г. Владивосток |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А24-4758/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-254/2023
на решение от 05.12.2022 судьи О.Н. Бляхер
по делу N А24-4758/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа-муниципальному учреждению (ИНН 4101156604, ОГРН 1134101001429)
о взыскании 241 493,37 руб.,
при участии: от истца: представитель Катаева Е.Н. по доверенности от 07.10.2022 сроком действия до 27.09.2024, диплом о высшем юридическом образовании N 13795, свидетельство о перемене фамилии, паспорт.
В судебное заседание не явились:
ответчик, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа-муниципального учреждения (далее - ответчик, управление) 241 493, 37 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2021 по 08.04.2022.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 05.12.2022 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.12.2022 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что отсутствие сведений о действующих реквизитах для перечисления средств не освобождает управление от возмещения за изымаемое имущество на основании судебного акта. Управление имело возможность уточнить реквизиты в течение месяца до вступления решения суда в законную силу, в адрес министерства управление с таким запросом не обращалось, запрос был направлен в адрес ФГКУ "261 ОМИС". Кроме того, правоотношения сторон настоящего спора регулируются нормами гражданского законодательства, в связи с чем ссылки управления на статьи 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) несостоятельны.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.05.2021, удовлетворен иск Управления к Российской Федерации в лице Минобороны России и Федеральному государственному казенному учреждению "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 261 ОМИС) о прекращении права оперативного управления 261 ОМИС на жилое помещение - квартиру N 11 дома N 10 по улице Капитана Драбкина в городе Петропавловск-Камчатский, об изъятии путем выкупа у Российской Федерации в лице Минобороны России в муниципальную собственность жилого помещения общей площадью 67,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Капитана Драбкина, д. 10, кв. 11 с выплатой выкупной цены в размере 2 911 000 руб. путем перечисления денежных средств в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда, о прекращении права собственности Российской Федерации и признании права собственности ПетропавловскКамчатского городского округа на жилое помещение общей площадью 67,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Капитана Драбкина, д. 10, кв. 11.
Указанным решением суда прекращено право оперативного управления 261 ОМИС на жилое помещение - квартиру N 11 дома N 10 общей площадью 67,0 кв.м., расположенную по улице Капитана Драбкина в городе Петропавловске-Камчатском. Принято решение изъять путем выкупа у Российской Федерации в лице Минобороны России в муниципальную собственность жилое помещение общей площадью 67,0 кв.м., расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, улица Капитана Драбкина, дом 10, квартира 11, с выплатой выкупной цены в размере 2 911 000 руб., путем перечисления денежных средств в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда денежных средств по указанным в решении реквизитам. Указано прекратить право собственности Российской Федерации на жилое помещение общей площадью 67,0 кв.м., расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, улица Капитана Драбкина, дом 10, квартира 11, после перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение; признать за Петропавловск-Камчатским городским округом право собственности на жилое помещение общей площадью 67,0 кв.м., расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, улица Капитана Драбкина, дом 10, квартира 11, после перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение.
Решение от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020 вступило в законную силу 12.02.2021.
Платежным поручением от 08.04.2022 N 313345 Управление перечислило 2 911 000 руб. в качестве расходов по выкупу жилого помещения согласно решению Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020.
Истец, полагая, что ответчик нарушил срок исполнение решения от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020, указанный в его резолютивной части, начислил на сумму выкупной цены в размере 2 911 000 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2021 по 08.04.2022 в сумме 241 493,37 руб.
Претензией от 11.04.2022 N 207/8/1540 истец обратился к ответчику с требованием об оплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Письмом от 07.06.2022 N 01-12-01/5319/22 Управление указало на действия, предпринятые им в связи с неактуальностью реквизитов для оплаты, указанных в решении от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020, а также на исполнение решения в установленный законом срок и отказало в удовлетворении требования истца.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сочтя обоснованными возражения ответчика, что нарушение срока исполнения решения суда обусловлено просрочкой кредитора, не предоставившего своевременно реквизиты для перечисления денежных средств.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснениям пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Вместе с тем, действующим законодательством, а именно положениями БК РФ предусмотрена специальная процедура обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования, создавшего казенное учреждение, для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов местного бюджета казенного учреждения - должника либо в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 9 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета и в ведении которого находится должник (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5 БК РФ).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи (пункт 6 статьи 242.5 БК РФ).
Следовательно, исполнение судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится по правилам главы 24.1 БК РФ и только по предъявлению исполнительного документа к исполнению, иной порядок выплаты бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган с учетом положений, установленных пунктом 3.2 статьи 242.1 и абзацем третьим пункта 6 статьи 242.2 БК РФ.
С учетом того, что процедура исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации применимы к рассматриваемым правоотношениям по аналогии.
Данная позиция была закреплена и в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которой положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.
Довод апеллянта о неправомерности применения к рассматриваемым правоотношениям норм БК РФ прямо противоречит приведенным разъяснениям относительно особенностей порядка обращения взыскания на средства бюджета, в связи с чем во внимание не принимаются.
Судом первой инстанции верно установлено, что решение от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020 вступило в законную силу 12.02.2021 и исполнено Управлением в полном объеме 08.04.2022 перечислением суммы 2 911 000 руб. по платежному поручению от 08.04.2022 N 313345.
Управление, возражая против иска, указало, что после вступления решения от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020 в законную силу, направило его в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю на исполнение по реквизитами, указанным в резолютивной части решения, о чем ответчиком представлена заявка на финансирование по расходам средств бюджета городского округа от 07.05.2021.
Однако документы были возвращены ответчику Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю без исполнения ввиду того, что изменились реквизиты для оплаты. Как следует из представленного ответчиком уведомления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (протокол) N ПРТ3800-2406034 от 03.06.2021, не допускаются платежи на балансовые счета, действующие до 01.01.2021.
Письмом от 05.08.2021 N 011201/7400/21 Управление обратилось к начальнику 261 ОМИС с просьбой направить уточненные реквизиты для перечисления денежных средств во исполнение решения суда от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020.
Письмом от 25.05.2021 N 560 261 ОМИС сообщило, что уточненные реквизиты запрошены в Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и будут предоставлены Управлению после получения ответа.
20.01.2022 в адрес управления поступило письмо Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" от 27.12.2021 N 7/11984, содержащее уточненные реквизиты лицевого счета для перечисления денежных средств по решению Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2020 по делу N А24- 4124/2020.
Таким образом, апелляционная коллегия признает обоснованной позицию ответчика о том, что последний не имел фактической возможности исполнить решение от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020 по причине недействительности реквизитов, указанных в резолютивной части решения и отсутствия уточненных реквизитов для оплаты.
Указанным обстоятельствам неактуальности приведенных в решении от 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020 реквизитов министерства, длительного непредставления министерством уточненных реквизитов лицевого счета для перечисления денежных средств судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Поскольку указанные реквизиты стали известны управлению лишь 20.01.2022 из письма Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" от 27.12.2021 N 7/11984, исполнение решения произведено ответчиком в течение предусмотренного пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ трехмесячного срока с момента, когда ответчику стали известны актуальные реквизиты.
Судом первой инстанции принято во внимание поведение истца, не осуществлявшего каких-либо действий по предоставлению ответчику надлежащих реквизитов для исполнения решения суда в установленный в нем срок, тогда как активная позиция взыскателя в данном случае была необходима. Истец не мог не знать, что с 01.01.2021 у него изменился лицевой счет, однако никаких действий по доведению указанной информации до ответчика не произвел.
Выводы суда в части оценки действий истца по приведению в исполнение решения по делу N А24-4124/2020 в апелляционном порядке не оспорены.
В свою очередь, довод апеллянта о том, что Управление не обращалось в Минобороны России с запросом актуальных реквизитов для исполнения решения суда 02.12.2020 по делу N А24-4124/2020, поскольку запрос Управления от 05.08.2021N 011201/7400/21 направлен в адрес 261 ОМИС, аналогичен ранее заявленному в суде первой инстанции и правомерно отклоненному в силу следующего.
261 ОМИС также является ответчиком по делу N А24-4124/2020 и учреждением, подведомственным Минобороны России. Кроме того, ответчик не обязан был заниматься самостоятельным поиском актуальных реквизитов истца, которому, в свою очередь, ничто не препятствовало проявить должную степень заботливости и осмотрительности в целях своевременного получения денежных средств.
Суд правомерно указал, что именно несовершение истцом должных действий по уточнению реквизитов лицевого счета стало причиной исполнения решения суда лишь 08.04.2022.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.12.2022 по делу N А24-4758/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4758/2022
Истец: Министерство обороны Российской Федерации
Ответчик: Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: ФГКУ "ВРУПО" Министерства обороны РФ