город Омск |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А46-13680/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-76/2023) Министерства образования Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-13680/2022 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Министерства образования Омской области (ОГРН 1045504009803, ИНН 5503079856, адрес: 644002, город Омск, улица Красный путь, дом 5) к частному общеобразовательному учреждению "Авторская экспериментальная школа" (ОГРН 1025500538711, ИНН 5507034711, адрес: 644074, город Омск, улица Дмитриева, дом 20, корпус 1), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (ОГРН 1045513022180, ИНН 550707239, адрес: 644015, город Омск, улица Суворова, дом 1А) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области (ОГРН 1215500019052, ИНН 5503198187, адрес: 644001, город Омск, улица Красных Зорь, дом 54, корпус 5), о взыскании средств субсидии в размере 10 091 165,00 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства образования Омской области - Каметова Армана Мухаметкалиевича по доверенности от 29.03.2022 N исх-22/МОБР-8054;
от частного общеобразовательного учреждения "Авторская экспериментальная школа" - Никифорова Александра Владимировича по доверенности от 01.04.2022;
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с частного общеобразовательного учреждения "Авторская экспериментальная школа" (далее - Учреждение, ЧОУ "Авторская экспериментальная школа", ответчик) средств субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в целях возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в размере 10 091 165 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 12.10.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (далее - МИФНС России N 8 по Омской области) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области (далее - МИФНС России N 7 по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-13680/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п Порядком определения размера и предоставления субсидии не предусмотрено полномочий Министерства по исследованию фактических обстоятельств наличия (отсутствия) неисполненной обязанности; вывод суда о предоставлении налоговым органом противоречивых сведений о состоянии задолженности у Учреждения на спорные даты не соответствует фактическим обстоятельствам дела; предоставление Министерством субсидии на финансовое обеспечение Учреждению не может считаться оказанием мер социальной поддержки; в действиях Учреждения имеются признаки недобросовестного поведения.
ЧОУ "Авторская экспериментальная школа", МИФНС России N 8 по Омской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал требования апелляционной жалобы.
Представитель ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок предоставления субсидии).
Пунктом 5.2 Порядка предоставления субсидии отбор проводится на основании запроса предложений (заявок), направленных образовательными организациями для участия в отборе (далее - заявка), исходя из соответствия образовательных организаций категориям отбора, критериям отбора, установленным настоящим Порядком, и очередности поступления заявок.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии одним из требований и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - неисполненная обязанность), на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора (абзац второй подпункта 1 пункта 5.4, подпункт 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии).
Министерство 30.03.2021 объявило о проведении отбора на предоставление в 2021 году субсидии на финансовое обеспечение в период со 02.04.2021 по 04.05.2021 (объявление о проведении отбора от 30.03.2021 N ИСХ-21/МОБР-7753).
Учреждение 13.04.2021 обратилось в Министерство с заявкой об участии в отборе на предоставление субсидии на финансовое обеспечение, приложив предусмотренные Порядком предоставления субсидии документы.
С указанными документами, в том числе представлена справка N 21373 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентов) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.03.2021, подтверждающая отсутствие у ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" неисполненных налоговых обязательств.
По результатам рассмотрения представленных Учреждением заявки и документов протоколом заседания комиссии по проведению отбора от 12.05.2021 N 7 ответчик признан прошедшим отбор на получение субсидии на финансовое обеспечение в размере 7427679,00 руб.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 18.05.2021 N 1387 принято решение о предоставлении ответчику субсидии на финансовое обеспечение в размере в размере 7 427 679 руб.
На основании вышеназванного распоряжения Министерством и ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" заключено соглашение от 14.05.2021 N 23 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее также - соглашение от 14.05.2021 N 23).
Предметом соглашения от 14.05.2021 N 23 является предоставление из областного бюджета в 2021 году Учреждению субсидии на финансовое обеспечение, размер - 7427679,00 руб. (пункт 1.1 соглашения от 14.05.2021 N 23).
В связи с изменением расчетных показателей ответчика распоряжением Министерства от 10.08.2021 N 2426 на основании пункта 15 Порядка предоставления субсидии размер субсидии на финансовое обеспечение, предоставленной ответчику, скорректирован и составил 7 104 729,00 руб.
Распоряжением Министерства от 10.09.2021 N 2987 размер субсидии на финансовое обеспечение, предоставленной ответчику, скорректирован и составил 6 899 214, 00 руб.
26.10.2021 Министерство объявило о проведении очередного отбора на предоставление в 2021 году субсидии на финансовое обеспечение в период с 27.10.2021 по 25.11.2021 (далее - очередной отбор) (объявление о проведении отбора от 26.10.2021 N ИСХ-21/МОБР-28421).
19.11.2021 ответчик обратился в Министерство с заявкой об участии в очередном отборе на предоставление субсидии на финансовое обеспечение, приложив предусмотренные Порядком предоставления субсидии документы (копия журнала регистрации заявок прилагается).
С указанными документами, в том числе представлена справка N 101899 "Об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентов) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов" об отсутствии неисполненной обязанности налогоплательщиком по состоянию на 01.10.2021.
По результатам рассмотрения представленной ответчиком заявки и приложенных документов протоколом заседания комиссии по проведению отбора от 26.11.2021 N 22 ответчик признан прошедшим очередной отбор на получении субсидии на финансовое обеспечение в размере 7 322 315 руб.
Распоряжением Министерства от 30.11.2021 N 4175 принято решение о предоставлении ответчику субсидии на финансовое обеспечение в размере 7 322 315 руб.
На основании вышеназванного распоряжения между Министерством и ответчиком заключено дополнительное соглашение от 29.11.2021 N 3 к Соглашению от 14.05.2021 N 23.
Указанная сумма приведена с учетом ранее доведенных до ответчика в 2021 году денежных средств, в связи с чем фактически размер субсидии на финансовое обеспечение по результатам очередного отбора, составил 423 101,00 руб. (7 322 315 руб. - 6 899 214 руб. = 423 101 руб.).
На основании пункта 15 Порядка предоставления субсидии в связи с изменением расчетных показателей Ответчика, распоряжением Министерства от 09.12.2021 N 4303 размер субсидии на финансовое обеспечение, предоставленной ответчику, скорректирован и составил 7 341 665 руб.
Итоговый размер субсидии на финансовое обеспечение, предоставленной Ответчику в 2021 году составил: 7 341 665 руб., перечисление субсидии осуществлялось ежемесячно в соответствии с графиком.
25.01.2022 Министерство объявило о проведении отбора на предоставление в 2022 году субсидии на финансовое обеспечение в период со 27.01.2022 по 28.02.2022 (объявление о проведении отбора от 25.01.2022 N ИСХ-22/МОБР-1623).
15.02.2022 ответчик обратился в Министерство с заявкой об участии в отборе на предоставление субсидии на финансовое обеспечение, приложив предусмотренные Порядком предоставления субсидии документы (копия журнала регистрации заявок прилагается).
С указанными документами в том числе представлена справка N 10991 "Об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентов) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов" об отсутствии неисполненной обязанности налогоплательщиком по состоянию на 01.01.2022.
По результатам рассмотрения представленных ответчиком заявки и документов протоколом заседания комиссии по проведению отбора от 11.03.2022 N 1 ответчик признан прошедшим отбор на получении субсидии на финансовое обеспечение в размере 8 248 494,00 руб.
Распоряжением Министерства от 16.03.2022 N 809 принято решение о предоставлении ответчику субсидии на финансовое обеспечение в размере в размере 8 248 494 руб.
На основании вышеназванного распоряжения между Министерством и ответчиком заключено Соглашение от 16.03.2022 N 24 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее - Соглашение от 16.03.2022 N24).
Предмет Соглашения от 16.03.2022 N 24 - предоставление из областного бюджета в 2022 году ответчику субсидии на финансовое обеспечение, размер - 8 248 494,00 руб. (пункт 1.1 Соглашения от 16.03.2022 N 24).
В период с марта по апрель 2022 года ответчику перечислены средства субсидии на финансовое обеспечение в размере 2 749 500 рублей.
15.06.2022 в связи с выявленными нарушениями условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение Министерство уведомило ответчика о расторжении Соглашения от 16.03.2022 N 24 (письмо Министерства от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16196) и прекратило предоставление ответчику средств субсидии на финансовое обеспечение.
Пункт 3.1.4 Соглашения от 14.05.2021 N 23, пункт 3.1.4 Соглашения от 16.03.2022 N 24 предусматривают согласие ответчика на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ответчиком условий, целей и Порядка предоставления субсидии.
В рамках внутреннего финансового аудита, проведенного Министерством в 2022 году, от Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Омской области (далее - УФНС России по Омской области) получена информация о том, что:
1) представленная Ответчиком справка с N 21373, содержащая сведения об отсутствии неисполненной обязанности по состоянию на 01.03.2021, в действительности сформирована по состоянию на 01.04.2021 с результатом "имеет неисполненную обязанность", по состоянию на 01.03.2021 справка налоговым органом не формировалась.
Согласно ответу УФНС России по Омской области на межведомственный запрос Министерства N 18099745 по состоянию на 01.03.2021 у ответчика имелась неисполненная обязанность (копия ответа на запрос прилагается);
2) представленная ответчиком справка с N 101899, содержащая сведения об отсутствии неисполненной обязанности по состоянию на 01.10.2021, в действительности сформирована по состоянию на 15.11.2021 с результатом "имеет неисполненную обязанность", по состоянию на 01.10.2021 справка налоговым органом не формировалась.
Согласно ответу УФНС России по Омской области на межведомственный запрос Министерства N 18119362 по состоянию на 01.10.2021 у ответчика имелась неисполненная обязанность (копия ответа на запрос прилагается);
3) представленная Ответчиком справка с N 10991, содержащая сведения об отсутствии неисполненной обязанности по состоянию на 01.01.2022, в действительности сформирована по состоянию на 03.02.2022 с результатом "не имеет неисполненную обязанность", по состоянию на 01.01.2022 справка налоговым органом не формировалась.
Согласно ответу УФНС России по Омской области на межведомственный запрос Министерства N 18124936 по состоянию на 01.01.2022 у ответчика имелась неисполненная обязанность.
Таким образом, Министерство пришло к выводу о том, что ответчиком нарушены требования и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение, установленные абзацем вторым подпункта 1 пункта 5.4, подпунктами 12, 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии:
- отсутствие у образовательной организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- соответствие образовательной организации на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии;
- достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
Министерство 15.06.2022 направило ответчику уведомление об обеспечении возврата субсидии на финансовое обеспечение в размере 10 0941 165 руб. (письмо от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16190).
Также министерство 15.06.2022 направило ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" уведомление об обеспечении возврата субсидии на финансовое обеспечение (письмо 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16190).
Ввиду того, что спорная субсидия ЧОУ "Авторская экспериментальная школа" Министерству не возвращена была, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 09.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных дошкольных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области" закреплено аналогичное полномочие исполнительного органа государственной власти Омской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования.
В целях реализации государственной программы Омской области "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 250-п, постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п "О мерах по реализации пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления субсидии.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии целью предоставления субсидии является возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - затраты), в соответствии с нормативами обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, установленными Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области", частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации).
К категории получателей субсидий, имеющих право на получение субсидии, относятся образовательные организации (Пункт 3 Порядка предоставления субсидии).
Согласно пункту 4 критериями отбора образовательных организаций (далее - отбор) являются: 1) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия); 2) наличие свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (для частных общеобразовательных организаций); 3) реализация основных общеобразовательных программ.
Пунктом 5.4. Порядка предоставления субсидии предусмотрены требования к образовательным организациям:
1) соответствие образовательных организаций на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, следующим требованиям:
- отсутствие у образовательных организаций неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- отсутствие у образовательных организаций просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Омской области, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Омской областью;
- образовательные организации не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не должна быть введена процедура банкротства, их деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- образовательные организации не должны являться иностранными юридическими лицами;
- образовательные организации не должны получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов Омской области на цель, указанную в пункте 2 настоящего Порядка;
- образовательные организации не должны находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
2) отсутствие задолженности образовательных организаций по выплате заработной платы работникам на дату подачи заявки.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления субсидии предоставляются образовательным организациям при соблюдении следующих условий:
1) использование субсидии в соответствии с целью, указанной в пункте 2 настоящего Порядка;
2) представление отчетности в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка;
3) заключение с Министерством соглашения;
4) согласие образовательной организации, иных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - лица, получающие средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) на осуществление Министерством проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок уполномоченным в соответствии с законодательством органом государственного финансового контроля соблюдения образовательной организацией порядка и условий предоставления субсидий в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данное условие включается в договор, заключенный с образовательной организацией;
5) соблюдение запрета приобретения иностранной валюты образовательной организацией, лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией;
6) достижение значения результата предоставления субсидии, его характеристики (показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии) (далее - показатель) в соответствии с пунктами 18, 19 настоящего Порядка;
7) прохождение отбора;
8) реализация образовательной организацией основных общеобразовательных программ по адресам мест осуществления образовательной деятельности, указанным в лицензии;
9) соответствие образовательной организации подпунктам 1 - 3 пункта 3 настоящего Порядка в течение текущего финансового года;
10) соответствие условий осуществления образовательной организацией образовательной деятельности сведениям, указанным в заявке, представленной в целях участия в отборе в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка;
11) направление в Министерство уведомления о приостановлении (возобновлении, прекращении) осуществления образовательной деятельности в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
12) достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с настоящим Порядком;
13) соответствие образовательных организаций на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 настоящего Порядка.
Как усматривается из Выписки из ЕГРЮЛ, Учреждению Министерством образования Омской области выданы лицензии: от 30.12.2004 А160113 на осуществление образовательной деятельности; от 06.05.2016 N 82-п на осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"); от 30.10.2018 N 33-п на образовательную деятельность, осуществляемую образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с Соглашением от 14.05.2021 N 23 Учреждению из областного бюджета в 2021 году представлена субсидия в размере 6 899 214 руб.; в соответствие с дополнительным соглашением от 29.11.2021 N 3 к соглашению от 14.05.2021 N 23 Учреждению из областного бюджета представлена субсидия в размере 423 101 руб. Итоговый размер субсидии на финансовое обеспечение, предоставленной ответчику в 2021 году составил: 7 341 665 руб.
В соответствии с Соглашением от 16.03.2022 N 24 Учреждению из областного бюджета в 2022 году представлена субсидия на финансовое обеспечение в размере 2 749 500 руб.
Факт перечисления Учреждению 10 091 165 руб. подтверждается материалами дела, и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Пункт 3.1.4 Соглашения от 14.05.2021 N 23, пункт 3.1.4 Соглашения от 16.03.2022 N 24 предусматривают согласие ответчика на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ответчиком условий, целей и Порядка предоставления субсидии.
Согласно пункту 22 Порядка предоставления субсидии Министерство в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения нарушения образовательной организацией (лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 6 (за исключением подпункта 3) настоящего Порядка, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным в соответствии с законодательством органом государственного финансового контроля, направляет образовательной организации (лицам, получающим средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) в форме электронного документа (подписанного электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) уведомление о возврате субсидии (средств, полученных на основании договоров, заключенных с образовательными организациями).
Субсидия (средства, полученные на основании договоров, заключенных с образовательными организациями) подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения образовательной организацией (лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) уведомлений, предусмотренных в настоящем пункте, в пункте 23 настоящего Порядка.
Таким образом, в случае нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставлении субсидии, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля области, представленная субсидия подлежит возврату в установленном порядке.
Как следует из материалов дела Министерством Учреждению было направлено требование о возврате субсидии от 16.06.2022 N ИСХ-22-МОБР-16190 в связи с тем, что Учреждением нарушены требования и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение, установленные абзацем вторым подпункта 1 пункта 5.4, подпунктами 12, 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии, в частности Учреждением предоставлены недостоверные сведения об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов и пени, подлежащих уплате; у Учреждения имелась неисполненная задолженность, что отражено в ответах УФНС России по Омской области на межведомственный запрос Министерства N 18124936, N 18119362, N 18099745.
В части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. В частности, эти акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", закреплено требование о возврате средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов и показателей, указанных в подпункте "м" пункта 5 настоящего документа (при установлении таких показателей).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица обязано возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Применение с рассматриваемой ситуации указанных разъяснений обоснованно, поскольку оказание Учреждению финансовой поддержки в виде предоставления субсидии имеет социальную направленность на получение общедоступного и бесплатного образования по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Вопреки доводам Министерства, суд апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств приходит к выводу о том, что как на момент предоставления Учреждением спорных сведений, так и на момент заключения соответствующих соглашений, у Учреждения отсутствовала задолженность, при этом факт наличия заложенности, на которую ссылается Министерство, был легализован соответствующими юридически значимыми действиями - признанием в судебном порядке безнадежной к списанию.
Так, за Учреждением согласно справке МИФНС России N 8 по Омской области N 54666 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.05.2022 числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1.01.2017 года) в размере 44852,25 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 614445,14 руб. - основной долг, 973575,19 руб. - пени; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в размере 48439,00 руб. - основной долг, 102984,49 руб. - пени; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 4429,08 руб. - пени; по налогу на рекламу, мобилизуемому на территориях городских округов в размере 463,00 руб. - основой долг, 769,19 руб. - пени; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1.01.2017 года) в размере 64264,89 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1.01.2017 года) в размере: 42186,34 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1.01.2017 года) в размере 113017,57 руб.
Задолженность, отраженная в справке МИФНС России N 8 по Омской области N 54666, была указана в направленном в адрес заявителя требовании N 384881 об уплате налога по состоянию на 16.10.2017.
Как усматривается из материалов дела, Учреждение, получив указанное требование N 384881 об уплате налога по состоянию на 16.10.2017, направило в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска возражения, приложив справку о начисленных и уплаченных налогов за 2014 -2016 годы, в которой отражена переплата по налогам в размере 54 801, 39 руб. и усматривается отсутствие задолженности (т.1 л.д. 46,47).
По результатам рассмотрения возражений Учреждения, направленных в инспекцию 25.10.2017, ИФНС России по Кировскому АО г. Омска направлен ответ, что названная задолженность Учреждения перед бюджетом отсутствует (т.1 л.д. 48)
Аналогичные обстоятельства подтверждаются также и информацией, содержащейся в письме УФНС России по Омской области от 26.09.2022 N 08-32/14921@, их которого следует, что по состоянию на 01.10.2021, 01.01.2022 и 01.03.2021 за Учреждением числилась задолженность, признанная впоследствии безнадежной ко взысканию в соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2022 по делу N А46-10189/2022, а также задолженность по пени за несвоевременную уплату НДФЛ за 3 квартал 2019 года в размере 161, 77 руб. (т.1 л.д. 84).
В соответствии с буквальным смыслом абзаца 1 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии условием предоставления субсидии является отсутствие неисполненной обязанности по уплате пени, "подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Как следует из статьи 75, 70 НК РФ обязанность по уплате пени возникает на основании направленного в адрес налогоплательщика требования об уплате, сформированного налоговым органом по правилам статьи 69 НК РФ.
Между тем, как указывает заявитель и подтверждает налоговый орган в отзыве от 09.11.2022, направленном в ответ на определение об истребовании доказательств от 12.10.2022 по делу N А46-13680/2022, требований об уплате пени, начисленной за несвоевременную уплату НДФЛ за 9 месяцев 2019 года, в адрес налогоплательщика не направлялось; названные пени были уплачены добровольно после того, как заявителю стал известно об этих обстоятельствах (т.1 л.д. 107-108).
Судом апелляционной инстанции какой-либо недобросовестности со стороны Учреждения либо злоупотребления при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений.
Основания для предоставления субсидии проверены и установлены самим Министерством, исходя из имеющихся у него сведений; расчет размера субсидии произведен в соглашениях и дополнениях к нему, счетной ошибки при этом не допущено, при этом на дату рассмотрения заявлений Учреждения о предоставлении субсидии недоимка по налогам и сборам отсутствовала, в связи с чем последний имел право на получение спорной субсидии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент получения субсидии Учреждением были представлены достоверные сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и пени, в связи с чем, оснований для возврата полученной им субсидии не имеется.
В настоящем деле предоставление Министерством субсидии не связано с предоставлением недостоверных сведений самим Учреждением, поскольку сведения о наличии либо отсутствии недоимки по налогам или страховым взносам устанавливаются налоговым органом на основании имеющихся у него сведений.
При проверке документов Учреждения на предоставлении субсидии, Министерство могло проверить указанные сведения, запросив их уполномоченного органа.
Довод Министерства о том, что Порядком предоставления субсидии не предусмотрено полномочий Министерства по исследованию фактических обстоятельств наличия (отсутствия) неисполненной обязанности, несостоятелен, поскольку подпунктом 1 пункта 21 указанного порядка предусмотрено, что в отношении образовательных организаций, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией Министерством осуществляются проверки соблюдения образовательных организаций порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидий.
Таким образом, именно на Министерство возложена обязанность по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их представлении.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-13680/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13680/2022
Истец: Министерство образования Омской области
Ответчик: ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АВТОРСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА"
Третье лицо: МИФНС N 7 по Омской области, МИФНС N 8 по Омской области