г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А56-89569/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.,
при участии:
от заявителя: Бакирова А.Р., по доверенности от 06.09.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44750/2023) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 по делу N А56-89569/2023, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 31.08.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2550/2023.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Ленэнерго" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу. в которой просило обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование жалобы податель ссылается, что суммарный перерыв в энергоснабжении объекта в период с 01.01.2023 по 25.08.2023 составил 71 час 52 минуты и не превысил допустимого числа часов отключений электрической энергии в год для третьей категории надежности электроснабжения, в связи, с чем в действиях Общества отсутствуют нарушения пункта 31 (6) Правил N 861. Также отсутствует событие административного правонарушения в действиях Общества.
Податель жалобы считает, что представленные МКУ ЦАХО сведения о состоявшихся отключениях электрической энергии в отношении объекта не содержат информации о том, в чьих границах балансовой принадлежности они были зафиксированы. Также считает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес Управления поступило постановление Тосненской прокуратуры от 04.08.2023 с информацией о нарушении пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа ПАО "Россети Ленэнерго".
Тосненской прокуратурой была проведена проверка ПАО "Россети Ленэнерго" энергоснабжения потребителей д. Ладога Тосненского района Ленинградской области.
Согласно данным, представленным сетевой организацией, в период с 01.01.2023 по 04.07.2023 на линии Ф.211-19, обеспечивающей подачу электрической энергии в данный населенный пункт, зафиксировано 27 отключений общей продолжительностью 71 час 42 минуты.
По информации, представленной МКУ ЦАХО, за июль 2023 года поступило сообщений об отключении электроэнергии в д. Ладога Тосненского района Ленинградской области, а именно 05.07.2023 в периоды времени с 10 часов 00 минут по 12 часов 00 минут и с 15 часов 00 минут по 17 часов 20 минут, а также 12.07.2023 в период времени с 10 часов 00 минут по 17 часов 00 минут.
Таким образом, общая продолжительность отключений в период с 01.01.2023 по 12.07.2023 составила свыше 72 часов, сведений о согласовании таких отключений в д.Ладога Тосненского района Ленинградской области с Северо-Западным управлением Ростехнадзора на срок выше 72 часов сетевой организацией не представлено.
Постановлением УФАС от 31.08.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2550/2023 Обществу назначено административное наказание по ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, является лицо, которое обязано оказывать услуги по передаче электроэнергии и обеспечивать переток электроэнергии через принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства в отношении энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии, чьи права на недискриминационный доступ к вышеуказанным услугам нарушены.
В силу Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Тосненского района создана и функционирует единая дежурно-диспетчерская служба МКУ "Центр административно-хозяйственного обеспечения" (далее - МКУ ЦАХО), которая в силу положения, утвержденного 09.01.2023 заместителем главы администрации МО "Тосненский район" обеспечивает мониторинг, анализ, прогнозирование, оценку и контроль сложившейся ситуации на основе информации, поступающей из различных информационных систем и оконченных устройств, в пределах своих полномочий, регистрирует и документирует всех входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщает информацию о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и предоставление соответствующих донесений по подчиненности и т.д. (раздел 3 положения).
По информации, представленной МКУ ЦАХО, за июль 2023 года поступило 2 сообщения об отключении электроэнергии в д. Ладога Тосненского района Ленинградской области, а именно 05.07.2023 в периоды времени с 10 часов 00 минут по 12 часов 00 минут и с 15 часов 00 минут по 17 часов 20 минут, а также 12.07.2023 в период времени с 10 часов 00 минут по 17 часов 00 минут.
В силу подпункта "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется превышение допустимого числа часов отключения электрической энергии объектов третьих лиц, которые в соответствии с документами о технологическом присоединении относятся к третьей категории надежности.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как установлено Управлением, общая продолжительность отключений в период с 01.01.2023 по 12.07.2023 составила свыше 72 часов, сведений о согласовании таких отключений в д. Ладога Тосненского района Ленинградской области с Северо-Западным управлением Ростехнадзора на срок свыше 72 часов сетевой организацией не представлено.
С учетом изложенного в действиях (бездействии) Общества содержаться нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанностей, установленных Правилами N 861, а именно нарушение допустимого числа часов отключения электроэнергии, установленного п. 31 (6) Правил N 861.
Вопреки доводам жалобы доказательства того, что число часов отключения объекта составило менее 72 часов, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в деянии Общества события вмененного ему в вину правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку обществом не представлены доказательства в подтверждение того, что нарушение им положений пункта 31(6) Правил N 861 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей предусмотренных данными Правилами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об установлении вины общества в совершении вмененного правонарушения.
Следовательно, вина Общества доказана административным органом. Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных нормативными правовыми актами требований.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, Управлением был соблюден.
Исключительные обстоятельства, предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом апелляционной инстанции не установлены. Установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения, указывают на пренебрежительное отношение субъекта естественной монополии к соблюдению установленных действующим законодательством требований в связи с чем не имеется оснований для применения положения статьи 2.9. КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено.
Административный штраф в размере 600 000 руб. назначен Управлением в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности апелляционным судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Управления от 31.08.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2550/2023 является законным и не подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 по делу N А56-89569/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89569/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области