г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А40-277081/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей О.Г. Головкиной, Н.И. Панкратовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.М. Бабарыкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2024 года
по делу N А40-277081/23, принятое судьей К.М. Хабаровой,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Траверс-Элит"
(ОГРН: 1027739776536, 115191, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Даниловский, пер Духовской, д. 20 к. А)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, пр-зд 1-й Красногвардейский, д.21 стр. 1)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хазов В.Б. по доверенности от 21.11.2023, диплом 107724 0341938 от 18.07.2014;
от ответчика и третьего лица: Агатов А.А. по доверенностям от 11.12.2023 и 29.11.2023, диплом 107724 0139741 от 10.02.2014;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Траверс-Элит" (далее - ООО "Траверс-Элит", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о применении к ООО "Траверс-Элит" льготной ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, N 06-01295/2004 от 14.12.2004, в размере 4 750 рублей за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2021 по 31.12.2021; в размере 5 000 рублей за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель выражает свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Сторона ссылается на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 22.04.2024 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между ООО "Траверс-Элит" и Департаментом заключен договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, N 06- 01295/2004 от 14.12.2004 (далее - договор аренды) нежилого помещения площадью 82,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, переулок Духовской, д. 20, корп. А.
ООО "Траверс-Элит" является субъектом малого предпринимательства.
ООО "Траверс-Элит" перечисляло арендные платежи, задолженность по арендным платежам отсутствует, поскольку ООО "Траверс-Элит" оплачивало арендные платежи исходя из льготной ставки 4 750 рублей за 1 кв.м в год за 2021 год и 5 000 рублей за 1 кв.м в год за 2022 год.
Истец полагает, что имеет право на имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей (за период с 01.01.2021 по 31.12.2021), в размере 5 000 рублей (за период с 01.01.2022 по 31.12.2022).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что отказ Департамента в предоставлении имущественной поддержки является незаконным, а общество на основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ, пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21, пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени города Москвы полномочия по 5 управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
В целях реализации полномочий г. Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление N 800-ПП).
В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП с 1 января 2017 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; с 1 января 2020 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4 750 рублей за кв. м в год, а с 1 января 2022 года устанавливается ставка арендной платы в размере 5000 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом, подпункт 1.1 пункта 1 Постановления N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
С 01.01.2017 имущественная поддержка в виде предоставления льготной ставки арендной платы предоставляется императивной нормой. То есть с указанной даты не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии.
В соответствии с Постановлением N 800-ПП истцу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления, поэтому отказ Межведомственной комиссии не может являться основанием для лишения истца права на получение льготной ставки арендной платы.
Согласно разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В силу условий договора аренды размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период минимальной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1 Постановления N 800-ПП.
Из приведенных нормативных предписаний можно сделать вывод о том, что ставка арендной платы в рамках заключенного между истцом и ответчиком договора аренды нежилого фонда Москвы регулируется нормативно при соблюдении истцом ряда условий, при которых в силу императивных предписаний он имеет право на предоставление льготной ставки арендной платы.
К таким условиям следует отнести: наличие статуса субъекта малого предпринимательства (данные включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе); площадь арендуемого помещения меньше 300 кв. м.
Иных требований к арендатору, претендующему на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы, действующими нормами не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал наличие условий применения к арендатору льготной ставки арендной платы по договору аренды N 06-01295/2004 от 14.12.2004 за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 4 750 рублей за кв.м./год, за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 5 000 рублей за кв.м./год.
Департамент, оспаривая заявленные требования, ссылается на отсутствие проверки истца в части использования помещения по целевому назначению и наличия субарендаторов.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО "Траверс Элит" исправно оплачивало арендные платежи, задолженность по арендной плате отсутствует, обратное Департаментом не доказано.
ООО "Траверс Элит" в качестве субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право пользоваться имущественной поддержкой в виде установления ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м в год и 5 000 руб. за кв.м в год без обращения в Межведомственную комиссию, тогда как обстоятельства использования помещения не по целевому назначению и наличие субарендаторов Департаментов в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2024 года по делу N А40-277081/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Головкина О.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277081/2023
Истец: ООО " ТРАВЕРС-ЭЛИТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ