город Чита |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А19-19955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
судей: Желтоухова Е.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровым М.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2022 года по делу N А19-19955/2022
по иску Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к обществу с ограниченной ответственностью "НордРесурс" (ОГРН 1163850066159, ИНН 3808194602) о взыскании 1 311 705 руб. неустойки, об устранении нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НордРесурс" (далее - ответчик, общество, ООО "НордРесурс") о взыскании 1 311 705 руб. неустойки, начисленной в федеральный бюджет, об обязании ответчика организовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря и обеспечить его комплектацию в соответствии с утвержденными нормативами, расположенном по адресу: Иркутская обл., Киренский район, п. Юбилейный, нижний склад, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы в апелляционной жалобе и в возражениях на отзыв ссылается на то, что договоры оказания услуг, представленные ответчиком в качестве доказательств наличия указанной противопожарной техники суду первой инстанции, не были представлены при проведении проверки соблюдения договорных обязательств. Несоблюдение ООО "НордРесурс" условий договора привело к нарушению лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности в лесах.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истцом в апелляционной жалобе заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд представители участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в возражениях на отзыв, отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, ООО "НордРесурс" является арендатором лесного участка по договору аренды от 09.09.2011 N 91-374/11, с учетом соглашения о передаче прав и обязанностей от 09.08.2016, расположенного на землях лесного фонда: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, эксплуатационные леса, Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, кварталы NN 369-371, 388-391, 394- 399, 412-415, 418-422, 436-445, Чайское участковое лесничество, Чайская дача, кварталы NN 1-4, 8, 9, 19, 22-26, 63, 64, 66, 83-86, 104-106, Сполошинская дача, кварталы NN 169,189, 191-193, 198, 199, 208, 209, 217-219, 225, 234, общей площадью 57 049 га, в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 341-2011-06, в целях использования лесов для заготовки древесины.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп "О министерстве лесного комплекса Иркутской области" агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Арендатор обязуется использовать участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (пункт 5.4.1. договора).
Арендатор обязуется осуществить за свой счет противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, самолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (согласно норм, утвержденных приказом Минсельхоз РФ от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов"), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов (пункт 5.4.8. договора).
Проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка N 91-374/11 от 09.09.2011 предусмотрено создание и содержание Пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ).
В мае 2022 года Министерством проведена проверка исполнения ООО "НордРесурс" договорных обязательств.
По результатам проверки составлен акт N 67-38-17/22 от 20.05.2022. В акте отражено, что 17.05.2022 начальником Ичерского участкового лесничества произведен осмотр ПСПИ, расположенного по адресу: Иркутская область, Киренский район, п. Юбилейный, нижний склад, в результате осмотра установлен факт полного укомплектования инвентарем ПСПИ и не укомплектования пожарной техникой, которая на момент проверки на ПСПИ отсутствовала.
20.05.2022 Министерством в адрес ООО "НордРесурс" выставлено требование N 67/22 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно: укомплектование техникой ПСПИ ООО "НордРесурс".
12.07.2022 Министерство обратилось к ООО "НордРесурс" с претензией об уплате неустойки в связи с неисполнением требования от 20.05.2022 N 66-38-17/22 и условий договора.
В связи с невыполнением ответчиком обязательств по договору и неуплатой неустойки истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 408, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 51, 53.1, 72 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161, и на основе оценки всех представленных по делу доказательств и пояснений сторон установил, что оснований для обязания ответчика укомплектовать пункт сосредоточения противопожарной техникой не имеется.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп. в) п. 12 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила) юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно пункту 1 Правил, настоящие правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161.
Как следует из материалов дела, на арендованном лесном участке имеется пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, который расположен по адресу: Иркутская обл., Киренский район, п. Юбилейный, нижний склад.
При проведении проверки исполнения обществом договорных обязательств, установлен факт полного укомплектования инвентарем, но отсутствие укомплектования пожарной техникой.
Ответчиком в материалы дела представлен договор оказания услуг N 01-22-У от 14.03.2022, заключенный между ООО "НордРесурс" (заказчик) и ООО "ТимберТранс" (исполнитель), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обнаружению и тушению лесных пожаров в лесном фонде, находящемся на территории Киренского района Иркутской области, в соответствии с заявками и требованиями заказчика.
В приложении N 1 указанного договора содержится перечень техники, которой оказываются услуги в рамках заключенного договора на оказания услуг.
Также исполнителем в лице ООО "ТимберТранс" заключен ряд договоров оказания услуг N N 1622/16-У, 1622/17-У, 1622/18-У, 1622/19-У, 1622/20-У, 1622/21-У от 21.04.2022 с иными лицами, с целью тушения лесных пожаров по заявкам ООО "ТимберТранс", в рамках которых также предоставляется техника.
Как верно отмечено судом первой инстанции указанные договоры были заключены до момента проверки, что свидетельствует о том, что ответчиком приняты надлежащие меры к обеспечению комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Отсутствие пожарной техники на момент поверки не свидетельствует о фактическом отсутствии у ответчика указанной техники.
Исходя из данных обстоятельств, необходимость обязать ответчика укомплектовать пункт сосредоточения, расположенный по адресу: Иркутская обл., Киренский район, п. Юбилейный, нижний склад противопожарной техникой отсутствует.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, апелляционный суд, соглашаясь с судом первой инстанции, приходит к выводу, что истцом не доказан факт не укомплектования пожарной техникой пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, а следовательно оснований для обязания ответчика укомплектовать пункт сосредоточения противопожарной техникой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные ответчиком в качестве доказательств наличия указанной противопожарной техники договоры не были представлены при проведении проверки подготовки к пожароопасному сезону, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Поскольку непредставление при проведении проверки указанных договоров само по себе не свидетельствует о невыполнении обществом требований лесного законодательства и договора в части подготовки к пожароопасному сезону.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
В силу принципа правовой определенности решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 16549/12).
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2022 года по делу N А19-19955/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Ниникина |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19955/2022
Истец: Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству, территориальное управление министерство лесного комплекса по Киренскому лесничеству
Ответчик: ООО "НордРесурс"