г. Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А40-152609/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-152609/22 (21-1178)
по заявлению ООО "Компания Арго"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Чиркова Н.В. по дов. от 06.12.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Компания Арго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - таможня, ЦАТ) о признании незаконным и отмене решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, изложенное в письме от 23.06.2022 г. N 13-12/15868.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, в судебном заседании, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Как следует из заявления, ООО "КОМПАНИЯ АРГО" в мае 2019 года осуществило ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации.
Указанные транспортные средства были оформлены таможенными декларациями (далее - ТД): 10009180/300519/0000863 от 30.05.2019 года.
Ввезенные транспортного средства относились к категории N3, что подтверждается Приемо-сдаточными актами (далее - ПСА): 11-1, 11-2, 11-3 и одобрением типа транспортного средства (далее - ОТТС): ТС RU Е-CN.МТ27.00031.Р1 от 08.12.2017.
ООО "КОМПАНИЯ АРГО" в Таможенный орган были представлены расчеты утилизационного сбора и произведена его уплата на общую сумму 2 475 000 рублей 00 коп., что подтверждается Платежным поручением (далее - ПП) N 942 от 13.12.2019.
В связи с чем Таможенным органом оформлены и выданы таможенные приходные ордера (далее - ТПО) 10009180/171219/0006782348, 10009180/171219/0006782349, 10009180/171219/0006782350,
Проставлены отметки об уплате УС в паспортах транспортного средства (далее - ПТС): 77 УТ 939384, 77 УТ 939385, 77 УТ 939386.
Вместе с тем при расчете утилизационного сбора ООО "КОМПАНИЯ АРГО" ошибочно включил в полную массу транспортных средств (шасси) такую техническую характеристику как "грузоподъемность", что привело к необоснованному увеличению показателя массы, а, следовательно, к увеличению коэффициента и суммы утилизационного сбора к уплате.
В целях реализации права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора "25" мая 2022 года ООО "КОМПАНИЯ АРГО" обратилось в ЦЕНТРАЛЬНУЮ АКЦИЗНУЮ ТАМОЖНЮ с заявлениями о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1 219 500,00 руб. (Вх. ЦАТ 09053 от 27.05.2022).
Решением от 23.06.2022 года N 13-12/15868 по результатам рассмотрения заявления, обществу было отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (далее - Постановление N 1291).
Указанным постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила).
В соответствии с п.5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Ввезенные транспортные средства относились к категориям N1, N2, N3, включая категорию повышенной проходимости G, шасси транспортных средств также относились к категориям N1, N2, N3. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств категорий N1, N2, N3 равна 150 000 руб.
ООО "КОМПАНИЯ АРГО" рассчитало размер утилизационного сбора, при этом ошибочно включив в полную массу транспортных средств (шасси) такую техническую характеристику как "грузоподъемность". Это привело к необоснованному увеличению показателя массы, а, следовательно, к применению более высоких коэффициентов и увеличению суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате.
Материалами дела установлено, что общество уплатило утилизационный сбор на общую сумму 2 475 000 рублей 00 коп. в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением N 1291, что подтверждается таможенными приходными ордерами (ТПО), выданными таможенным органом.
При исключении грузоподъемности из расчета полной массы транспортных средств (шасси) Общество произвело расчет излишне уплаченного утилизационного сбора и обратилось в Центральную акцизную таможню о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора на общую сумму 1 219 500,00 руб. в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением N 1291.
При этом, в отношении части ввезенных шасси общество заявило утилизационный сбор к зачету в полном объеме, в связи с тем, что при исключении грузоподъемности из расчета полной массы часть ввезенных шасси не соответствует ни одной из категорий, указанных в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), утвержденном Постановлением N 1291. Следовательно, в отношении таких шасси отсутствует объект обложения утилизационным сбором.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2, 4 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В отношении колесных транспортных средств (шасси) такой порядок устанавливается Постановлением Правительства N 1291.
В соответствии с п. 5 Постановления N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
При этом, согласно Перечню, при расчете размера утилизационного сбора учитывается полная масса транспортного средства.
Таким образом, для правильного определения коэффициента, а, следовательно, и правильного расчета суммы утилизационного сбора следует использовать значение полной массы транспортного средства, понятие которого в Постановлении Правительства РФ N 1291 отсутствует.
Кроме того, суд отмечает, что определение понятия "полная масса" в отношении транспортных средств отсутствует также и в TP ТС 018/2011, на который ссылается таможенный орган.
Так, в TP ТС 018/2011 установлены следующие определения массы транспортного средства:
- "масса транспортного средства в снаряженном состоянии" - определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки;
- "разрешенная максимальная масса" - установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства;
- "технически допустимая максимальная масса" - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Согласно преамбуле Закона N 89-ФЗ данный нормативный правовой акт определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу пунктов 4-5 статьи 24.1. Закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам транспортного средства, ее использование находилось бы в противоречие с целью введения утилизационного сбора.
Кроме того, суд правомерно отметил следующее.
Из системного толкования положений Закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами, поскольку уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что прав ила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Таким образом, все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в спорной ситуации Закон N 89-ФЗ и Постановление N 1291 не содержат понятие "полная масса транспортного средства", применение таможней иных определений массы транспортного средства по аналогии является неправомерным.
Верховный Суд РФ в Определении от 02.10.2019 по делу N А51-15330/2018 указал, что "утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства. При этом из буквального прочтения положений Перечня, утвержденного Постановлением N 1291, следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила, утвержденные Постановлением N 1291, ни Перечень, утвержденный указанным постановлением, не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности".
Указанная правовая позиция нашла отражение также в Определениях Верховного Суда РФ от по делу N А51-12067/2018, от 21.10.2019 по делу N А51-22411/2018, от 03.02.2020 по делу N А51-73/2019, от 03.02.2020 по делу N А51-72/2019, от 03.02.2020 по делу NА51-27029/2018, от 14.01.2020 по делу N А51-433/2019, от 13.01.2020 по делу N А51-26206/2018, от 15.01.2020 по делу N А51-27032/2018, от 14.01.2020 по делу N А51-26745/2018, от по делу N А51-309/2019, Постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2019 по делу NА45-20762/2018, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.10.2019 по делу N А51-202/2019, от 06.12.2019 по делу NА51-3462/2019, от 24.10.2019 по делу N А51-73/2019.
При этом, суд также считает необходимым отметить, что в текст Постановления N 1291 были внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866, вступившие в силу 28.11.2020, а именно:
- В таблице приложения N 1 к Правилам N 1291 наименование графы 10 изложено в следующей редакции: "Технически допустимая максимальная масса (тонн)".
- В пунктах 4 - 16, 24 - 31 слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой".
- Разъяснительная сноска 2 дополнена абзацем следующего содержания: "Используемый в описании отдельных видов и категорий транспортных средств термин "технически допустимая максимальная масса" применяется в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Таким образом, вопрос о значении термина "полная масса" транспортного средства решен путем исключения указанного термина из текста Постановления N 1291.
С учетом изложенного, суд отмечает, что с 28.11.2020 утилизационный сбор подлежит уплате исходя из "технически допустимой максимальной массы" транспортного средства, а не "полной массы" транспортного средства в значении, указанном выше.
Само по себе внесение указанных изменений в Постановления N 1291 означает, что понятия "технически допустимая максимальная масса" транспортного средства и "полная масса" транспортного средства имеют различное содержание, что и обусловило необходимость внесения соответствующих изменений.
Кроме того, как следует из материалов дела, в решении об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, изложенном в письме от 23.06.2022 г. N 13-12/15868, помимо прочего ссылается на разъяснения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, изложенные в письме от 27.03.2014 N 20-828, о том, что для правомерного использования соответствующего коэффициента при расчете суммы УС необходимо руководствоваться технически допустимой массой транспортного средства, указанной в ОТТС и ПТС.
Вместе с тем, по мнению суда, ссылка таможенного органа на разъяснения Минпромторга России, изложенные в пункте 12 письма от 27.03.2014 N 20-828, является несостоятельной, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, не регулирует отношения в области установления, определения, взимания и уплаты утилизационного сбора, выражает лишь мнение отраслевого органа по возникшему проблемному вопросу.
Кроме того, суд отмечает, что изложенные в указанном письме выводы не подтверждают позицию таможенного органа о том, что отсутствие в нормативных правовых актах понятия "полная масса транспортного средства" не является основанием для уплаты утилизационного сбора без учета пассажиров и массы перевозимого груза, поскольку не основаны на нормах права.
Судом рассмотрены все доводы Ответчика, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку правовая позиция Заявителя нашла полное подтверждение в судебном заседании.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-152609/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152609/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ АРГО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ