г. Саратов |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А57-12513/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей А.Ю. Самохваловой, В.Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.Ю. Шишкиной,
при участии в судебном заседании:
- представителя индивидуального предпринимателя Михайлова Владимира Алексеевича, Ахмеджанова Руслана Рашидовича, по доверенности от 22.11.2021 года,
представителя акционерного общества "Ситиматик" Нетребы Натальи Викторовны, по доверенности от 07.12.2022 года N 96,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Михайлова Владимира Алексеевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2022 года по делу N А57-12513/2022,
по иску акционерного общества "Ситиматик", г. Москва, (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149),
индивидуальному предпринимателю Михайлову Владимиру Алексеевичу, г. Саратов, (ОГРНИП 313645306400054, ИНН 645206953223),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Беркут 2000", г. Саратов,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Акционерное общество "Ситиматик" (далее по тексту АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Михайлову Владимиру Алексеевичу (далее по тексту ИП Михайлов В.А., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период май 2021 - январь 2022 года в размере 83 247 руб. 64 коп.
Решением решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2022 года по делу N А57-12513/2022 исковые требования удовлетворены.
С ИП Михайлова В.А. в пользу АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период май 2021 - январь 2022 в размере 83 247 руб. 64 руб., расходы по госпошлине в размере 3 330 руб.
АО "Ситиматик" из федерального бюджета РФ возвращена госпошлина в размере 410 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Михайлов В.А. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что факт оказания услуг истцом не доказан, поскольку в материалы дела не представлены подписанные со стороны ответчика универсально-передаточные документы, не представлены сведения спутниковой навигации о движении мусоровозов. Кроме того в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие согласование размещения контейнеров с указанием объемов и мест накопления ТКО по адресу: г. Саратов, 3-й Московский проезд, д. 16 Д, либо на территории приближенной к данному адресу.
Апеллянт также ссылается на то, что при осуществлении предпринимательской деятельности у него не образуются ТКО.
Также указывает, что нежилое помещение по адресу: г. Саратов, 3-й Московский проезд, д. 16 Д., передано в аренду ООО "Беркут 2000", у которого с региональным оператором заключен договор по вывозу ТКО.
В порядке статьи 262 АПК РФ от АО "Ситиматик" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ИП Михайлова В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель АО "Ситиматик" просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, в связи с необоснованностью содержащихся в ней доводов.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерным обществом "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 г. АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20 июня 2018 года заключено Соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности истца определена Территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ТКО в Саратовской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 707 от 22.09.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закона N 89-ФЗ) закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ),
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) "Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, далее Правила N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12 июля 2018 года.
В соответствии с Правилами N 1156 истцом был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 54/411/0008555 от 04.09.2019 (далее по тексту Договор), согласно условиям которого, региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 декабря 2019 годаN 48/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 года N 35/112.
Объемы, принимаемых ТКО, определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области и установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждений правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 4.1 Договора коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, и количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Дополнительным соглашением от 30.10.2020 к договору от 04.09.2019 N 54/411/0008555 пунктом 4.1 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов по следующим объектам:
- 410062, г. Саратов, 3-й Московский проезд, д. 16Д (офис - годовой норматив 0,1, расчетная единица - 1м2, количество расчетных единиц - 2481 м2)
- 410062, г. Саратов, 3-й Московский проезд, д. 16Д (офис - годовой норматив 0,1, расчетная единица - 1 сотрудник, количество расчетных единиц - 41 сотрудник)
В период с мая 2021 - январь 2022 года региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО от ответчика.
Между тем, ответчиком обязательства по оплате систематически нарушались, по состоянию на дату предъявления искового заявления размер задолженности за указанный период составлял мая 2021 - январь 2022 в размере 83 247 руб. 64 коп.
Истцом была направлена претензия, которая осталась без ответа и удовлетворения, досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный пунктом 5 статьи 4 АПК РФ истцом соблюден.
До настоящего времени ответчиком долг не погашен, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 4 статьи 13.4, статьями 24.6. и 24.7, 24.10 Закона N 89-ФЗ, пунктами 4, 5, 8 (1), 8 (5)-8 (7), 8 (15), 8 (17), 8 (18) Правил N 1156, и установив факт оказания истцом в исковой период услуг по вывозу ТКО в отсутствие доказательств их оплаты и погашения задолженности, определив, что лицом, обязанным производить оплату, является ответчик, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами на основании следующего.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Отношения сторон регулируются договором N 54/411/0008555 от 04.09.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подготовленным региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Истцом был подготовлен проект договор и направлен ответчику, который не был подписан со стороны ИП Михайлова В.А.
В связи с тем, что стороны не достигли соглашения в рамках договора от 04.09.2019 N 54/411/0008555 в соответствии с пунктом 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Исходя из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО за период с мая 2021 - январь 2022 на сумму 83 247 руб. 64 коп., подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Оспаривая факт оказания услуг по вывозу ТКО, апеллянт ссылается на то, что представленные в материалы дела УПД не подписаны со стороны ответчика, сведения спутниковой навигации о движении мусоровозов отсутствуют.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В пункте 10 договора установлено, что стороны договорились о том, что акт оказанных услуг (выполненных работ)/универсальный передаточный документ, счет на оплату услуги и иные первичные документы направляются региональным оператором в адрес потребителя по электронной почте. После получения по электронной почте акта оказанных услуг (выполненных работ)/универсального передаточного документа, счета на оплату услуги и иных первичных документов, потребитель в течении 5 (пяти) календарных дней с даты отправления указанных документов, подписывает и предоставляет или направляет почтой заказной корреспонденцией вложения региональному оператору акт оказанных услуг (выполненных работ)/универсальный передаточный документ, либо направляет в адрес регионального оператора письменный отказ от его подписания.
В случает неполучения ответа в течении 10 рабочих дней со дня направления стороне акта оказанных услуг (выполненных работ)/ универсально-передаточного документа, направленный акт) считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
Таким образом, тот факт, что универсальные передаточные документы подписаны в одностороннем порядке, не может являться основанием для констатации факта неоказания истцом услуг.
При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (часть 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Мотивированный отказ от подписания указанных документов ответчиком в материалы дела представлен не был.
То обстоятельство, что в материалы дела не представлены сведения спутниковой навигации о движении мусоровозов, не может являться основанием для отказа в оплате оказанных услуг по вывозу ТКО, поскольку оказание услуг подтверждено универсально-передаточными документами (счетами).
Со стороны ответчика претензии по качеству оказываемых услуг за спорный период не поступали, акты о нарушениях в порядке, предусмотренном действующим законодательством, сторонами не составлялись, услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором в соответствии с условиями договора N 54/411/0008555.
Ответчиком не представлены предусмотренные законодательством доказательства, не оказания услуг, либо оказание услуг ненадлежащего качества истцом.
Истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Кроме того, доказательств того, что спорный период ответчик осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ N "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52), не предоставлено.
ИП Михайловым В.А. в материалы дела представлен договор аренды, заключенный с ООО "Беркут 2000", на основании которого ответчик считает, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и, соответственно, обязанность по оплате данных услуг лежит на арендаторе помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в отсутствие в действующем гражданском законодательстве норм, обязывающих арендодателя нежилого помещения оплачивать ресурсоснабжающей организации поставляемые в это помещение коммунальные ресурсы, у арендатора (субарендатора) нежилого помещения возникает обязанность по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией только при наличии соответствующего условия в договоре аренды.
Соответственно, в отсутствие договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате поставляемых в нежилое помещение коммунальных ресурсов лежит на собственнике (арендодателе) такого помещения (ответ на вопрос N 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
В определении от 11.06.2021 N 308-ЭС21-1900 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил применение этой позиции к отношениям по снабжению ресурсами нежилых зданий.
Таким образом, предъявление требований ресурсоснабжающей организацией непосредственно к арендатору допустимо только в ситуации, когда условия подобного договора (доведенные арендатором до ресурсоснабжающей организации) возлагают именно на арендатора обязанность по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией.
В договорах аренды обязанность по заключению договора на вывоз ТКО либо не оговорена, либо плата за коммунальные услуги включена в арендную плату, следовательно, применительно к позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.06.2021 N 308-ЭС21-1900, обязанность по оплате услуг сохранилась за арендодателем.
Ответчиком в материалы дела в подтверждение заключения арендатором договора с ресурсоснабжающей организацией, представлен договор N 54/312/0006580 от 29.12.2018 года, заключенный между ООО "Беркут 2000" и АО "Управление отходами", в приложении к которому сторонами согласованы количество и вместимость контейнеров, объем принимаемых ТКО и периодичность вывоза, а так же расчетные единицы, количество расчетных единиц по объекту, расположенному по адресу: г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября.
Данный довод ответчика подлежит отклонению как не имеющий правого значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку представленный ответчиком в материалы дела договор N 54/312/0006580 от 29.12.2018 года, заключенный между ООО "Беркут 2000" и АО "Управление отходами" заключен в отношении объекта г. Саратов, проспект Имени 50 лет Октября, то есть не относится к рассматриваемому спору.
Таким образом, истец произвел начисление платы за оказанные им услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с условиями Договора и требованиями действующего законодательства.
Ссылка ответчика на то, что документы, подтверждающие согласование размещения контейнерных площадок с указанием количества и объема контейнеров истцом не представлены является несостоятельной, поскольку у потребителя отсутствует индивидуальная контейнерная площадка, исключающая доступ третьих лиц, в связи с чем учет твердых коммунальных отходов производится расчётным способом исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее N 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30.05.2020 N 262 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Саратовской области" (ранее - Приказ от 22.09.2016 N 707 - утратил силу) утверждена схема обращения с отходами Саратовской области. Территориальная схема обращения с отходами Саратовской области опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Саратовской области для всеобщего и бесплатного доступа.
Таким образом, ИП Михайлов В.А. как собственник твердых коммунальных отходов вправе использовать контейнерные площадки, размещенные в непосредственной близости от указанных торговых объектов. Расположение контейнерных площадок определено территориальной схемой обращения с отходами Саратовской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30.05.2020 N 262, которая находится в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об ИП Михайлове В.А., основным видом его деятельности является "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом".
Как разъяснено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года по делу N 309-ЭС15-13978, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
Таким образом, довод ответчика об отсутствии твердых коммунальных отходов судом отклоняется.
Поскольку истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов и при отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также при отсутствии доказательств оплаты ответчиком услуг истца, требования истца о взыскании задолженности правомерны в заявленном размере и подлежат удовлетворению (ст. 307, 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обратного ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса не доказано.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам твердыми коммунальными отходами.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2022 года по делу N А57-12513/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Савенкова |
Судьи |
А.Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12513/2022
Истец: АО "Ситиматик"
Ответчик: ИП Михайлов В.А.
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области, ООО "Беркут 2000"