город Омск |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А46-14347/2022 |
При Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-77/2023) Министерства образования Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-14347/2022 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению частного общеобразовательного учреждения "Авторская экспериментальная школа" (ОГРН 1025500538711, ИНН 5507034711, адрес: 644074, город Омск, улица Дмитриева, дом 20, корпус 1) к Министерству образования Омской области (ОГРН 1045504009803, ИНН 5503079856, адрес: 644002, город Омск, улица Красный Путь, дом 5) о признании недействительным уведомления Министерства образования Омской области о расторжении соглашения от 16.03.2022 N 24 в одностороннем порядке, направленного письмом от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16196, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства образования Омской области - Каметова Армана Мухаметкалиевича по доверенности от 29.03.2022 N исх-22/МОБР-8054;
от частного общеобразовательного учреждения "Авторская экспериментальная школа" - Никифорова Александра Владимировича по доверенности от 01.04.2022;
УСТАНОВИЛ:
частное общеобразовательное учреждение "Авторская экспериментальная школа" (далее - заявитель, Учреждение, ЧОУ "Авторская экспериментальная школа") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству образования Омской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным уведомления о расторжении соглашения от 16.03.2022 N 24 в одностороннем порядке, направленного письмом от 15.06.2022 N ИСХ22/МОБР-16196, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-14347/2022 заявленные требования удовлетворены, уведомление Министерства о расторжении соглашения от 16.03.2022 N 24 в одностороннем порядке, направленное письмом от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16196, признано недействительным; на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; с Министерства в пользу Учреждения взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п Порядком определения размера и предоставления субсидии не предусмотрено полномочий Министерства по исследованию фактических обстоятельств наличия (отсутствия) неисполненной обязанности; вывод суда о предоставлении налоговым органом противоречивых сведений о состоянии задолженности у Учреждения на спорные даты не соответствует фактическим обстоятельствам дела; в действиях Учреждения имеются признаки недобросовестного поведения.
Учреждением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок предоставления субсидии).
Порядком предоставления субсидии предусмотрено, что для предоставления субсидии на финансовое обеспечение осуществляется отбор образовательных организаций на предмет соответствия установленным критериям отбора (пункты 3, 5.2 Порядка предоставления субсидии).
В соответствии с Порядком предоставления субсидии одним из требований и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - неисполненная обязанность), на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора (абзац второй подпункта 1 пункта 5.4, подпункт 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии).
Министерство 25.01.2022 объявило о проведении отбора на предоставление в 2022 году субсидии на финансовое обеспечение в период со 27.01.2022 по 28.02.2022 (объявление о проведении отбора от 25.01.2022 N ИСХ-22/МОБР-1623).
Учреждение 15.02.2022 обратилось в министерство с заявкой об участии в отборе на предоставление субсидии на финансовое обеспечение, приложив предусмотренные Порядком предоставления субсидии документы.
С указанными документами, в том числе представлена справка N 10991 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентов) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.01.2022, подтверждающая отсутствие у частного общеобразовательного учреждения "Авторская экспериментальная школа" неисполненных налоговых обязательств.
По результатам рассмотрения представленных Учреждением заявки и документов протоколом заседания комиссии по проведению отбора от 11.03.2022 N 1 ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" признано прошедшим отбор на получение субсидии на финансовое обеспечение в размере 8 248 494, руб.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 16.03.2022 N 809 принято решение о предоставлении Учреждению субсидии на финансовое обеспечение в размере в размере 8 248 494 руб.
На основании вышеназванного распоряжения Министерством и ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" заключено соглашение от 16.03.2022 N 24 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее- соглашение от 16.03.2022 N 24).
Предмет соглашения от 16.03.2022 N 24 составляет предоставление из областного бюджета в 2022 году Учреждению субсидии на финансовое обеспечение, размер - 8 248 494 руб. (пункт 1.1 соглашения от 16.03.2022 N 24).
Пункт 3.1.4 соглашения от 16.03.2022 N 24 предусматривает согласие Учреждения на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ответчиком условий, целей и Порядка предоставления субсидии.
В рамках внутреннего финансового аудита, проведенного Министерством в 2022 году, от Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Омской области (далее также - УФНС России по Омской области) получена информация о том, что представленная справка N 10991, содержащая сведения об отсутствии неисполненной обязанности по состоянию на 01.01.2022, в действительности сформирована по состоянию на 03.02.2022 с результатом "не имеет неисполненную обязанность", по состоянию на 01.01.2022 справка налоговым органом не формировалась. В соответствии с ответом УФНС России по Омской области по стоянию на 01.01.2022 у Учреждения имелась неисполненная обязанность. Таким образом, Министерство пришло к выводу о том, что Учреждением нарушены требования и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение, установленные абзацем вторым подпункта 1 пункта 5.4, подпунктами 12, 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии:
- отсутствие у образовательной организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- соответствие образовательной организации на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии;
- достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
Министерство 15.06.2022 направило Учреждению уведомление о расторжении соглашения от 16.03.2022 N 24 (письмо от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16196) и прекратило предоставление средств субсидии на финансовое обеспечение.
Полагая, что решение о расторжении соглашения от 16.03.2022 N 24, изложенное в письме от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16196, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 09.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как уже указывалось, Постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п утвержден Порядок предоставления субсидии. Пунктом 1 Порядка предоставления субсидии установлено, что Порядок в целях реализации государственной программы Омской области "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п, регулирует отношения по предоставлению за счет средств областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - субсидия).
В силу пункта 2 Порядка предоставления субсидии целью предоставления субсидии является возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - затраты), в соответствии с нормативами обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, установленными Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области", частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации).
Согласно пункту 5.2 Порядка предоставления субсидии отбор проводится на основании запроса предложений (заявок), направленных образовательными организациями для участия в отборе (далее - заявка), исходя из соответствия образовательных организаций категориям отбора, критериям отбора, установленным настоящим Порядком, и очередности поступления заявок.
Пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидии установлены требования к образовательным организациям:
1) соответствие образовательных организаций на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, следующим требованиям:
- отсутствие у образовательных организаций неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- отсутствие у образовательных организаций просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Омской области, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Омской областью;
- образовательные организации не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не должна быть введена процедура банкротства, их деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере образовательной организации;
- образовательные организации не должны являться иностранными юридическими лицами;
- образовательные организации не должны получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов Омской области на цель, указанную в пункте 2 настоящего Порядка;
2) отсутствие задолженности образовательных организаций по выплате заработной платы работникам на дату подачи заявки.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидии таковые предоставляются образовательным организациям, в том числе при соблюдении следующих условий:
- достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с настоящим Порядком;
- соответствие образовательных организаций на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 настоящего Порядка.
Согласно пункту 22 Порядка предоставления субсидии Министерство в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения нарушения образовательной организацией (лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 6 (за исключением подпункта 3) настоящего Порядка, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным в соответствии с законодательством органом государственного финансового контроля, направляет образовательной организации (лицам, получающим средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) в форме электронного документа (подписанного электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) уведомление о возврате субсидии (средств, полученных на основании договоров, заключенных с образовательными организациями).
Как усматривается из материалов дела, основанием для принятия Министерством решения о расторжении в соглашения от 16.03.2022 N 24 в одностороннем порядке, изложенного в письме от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16196, послужило представление Учреждением справки N10991 по состоянию на 01.01.2022, которая расценена заинтересованным лицом как предоставление недостоверных сведений об отсутствии у Учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов и пени, подлежащих уплате, так как Министерством была получена информация о наличии у Учреждения неисполненной задолженности.
Суд апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств приходит к выводу о том, что у Министерства не имелось правовых оснований для расторжения в соглашения от 16.03.2022 N 24 по указанным выше мотивом, поскольку на момент предоставления Учреждением спорных сведений, также и на момент заключения соглашения у Учреждения отсутствовала неисполненная задолженность.
Так, в рамках рассмотрения дела N А46-10189/2022 установлено, что, за Учреждением согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области N 54666 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.05.2022 числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года) в размере 44852,25 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 614445,14 руб. - основной долг, 973575,19 руб. - пени; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в размере 48439,00 руб. - основной долг, 102984,49 руб. - пени; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 4429,08 руб. - пени; по налогу на рекламу, мобилизуемому на территориях городских округов в размере 463,00 руб. - основой долг, 769,19 руб. - пени; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) в размере 64264,89 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года) в размере: 42186,34 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1.01.2017 года) в размере 113017,57 руб.
Задолженность, отраженная в справке МИФНС России N 8 по Омской области N 54666, была указана в направленном в адрес заявителя требовании ИФНС России по Кировскому АО г. Омска N 384881 об уплате налога по состоянию на 16.10.2017.
Как указывает заявитель, следует из материалов дела N А46-10189/2022, а также дела А 46- 13680/2022, Учреждение, получив указанное требование N 384881 об уплате налога по состоянию на 16.10.2017, направило в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска возражения, приложив справку о начисленных и уплаченных налогов за 2014 -2016 годы, в которой отражена переплата по налогам в размере 54 801, 39 руб. и усматривается отсутствие задолженности.
По результатам рассмотрения возражений Учреждения, направленных в инспекцию 25.10.2017, ИФНС России по Кировскому АО г. Омска направлен ответ, что названная задолженность Учреждения перед бюджетом отсутствует.
В ходе судебного заседания по делу N А46-10189/2022 представитель налогового органа также подтвердил ошибочность отражения задолженности на лицевом счете налогоплательщика.
Аналогичные обстоятельства подтверждаются также и информацией, содержащейся в письме УФНС России по Омской области от 26.09.2022 N 08-32/14921@. Из этого же письма также следует, что по состоянию на 01.10.2021, 01.01.2022 и 01.03.2021 за Учреждением числилась задолженность, признанная впоследствии безнадежной ко взысканию в соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2022 по делу N А46-10189/2022, а также задолженность по пени за несвоевременную уплату НДФЛ за 3 квартал 2019 года в размере 161 руб. 77 копеек.
В соответствии с буквальным смыслом абзаца 1 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка условием предоставления субсидии является отсутствие неисполненной обязанности по уплате пени, "подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Как следует из статьи 75, 70 НК РФ обязанность по уплате пени возникает на основании направленного в адрес налогоплательщика требования об уплате, сформированного налоговым органом по правилам статьи 69 НК РФ.
Между тем, как указывает заявитель и подтверждает налоговый орган в отзыве от 09.11.2022, направленном в ответ на определение об истребовании доказательств от 12.10.2022 по делу N А46-13680/2022, требований об уплате пени, начисленной за несвоевременную уплату НДФЛ за 9 месяцев 2019 года, в адрес налогоплательщика не направлялось; названные пени были уплачены добровольно после того, как заявителю стало известно об этих обстоятельствах.
Более того, в справке о состоянии расчетов от 27.05.2022 N 54666, являющейся предметом спора в деле N А46-10189/2022, данная задолженность отражена не была, хотя ее оплата состоялась лишь 08.09.2022.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая представление налоговым органом противоречивых сведений о состоянии задолженности Учреждения на ту или иную дату, отсутствие выявленных Министерством в ходе финансового контроля фактов нецелевого либо неэффективного использования субсидии, оснований для расторжения соглашения от 16.03.2022 N 24 у Министерства не имелось.
В рассматриваем случае, как правомерно отмечено судом первой инстанции, фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии (отсутствии) задолженности Учреждения по налогам на соответствующие даты, Министерством исследованы не были.
Довод Министерства о том, что Порядком предоставления субсидии не предусмотрено полномочий Министерства по исследованию фактических обстоятельств наличия (отсутствия) неисполненной обязанности, несостоятелен, поскольку подпунктом 1 пункта 21 указанного порядка предусмотрено, что в отношении образовательных организаций, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией Министерством осуществляются проверки соблюдения образовательных организаций порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидий.
Таким образом, именно на Министерство возложена обязанность по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их представлении.
При проверке документов Учреждения на предоставлении субсидии, Министерство могло проверить указанные в них сведения, запросив необходимые документы у уполномоченного органа.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-14347/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14347/2022
Истец: ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АВТОРСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА"
Ответчик: Министерство образования Омской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области