город Томск |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А03-7391/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Киреевой О.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаркези А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (N 07АП-220/2023) на решение от 30.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7391/2022 (судья Янушкевич С.В.) по исковому заявлению Администрации Тальменского района Алтайского края (658030, Алтайский край, Тальменский район, Тальменка рабочий поселок, Куйбышева улица, 94, ОГРН 1022202733321, ИНН 2277002668) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (656043, Алтайский край, Барнаул город, Социалистический проспект, дом 24, ОГРН 1172225032440, ИНН 2225184544) о взыскании денежных средств, уплаченных по муниципальным контрактам на оказание услуг технического заказчика, в сумме 552 915 рублей 39 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (658030, Алтайский край, Тальменский район, Тальменка рабочий поселок, Алтайская улица, 8, ОГРН 1022202736270, ИНН 2277002322),
при участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции представителя ответчика Ахапкина А.А., по доверенности от 07.11.2022 N 119/22,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тальменского района Алтайского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (далее - ООО "Газпром газораспределение Барнаул") о взыскании 552 915 рублей 39 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад").
Исковые требования Администрации мотивированы необоснованной уплатой ответчику денежных средств по муниципальным контрактам на оказание услуг технического заказчика от 01.06.2020 N 06/023/01-20, от 03.08.2020 N 01/088/01-20, заключенным им с нарушением законодательства, регламентирующего подрядные отношения, существу которого противоречит совмещение подрядчиком функций строительного контроля заказчика, что привело к нецелевому расходованию бюджетных средств в связи с исполнением контракта.
Решением от 30.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены, с ООО "Газпром газораспределение Барнаул" в пользу Администрации взыскано 552 915 рублей 39 копеек; с ООО "Газпром газораспределение Барнаул" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 14 058 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром газораспределение Барнаул" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование ссылается на размещение истцом заказа на оказание услуг по строительному контролю способом, предусмотренным законом; отсутствие оснований для вывода о ничтожности заключенных сторонами договоров; надлежащее исполнение ответчиком обязательств по оказанию услуг строительного контроля по спорным контрактам в полном объеме; завершение строительства объекта, принятого истцом по акту формы КС-11, введенного в эксплуатацию на основании разрешения, выданного в установленном порядке; считает необоснованным применение последствий недействительности сделки в интересах одной стороны.
Возражая относительно апелляционной жалобы, Администрация представила отзыв, просит оставить решение без изменения, ссылается на противоречие положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) проведения строительного контроля и выполнения функций подрядчика одним лицом; фактическое отсутствие строительного контроля со стороны ответчика; уплату ответчику денежных средств за услуги строительного контроля, в то время как истец не мог получить и не получил полезный результат строительного контроля; отсутствие строительного контроля привело к приемке объекта с недостатками, требование об устранении которых рассматривается в деле N А03-18538/2022.
Отзыв на апелляционную жалобу приобщен апелляционным судом к материалам дела по правилам статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ООО "Газпром газораспределение Барнаул", принявший участие в судебном заседании апелляционного суда путем использования систем веб-конференции, поддержал требования апелляционной жалобы, настаивал на удовлетворении.
Истец и третье лицо, извещенные посредством публичного размещения определения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения истца и третьего лица, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие их представителей по правилам статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между Администрацией (заказчик) и ООО "Газпром газораспределение Барнаул" (подрядчик) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 N 0817200000319005829 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству водозаборных сооружений и водопроводных сетей в р.п. Тальменка Тальменского района Алтайского края от 15.07.2019 N 0817200000319005890001, согласно условиям которого подрядчик обязался собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить на условиях контракта работу по строительству водозаборных сооружений и водопроводных сетей в р.п. Тальменка Тальменского района Алтайского края (работа) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и проектно-сметной документацией в сроки указанные в контракте, графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту) и сдать результаты работы заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его (пункт 1.1). Результатом работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГК РФ (пункт 1.2). Состав и объем работы определяется: проектно-сметной документацией, приложением N 2 к контракту (пункт 1.3).
Срок окончания работ определен не позднее 30.10.2021 (пункты 5.3, 5.4).
Цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе исполнения контракта за установленными исключениями и составляет 233 818 871 рубль 23 копейки (пункты 3.1, 3.2).
Оплата отдельного этапа исполнения контракта осуществляется заказчиком поэтапно в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных работ в течение 30 дней с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на основании представленных подрядчиком счета-фактуры (при наличии). Окончательный расчет производится заказчиком после передачи результата работы по контракту в течение 30 дней с даты подписания сторонами акта о приемке законченного строительством объекты формы КС-11 на основании представленных подрядчиком счета и счета-фактуры (пункт 3.5.4).
После окончания выполнения подрядчиком работы по контракту и приемки заказчиком стороны подписывают акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11). Подписанный сторонами акт приемки законченного строительством объекта формы КС-11 подтверждает срок выполнения подрядчиком работы (пункт 6.15).
К полномочиям заказчика отнесено право требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков (пункт 4.1.1); проверять в любое время ход и качество выполняемой подрядчиком и его субподрядчиками, соисполнителями работы по контракту (пункт 4.1.2); требовать возмещения убытков, причиненных по вине подрядчика (пункт 4.1.4).
Обязанности подрядчика включали выполнение предусмотренных контрактом работ, обеспечение их надлежащего качества, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные контрактом (пункт 4.4.1); своими силами и за свой счет, в срок, определенный заказчиком, устранять допущенные недостатки выполнения работы или иные отступления от условий контракта (пункт 4.4.5); необходимо известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении с возможностью мотивированного подтверждения: неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, иных обязательств, угрожающих качеству результата выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок, установленный контрактом (пункт 4.4.7); осуществлять проверку качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставляемых для выполнения работы по контракту, соблюдать установленные нормы и правила их складирования и хранения (пункт 4.4.15).
В связи с исполнением контракта от 04.07.2019 N 0817200000319005829 между Администрацией (заказчик) и ООО "Газпром газораспределение Барнаул" (исполнитель) последовательно на сходных условиях заключены муниципальные контракты от 01.06.2020 N 06/023/01-20 и от 03.08.2020 N 04/088/01-20, предметом которых являлось оказание исполнителем собственными силами услуг по исполнению функций технического заказчика на объекте капитального строительства "Строительство водозаборных сооружений и водопроводных сетей в р.п. Тальменка Тальменского района Алтайского края" и приемка и оплата заказчиком оказанных услуг (пункт 1.1 контрактов). Место оказания услуги: р.п. Тальменка Тальменского района Алтайского края (пункт 1.3 контрактов). Состав и объем услуг определяется техническим заданием (приложение N 1) (пункт 1.2 контрактов).
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта от 01.06.2020 N 06/023/01-20 цена контракта является твердой и составляет 300 000 рублей. Контракт действует до 31.07.2020 (пункт 10 контракта).
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта от 03.08.2020 N 04/088/01-20 цена контракта является твердой и составляет 600 000 рублей. Контракт действует до 30.09.2020 (пункт 10 контракта).
Оплата отдельного этапа оказанной услуги осуществляется заказчиком в течение 30 календарных дней в размере 1 процента от фактически выполненных третьим лицами работ, на основании предъявленных исполнителем акта об оказанных услугах, счетов-фактур и счетов на оплату, а также на основании предъявленных и подписанных исполнителем актов выполненных третьими лицами работ по форме КС-2 и КС-3 на объект (пункт 2.3.3 контрактов).
Права заказчика по контрактам включали право требовать возмещения убытков, причиненных исполнителем (пункт 3.1.5); требовать от исполнителя возвратить сумму излишне полученных денежных средств в случае установления контрольными органами фактов оплаты заказчиком услуги сверх фактического объема оказанной услуги, завышения стоимости оказанной услуги, использования при оказании услуги материалов, не предусмотренных контрактом, изменения способа оказания услуги при отсутствии соответствующих согласований с заказчиком (пункт 3.1.6).
Обязанности исполнителя по контрактам включали возврат суммы излишне полученных денежных средств в случае установления контрольными органами фактов оплаты заказчиком услуги сверх фактического объема оказанной услуги, использования при оказании услуги материалов, не предусмотренных контрактом, изменения способа оказания услуги при отсутствии соответствующих согласований с заказчиком, а также в других случаях, установленных актом проверки, в течение 10 дней с даты получения требования заказчика (пункт 3.4.6).
Услуга должна быть оказана до полного исполнения сторонами своих обязательств по муниципальному контракту. Исполнитель приступает к оказанию услуги с момента подписания контракта (пункты 4.1, 4.2 контрактов).
В соответствии с пунктом 1.2 контрактов в техническом задании (приложение N 1) согласован объем подлежавших оказанию услуг и требования к техническому заказчику, которым может являться только член соответствующей саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Функции технического заказчика включали разработку и согласование сводного графика выполнения работ; осуществление контроля и технического надзора за строительством объекта, соответствия объемов, качества, стоимости выполняемых работ в соответствии с техническим заданием, проектной документацией, требованиями технических регламентов (норм и правил, технических условий, муниципального контракта на выполнение работ по строительству; выполнение и согласование проектов производства работ (ППР) и передачу их заказчику для утверждения; осуществление контроля за выполнением строительно-монтажных работ в сроки, предусмотренные графиком производства работ; осуществление по мере готовности промежуточной приемки ответственных конструкций; контроль своевременного устранения выявленных недостатков, информирование о ходе их выполнения заказчика; контроль за исполнением строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного строительного надзора; принятие участия в освидетельствовании и оценке совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также предъявление требований о запрете производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ; осуществление контроля наличия и правильности ведения исполнительной документации, исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, инженерных коммуникаций, общего и специальных журналов работ, журнала авторского надзора; проверку наличия документов, удостоверяющих качество используемых при строительстве конструкций, изделий и материалов; осуществление контроля безопасности проведения подрядчиком строительных работы для третьих лиц и окружающей среды; организацию работы рабочих комиссий и принятие участия в проведении рабочими комиссиями проверок качестве отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ и оборудования; извещение заказчика об отклонениях от проектной документации в ходе строительства; осуществление взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами, органами надзора и контроля, связанными с работами на объекте; обеспечение необходимых документов для получения ЗОС и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Соглашением от 30.09.2020 расторгну муниципальный контракт N 04/088/01-20, выполнение исполнителем работ по контракту зафиксировано в сумме 298 463 рубл 48 копеек.
Объект подрядных работ "Строительство водозаборных сооружений и водопроводных сетей в р.п. Тальменка Тальменского района Алтайского края" предъявлен к приемке и принят Администрацией по акту приемки законченного строительством объекта от 23.03.2022, согласно которому работы выполнялись с августа 2019 года по декабрь 2021 года, общая стоимость строительно-монтажных работ составила 156 320 890 рублей, строительные работы выполнены с участием других подрядных организаций.
Объект введен в эксплуатацию на основании разрешения от 27.12.2021 N RU 22-547101-78-2021, выданного Администрацией Тальменского района.
Услуги по муниципальным контрактам от 01.06.2020 и от 03.08.2020 приняты заказчиком по актам оказанных услуг от 18.06.2020 N 1 на сумму 175 808 рублей 14 копеек, от 20.07.2020 N 2 на сумму 78 168 рублей 17 копеек, от 20.08.2020 N 1 на сумму 187 549 рублей 26 копеек, от 21.09.2020 N 2 на сумму 110 914 рублей 22 копейки. Общая стоимость услуг по актам составила 552 439 рублей 79 копеек.
Услуги оплачены Администрацией путем перечисления денежных средств на банковский счет исполнителя по платежным поручения от 06.07.2020 N 726300 на сумму 92 рубля 55 копеек, от 08.07.2020 N 795122 на сумму 175 715 рублей 59 копеек, от 06.08.2020 N 563778 на сумму 41 рубль 15 копеек, от 10.08.2020 N 636767 на сумму 78 127 рублей 02 копейки, от 18.09.2020 N 717814 на сумму 98 рублей 73 копейки, от 23.09.2020 N 844648 на сумму 187 450 рублей 53 копейки, от 22.10.2020 N 731565 на сумму 110 855 рублей 83 копейки, от 20.10.2020 N 652081 на сумму 58 рублей 39 копеек. Общая оплаты по контракту от 01.06.2020 составила 253 976 рублей 31 копейка, по контракту от 03.08.2020 составила 298 463 рубля 48 копеек.
Проведение расчетов по муниципальным контрактам стороны зафиксировали в совместных актах сверки N 0000-002492 и N 0000-002495 соответственно.
26.09.2022 ООО "Каскад" как лицом, принявшим объект в эксплуатацию по концессионному соглашению, совместно с представителями Администрации и ООО "Газпром газораспределение Барнаул" проведен осмотр объекта, составлен акт осмотра, согласно которому выявлены недостатки объекта. В приложении N 1 к акту отражены замечания подрядчика относительно характера выявленных недостатков.
Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю) проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Экология" (2021-ПВ.000.2024-1700.064). По итогам указанной проверки Администрации выдано представление от 17.02.2022 N 17-84-38/1122.
Согласно пункту 3 указанного представления в нарушение статьи 34, подпункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Администрация в 2020 году средства в общей сумме 552 439 рублей 79 копеек, в том числе средства федерального бюджета в сумме 546 915 рублей 39 копеек направлены ООО "Газпром газораспределение Барнаул" за оказанные услуги по исполнению функций технического заказчика в отношении работ, выполненных им в качестве подрядчика, и соответственно использованы без достижения результата (средства использованы на оплату подрядчику за выполнение функций заказчика по заключению договоров на выполнение работ и осуществлению контроля заказчика за качеством выполнения работ подрядной организацией). УФК по Алтайскому краю потребовало у Администрации в срок до 05.12.2022 принять меры к взысканию с средств федерального бюджета, оплаченных за услуги по исполнению функций технического заказчика в отношении работ, выполненных ООО "Газпром газораспределение Барнаул" в качестве подрядчика и соответственно использованных без достижения результата.
Администрация направила в адрес ООО "Газпром газораспределение Барнаул" претензию от 04.04.2022 N 246/БН/1059, потребовав возврата 552 915 рублей 39 копеек в срок до 15.04.2022, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота Администрации
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования Администрации арбитражный суд первой инстанции исходил из ничтожности контрактов на оказание услуг технического заказчика, как посягающих на публичные интересы.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок, вследствие причинения вреда.
Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства, по общему правилу, не допускается.
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (пункт 1 статьи 715 ГК РФ).
Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (пункт 1 статьи 748 ГК РФ).
Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика (статья 749 ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).
По смыслу приведенных законоположений целью вступления сторон в отношения по договору строительного подряда является удовлетворение нужд заказчика по приобретению объекта строительства или выполнению иных строительных работ в отношении строительства, реконструкции, эксплуатации которых законодательно установлены специальные требования к безопасности и эффективности. Выполнение таких требований при строительстве или реконструкции объекта достигается обязательным осуществлением строительного контроля как подрядчиком, так и заказчиком.
Обеспечение безопасности зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов строительства, монтажа, наладки, эксплуатации регламентировано положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), частью 4 статьи 39 которого к формам обязательной оценки соответствия зданий и сооружений и связанных с ними процессов строительства отнесены строительный контроль, государственный строительный надзор, заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации; заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям данного Федерального закона; ввод объекта в эксплуатацию (пункты 3, 4, 5, 6, 7 части 1 статьи 39).
Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 данной статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, осуществляется после окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта здания или сооружения до ввода здания или сооружения в эксплуатацию (части 7, 8 статьи 39 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).
Порядок проведения оценки соответствия зданий и сооружений в указанных выше формах регламентирован главой 6 ГрК РФ, согласно статье 51 которого строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за установленными исключениями.
В части 1 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
Порядок проведения строительного контроля установлен Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о проведении строительного контроля), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, согласно пункту 2 которого предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (заказчик) (пункт 3 названного Положения).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля (пункт 4 Положения о проведении строительного контроля).
Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль); б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции; в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства; г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) приемка законченных видов (этапов) работ; е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов (пункт 5 Положения).
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором (пункт 6 Положения о проведении строительного контроля).
Из приведенных выше законоположений в их системной связи следует, что целью строительного контроля как формы оценки соответствия зданий и сооружений и связанных с ними процессами строительства является определение соответствия выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям безопасности, возможности эксплуатации таких объектов на следующих стадиях их жизненного цикла, что обеспечивается непрерывным контролем на всех этапах выполнения строительных работ.
Анализ содержания строительного контроля, осуществляемого подрядчиком и заказчиком, показывает, что со стороны подрядчика должен осуществляться входной и текущий контроль используемых им строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, технологических операций и процессов. В то же время заказчиком должен осуществляться контроль полноты и своевременности входной и текущей проверки используемых материалов, конструкций, оборудования, технологических операций и процессов. При этом как промежуточная фиксация состояния строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, так и завершающие контрольные мероприятия подлежат выполнению совместно подрядчиком и заказчиком.
Согласно положениям статей 53, 54 ГрК РФ, пункта 3 Положения о проведении строительного контроля в случае осуществления строительства заказчиком или застройщиком как лицом, непосредственно осуществляющим строительство (пункт 16 части 1 статьи 1 ГрК РФ), указанное лицо самостоятельно осуществляет строительный контроль в объеме, определенном как для подрядчика, так и для заказчика. В случае привлечения заказчиком или застройщиком для выполнения строительных работ подрядчика на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится каждым из указанных выше лиц.
В пункте 2 статьи 53 ГрК РФ изложено требование к проведению строительного контроля лицом, осуществляющим строительство. Указанное требование транслировано в пункт 3 Положения о проведении строительного контроля.
Согласно пункту 5.2 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", действовавшего на момент заключения муниципального контракта от 01.06.2020 и утратившего силу с 25.06.2020, ри строительстве здания или сооружения юридическим лицом, выполняющим функции застройщика (технического заказчика) и лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), указанные должностные лица назначает руководитель этой организации.
В соответствии с пунктами 9.1.1, 9.1.3, 9.1.8 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр, Выполнение строительного контроля (в том числе с учетом отображения результатов строительного контроля в информационной модели) обеспечивается специалистами по организации строительства, сведения о которых внесены в национальный реестр специалистов в области строительства. Застройщик (технический заказчик) осуществляет контроль полноты строительного контроля, проводимого лицом, осуществляющим строительство.
Из изложенного следует, что различия в содержании строительного контроля, предусмотренного Положением о проведении строительного контроля, обусловлено не разнонаправленностью интересов заказчика и подрядчика, а различиями функционала каждого участника отношений по договору строительного подряда, надлежащее выполнение которого такими участниками приводит к достижению согласованного ими материального результата.
Цели проведения строительного контроля достигаются надлежащим выполнением обязанностей по входному, текущему и завершающему контролю каждым участником строительства. В свою очередь соответствие строительного контроля при выполнении строительных работ установленных требований обеспечивается проведением государственного строительного надзора (статья 54 ГрК РФ).
Исходя из изложенного, качественное выполнение строительных работ и проведение строительного контроля зависит от добросовестного исполнения обязательств всеми участниками строительства и не поставлено нормами закона в зависимость от статуса осуществляющего строительный контроль субъекта, что указывает на отсутствие законодательного запрета выполнения подрядчиком функций строительного контроля в объеме, отнесенном на заказчика, вопреки доводам апелляционной жалобы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся, в частности, заключения контрактов на выполнение работ, оказание услуг, а также особенностей исполнения контрактов, урегулированы нормами Закона о контрактной системе, согласно статьям 1, 6 которого контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, в том числе, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. С учетом этого заказчики при осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, профессионального исполнения обязательств, эффективного и экономного расходования бюджетных средств.
Таким образом, запрет на заключение договора на оказание услуг строительного контроля с подрядчиком, выполняющим строительные работы на основании договора подряда, не содержится ни в положениях законодательства, регулирующего выполнение строительных работ, ни в законодательстве о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права.
В пункте 1 статьи 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Общим последствием недействительности сделки является ее неспособность повлечь юридические последствия, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 23.06.2015 N 25) применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 74 Постановления от 23.06.2015 N 25).
Поскольку в рассматриваемом случае прямо не установлен законодательный запрет на заключение с подрядчиком договора на проведение строительного контроля, и такой запрет не усматривается из существа законодательного регулирования отношений, возникающих по поводу строительства и реконструкции объектов, других нарушений, в том числе законодательства о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлено, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о ничтожности муниципальных контрактов на оказание услуг 01.06.2020 N 06/023/01-20 и от 03.08.2020 N 04/088/01-20, и применении последствий недействительности данных сделок путем возврата Администрации уплаченных по контрактам денежных средств. Сходные правовые позиции применены в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2021 по делу N А03-12482/2020, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.03.2021 по делу N А10-1701/2020.
Выполнение работ надлежащим образом подтверждено документально, соответствие услуг по проведению строительного контроля предъявляемым к ним требованиям подтверждено, оплата услуг произведена на основании контракта, заключенного в установленном порядке.
Представленными в дело разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и актом приемки законченного строительством объекта подтверждается надлежащее выполнение строительных работ, введение объекта в эксплуатацию также подтверждает надлежащее качество оказанных услуг по строительному контролю. На данное обстоятельство также указывает эксплуатация объекта заказчиком до настоящего времени в отсутствие сведений об аварийных ситуациях, вызванных недостатками работ.
Проверка соответствия строительного контроля предъявляемым к нему требованиям проведена при осуществлении государственного строительного надзора в силу статьи 39 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, статей 54, пункта 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, согласно которым обязательным документом при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации. Выдача Администрацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и дальнейшая его эксплуатацию указывают на проведение приведенной выше формы оценки соответствия объекта требованиям безопасности и положительный результат такой проверки.
Недостатки работ, в том числе превышение размера оплаты по контрактам над объемом фактически выполненных работ, оказание ответчиком услуг, не предусмотренных контрактами, использование при исполнении контрактов не годных или не предусмотренных контрактами оборудования и материалов, иные обстоятельства, указанные в контрактах как основания для возврата исполнителем полученных по контракту денежных средств, при проведении контрольным органом проверки не установлены. Равным образом такие обстоятельства не отражены Администрацией при составлении актов приемки и при рассмотрении спора.
Из материалов дела усматривается, что оплата работ по спорным контрактам не превышает 1 процента стоимости строительно-монтажных работ, указанной в акте приемки законченного строительством объекта, что соответствует условиям пункта 2.3.3 контрактов.
Довод Администрации о выявлении недостатков объекта в период после его приемки может являться основанием для предъявления требования об устранении недостатков либо о возмещении убытков при наличии к тому необходимых условий, однако не свидетельствует о ничтожности спорных муниципальных контрактов.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требования Администрации о взыскании уплаченных по муниципальным контрактам денежных средств. Решение от 30.11.2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные ответчиком расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей подлежат возмещению ответчику за счет истца, не в пользу которого принят судебный акт.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7391/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с администрации Тальменского района Алтайского края (ИНН 2277002668) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (ИНН 2225184544) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7391/2022
Истец: Администрация Тальменского района АК.
Ответчик: ООО "Газпром газораспределение Барнаул"
Третье лицо: ООО "Каскад"