г. Киров |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А29-1727/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
без участия представителей сторон, третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Золкина Игоря Ивановича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.12.2022 (резолютивная часть от 06.12.2022) по делу N А29-1727/2022,
по заявлению Золкина Игоря Ивановича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (ИНН 1101486396, ОГРН 1051100457430)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал" (ИНН 1101205944, ОГРН 1121101013054), Золкиной Людмилы Павловны
о признании незаконными и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Золкин Игорь Иванович (далее - заявитель) письмом от 10.02.2022 направил руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее - ответчик, Управление) жалобу на постановление заместителя руководителя Управления от 09.11.2021 N 570 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Сыктывкарский водоканал" и на решение руководителя Управления от 03.02.2022 N 4, которым постановление заместителя руководителя Управления от 09.11.2021 N 570 оставлено без изменения, жалоба Золкина И.И. - без удовлетворения.
Жалоба Золкина И.И. перенаправлена Управлением в Арбитражный суд Республики Коми.
Определением арбитражного суда от 22.04.2022 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сыктывкарский водоканал" (далее - ОАО "Сыктывкарский водоканал", третье лицо), определением от 28.09.2022 к участию в деле привлечена Золкина Л.П.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Золкин И.И. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Из апелляционной жалобы Золкина И.И. следует, что должностные лица Управления не допустили нарушений, которые могли повлиять на исход дела. Кроме того заявитель обратил внимание суда на то, что протокол об административном правонарушении и постановление заместителя руководителя Управления по своему содержанию идентичны, за исключением вывода о виновности ОАО "Сыктывкарский водоканал" в совершении правонарушения.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.07.2021 Золкин И.И. обратился в Государственную жилищную инспекцию по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Республики Коми (далее - ГЖИ, Инспекция) с жалобой на действия (бездействие) ОАО "Сыктывкарский водоканал", в которой просил полномочный надзорный и контролирующий орган принять действенные меры к ОАО "Сыктывкарский Водоканал" и его руководству, в том числе решить вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности (т. 1 л.д. 74-75).
Указанное заявление с материалами проверки направлено Инспекцией в Управление. Рассмотрев обращение Золкина И.И. и материалы проверки ГЖИ, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления составил в отношении ОАО "Сыктывкарский водоканал" протокол от 19.10.2021 N 852 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т. 1 л.д. 51-52).
09.11.2021 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми вынесено постановление N 570 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Сыктывкарский водоканал" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т. 1 л. д. 31-32).
Золкин И.И. обжаловал указанное постановление руководителю Управления Роспотребнадзора по Республике Коми.
Решением руководителя Управления от 03.02.2022 N 4 постановление заместителя руководителя Управления от 09.11.2021 N 570 оставлено без изменения, жалоба Золкина И.И. - без удовлетворения (т. 1 л.д. 33-35).
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Золкин И.И. обжаловал их в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 29.9 КоАП РФ установлены виды постановлений и определений, которые выносятся в результате рассмотрения дела об административном правонарушении. Пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отнесено к актам административных органов, которыми заканчивается рассмотрение дела.
Общий порядок обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.
Пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусматривает возможность обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 указанной статьи установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения (подпункт 1 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанному с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ наступает при реальной продаже товара, выполнении работ, оказании услуг потребителю при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сыктывкарский водоканал" является ресурсоснабжающей организацией и оказывает потребителю Золкину И.И. коммунальные услуги: холодное водоснабжение и водоотведение; направляет в адрес потребителя квитанции для внесения платы за оказанные коммунальные услуги.
ОАО "Сыктывкарский Водоканал" от Золкина И.И. за март 2021 года были получены показатели ИПУ 26,985 куб.м, за апрель 2021 года - 26,985 куб.м. Платежный документ N 0090421841225 за апрель 2021 года содержит информацию о начислении за указанный период платы в размере 0 рублей.
В связи с этим оплачиваемых услуг и, соответственно, их объема и стоимости за апрель 2021 года ОАО "Сыктывкарский Водоканал" заявителю предъявлено не было.
Учитывая, что в платежном документе потребителю не предъявлена плата за коммунальные услуги за апрель 2021 года, нарушение ОАО "Сыктывкарский Водоканал" подпунктов "в", "г" пункта 69 Правил N 354 в данном случае не доказано.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что в данном случае имелись основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении. Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, заместителем руководителя Управления обоснованно вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которое оставлено в силе решением руководителя Управления от 03.02.2022.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки ошибочным доводам Золкина И.И., отсутствие со стороны уполномоченных лиц нарушений при проведении проверки заявления потребителя не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку в данном случае имелись обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Кроме того апелляционный суд учитывает, что на момент вынесения настоящего постановления срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек, что в любом случае исключает производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.12.2022 (резолютивная часть от 06.12.2022) по делу N А29-1727/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Золкина Игоря Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1727/2022
Истец: Золкин Игорь Иванович, Золкин. И.И., Золкина Людмила Павловна
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
Третье лицо: ОАО "Сыктывкарский Водоканал"