г. Хабаровск |
|
15 февраля 2023 г. |
А04-6743/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурский государственный университет": Сибиряковой А.А. представителя по доверенности от 23.01.2023, сроком до 31.12.2023; Ерёминой В.В. представителя по доверенности от 07.02.2023, сроком до 31.12.2023;
от Министерства финансов Амурской области: Махноносовой А.А. представителя по доверенности от 05.12.2022, сроком на 1 год;
от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 24.11.2022
по делу N А04-6743/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурский государственный университет" (ОГРН 1022800526154, ИНН 2801027174)
к Министерству финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618)
третье лицо: Министерство образования и науки Амурской области
о признании недействительным представления (с учетом уточнения)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Амурский государственный университет" (далее - заявитель, ФГБОУ ВО "АмГУ", Университет) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству финансов Амурской области (далее - ответчик, Минфин АО, Министерство) о признании недействительным представления от 03.06.2022 N 07-05/2684 (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Амурской области (далее - Минобразования).
Решением суда от 24.11.2022 заявленные требования удовлетворены в части: признано недействительным представление Министерства от 03.06.2022 N 07-05/2684 в части указания на нецелевое использование средств субсидии, представленной из областного бюджета, использованных для оплаты должностных обязательств по оказанию образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Эксперт чемпионата Ворлдскиллс Россия" слушателям курсов Гора А.В., Замятина А.В., Охотникова Г.Г. на сумму 76953 руб.; на приобретение сувенирной продукции и расходных материалов для проведения чемпионата "World Skills Russia Juniors 2021" на сумму 307530,69 рублей; на оплату расходов по проезду и проживанию сопровождающего лица Крапивиной Н.В. на сумму 66121 руб.; на оплату трансфертов в отель "Mercure" и обратно, на Космодром "Восточный" и обратно, из аэропорта в ГАУ ДОЛ "Колосок" и обратно команд ВДЦ "Океан" на сумму 27500 руб.; на оплату командировочных расходов на сумму 84531,20 руб.; в признании недействительным представления в остальной части, в удовлетворении заявления отказано; с Министерства в пользу ФГБОУ ВО "АмГУ" взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Минфин АО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части признания недействительным представления Министерства от 03.06.2022 N 07-05/2684 в части указания на нецелевое использование средств субсидии, представленной из областного бюджета, использованных для оплаты должностных обязательств по оказанию образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Эксперт чемпионата Ворлдскиллс Россия" слушателям курсов Гора А.В., Замятина А.В., Охотникова Г.Г. на сумму 76953 руб., на приобретение сувенирной продукции и расходных материалов для проведения чемпионата "World Skills Russia Juniors на сумму 307530,69 руб., на оплату расходов по проезду и проживанию сопровождающего лица Крапивиной Н.В. на сумму 66121 руб., на оплату трансфертов в отель "Мегсuге" и обратно, на Космодром "Восточный" и обратно, из аэропорта в ГАУ ДОЛ "Колосок" и обратно команд ВДЦ "Океан" на сумму 27500 руб., на оплату командировочных расходов на сумму 84531 руб. 20 коп. (в общей сумме 562635,89 руб.), отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении требований ФГБОУ ВО "АмГУ" в полном объеме отказать.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: ФГБОУ ВО "АмГУ" на протяжении нескольких лет проводит вузовский чемпионат АмГУ "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия), четвертый вузовский чемпионат АмГУ проведен в 2021 году, пятый - в 2022 году; средства областного бюджета не являются источником финансового обеспечения проведения данных мероприятий; программы Центра направлены не на проведение чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors" и даже не на его организацию, а на подготовку школьников для участия в данном чемпионате; в соответствии с приказом ФГБОУ ВО "АмГУ" от 15.11.2021 N 72-уч/лицей обучающиеся на базе Центра развития современных компетенций детей "АмурТехноЦентр" были зачислены на обучение по программе подготовки к региональному чемпионату "WorldSkillsRussiaJuniors"; выводы Минфина АО о нецелевом характере использования средств, направленных на оплату командировочных расходов, повышение квалификации лиц, не являющихся в соответствии со штатным расписанием работниками Центра, основаны также и на фактах заключения с этими же лицами договоров гражданско-правого характера на оказание услуг Центру; приобретенная сувенирная продукция (футболки, крафтовые пакеты, графические планшеты, флэшки, конструкторы, наушники, настольные игры) и расходные материалы (страница 12 Акта выездной проверки от 22.04.2022) на общую сумму 307530,69 руб., не включена ни в одну из представленных рабочих программ (в раздел расходные материалы) и соответственно не могла приобретаться за счет средств субсидии; ФГБОУ ВО "АмГУ" за счет средств субсидии оплачены трансферы из аэропорта в отель "Мегсиге" и обратно, на Космодром "Восточный" и обратно, из аэропорта в ГАУ ДОЛ "Колосок" и обратно команд ВДЦ "Океан" (не являются учащимися Центра), прибывших в Амурскую область в рамках Соглашения о сотрудничестве между Университетом и ВДЦ "Океан", подготовка которых осуществлялась сотрудниками Центра на его базе в рамках соглашений о сотрудничестве по направлениям ракето- и спутникостроение, VRпроекттирование, на сумму 27500 рублей, что не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1.2, подпункта 2 пункта 3.12 Порядка, пунктов 1.2, 4.3 Соглашения N 61 (т.к. не является расходами на оплату проезда и проживания детей, участвующих в соревнованиях (конкурсах) и является нецелевым использованием средств субсидии.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ФГБОУ ВО "АмГУ" отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вместе с отзывом на апелляционную жалобу в суд представлены экземпляры документов (перечислены в приложении к отзыву).
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители университета в судебном заседании заявили ходатайство о приобщении к материалов дела экземпляров документов, представленных вместе с отзывом на апелляционную жалобу, сообщив о том, что часть документов (не уточняя каких) возможно есть в материалах дела, часть документов представлена дополнительно.
Представитель заявителя жалобы (с использованием системы видеоконференц-связи) в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить в обжалуемой части, принять новый судебный акт, также возражала против приобщения документов к материалам дела, перечисленных в приложении к отзыву.
В судебном заседании представители ФГБОУ ВО "АмГУ" (с использованием системы видеоконференц-связи) возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, не возражали против проверки законности и обоснованности решения суда в обжалуемой части.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции лишь в обжалуемой части.
Рассмотрев ходатайство ФГБОУ ВО "АмГУ" о приобщении к материалам настоящего дела экземпляров, в том числе дополнительных документов (перечисленных приложениях к отзыву на апелляционную жалобу), арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению по мотиву отсутствия уважительной причины для приобщения таких документов в суд второй инстанции, в связи с чем на основании статьи 159, части 2 статьи 268 АПК РФ, отказывает в его удовлетворении, а перечисленные в приложении к отзыву на апелляционную жалобу экземпляры документов возвращает последнему вместе с сопроводительным письмом.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ФГБОУ ВО "АмГУ" является образовательной организацией высшего образования, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций некоммерческого характера.
Учредителем и собственником имущества Университета является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 448 утверждена Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы "Развитие образования Амурской области", которой предусмотрено основное мероприятие "Региональный проект "Успех каждого ребенка", которое включает мероприятие "Создание ключевых центров развития детей".
Данное мероприятие направлено на реализацию мероприятий по созданию центров, которые, используя возможности образовательных организаций высшего образования (кадровые, инфраструктурные, материально-технические), обеспечивают обучение детей по актуальным дополнительным общеобразовательным программам.
При этом в рамках мероприятия в структуре ФГБОУ ВО "АмГУ" создан Центр развития современных компетенций детей "АмурТехноЦентр" (Дом научной коллаборации имени академика РАН М. Т. Луценко), реализующий дополнительные (основные) образовательные программы.
К образовательным проектам Центра развития современных компетенций детей "АмурТехноЦентр" относятся: "Детский Университет" - дополнительное образование для детей 5-9 классов; "Малая Академия" - дополнительное образование для детей 10-11 классов и студентов СПО по приоритетным направлениям, таким как геномная инженерия, биотехнологии, искусственный интеллект; "Урок технологии" - реализация предметной области "Технология" в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов вуза по заказу региональной системы образования и/или дисциплины "Биология"; "Педагог К-21" - обновление содержания и технологий преподавания учебных предметов, ведения занятий в системе дополнительного и среднего профессионального образовании, путем повышения квалификации педагогических кадров.
Кроме того Министерству образования и науки, как главному распорядителю бюджетных средств области, были доведены бюджетные ассигнования по КФСР 07 03 "Дополнительное образование детей" КЦСР 12.2.Е2.10490 "Обеспечение функционирования ключевого центра развития детей" КВР 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям" в размере 20800000 тыс. руб.
ФГБОУ ВО "АмГУ" подано заявление о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение деятельности ключевого центра дополнительного образования детей от 10.02.2021.
Приказом Министерства от 12.02.2021 N 182 принято решение о предоставлении ФГБОУ ВО "АмГУ" в 2021 году гранта в форме субсидии на обеспечение деятельности Центра в объеме 20800000 руб.
Также между Министерством и ФГБОУ ВО "АмГУ" в установленные сроки заключено Соглашение от 19.02.2021 N 61 о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования "Амурский государственный университет" на обеспечение функционирования ключевого центра развития детей.
На основании приказа Министерства финансов области от 24.03.2022 N 89 "О назначении планового контрольного мероприятия", пунктом 10 Плана контрольных мероприятий министерства финансов Амурской области на 2022 год, утвержденного приказом от 27.12.2021 N 461, в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурский государственный университет" в период с 28.03.2022 по 22.04.2022 года была проведена плановая выездная проверка на тему "Проверка предоставления и использования грантов в форме субсидии, предоставленных из областного бюджета Центру развития современных компетенций детей "АмурТехноЦентр" в целях обеспечения функционирования ключевого центра развития детей в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", по результатам которой установлено, что средства субсидии использованы в полном объеме, в том числе понесены расходы: на оплату труда в сумме 16 398693,75 руб., из которых, фонд оплаты труда - 12 753207,25 руб., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда - 3 645 486,50 руб.; на проезд и проживание детей, участвующих в соревнованиях (конкурсах) в сумме 522 155,60 руб.; командировочные расходы сотрудникам Центра, в том числе связанных с повышением квалификации и переподготовкой (обучением), включая проезд, проживание, суточные в сумме 905094 руб.; командировочные расходы лицам, которые не являются сотрудниками Центра в сумме 150652,20 руб.; по проезду и проживанию члена жюри чемпионата "AmurCosmoStar" в сумме 60556 руб.; расходы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой (обучением) сотрудников Центра в сумме - 365076 руб.; расходы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой (обучением) лиц, которые не являются сотрудниками Центра в сумме 76953 руб.; транспортные расходы по подвозу учащихся Центра в сумме - 123000 руб.; транспортные расходы команд ВДЦ "Океан" в сумме - 27500 руб.; на приобретение расходных материалов для обеспечения реализации образовательных программ в сумме - 1862788,76 руб.;
на приобретение расходных материалов и сувенирной продукции для проведения регионального чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors" в сумме - 307530,69 руб.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения: нарушение подпункта 2 пункта 1.2, подпункта 2 пункта 3.12 Порядка предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческой организации, не являющейся казенным учреждением, по итогам проведения конкурса проектов, направленных на реализацию мероприятий "Создание ключевых центров развития детей" "Обеспечение функционирования ключевого центра развития детей" государственной программы "Развитие образования Амурской области", утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 30.04.2019 N 228, пунктов 1.2, 4.3 Соглашения от 19.02.2021 N 61 о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования "Амурский государственный университет" на обеспечение функционирования ключевого центра развития детей Университетом допущено нецелевое использование средств субсидии, предоставленной из областного бюджета в общей сумме 801351,89 руб. в том числе, в части: направления средств областного бюджета и оплаты денежных обязательств по оказанию образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Эксперт чемпионата Ворлдскиллс Россия" слушателям курсов Гора А.В., Замятина А.В., Охотникова Г.Г., которые в 2021 году сотрудниками Центра не являлись, в сумме 76 953,00 руб.; использования средств субсидии на приобретение сувенирной продукции и расходных материалов для проведения чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors" в сумме 307530,69 руб.; оплаты расходов по подвозу учащихся от основного места учебы до Центра в сумме 119000,00 руб.; оплаты трансферов из аэропорта в отель "Меrсuге" и обратно, на Космодром "Восточный" и обратно, из аэропорта в ГАУ ДОЛ "Колосок" и обратно команд ВДЦ "Океан", подготовка которых осуществлялась сотрудниками Центра на его базе в рамках соглашений о сотрудничестве по направлениям ракето - и спутникостроение, VRпроектирование в сумме 27500,00 руб.; оплаты расходов, связанных с проездом и проживанием Иноземцева С.А., приглашенного для участия в чемпионате "AmurCosmoStar", в размере 60 556,00 руб.; оплаты командировочных расходов лицам, не являющимся сотрудниками Центра, в сумме 84531,20 руб.; оплаты расходов по проезду и проживанию сопровождающего лица Крапивиной Н.В. в сумме 66121,00 руб.; оплаты расходов по организации питания в сумме 59160,00 руб.
Указанные нарушения отражены в акте выездной проверки Министерства образования и науки Амурской области (Минобрнауки Амурской области), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурский государственный университет" от 22.04.2022, составленном по результатам проверки.
ФГБОУ ВО "АмГУ" не согласившись с выявленными нарушениями, направило в адрес Министерства, возражения от 18.05.2022 на акт от 22.04.2022.
02.06.2022 ФГБОУ ВО "АмГУ" был получен ответ на возражения.
Также 03.06.2022 в адрес ФГБОУ ВО "АмГУ" поступило представление Министерства от 03.06.2022 N 07-05/2684, с указанием о необходимости устранения выявленных нарушений и принятия мер по устранению их причин в срок до 01.01.2023.
ФГБОУ ВО "АмГУ" направило в адрес Министерства жалобу (возражения) на указанное представление, которая была оставлена без рассмотрения, в связи с идентичностью оснований обжалования, основаниям обжалования акта выездной проверки от 22.04.2022.
ФГБОУ ВО "АмГУ" не согласившись с представлением Министерства от 03.06.2022, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения).
Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Как указано в подпунктах 1.1 и 3.1.32 Положения о министерстве финансов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора области от 03.08.2007 N 461, Министерство финансов Амурской области является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в финансовой и бюджетной сферах, составление и организацию исполнения областного бюджета, осуществляющим функции по финансовому контролю в отношении средств, предоставленных из областного бюджета, и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти области в установленной сфере. Министерство финансов Амурской области осуществляет внутренний государственный финансовый контроль как орган внутреннего государственного финансового контроля и финансовый орган Амурской области.
Пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (статья 265 БК РФ).
Должностные лица органа контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, что следует из положений федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100.
Согласно пункту 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
При таких обстоятельствах Минфин АО, как орган внутреннего государственного финансового контроля и финансовый орган Амурской области, наделён полномочиями по проведению плановых выездных проверок и по выдаче соответствующего представления.
Вместе с тем, как установлено судом Минфин АО, в связи с выявленными в ходе выездной проверки нарушениями ФГБОУ ВО "АмГУ подпункта 2 пункта 1.2, подпункта 2 пункта 3.12 Порядка предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческой организации, не являющейся казенным учреждением, по итогам проведения конкурса проектов, направленных на реализацию мероприятий "Создание ключевых центров развития детей" "Обеспечение функционирования ключевого центра развития детей" государственной программы "Развитие образования Амурской области", утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 30.04.2019 N 228 (далее - Порядок N 228) и пунктов 1.2, 4.3 Соглашения от 19.02.2021 N 61 о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования "Амурский государственный университет" на обеспечение функционирования ключевого центра развития детей (далее - Соглашение N 61) было выдано представление.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2 Порядка N 228 целями предоставления субсидий являются обеспечение деятельности Центра (выплата заработной платы сотрудникам Центра, оплата расходов на проезд и проживание детей, участвующих в соревнованиях (конкурсах), оплата командировочных расходов сотрудников Центра, включая проезд, проживание, суточные, оплата расходов на приобретение расходных материалов для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса) в течение 3 лет со дня создания Центра (в рамках реализации мероприятия "Обеспечение функционирования ключевого центра развития детей").
На основании подпункта 2 пункта 3.12 Порядка N 228 субсидия расходуется на цели, указанные в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка, - только на те виды затрат, которые непосредственно связаны с обеспечением деятельности Центра (выплата заработной платы сотрудникам Центра, оплата расходов на проезд и проживание детей, участвующих в соревнованиях (конкурсах), оплата расходов, связанных с повышением квалификации и переподготовкой (обучением) сотрудников Центра, включая проезд, проживание, суточные).
Пунктом 4.3 Соглашения N 61 предусмотрено, что Университет обязан направлять субсидию на финансовое обеспечение деятельности Центра.
Кроме того грант (субсидия) предоставляется на обеспечение деятельности Центра развития современных компетенций детей "АмурТехноЦентр" ("Дом научной коллаборации имени академика РАН М.Т. Луценко") на выплату заработной платы сотрудникам Центра, оплаты расходов на проезд и проживание детей, участвующих в соревнованиях (конкурсах), оплату командировочных расходов, сотрудникам Центра, включая проезд, проживание, суточные, оплату расходов на приобретение расходных материалов для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса согласно пункту 1.2 Соглашения N 61.
Согласно представлению ФГБОУ ВО "АмГУ" допущено нецелевое использование средств субсидии в сумме 76953 руб., в части направления средств областного бюджета и оплаты денежных обязательств по оказанию образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Эксперт чемпионата Ворлдскиллс Россия" слушателям курсов Гору А.В., Замятиной А.В., Охотниковой Г.Г., которые в 2021 году сотрудниками Центра не являлись.
Министерство указывает, что средства предоставляемой субсидии могли быть направлены на оплату командировочных расходов сотрудников (работников) Центра в соответствии со штатным расписанием (2019 год - 26 штатных единиц, 2021 год - 22 штатные единицы), в том числе связанных с повышением квалификации и переподготовкой (обучением) сотрудников Центра, включая проезд, проживание, суточные. Гор А. В., Замятина А.В., Охотникова Г.Г. в 2021 сотрудниками Центра не являлись.
Судом правильно не принят довод Министерства о то, что средства субсидии в сумме 76 953 руб., направленные на повышение квалификации Гора А.В., Замятиной А.В., Охотниковой Г.Г., являются нецелевым использованием бюджетных средств, в силу следующего.
Хотя Гор А.В., Замятина А.В. и Охотникова Г.Г., не включены в штатное расписание Центра, однако они состоят в трудовых отношениях с ФГБОУ ВО "АмГУ" на основании трудовых договоров, что подтверждается выписками из приказов (Замятина А.В. от 13.11.2010 N 847-к; Гор А.В. от 23.08.2021 N 515-к, Охотникова Г.Г. от 06.09.1999 N 492-к).
Кроме того с этими работниками Университета были заключены договоры гражданско-правового характера на оказание образовательных услуг по программам дополнительного образования в ЦРСКД "АмурТехноЦентр", в частности договор N 2081 о возмездном оказании услуг от 01.10.2021 (Замятина А.В.), договор N 2063 о возмездном оказании услуг от 01.10.2021 (Гор А.В.), договор N 2058 о возмездном оказании услуг от 01.10.2021 (Охотникова Г.Г.).
При этом вышеуказанные лица являлись слушателями по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Эксперт чемпионата Ворлдскиллс Россия", в рамках проведения чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors", проводимого Центром, в рамках учебного процесса.
Вследствие повышения квалификации, Замятина А.В. была назначена линейным экспертом по компетенции "Туризм", Гор А.В. был назначен линейным экспертом по компетенции "Графический дизайн", Охотникова Г.Г. была назначена главным экспертом по компетенции "Предпринимательство", что соответствует рабочим программам, по подготовке к региональному чемпионату "WorldSkillsRussiaJuniors", то есть повышение квалификации напрямую было связано с мероприятием, организованным Центром.
При этом, ЦРСКД "АмурТехноЦентр" не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает правосубъектностью, является структурным (обособленным) подразделением ФГБОУ ВО "АмГУ", в связи с чем привлечение к образовательной деятельности специалистов, являющихся непосредственно сотрудниками Университета, в целях обеспечения, именно деятельности Центра, не может противоречить положениям Соглашения N 61 и Порядка N 228.
Требования же Минфина о необходимости отдельного принятия работников в Центр, не являющийся юридическим лицом, противоречат статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В рассматриваемом случае, суд верно не принял тот факт, что сотрудники Университета, не были включены в штатное расписание Центра, в качестве существенного, ввиду их трудоустройства по месту основной деятельности в ФГБОУ ВО "АмГУ" и обусловленности повышения квалификации с деятельностью Центра, а не Университета.
Кроме того учитывая, что Гор А.В., Охотникова Г.Г. и Замятина А.В. трудоустроены в Университете, с ними не могли быть заключены трудовые договоры, как с сотрудниками Центра, при том что, договоры в интересах Центра, заключаются, непосредственно с ФГБОУ ВО "АмГУ", таким образом, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что, данные лица, не могут принимать участие в работе Центра, лишь по тому основанию, что фактически трудоустроены в Университете.
Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что денежные средства субсидии в сумме 76953 руб., направленные на повышение квалификации Гора А.В., Замятиной А.В., Охотниковой Г.Г., не являются нецелевым использованием денежных средств.
В качестве нецелевого использования средств субсидии Министерством отражено приобретение сувенирной продукции и расходных материалов для проведения чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors" в сумме 307530,69 руб.
Между тем довод Министерства о том, что Планом работы Центра на 2021 год, утвержденным директором Центра Ереминой В.В. 24.12.2020, проведение регионального чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors" не предусмотрено, а также непосредственно не связано с обеспечением деятельности Центра, в связи с чем, расходы в сумме 307530,69 руб. является нецелевым использованием средств, предоставленных из бюджета.
По данному доводу, суд правильно согласился с позицией заявителя, согласно которой, участие в чемпионате является частью реализации образовательного процесса в Центре, то есть тем видом деятельности, на которое распространяется действие субсидии, ввиду следующего.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 52614.2-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006 N 309-ст (далее - ГОСТ Р 52614.2-2006), образовательный процесс - это процесс создания образовательной продукции (предоставления образовательной услуги).
При этом, образовательная услуга (продукция) - это услуга (продукция), связанная с образованием. Организация, предоставляющая образовательную услугу, называется образовательным учреждением (п. п. 3.4 и 3.5 ГОСТ Р 52614.2-2006).
В силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образованием признаётся единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; образовательной деятельностью выступает деятельность по реализации образовательных программ; образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
На программы подготовки к региональному чемпионату "WorldSkillsRussiaJuniors" были зачислены обучающиеся (Приказом N 72-уч/лицей от 15.11.2021), по направлению "Детский университет" по компетенциям "Мобильная робототехника", "Графический дизайн", "Предпринимательство", "Туризм".
Подготовка осуществлялась, в соответствии с разработанными и утвержденными Рабочими программами, в том числе, по вышеназванным компетенциям, между тем, подготовка Рабочих программ, предусмотрена соответствующими пунктами Плана работы, в рамках, запланированных мероприятий.
Направление "Детский университет" относится к образовательному проекту Центра, в рамках которого осуществляется дополнительное образование для детей 5-9 классов.
В соответствии с рабочими программами, предусмотрено создание конкурсных заданий, для итоговой оценки сформированности компетенций у обучающихся, отраженных в рабочих программах, в качестве итоговой оценки знаний, умений и навыков, прописано участие в региональном чемпионате "WorldSkillsRussiaJuniors".
Следовательно, проведение регионального чемпионата "WorldSkillsRussiaJuniors" явилось частью образовательного процесса, закреплённого в образовательных (рабочих) программах в соответствии с утверждённым Планом работы и непосредственно связано с образовательной деятельностью Центра.
Также проведение чемпионата отражено в распоряжении от 15.11.2021 N 38.
Между тем, для осуществления учебного процесса, проведения чемпионата, в соответствии с мероприятиями, предусмотренными рабочими программами была осуществлена закупка расходных материалов (в соответствии со служебными записками от 17.11.2022 для компетенций - "Мобильная робототехника", "Графический дизайн", "Туризм"), канцелярских товаров (в соответствии со служебной запиской от 17.11.2022 для компетенции - "Предпринимательство"), бутилированной воды и сувенирной продукции (футболки, крафтовые пакеты, графические планшеты, флэшки, конструкторы, наушники, настольные игры).
Для обучения и проведения чемпионата необходима соответствующая атрибутика, сувенирная продукция необходима для награждения за достижения и победу.
В материалах дела имеется отчетность, содержащая сведения, относительно приобретения продукции (материалов), их стоимости и количества, а также фотографии, свидетельствующие, о вручении приобретенной сувенирной продукции, в качестве призов.
Вручение призов по результатам участия в соответствующих мероприятиях является поощрением для ребенка, стимулирующим его на дальнейшее достижение результатов.
Таким образом, суд правомерно посчитал, что включение в образовательный процесс проведение чемпионата, не только не противоречащим деятельности Центра, а напротив, способствующим привлечению детей к участию в запланированных мероприятиях, служащим раскрытию потенциала, обучающихся, отвечает целям субсидирования в рамках Порядка N 228 и Соглашения N 61.
Такой подход при организации учебного процесса направлен на создание условий для наиболее эффективной реализации образовательного процесса.
На основании вышеизложенного суд верно не нашел оснований для исключения из возможности субсидирования приобретенной продукции, непосредственно необходимой для организации образовательного процесса, связанного с деятельностью Центра, в связи с чем, расходы в сумме 307530,69 руб., посчитал использованными по целевому назначению.
В рамках проверки, в качестве нецелевого использования средств субсидии Министерством определена оплата расходов по проезду и проживанию сопровождающего лица Крапивиной Н.В. в сумме 66121 руб.
Проверяя законность представления в части данного эпизода, суд установил следующее.
Согласно Плану работы Центра, в рамках образовательного проекта в ходе осуществления плана мероприятий по направлениям "Малая Академия" для детей 10-11 классов и "Детский Университет" для детей 5-9 классов была разработана Рабочая программа Клуб интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?".
В рамках данного мероприятия Крапивина Н.В. направлена на X чемпионат РФ - 2021 по интеллектуальным играм "Сириус" в город Москва за счет средств субсидии, предоставленной из областного бюджета Центру, в качестве сопровождающего (с 25.12.2021 по 28.12.2021); с указанным лицом ФГБОУ ВО "АмГУ" был заключен договор N 6-2021 оказания услуг от 01.12.2021.
При этом специального порядка перемещения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в пределах территории Российской Федерации законодательно не установлено. Кроме того тренер команды, в силу своих тренерских обязанностей, не мог бы постоянно осуществлять контроль за всеми детьми, соответственно, в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних, наличие сопровождающего являлось обязательным.
Как верно установлено судом, отрыв от рабочего процесса сотрудников Центра, непосредственно, осуществляющих обучающую деятельность детей, не участвующих в мероприятии, проводимом в городе Москве, являлось бы нецелесообразным, так как данные сотрудники не могли бы выполнять, возложенные на них функции, в рамках образовательного процесса.
Следовательно, суд верно посчитал, что привлечение для оказания услуг сопровождения, в рамках запланированного мероприятия Крапивиной Н.В. по договору гражданско-правового характера, не свидетельствует о нарушении Соглашения N 61 и Порядка N 228.
Между тем, спорные расходы, подлежали бы финансированию за счет средств субсидии, так как, участие в X чемпионате РФ - 2021 по интеллектуальным играм "Сириус" непосредственно связано с деятельностью Центра, что не может противоречить целям предоставления субсидии.
То есть, не обоснован вывод Министерства, о том, что расходы в сумме 66121 руб., являются нецелевым расходованием средств субсидии.
Суд также правомерно признал необоснованным отнесение Министерством командировочных расходов тренера Дорошенко А.В., связанных с участием, в вышеназванном X чемпионате РФ - 2021 по интеллектуальным играм "Сириус" к нецелевому использованию средств субсидии.
Данные расходы входят в состав оплаты командировочных расходов лицам, не являющимся, по мнению Министерства, сотрудниками Центра в сумме 84531,20 руб.
Так, на чемпионат поехала команда клуба Центра - "Что? Где? Когда?", тренером, которой является Дорошенко А.В.
Дорошенко А.В. является лицом, составившим рабочую программу клуба интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?", необходимость его участия в чемпионате, обусловлена тем, что он является тренером команды. При этом рабочая программа, составленная Дорошенко А.В. относится к образовательным программам Центра - "Малая Академия" и "Детский Университет".
С ним был заключен договор гражданско-правового характера на оказание услуг от 01.12.2021.
Материалами дела подтверждается участие Дорошенко А.В., как в организации образовательного процесса Центра, так и в самом образовательном процессе.
Таким образом, прийти к выводу о том, что осуществляемая Дорошенко А.В. деятельность, направлена не на непосредственное обеспечение деятельности Центра, только по основаниям, не включения его в штат работников Центра, не представляется возможным.
Также к нецелевому использованию бюджетных средств, Министерством отнесена оплата расходов при направлении в командировки Темникова В.В. в сумме 4 600 руб., Назаренко В.Р. в сумме 8610, 20 руб., Дябкина И.А. в сумме 4 400 руб. (включенные в состав расходов в сумме 84531, 20 руб.), как лицам, не состоящим в трудовых отношениях с Центром.
Темников В.В., Назаренко В.Р. и Дябкин И.А. являются сотрудниками Университета, с которыми заключены трудовые договоры, что подтверждается выписками из приказов от 01.09.2020, от 21.08.2018, от 26.09.2012.
Трудовые договоры, как с сотрудниками Центра, с указанными лицами, заключены быть не могли, поэтому данное обстоятельство не может препятствовать в принятии участия в непосредственной работе Центра.
Между ФГБОУ ВО "АмГУ" и ФГБОУ "ВДЦ "Океан" было заключено Соглашение о сотрудничестве от 17.01.2021 согласно которого, предметом соглашения является сотрудничество сторон в сферах укрепления партнерских отношениях в области развития перспективных направлений в области образования и науки, разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся ВДЦ "Океан", основных профессиональных образовательных программ высшего образования, направленных на удовлетворение потребностей в подготовке кадров и в повышении квалификации сотрудников ВДЦ "Океан"; по внедрению в ВДЦ "Океан" новых технологий, научных разработок, проектов; по вопросам организации практик и стажировок обучающихся ФГБОУ ВО "АмГУ" в ВДЦ "Океан" и трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО "АмГУ". Также стороны устанавливают, что основными принципами организации их сотрудничества является образовательная деятельность в ФГБОУ ВО "АмГУ" и ВДЦ "Океан", с использованием ресурсов и кадрового потенциала Сторон.
Так, Темников В.В. был командирован с 19.06.2021 по 11.07.2021 в ФГБОУ "ВДЦ "Океан", в рамках профильной смены "#Морской_старт_2021", указанная смена является запланированной Центром, в соответствии с планом работы.
Реализация профильной смены определена Соглашением о сотрудничестве N 44/21 от 18.06.2021 заключенным между ФГБОУ "ВДЦ "Океан" и ФГБОУ ВО "АмГУ".
Между Темниковым В.В. и ФГБОУ ВО "АмГУ" в рамках реализации образовательной программы "#Морской_старт_2021" был заключен договор N 1-2021 от 01.06.2021 предметом которого, является, оказание услуг по образовательной программе "Морской старт-2021" (лаборатория "Физика космоса"). Лаборатория "Физика космоса", в свою очередь, является направлением работы Центра.
Назаренко В.Р. была командирована с 06.08.2021 по 26.08.2021 в ФГБОУ "ВДЦ "Океан", в рамках профильной смены "#Человек_Амфибия_2021", указанная смена является запланированной Центром, в соответствии с планом работы.
Реализация профильной смены определена Соглашением о сотрудничестве N 45/21 от 18.06.2021 заключенным между ФГБОУ "ВДЦ "Океан" и ФГБОУ ВО "АмГУ".
Также между Назаренко В.Р. и ФГБОУ ВО "АмГУ" в рамках реализации образовательной программы "#Человек_Амфибия_2021", был заключен договор N от 01.08.2021, предметом которого, является оказание услуг по образовательной программе "Человек амфибия-2021" (лаборатория "Медиа море"). Лаборатория "Медиа море" также является направлением работы Центра.
Дябкин И.А. был командирован в рамках проведения заключительного этапа олимпиады "Парнас", указанная олимпиада предусмотрена планом работы. Между ФГБОУ ВО "АмГУ" и Дябкиным И.А. был заключен договор гражданско-правового характера от 01.11.2021 на оказание соответствующей услуги.
Как верно установлено судом, вышеперечисленные мероприятия, были организованы, в соответствии планом мероприятий Центра, в обеспечение его деятельности, командировочные расходы оплачены лицам, непосредственно, задействованным в реализации образовательных программ, на основании соответствующих договоров, в связи с чем, выводы Министерства, относительно нецелевого расходования данных средств, необоснованны.
В рассматриваемом случае, как в соглашении N 61, так и в действующем законодательстве расшифровки, такого понятия, как сотрудник.
Кроме того заключение договоров, в той части, в которой это необходимо, ФГБОУ ВО "АмГУ" в интересах Центра, для привлечения соответствующих специалистов и оплата оказанных ими услуг, с целью обеспечения, непосредственного и эффективного функционирования работы Центра, не может являться нарушением расходования субсидии.
При этом из материалов дела не следует, что все вышеназванные расходы не были связаны с обеспечением деятельности Центра.
Также суд обоснованно не согласился с выводами Министерства о нецелевом использовании средств субсидии на оплату трансфертов в отель "Mercure" и обратно, на Космодром "Восточный" и обратно, из аэропорта в ГАУ ДОЛ "Колосок" и обратно команд ВДЦ "Океан" на сумму 27500 руб., по следующим основаниям.
Согласно плану воспитательной работы Центра на декабрь 2021 года запланировано воспитательное мероприятие "#IТ_Дети_Новый_год".
Между ФГБОУ ВО "АмГУ" и ФГБОУ "ВДЦ "Океан" в рамках реализации данного мероприятия, было заключено Соглашение о сотрудничестве от 18.06.2021, предметом которого является сотрудничество и взаимодействие сторон в целях реализации марафона "#IТ_Дети_Новый_год", проводимого с 01.12.2021 по 30.12.2021, с использованием ресурсов и кадрового потенциала Сторон.
По условиям соглашения, с целью реализации марафона, ВДЦ "Океан" направляет участников, согласно Приложения N 1 к соглашению, для участия в марафоне по направлениям: "Ракето- и спутникостроение", "VR-проектирование".
Марафон проводился в 2 этапа: направление ракето- и спутникостроение - трансфер аэропорт - отель - космодром "Восточный" - отель - аэропорт; направление VR-проектирование - трансфер аэропорт - ГАУ ДОЛ "Колосок" -аэропорт.
Соглашением N 61 и Порядком N228 установлено, что субсидия предоставляется на оплату расходов на проезд и проживание детей, участвующих в соревнованиях (конкурсах), при этом, из указанных положений не следует, что предоставление субсидии распространяется, только на детей, непосредственно, обучающихся в Центре.
Спорные трансферты оплачены Университетом, на основании договоров, заключенных с ООО "Автосфера" от 06.12.2021, от 20.12.2021, от 21.12.2021.
Кроме того дети, прибывшие из ВДЦ "Океан" в рамках соглашения, для участия в марафоне, также являются детьми, участвующими в соревнованиях, хоть и не осуществляющих обучение, непосредственно в Центре.
Из предмета соглашения следует, что грант предоставляется на обеспечения деятельности Центра развития современных компетенций детей "АмурТехноЦентр" в виде оплаты расходов на проезд и проживание детей, где основным и единственным условием является: - "участвующих в соревнованиях (конкурсах).
Таким образом, использование средств субсидии в сумме 27500 руб. на оплату трансфертов детей, прибывших из ВДЦ "Океан" суд обоснованно посчитал, израсходованными по целевому назначению, в соответствии с планом работы, и не противоречащим условиям Соглашения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 24 ноября 2022 года по делу N А04-6743/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6743/2022
Истец: ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет "
Ответчик: Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (6743/22 4т)