адрес последнего было направлено уведомление о выпуске оспариваемого Распоряжения письмом от 27.10.2021 N ДГИ-И-75140/2021 (почтовый идентификатор N 12599362289949).
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято Департаментом в пределах предоставленных полномочий, официально опубликовано и направлено правообладателю изымаемого объекта недвижимости с соблюдением всех процедур, установленных Законом N 43-ФЗ.
На основании дополнительного соглашения от 20.12.2021 к договору аренды от 05.12.2013 N М-08-043868 земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57 права и обязанности по Договору перешли к ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС".
Необходимо особо отметить, что на момент заключения дополнительного соглашения от 20.12.2021 в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:08:0008005:57 имелась информация о принятом решении об изъятии N 48263 от 26.10.2021 (выписка из ЕГРН от 19.12.2021 N КУВИ-002/2021 -169785066. п. 8. лист 4).)
Таким образом, заключая дополнительное соглашение от 20.12.2021 к договору аренды, Заявитель знал и должен был знать о принятом решении об изъятии в отношении арендованного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 56.6 ЗК РФ переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.
На основании изложенного, процедура изъятия проведена в соответствии с положениями действующего законодательства и основания для признания незаконным Распоряжения от 26.10.2021 N 48263 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" отсутствуют.
Как было указано ранее, на территорию, в границах которой расположен с кадастровым номером 77:08:0008005:57, постановлением Правительства Москвы от 22.06.2021 N 907-ПП утвержден проект планировки территории (далее - ППТ) линейного объекта - участок проектируемой Рублево-Архангельской линии метрополитена от станции "Шелепиха" до проектируемой станции "Липовая Роща".
Согласно ППТ, часть участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57 подлежит изъятию с целью размещения объекта метрополитена, в связи с чем Департаментом было принято распоряжение от 29.10.2021 N 48958Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57 с сохранением в измененных границах".
В рамках реализации Распоряжения Департамента от 29.10.2021 N 48958Б проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008005:57, и часть земельного участка, подлежащего изъятию, поставлена на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 77:08:0008005:8247.
Письмом от 29.03.2022 N ДС-11-7499/22-1 Департамент строительства города Москвы направил в адрес ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС" проект соглашения об изъятии и отчет об оценки рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия земельного участка полностью соблюдена: соглашение об изъятии направлено в адрес правообладателя - ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС", в связи с чем оспариваемым Распоряжением от 26.10.2021 N 48263 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" не нарушаются права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Заявитель ссылается на обстоятельство о том, что ДГИ г. Москвы не представлено доказательств возможных вариантов строительства рассматриваемого объекта в ином месте.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа спора. Положения ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ не исключают применения ст. 65 АПК РФ.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что ДГИ г. Москвы не представлено доказательств невозможности переноса объекта строительства, является необоснованным, поскольку в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, указано, что возложение на сторону бремени доказывания отрицательного факта по общему правилу недопустимо с точки зрения поддержания баланса процессуальных прав и гарантий их обеспечения.
Кроме того, установление факта обоснованности проектных решений по строительству объекта метрополитена не является обстоятельством, подлежащим доказыванию в рамках рассмотрения заявления о признании Распоряжения незаконным.
Заявителем не указано, какие конкретно права и законные интересы ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС" нарушаются Распоряжением. Также Заявитель не указал, какие обязанности были незаконно возложены на ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС, какие препятствия созданы для осуществления предпринимательской деятельности общества оспариваемым актом.
Таким образом, доводы жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2022 по делу N А40-142511/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142511/2022
Истец: ООО "МИРАНДЕЗ БИЗНЕС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МОСИНЖПРОЕКТ", ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА", Департамент строительства г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6972/2023
15.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-93701/2022
15.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142511/2022
18.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70784/2022