город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2023 г. |
дело N А53-841/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Котова И.В. по доверенности от 09.01.2023;
от третьего лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2022 по делу N А53-841/2022
по иску обществас ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Эльжибор" (ОГРН 1186196031031, ИНН 6165214661)
к ответчику - акционерному обществу "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1186196031031, ИНН 6165214661)
при участии третьего лица - государственной жилищной инспекции Ростовской области (ОГРН 1036163003029, ИНН 6163056346)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эльжибор" (далее - истец, ООО УК "Эльжибор") обратилось в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Теплокоммунэнерго" (далее - ответчик, АО "Теплокоммунэнерго") об обязании ответчика в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по допуску узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону в эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2013 N 1034, путем составления и подписания с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эльжибор" акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2022 иск удовлетворен. Суд обязал акционерное общество "Теплокоммунэнерго" в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по допуску узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону в эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2013 N 1034, путем составления и подписания с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эльжибор" акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. С акционерного общества "Теплокоммунэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эльжибор" взыскано 6 000 руб. расходов по уплате госпошлины по иску.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Теплокоммунэнерго" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что спорный узел учета не может быть введен в коммерческую эксплуатацию, поскольку не соответствует п.6, 14, 66, 94, 95 правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
В судебное заседание не явились истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эльжибор" осуществляет управление многоквартирным домом N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону.
В целях обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, между АО "Теплокоммунэнерго" и ООО "УК "Эльжибор" заключен договор теплоснабжения N 610/4 от 15.05.2019.
Многоквартирный дом N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону оборудован узлом учета тепловой энергии. Проект узла учета тепловой энергии был согласован в установленном законом порядке предыдущими потребителями с предыдущей теплоснабжающей организацией (МУП "Теплокоммунэнерго") и представителями организаций, осуществляющих монтаж и наладку вводимого эксплуатационного узла учета в 2008 году.
Из акта контрольного обследования N 232 от 20.05.2021 по адресу Козлова,69 в г. Ростове-на-Дону следует, что УУТЭ не работоспособен, температура в обратном трубопроводе вне диапазона, отсутствует пломба на обратном расходомере. Рекомендовано восстановить работоспособность к началу отопительного сезона.
Из акта контрольного обследования N б/н от 04.06.2021 по адресу Козлова,69 в г. Ростове-на-Дону следует: УУТЭ не работоспособен, пломба на обратном трубопроводе отсутствует, документы на прибор учета в наличии: УУТЭ поверен, проект отсутствует на УУТЭ. Рекомендовано: устранить замечания и представить УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.
Согласно акту технического освидетельствования от 14.07.2021 прибора учета - преобразователь расхода вихревой электромагнитный ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740465, расположенный в МКД N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону была выявлена некорректная работа прибора учета и рекомендовано заменить преобразователь расхода.
Письмом исх. N 618 от 30.08.2021 истец обратился к ответчику с просьбой согласовать замену преобразователя расхода вихревого электромагнитного ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40.
Письмом исх. N 4628 от 09.09.2021 ответчик согласовывает замену преобразователя расхода вихревого электромагнитного ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40, при условии приведения узла учета тепловой энергии, установленного в МКД N 69 по ул. Козлова, 69 в г. Ростове-на-Дону, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 13.12.2019) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя").
С учетом акта технического освидетельствования от 14.07.2021, с учетом письма ответчика исх. N 4628 от 09.09.2021, истцом была произведена замена расходомера ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740465, расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740477 расположенные в приборе учета МКД N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону на расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 7408204 и расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 7408205, которые имеют аналогичные технические характеристики.
Согласно акту N 26827741 от 02.09.2020 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.09.2020 года следует, что все составляющие узла учета имеют срок действия до мая, июля 2024 года. Срок службы узла учета по состоянию на 01.10.2021 не истек.
Актом от 01.10.2021 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, узел учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию с 01.10.2021 как "несоответствующий пунктам настоящих правил 66".
Письмом исх. N 662 от 12.10.2021 истец обратился к ответчику с просьбой предоставить информацию: какому именно подпункту 66 Правил N 1034 не соответствует узел учета тепловой энергии, расположенный по адресу Козлова,69 в г. Ростове-на-Дону, с указанием причин и оснований, послуживших для принятия такого решения со стороны ответчика, а также с просьбой указать, какие именно действия необходимо произвести истцу в целях введения в коммерческую эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Письмом исх. N 5289 от 15.10.2021 ответчик сообщил, что срок службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель) составляет 12 лет, таким образом, узел учета тепловой энергии, установленный в 2008 году в многоквартирном жилом доме по адресу Козлова, 69 уже выработал установленный срок службы и для ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии установленного в МКД необходимо привести в соответствие с Правилами весь узел учета тепловой энергии.
На основании изложенного, истец полагает, что установленный узел учета тепловой энергии по адресу Козлова, 69 в г. Ростове-на-Дону соответствуют требованиям действующего законодательства, все необходимые документы (проект, согласованный с теплоснабжающей организацией, паспорта на приборы учета, входящие в состав узла учета тепловой энергии) были предоставлены ответчику, и истец вправе требовать от ответчика как ресурсоснабжающей организации исполнения его обязанности по составлению акта с вынесением решения арбитражного суда о принудительном обязании составить спорный документ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006. N 491 (далее - Правила N 491), в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из анализа приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Многоквартирный дом N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону оборудован узлом учета тепловой энергии.
Проект узла учета тепловой энергии был согласован в установленном законом порядке предыдущими потребителями с предыдущей теплоснабжающей организацией (МУП "Теплокоммунэнерго") и представителями организаций, осуществляющих монтаж и наладку вводимого эксплуатационного узла учета в 2008 году.
Из акта контрольного обследования N 232 от 20.05.2021 по адресу Козлова,69 в г. Ростове-на-Дону следует, что УУТЭ не работоспособен, температура в обратном трубопроводе вне диапазона, отсутствует пломба на обратном расходомере. Рекомендовано восстановить работоспособность к началу отопительного сезона.
Из акта контрольного обследования N б/н от 04.06.2021 по адресу Козлова,69 в г. Ростове-на-Дону следует: УУТЭ не работоспособен, пломба на обратном трубопроводе отсутствует, документы на прибор учета в наличии: УУТЭ поверен, проект отсутствует на УУТЭ. Рекомендовано: устранить замечания и представить УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.
Согласно акту технического освидетельствования от 14.07.2021 прибора учета - преобразователь расхода вихревой электромагнитный ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740465, расположенный в МКД N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону была выявлена некорректная работа прибора учета и рекомендовано заменить преобразователь расхода.
Письмом исх. N 618 от 30.08.2021 истец обратился к ответчику с просьбой согласовать замену преобразователя расхода вихревого электромагнитного ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40.
Письмом исх. N 4628 от 09.09.2021 ответчик согласовывает замену преобразователя расхода вихревого электромагнитного ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40, при условии приведения узла учета тепловой энергии, установленного в МКД N 69 по ул. Козлова, 69 в г. Ростове-на-Дону, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 13.12.2019) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя").
С учетом акта технического освидетельствования от 14.07.2021, с учетом письма ответчика исх. N 4628 от 09.09.2021, истцом была произведена замена расходомера ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740465, расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740477 расположенные в приборе учета МКД N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону на расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 7408204 и расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 7408205, которые имеют аналогичные технические характеристики.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034,) смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, при этом ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, а также представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Актом от 01.10.2021 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, узел учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию с 01.10.2021 как "несоответствующий пунктам настоящих правил 66".
Письмом исх. N 662 от 12.10.2021 истец обратился к ответчику с просьбой предоставить информацию: какому именно подпункту 66 Правил N 1034 не соответствует узел учета тепловой энергии, расположенный по адресу Козлова,69, г. Ростове-на-Дону, с указанием причин и оснований, послуживших для принятия такого решения со стороны ответчика, а также с просьбой указать, какие именно действия необходимо произвести истцу в целях введения в коммерческую эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Письмом исх. N 5289 от 15.10.2021 ответчик сообщил, что срок службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель) составляет 12 лет, таким образом узел учета тепловой энергии, установленный в 2008 году в многоквартирном жилом доме по адресу Козлова, 69 уже выработал установленный срок службы и для ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии установленного в МКД необходимо привести в соответствие с Правилами весь узел учета тепловой энергии.
Процедура ввода в эксплуатацию узла учета регулируется Правилами N 1034, и представляет из себя проверку соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках установлен пунктами 61 - 65, 67, 68 Правил N 1034.
В соответствии с п. 73 названных Правил перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Таким образом, ответчик полагает, что для приведения узла учета в соответствие с Правилами N 1034 истцу необходимо было привести в соответствие с Правилами N 1034 весь узел учета.
Между тем, до вступления в законную силу Правил N 1034 спорный узел учета был допущен в эксплуатацию в порядке, установленном действующим на момент его введения в эксплуатацию законодательством, а именно: в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 12.09.1995 N Вк-4936, что подтверждается соответствующим актами ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и актами повторного допуска, подписанными комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации и представителя потребителя.
Необходимость составления актов допуска в эксплуатацию спорного узла учета с ответчиком обусловлена тем, что названный прибор учета был снят истцом в связи с выявленной после окончания отопительного сезона некорректной работой прибора учета, в связи с необходимостью замены преобразователя расхода на обратном трубопроводе в соответствии с требованиями действующего законодательства и после их установки ответчик 01.10.2021 отказал в допуске в эксплуатацию.
При этом в соответствии с п. 6 Правил N 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Кроме этого, как следует из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.07.2014 N 12366-ГБ/04 в соответствии с пунктом 6 Правил N 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1034 по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
На основании вышеизложенного Минстрой России полагает возможным установку теплосчетчиков, произведенных в период до вступления в силу Правил N 1034, при этом срок их эксплуатации определен до истечения срока службы основных приборов, входящих в состав узлов учета, а также полагает возможным ремонт узлов учета тепловой энергии путем замены теплосчетчиков на аналогичные, соответствующие требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 12 сентября 1995 г. N Вк-4936 (далее -Правила N Вк-4936).
В свою очередь суд первой инстанции обоснованно применил в данном случае вышеуказанные разъяснения Минстрой России.
Также судом приняты во внимание разъяснения содержащиеся в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.04.2022 N АКПИ22-96 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 6, 7 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, в которых указано следующее.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 2033.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47.
Под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя Федеральный закон "О теплоснабжении" понимает установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (пункт 13 статьи 2).
Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: требования к приборам учета, характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя, порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя.
Определяя общие положения порядка организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, пункты 6 и 7 Правил касаются использования узла учета и теплосчетчика, что соответствует законодательству в сфере теплоснабжения и не нарушает права административного истца.
Федеральный закон "О теплоснабжении" в части 7 статьи 19 определяет содержание правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые с учетом положений технических регламентов должны содержать, в том числе, требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Пункты 6 и 7 Правил являются взаимодополняющими, из их содержания следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета. При этом необходимость производить замену основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в узел учета, после 19 ноября 2016 г. (по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил), до истечения их срока службы отсутствует. При истечении срока службы основного прибора учета, входящего в состав узла учета, требуется его замена на новый, соответствующий требованиям Правил.
Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на реализацию предусмотренного статьей 3 Федерального закона "О теплоснабжении" принципа обеспечения энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Так согласно акту N 26827741 от 02.09.2020 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.09.2020 года следует, что все составляющие узла учета имеют срок действия до мая, июля 2024 года. То есть срок службы узла учета по состоянию на 01.10.2021 не истек.
При этом в силу п. 14 Правил N 1034 используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Из анализа вышеназванных положений следует, что срок службы прибора истекает по истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя.
Вместе с тем, как было указано выше, согласно акту N 26827741 от 02.09.2020 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.09.2020 следует, что все составляющие узла учета имеют срок действия до мая, июля 2024 года. То есть срок службы узла учета по состоянию на 01.10.2021 не истек.
Истцом была произведена замена расходомера ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740465, расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 740477 расположенные в приборе учета МКД N 69 по ул. Козлова в г. Ростове-на-Дону на расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 7408204 и расходомер ВЭПС -ПБ-2.01 Ду 40 заводской номер 7408205, которые имеют аналогичные технические характеристики.
Указанное обстоятельство ответчиком оспорено не было. Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что в ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано, что показания спорного узла учета отражают недостоверный объем потребляемого ресурса.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что установленный узел учета тепловой энергии по адресу Козлова, 69 в г. Ростове-на-Дону соответствует требованиям действующего законодательства, а иск подлежит удовлетворению, ответчик обязан принять спорный узел учета по акту.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2022 по делу N А53-841/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-841/2022
Истец: ООО "Управляющая Компания "Эльжибор", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"ЭЛЬЖИБОР"
Ответчик: АО "ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция РО, Государственная жилищная инспекция Ростовской области