г. Ессентуки |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А15-2777/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РусЭкспортА" (ОГРН 1124345005916), заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2022 по делу N А15-2777/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РусЭкспортА" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее - таможня) от 28.05.2021 N 10801000- 3170/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Определением суда от 16.06.2021 заявление принято к производству для рассмотрения в упрощенном порядке в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 02.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Решением от 28.11.2022 заявление удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять по делу новое решение. Таможня в жалобе ссылается на то, что суд не учел обстоятельств того, что для пиломатериалов в ТН ВЭД ЕАЭС предназначена отдельная товарная позиция, в которую отнесены другие изделия из древесины. Подмена понятий "пиломатериал", принятого в соответствии с ГОСТом с понятием в позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС является неправомерной. Поскольку при убытии с таможенной территории РФ на вывозимый материал - лесоматериал фитосанитарный сертификат не представлен, данное обстоятельство образует состав административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ в деяниях общества.
Общество в отзыве просило отказать в удовлетворении жалобы, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, перевозчик общество 07.11.2020 представило таможне на таможенном посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни с целью последующего убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС в железнодорожном вагоне N 97040596 товар, вывозимый по товаросопроводительным документам (железнодорожная накладная от 30.10.2020 N 29840824, инвойс N 573 от 27.10.2020, сопроводительный документ на транспортировку древесины N 573 от 27.10.2020, фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031430109271020075) и заявленный обществом (декларантом) по ДТ N 10418010/271020/0309901 Приволжскому таможенному посту Приволжской электронной таможни как товар Лесоматериал обрезной: ель и сосна по коду 4407 129 100 и 4407 119 300 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД), общим весом брутто 67 920 кг, в объеме 145 м3.
Отправителем товара является ООО "ТРЕЙДЛЮКС" (Россия, Кировская область, г.Киров), получателем товара является ООО "АЗПЛИ" (ООО "AZPLY" Азербайджанская Республика).
По результатам таможенного досмотра (акт от 08.11.2020 N 10801040/081120/000954) установлено, что фактический объем товаров соответствует заявленному.
Постановлением таможни от 28.05.2021 N 10805000-3170/2020 общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением о привлечении его к административной ответственности, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, признал незаконным оспариваемое постановление, так как пришел к выводу о том, что обстоятельства дела не свидетельствуют о совершении обществом (декларантом) правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, при этом обоснованно исходил из следующего.
В статье 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Союза или из Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение).
В силу пункта 2.1 Положения в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, партия подкарантинной продукции - это количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; подкарантинная продукция - растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в Перечень подкарантинной продукции, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и по таможенной территории Евразийского экономического союза, могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Согласно Перечню лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407 ТН ВЭД, относятся к подкарантинной продукции с высоким санитарным риском при помещении которых в соответствии с пунктом 4.1.1 Положения, требуется фитосанитарный сертификат.
В данном случае суд установил и материалами дела подтверждается, что при убытии за пределы таможенной территории ЕАЭС в отношении задекларированного по ДТ N 10418010/271020/0309901 товара лесоматериал хвойных пород, обрезной: ель и сосна общим весом брутто 67920 кг, в объеме 145 м3, кодом 4407 129 100 и 4407 119 300 ТН ВЭД, общество представило фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N031430109271020075 на товар пиломатериалы из хвойных пород обрезные: ель обыкновенная вида "Picea Abies Karst", сосна вида "Pinus sylvestris L." общим объемом 148 м3.
Данный сертификат выдан обществу Управлением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике в соответствии с требованиями международного и российского законодательства в области карантина растений, с соблюдением всех необходимых процедур, содержит информацию об объеме партии подкарантинной продукции, о породе древесины, о способе транспортировки с указанием номера железнодорожной платформы.
Данный документ таможня признала не относящимся к спорной партии товара, поскольку вывозимый товар пиломатериалами не является, а относится к лесоматериалам, что подтверждено заключением специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598.
Вместе с тем несоответствие качественных характеристик товара, предъявленного к досмотру, сведениям, заявленным в ДТ N 10418010/271020/0309901, таможенным органом не установлено.
Судом первой инстанции установлено, что идентификационная экспертиза, о которой упоминается в протоколе об административном правонарушении, таможенным органом в рамках административного расследования не проведена.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения" (введен в действие приказом Росстандарта от 09.09.2014 N 1040-ст) лесоматериалы: Материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопродукцию. Согласно пункту 4.1 названного ГОСТа пиломатериалы: Материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластями, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров.
В соответствии с разъяснениями по классификации пиломатериалов, данными в письме Рослесхоза от 16.06.2017 N МК-02-46/8243, к пиломатериалам (Коды по общероссийскому классификатору 16.10.10.110 - 16.10.10.129) относится продукция лесопиления, полученная в результате продольного деления бревен и продольного и поперечного деления полученных частей, установленных размеров (толщиной более 6 мм) и качества, имеющая как минимум две плоскопараллельные пласти. В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ОК 034-2014), (раздел 16) пиломатериалы хвойных пород (код 16.10.10.110) указаны как категории лесоматериалов, продольно распиленных или расколотых, разделенных на слои или лущеных, толщиной более 6 мм (код 16.10.10).
Исходя из установленных при таможенном досмотре характеристик вывозимого товара и приведенных выше определений ГОСТ 32714-2014 суд заключил, что по идентификационным характеристикам и размерам вывозимый товар в данном случае соответствует как определению понятия "пиломатериалы", данному в вышеуказанных государственных стандартах, так и коду ТН ВЭД 4407 (лесоматериалы), который и был указан при декларировании товара.
Указание в ДТ в отношении спорного товара кода кодов 4407 129 100 и 4407 119 300 ТН ВЭД (к которому относятся лесоматериалы) само по себе не свидетельствует о неотносимости фитосанитарного сертификата к вывозимому товару, поскольку данная позиция дает наиболее полное и точное описание товара. Примененный в данной позиции ТН ВЭД термин "лесоматериалы", не имеет правового значения для установления типа товара, и описывает доски, брусы, полученные распиловкой вдоль, не обработанные строганием, шлифованием, не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, являющиеся пиломатериалом. И не исключает отнесение к данной товарной позиции спорного товара, по терминологии ГОСТ 32714-2014 являющегося "пиломатериалами".
При установленных обстоятельствах, в действиях общества события административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
Выводы суда согласуются с практикой окружных арбитражных судов по аналогичным спорам, нашедшей свое отражение в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.09.2022 по делу N А15-1061/2021, от 21.07.2022 по делу N А15-3350/2021, от 30.11.2021 по делу N А20-387/2021, Арбитражного суда Уральского округа от 24.02.2022 по делу N А71-7501/2021, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.05.2022 по делу N А05-4117/2021.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными и сделанные без учета того, что по своим идентификационным характеристикам и размерам вывозимый товар в данном случае соответствовал как определению понятия "пиломатериалы", данному в вышеуказанных государственных стандартах, так и коду ТН ВЭД 4407 (лесоматериалы), который и был указан при декларировании товара обществом.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2022 по делу N А15-2777/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2777/2021
Истец: ООО "РусЭкспортА"
Ответчик: Дагестанская таможня
Третье лицо: КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ