г. Саратов |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А06-4335/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании систем видео-конференц-связи апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 декабря 2022 года по делу N А06-4335/2022,
по исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) при участии в деле в качестве третьего лица - публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в размере 817319 рублей 70 копеек,
в судебное заседание в здание Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда явился:
-представитель АО "Оборонэнерго" - Нардин И.В., действующий на основании доверенности от 28.12.2022.
в судебное заседание в здание Двенадцатого арбитражного апелляционного суда явился:
-представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ - Курбанова М.Т., действующая на основании доверенности от 02.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 817 319 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С ФГБУ "ЦЖКУ" в пользу АО "Оборонэнерго" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 19.346 руб.
АО "Оборонэнерго" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 4 руб., перечисленная по платежному поручению от 27.04.2022 N 2472.
ФГБУ "ЦЖКУ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, АО "Оборонэнерго" является организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 3 Приказа от 02 марта 2017 г. N 155 Министра обороны Российской Федерации целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с уставом ФГБУ "ЦЖКУ" имеет филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН).
В соответствии с приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России N 22 от 07 апреля 2017 года организационную и финансовую ответственность за заключение государственных контрактов (договоров) с ресурсоснабжающими организациями в интересах всех подразделений организации несут филиалы по округами и флотам.
АО "Оборонэнерго", являясь сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии, в том числе, на территории Астраханской области в зоне деятельности филиала "Северо-Кавказский" АО "Оборонэнерго" (далее - Филиал).
Как следует из материалов дела, АО "Оборонэнерго" осуществляет передачу электрической энергии до объекта расположенного по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в/г N 2.
Согласно пунктам 12 и 13 Устава, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными задачами деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В состав ФГБУ "ЦЖКУ" в соответствии с Уставом входит филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по РВСН.
ЖКС N 1 в свою очередь является структурным подразделением филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по РВСН и, соответственно, в зоне своей деятельности отвечает за осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, то есть заключение государственных контрактов с ресурсоснабжающими организациями и осуществление платежей за пользование коммунальными услугами.
Обязанностью ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по РВСН является заключение с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения, обеспечивающего покупку электрической энергии (мощности) для нужд объектов Минобороны России.
Согласно п. 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения N 442), сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Как следует из материалов дела, 18.01.2022 года представителями истца в результате проверки состояния электроустановок объекта энергоснабжения "Командный пункт" было выявлено бездоговорное потребление электрической энергии путем потребления электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, о чем был составлен Акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии юридическим лицом от 18.01.2022 N СК/Аст/Бдог/юр/2022/1.
На основании вышеназванного акта сетевой компанией произведен расчет объема неучтенной электрической энергии, согласно которому общий объем неучтенного потребления электрической энергии определен 108 987,12 кВт*ч.
Согласно указанному акту представителями АО "Оборонэнерго" установлено бездоговорное потребление электроэнергии - в отсутствие заключенного договора энергоснабжения путем подключения от РЩ 0,4 К "Командного пункта" (учебный корпус), установлено отсутствие прибора учета. Дата предыдущей проверки указана - 01.09.2021. Представитель ЖКС N 1 ФГБУ ЦЖКУ от подписи в акте и пояснений отказался.
Истцом также был составлен акт осмотра электроустановок от 18.01.2022, в котором указано, что при проведении осмотра электросетевого хозяйства выявлено бездоговорное потребление электроэнергии путем подключения от РЩ проводом АВВГ 4х16 мм. к объекту "Командный пункт" (учебный корпус). Прибор учета электрической энергии отсутствует по данному присоединению. Данная точка поставки электроэнергии не внесена в договор энергоснабжения ЖКС N 1 ФГБУ ЦЖКУ г. Знаменск.
При проведении указанного осмотра произведена видеофиксация.
Акт осмотра электроустановки от 18.01.222, акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от 18.01.2022 N СКФ/Аст/Б.дог/юр/2022/1 направлены потребителю письмами от 19.01.2022 N СКФ/РО 1/32 и от 20.01.2022 N СКФ/050/236.
Истцом начислена к оплате сумма в размере 817 319 руб. 70 коп., которая включена в счет от 22.02.2022 N СКФ 00000051 для оплаты ответчику. Указанный счет получен ответчиком 25.02.2022 (л.д. 47-48). Оплату бездоговорного потребления электроэнергии ответчик не произвел.
В целях досудебного урегулирования спора 12.03.2022 истец направил ответчику претензию N СКФ/050/1169 с требованием произвести оплату бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 817 319 руб. 70 коп.
Неисполнение требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного, бездоговорного потребления электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений N 442 под бездоговорным потреблением электрической энергии следует понимать самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном либо бездоговорном потреблении электрической энергии (пункт 192 Основных положений N 442), требования к которому установлены в пункте 193 Основных положений N 442.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу (пункт 195 Основных положений N 442).
Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электроэнергии, выявило факт бездоговорного потребления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967, бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
На основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
В предмет доказывания по заявленным исковым требованиям входят следующие юридически значимые обстоятельства: наличие (отсутствие) заключенного договора энергоснабжения; нарушение установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям (самовольное подключение); объем и период потребленной электроэнергии.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.01.2022 сетевой организацией проведена проверка по объекту "Командный пункт" (учебный корпус), расположенного по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в/г N 2, по результатам которой составлен акт от 18.01.2022 N СК/Аст/Бдог/юр/2022/1 о неучтенном потреблении электрической энергии.
Данный акт был составлен в присутствии техника ЖКС N 1 ФГБУ ЦЖКУ Скляровой О.Е.
Согласно указанному акту представителями АО "Оборонэнерго" установлено бездоговорное потребление электроэнергии - в отсутствие заключенного договора энергоснабжения путем подключения от РЩ 0,4 К, установлено отсутствие прибора учета. Дата предыдущей проверки указана - 01.09.2021. Представитель ЖКС N 1 ФГБУ ЦЖКУ от подписи в акте и пояснений отказался.
Оценив, представленный акт бездоговорного потребления, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям пункта 193 Основных положений N 442, составлен в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством.
Согласно акта осмотра электроустановок от 18.01.2022 при проведении осмотра электросетевого хозяйства выявлено бездоговорное потребление электроэнергии путем подключения от РЩ проводом АВВГ 4х16 мм. к объекту "Командный пункт". Прибор учета электрической энергии отсутствует по данному присоединению. Данная точка поставки электроэнергии не внесена в договор энергоснабжения ЖКС N 1 ФГБУ ЦЖКУ г. Знаменск.
В силу пункта 189 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год.
Подробный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления изложен истцом в иске (т. 1, л.д. 11), проверен судом и признан соответствующим закону.
Ответчиком расчет не оспорен, контрасчет не представлен.
Доводы апелляционной жалобы о не подтверждении факта бездоговорного потребления противоречат в материалам дела.
Как следует из материалов дела, согласно паспорта военного городка N 2, указанный истцом в акте объект, имеет наименование "Учебный корпус ПДД" ГП-256.
Согласно Контракту на поставку электроэнергии N 921002 от 30.12.2019 г., Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии Покупателю. Приложениями N 1 и N 2 к Контракту определен перечень регистрируемых электросчетчиков потребителя.
Спорный объект "Учебный корпус ПДД" ГП 256 расположен на территории автодрома военного городка N 2. На данной территории для учета электроэнергии 7 объектов, установлено два прибора учета, запитанных от ТП N 4 и указанных в Контракте. Прибор учета N 19467598 и прибор учета N 20298953.
Как указывает заявитель жалобы, при установке приборов учета, представителями сетевой организации (истца) неправильно была собрана схема подключения объектов к приборам учета. В связи с чем, объект "Учебный корпус ПДД" ГП 256 к прибору учета истцом подведен не был.
После составления акта о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электроэнергии, спорный объект был отключен истцом от электроснабжения. Ввиду того, что для обеспечения жизнедеятельности необходимо функционирование данного объекта, Жилищно-коммунальной службой N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по РВСН) в адрес АО "Оборонэнерго" филиала "Северо-Кавказский" Астраханский РЭС, было направлено письмо (исх. N 370/У/10/1/322 от 14.02.2022 г.) о необходимости восстановления электропитания данного объекта под учет (от действующей точки учета в РУ-0,4 Кв ТП-4П или РЩ-0,4 Кв) в зависимости от технической возможности.
04 апреля 2022 г. было произведено переподключение в РЩ к отходящей линии от ТП 4П., что свидетельствует о самовольном подключении энергопринимающих устройств ответчика к объекту электросетевого хозяйства.
06 апреля 2022 г. в ходе осмотра электроустановок было установлено, что переподключение проведено в РЩ к отходящей линии от ТП-4П, секция N 1, рубильник N 4 от прибора учета марки Меркурий 230 ART-03 PQRSDN N20298953, который включен в контракт энергоснабжения от 30 декабря 2020 г. N 921002, о чем надлежащим образом составлен акт осмотра электроустановок от 06 апреля 2022 г.
Мероприятия по установке приборов учета электрической энергии АО "Оборонэнерго" согласно государственному контракту от 27 мая 2015 г. N 7-ЭХ "На оказание услуг по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства Министерства обороны РФ в 2015-2017 годах" не предусматривали установку прибора учета на объект "Командный пункт", расположенный в Астраханской области, г. Знаменск в/г 2.
Таким образом, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, заключение государственных контрактов с ресурсоснабжающими организациями и осуществление платежей за пользование коммунальными услугами. Объект "Командный пункт" относится к объектам военной инфраструктуры, ответственность за не внесение изменений в контракт на энергоснабжение с Гарантирующим поставщиком возлагается на ФГБУ "ЦЖКУ".
В подтверждение правильности собранной схемы по объектам "Учебные классы" к материалам дела был приобщен акт разграничения эксплуатационной ответственности от 18 мая 2017 г. N 1505-01п/б/1.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о самовольном технологическом присоединении принадлежащего ответчику объекта - "Командный пункт", расположенного по адресу: Астраханская область, г. Знаменск в/г 2, и потреблении электроэнергии в отсутствие договора, соответствует представленным доказательствам и закону.
Таким образом, установив фактические обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности истцом факта бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии (оказанные услуги), его объема и стоимости, что правомерно послужило основанием для взыскания с ответчика в пользу истца 817 319 руб. 70 коп. за период с 01.09.2021 по 18.01.2022.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного решения при рассмотрении заявленных требований по существу. Заявитель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 декабря 2022 года по делу N А06-4335/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4335/2022
Истец: АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Северо-Кавказкий"
Ответчик: ФФГБУ "ЦЖКУ МО РФ"
Третье лицо: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд