город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2023 г. |
дело N А32-36722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством веб-конференции: Петросяна Р.Л. по доверенности от 03.08.2022,
от ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор": Хорошавина Д.С. по доверенности от 10.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 по делу N А32-36722/2022
по заявлению государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор"
(ИНН 2309066787, ОГРН 1032304932659)
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор" (далее - учреждение, ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) о признании недействительным представления от 06.05.2022 N 22-008 в части возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 16 633 488,51 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда первой инстанции от 05.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что позиция департамента противоречит Федеральному закону от 29.11.2021 N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Закон N 384-ФЗ), которым установлено, что государственное (муниципальное) задание, установленное в отношении государственных (муниципальных) учреждений на 2021 год, не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в связи с приостановлением (ограничением) в 2021 году деятельности указанных учреждений, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Форма и данные отчета о выполнении государственного задания на 2021 год не являлись и не являются предметом спора. ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" оспаривает обоснованность неприменение Закона N 384-ФЗ. Не исследован факт ограничения наполняемости концертных залов, что непосредственно ограничивало деятельность учреждения, действия ограничительных мероприятий введенных по всей территории Российской федерации. Указами Президента Российской Федерации дважды объявлялись нерабочие дни, когда учреждение не могло осуществлять свою деятельность. Принятие письма министерства культуры Краснодарского края от 04.02.2022 N 49-01-03-592/22, противоречащего федеральному законодательству Закону N 384-ФЗ, является норм материального права. Сам по себе факт невыполнения задания в полном объеме по отдельным видам услуг не может служить основанием для применения ст. 15.14 КоАП РФ. Заявитель не согласен с пунктами 2 и 3 представления. Буквальное толкование пункта 9.4 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2008 N 1180 (далее - Постановление N 1180) говорит, что в штаты учреждений могут вводиться должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников других отраслей, при условии выполнения работниками учреждения соответствующих видов работ. Данный пункт не ограничивает в выборе должностей, прямое указание отсутствует в норме. Для установления верности установленных министерством культуры Краснодарского края окладов руководителю в 2020 году департаменту необходимо было изучить основания установления окладов спорных должностей в 2019 году, чтобы подтвердить вывод о неверно рассчитанной и начисленной средней заработной платы в 2019 год. ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" внесло изменения в систему оплаты труда приказом учреждения от 26.02.2021 N 82-ОД "Об утверждении организационно-штатных мероприятий, утверждении штатного расписания". Правонарушение не носит умышленный характер, не наносит ущерба бюджету, личная выгода должностных лиц не установлена. Учреждение также указывает на то, что запрос коммерческих предложений специалистами департамента в 2022 году является некорректным, так как не учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в 2020 году с учетом всех ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
От департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" поступили возражение на отзыв, в которых учреждение просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
От департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступили дополнения к отзыву, в которых департамент просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 19.01.20223 удовлетворено ходатайство департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между министерством культуры Краснодарского края и учреждением заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2020 N 1 (в ред. от 06.05.2020 N 1, от 30.06.2020 N 2, от 27.11.2020 N 3), соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2021 от 18.01.2021 N 11 (в ред. от 23.03.2021 N 1, от 12.08.2021 N 2, от 08.09.2021 N 3).
Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в соответствии с приказом от 11.01.2022 N 2 "О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор"", на основании пункта 11 плана контрольных мероприятий департамента на 2022, письма прокуратуры Краснодарского края от 24.12.2021 N7/1-27-2021, в период с 17.01.2022 по 28.02.2022 в отношении ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
Проверяемый период - с 01.01.2020 по 28.02.2022.
В ходе проверки департаментом выявлены нарушения, в том числе:
- невыполнение в 2021 государственного задания на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 N 34, утвержденного 16.11.2021 на оказание государственных услуг (выполнение работ):
государственной услуги "Показ (организации показа) концертных программ", условия (формы) оказания услуги "на выезде", в связи с не достижением показателя "Число зрителей, человек", характеризующего объем государственной услуги, в количестве 460 человек. Размер субсидии в объеме, соответствующем показателю государственного задания, который не достигнут, составил 355 083,20 руб. (подп. 1.1 п. 1 представления);
государственной услуги "Показ (организации показа) концертных программ", условия (формы) оказания услуги "на гастролях", в связи с не достижением показателя "Число зрителей, человек", характеризующего объем государственной услуги, в количестве 14 053 человек. Размер субсидии в объеме, соответствующем показателю государственного задания, который не достигнут, составил 9 322 057,55 руб. (подп. 1.2 п. 1 представления).
Указанное квалифицировано административным органом в качестве нарушений п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п. 39 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081 (далее - Положение N 1081);
- нецелевое использование в 2020 средств краевого бюджета на общую сумму 6 207 703,93 руб., выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате заработной платы на сумму 4 767 821,76 руб. в результате установления завышенных размеров базовых должностных окладов по отдельным должностям, а также в уплате страховых взносов в сумме 1 439 882,17 руб. на необоснованно начисленную и неправомерно выплаченную заработную плату (п. 2 представления).
Указанное квалифицировано административным органом в качестве нарушений п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.5 Приложения N 1, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Постановление N 1152), п. 2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2020 N 1 (далее - Соглашение N 1);
- нецелевое использование в 2021 средств краевого бюджета на общую сумму 948 475,52 руб., выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате заработной платы на сумму 728 475,82 руб. в результате установления завышенных размеров базовых должностных окладов по отдельным должностям, а также в уплате страховых взносов в сумме 219 999,7 руб. на необоснованно начисленную и неправомерно выплаченную заработную плату (п. 3 представления).
Указанное квалифицировано административным органом в качестве нарушений п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.5 Приложения N 1 Постановления N 1152, п. 2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2021 от 18.01.2021 N 11 (далее - Соглашение N 11);
- нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в 2020 на общую сумму 673 419,46 рублей, выразившееся в неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам Учреждения, не участвующим в выполнении государственного задания, в сумме 517 219,25 рублей, в уплате страховых взносов - 156 200,21 рублей с суммы неправомерно выплаченной заработной платы (п. 4 представления).
Указанное квалифицировано административным органом в качестве нарушений пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения N 1;
- нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в 2021 на общую сумму 603 706,27 рублей, выразившееся в неправомерной выплате заработной плате отдельным работникам Учреждения, не участвующим в выполнении государственного задания, в сумме 463 676,09 рублей, в уплате страховых взносов - 140 030,18 рублей с суммы неправомерно выплаченной премии (п. 5 представления).
Указанное квалифицировано административным органом в качестве нарушений пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения N 11;
- при определении цены контракта от 13.07.2020 N К-2020-0342, заключенного с ИП Хмелевской А.И. на оказание услуг по изготовлению части костюма (блузка, кирсетка, фартук) к танцу, костюм женский "Встреча", должностным лицом учреждения осуществлен недостаточный анализ рынка, что привело к необоснованному завышению цены контракта в 2020 году на 135 000 руб., повлекшее в результате безосновательное несение дополнительных расходов (ущерб) в размере 135 000 руб. (п. 6 представления).
Указанное квалифицировано административным органом в качестве нарушений пункта 1 статьи 72 БК РФ, статьи 22, части 4 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 21.03.2022.
Установленные в рамках проверки вышеизложенные нарушения явились основанием для вынесения департаментом представления от 06.05.2022 N 56-01-13-706/22.
Согласно представлению учреждению необходимо в срок не позднее 16.09.2022 устранить нарушения, указанные в подпунктах 1.1, 1.2 пункта 1, пунктах 2, 3 (с учётом произведенного учреждением в феврале 2021 перерасчета заработной платы за январь 2021 года отдельным сотрудникам учреждения на сумму 257 167,2 руб. и уплаты страховых взносов в сумме 77 664,49 руб.), пунктах 4-6 представления путём возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 17 910 614,24 руб.
Поскольку денежные средства в размере 1 277 125,73 руб. перечислены учреждением в доход бюджета Краснодарского края, суммы 673 419,46 руб. и 603 706,27 руб. (п.п. 4, 5 представления) исключены из требований ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" с учетом ст. 49 АПК РФ.
Считая незаконным представление от 06.05.2022 N 56-01-13-706/22, учреждение оспорило его в судебном порядке.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из материалов дела следует, что ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" не достигнуты показатели объема в 2021 году государственной услуги "Показ (организации показа) концертных программ" на выезде в количестве 460 человек, а по государственной услуги "Показ (организации показа) концертных программ" на гастролях не достигнуты показатели объема в количестве 14 053 человек, с учетом допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей, с учетом распространения коронавирусной инфекции (письмо министерства от 04.02.2022 N 49-01-03-592/22).
Кроме того, учреждением не подтверждены факты реализации билетов на концертные программы по цене, установленной в государственном задании на 2021 год в размере 470 рублей. Доказательств обратного, в том числе опровергающих отклонение от установленных показателей, учреждением не представлено.
В апелляционной жалобе учреждение ссылается на то, что нормы Закона N 384-ФЗ не применены, не учтены указы Президента РФ, форма и данные отчета о выполнении государственного задания на 2021 год не являются предметом спора, не исследован факт ограничения наполняемости концертных залов.
Указанные доводы отклоняются судебной коллегией на основании следующего.
Вопреки указанным ссылкам, судом первой инстанции, как и департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, учтены положения Закона N 384-ФЗ и введенные ограничения в связи с распространением COVID-19.
Как правомерно указал суд первой инстанции, согласно части 1 статьи 10 Закона N 384-ФЗ государственное (муниципальное) задание, установленное в отношении учреждений на 2021 год, не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в связи с приостановлением (ограничением) в 2021 году деятельности указанных учреждений, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Вместе с тем, учреждением представлен отчет, в котором указана информация о достижении им показателей, установленных государственным заданием, что опровергается показателями, выявленным департаментом в ходе рассматриваемой проверки. Учреждение, в свою очередь, не обосновало выявленные расхождения. Обжалование положений представления от 06.05.2022 предполагает сравнение и дачу оценки показателям представленного отчета о выполнении государственного задания на 2021 год с фактическими показателями и показателями, установленными в государственном задании.
Относительно ограничений, установленных на территории Российской Федерации, суд отмечает, что министерством культуры Краснодарского края государственное задание было утверждено с учетом названных учреждением обстоятельств, а именно, с учетом распространения инфекции COVID-19, ограничения наполняемости концертных залов, введенных нерабочих днях (письмо Министерства от 04.02.2022 N 49-01-03-592/22).
Суд также считает необходимым указать на то, что учреждение, в свою очередь, своевременно не информировало министерство культуры Краснодарского края об изменении условий оказания услуг (выполнения работ), которые могут повлиять на выполнение государственного задания и изменение размера субсидии на его выполнение (пункт 2.3.2 соглашения N 11), доказательств обращения учреждения в министерство по данным вопросам не представлено, учреждение уведомило представило отчет о выполнении государственного задания на 2021 год, указав на полное достижение заданных показателей, без поправки на положения части 1 статьи 10 Закона N 384-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал представление в указанной части (пп. 1.1, 1.2 п. 1 представления) законным.
Учреждение в апелляционной жалобе не обосновало отнесение такого доказательства как письмо министерства культуры Краснодарского края от 04.02.2022 N 49-01-03-592/22 как противоречащего федеральному законодательству. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания указанного документа таковым.
Согласно расчету начисленных и выплаченных базовых окладов, стимулирующих и компенсационных выплат, департамент установил необоснованное начисление и неправомерную выплату заработной платы работникам: за 2020 год на общую сумму 6 207 703,93 руб.: необоснованное начисление и неправомерная выплата заработной платы в сумму 4 767 821,76 руб., уплата страховых взносов в сумме 1 439 882,17 руб.; за 2021 год на общую сумму 948 475,52 руб.: необоснованное начисление и неправомерная выплата заработной платы - 728 475,82 руб., уплата страховых взносов - 219 999,70 руб.
Правомерность вышеуказанных начислений являлась предметом рассмотрения судов в рамках дел N А32-26969/2022, А32-30389/2022, согласно которым факты нецелевого использования учреждением денежных средств подтверждены. Указанное не подлежит повторному доказыванию и переоценке в соответствии со ст. 69 АПК РФ, соответственно, доводы в апелляционной жалобе об обратном отклоняются судебной коллегией, как и доводы об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе учреждение указывает, что для установления верности установленных министерством культуры Краснодарского края окладов руководителю в 2020 году департаменту необходимо было изучить основания установления окладов спорных должностей в 2019 году, чтобы подтвердить вывод о неверно рассчитанной и начисленной средней заработной платы в 2019 году, из которой сложился оклад руководителя заявителя.
Указанный довод не имеет правового значения, поскольку нарушение, повлекшее нецелевое использование средств краевого бюджета, выразилось в неправомерном установлении размеров базовых окладов отдельным категориям работников, в величинах, не предусмотренных Постановлением N 1152, сравнение установленных окладов в 2020 году с иными годами не требуется.
Административным органом также выявлено необоснованное завышение цены контракта в 2020 году на 135 000 руб., повлекшее в результате безосновательное несение дополнительных расходов (ущерб) в указанном размере.
Согласно заключенному учреждением контракту с индивидуальным предпринимателем Хмелевской А.И. на оказание услуг по изготовлению части костюма, цена контракта составила 504 000 руб. Однако, департаментом при проверке обоснования начальной минимальной цены контракта, произведен расчет цены контракта с учетом информации, полученной от потенциальных поставщиков.
Запрашиваемая департаментом информация была указана на период с 13.07.2020 по 25.08.2020, место поставки г. Краснодар, то есть по таким же условиям, которые учреждение запрашивало при осуществлении закупки.
Разница между ценой заключенного контракта с ИП Хмелевской А.И. и ценой определенной департаментом, составляет 135 000 руб., что свидетельствует о завышении стоимости товара по контракту от 13.07.2020 N К-2020-0342.
С учетом изложенного, представление в оспариваемой части является законным, вынесенным на основании норм действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор", а направлено на выполнение учреждением норм бюджетного законодательства.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 по делу N А32-36722/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36722/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР", КГТНОУ Кубанский казачий хор
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Хорошавин Д С
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3660/2024
12.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-755/2024
06.12.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36722/2022
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4136/2023
14.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-479/2023
05.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36722/2022