г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А26-8674/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Горбунова М.А. по доверенности;
от ответчика: Макарова О.М. по доверенности (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1090/2023) Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2022 г. по делу N А26-8674/2022, принятое
по заявлению арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича
к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
арбитражный управляющий Корнилов Сергей Михайлович (далее - заявитель, арбитражный управляющий, Корнилов С.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, УФК), изложенного в уведомлении о возврате исполнительного документа от 19.07.2022 г. N 06-07-19/12-6173.
Решением суда от 05.12.2022 г. заявленные Корниловым С.М. требования удовлетворены, решение, изложенное в уведомлении от 19.07.2022 г. N 06-07-19/12-6173, признано недействительным. Суд обязал ответчика устранить нарушенные права заявителя путем принятия исполнительного листа к исполнению при его предъявлении.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального права, в результате чего суд пришел к необоснованным выводам об отсутствии оснований для возврата исполнительного документа. Вместе с тем, в предъявленном исполнительном листе в сведениях о должнике неверно указано наименование и реквизиты должника, чем были нарушены требования подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 13 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В судебном заседании представитель Управления жалобу поддержал; представитель арбитражного управляющего выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2021 г. по делу N А26-11925/2018 с Федеральной налоговой службы в пользу арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича взысканы судебные расходы в сумме 30 000 руб.
20.04.2021 г. судом выдан исполнительный лист серии ФС N 036923826, в котором в качестве должника указано Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, ИНН 1001048511, дата государственной регистрации 27.12.2004 г., 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кондопожская, д. 15/5.
Указанный исполнительный лист предъявлен Корниловым С.М. на исполнение в УФК по Республике Карелия.
Уведомлением от 19.07.2022 г. N 06-07-19/12-6173 исполнительный лист на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ возвращен без исполнения, в связи с несоответствием документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В нарушение требований подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в предъявленном исполнительном листе в сведениях о должнике неверно указано наименование и реквизиты должника.
Полагая, что решение Управления по возврату исполнительного листа является незаконным, нарушающим права и законные интересы арбитражного управляющего, Корнилов С.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Корнилова С.М., исходил из того, что исполнительный лист серии ФС N 036923826 от 20.04.2021 г. соответствовал требованиям действующего законодательства, содержал сведения, достаточные для идентификации как должника (Федеральная налоговая служба), так и уполномоченного действовать от его имени органа (Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия), его резолютивная часть соответствовала резолютивной части, изложенной в определении суда от 18.03.2021 г. по делу NА26-11925/2018, следовательно, у УФК по Республике Карелия отсутствовали правовые основания для возврата его взыскателю.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 318 АПК РФ акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.
Согласно части 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Данный перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В пункте 4 части 1 статьи 320 АПК РФ предусмотрено, что в исполнительном листе должно быть указано наименование должника-организации, его место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
Подпунктом "б" пункта 5 части 1 статьи 13 Закона N 229-ФЗ также закреплено, что в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в частности, для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, Корниловым С.М. на исполнение в УФК по Республике Карелия предъявлен исполнительный лист серии ФС N 036923826 от 20.04.2021 г., выданный на основании определения Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2021 г. по делу N А26-11925/2018, согласно которому с Федеральной налоговой службы в пользу арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича взысканы судебные расходы в сумме 30 000 руб.
Между тем, на странице 5 указанного исполнительного листа в качестве должника указано - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, ИНН 1001048511, дата государственной регистрации 27.12.2004 г., 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кондопожская, д. 15/5.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
Поскольку определением арбитражного суда от 18.03.2021 г. по делу N А26-11925/2018 судебные расходы в пользу арбитражного управляющего Корнилова СМ. взысканы с Федеральной налоговой службы, следовательно, должником на основании указанного определения суда является Федеральная налоговая служба, а не Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия как указано в исполнительном документе.
Таким образом, на 5 странице исполнительного листа указаны сведения не о должнике, а об ином лице.
На этом основании, в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, комплект документов, содержащий исполнительный лист серии ФС N 036923826, был возвращен Корнилову СМ. уведомлением от 19.07.2022 г. N06-07-19/12-6173.
В связи с чем, по мнению апелляционного суда, у Управления имелись законные основания для возврата исполнительного документа, поскольку он не соответствовал требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А26-4667/2021 и N А40-98235/2022 установлено наличие опечатки в исполнительном документе ФС N 036923826 от 20.04.2021 г., где на 5 странице указаны сведения ни о должнике, а об ином лице, что также подтверждает несоответствие исполнительного документа требованиям законодательства РФ.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с доводами Управления о правомерном возврате исполнительного документа должнику на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ.
Ссылка суда первой инстанции на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" является необоснованной, поскольку сотрудники территориальных налоговых органов представляют интересы Федеральной налоговой службы в делах о банкротстве на основании доверенностей в соответствии с Порядком разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@.
В определении Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2021 г. по делу N А26-11925/2018 в качестве стороны, участвовавшей в рассмотрении дела N А26-11925/2018, указана Федеральная налоговая служба, и взыскание судебных расходов произведено с Федеральной налоговой службы.
Таким образом, вывод суда о том, что Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия уполномочено действовать от имени Федеральной налоговой службы, неправомерен.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, оснований для удовлетворения заявления Корнилова С.М. у суда не имелось.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 декабря 2022 года по делу N А26-8674/2022 отменить.
В удовлетворении заявления арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича о признании недействительным решения Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, изложенного в уведомлении о возврате исполнительного документа от 19.07.2022 г. N 06-07-19/12-6173, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8674/2022
Истец: Корнилов Сергей Михайлович
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия