г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А21-9409/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело
по заявлению Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
к генеральному директору ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" Кацафу Михаилу Аркадьевича
третье лицо: прокуратура Калининградской области
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" (ОГРН 1153926001415, ИНН 3906951674) Кацафа Михаила Аркадьевича (далее - Кацаф М.А., генеральный директор ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт") по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена прокуратура Калининградской области.
Решением суда от 01.11.2022 генеральный директор ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" Кацаф М.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Кацаф М.А. направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, прекратить дело в отношении генерального директора.
Определением от 19.01.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем заявление рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в Министерство из прокуратуры Зеленоградского района Калининградской области поступил материал проверки коллективного заявления жителей поселка Вишневое Зеленоградского района по вопросу нарушения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 39:05:010605:1778.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 39:05:010605:1778 (далее - земельный участок) является МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области земельный участок на основании договора аренды передан ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" со сроком действия с 04.10.2021 по 28.06.2026.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ" земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3 "зона застройки малоэтажными жилыми домами", что допускает размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный).
По информации, полученной Министерством от прокурора Зеленоградского района Калининградской области, застройщик - ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" - осуществляет работы по подготовке территории земельного участка к дальнейшему строительству многоквартирного жилого дома (территория огорожена строительным забором, произведено обустройство временной подъездной дороги для заезда строительной техники, обустроена стоянка строительной техники в виде бетонных плит), также застройщиком производились работы по геологическим и геодезическим изысканиям (с целью проектирования и дальнейшего строительства многоквартирного жилого дома) которые относятся к видам работ, требующих получение разрешения на строительство.
В ходе проверки прокуратурой Зеленоградского района установлено, что указанные выше работы, указанные работы производились ООО "СЗ "Ватерфронт" с декабря 2021 года по март 2022 года в нарушение обязательных требований, установленных частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Выездом 30.03.2022 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 39:05:010605:1778 никаких строительных работ не производится, строительная техника и рабочие строительных специальностей отсутствуют.
Признаков начатых строительных работ по возведению объектов капитального строительства на территории земельного участка не выявлено.
По информации из органа местного самоуправления - администрации МО "Зеленоградский городской округ" по результатам совместной выездной проверки 10.03.2022 с участием представителя прокуратуры Зеленоградского района, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области и специалистов администрации округа, установлено:
-земельный участок огорожен строительным забором;
-в пределах земельного участка на время выездной проверки никакие строительные работы не производились;
-на территории смежных земельных участков, расположенных в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 39:05:010605:1778, признаки подтопления отсутствуют; -вода в дренажном колодце отсутствует.
По результатам рассмотрения материалов совместной выездной проверки, поступивших из прокуратуры Зеленоградского района, Министерством вынесено определение N 25/СН об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 01.04.2022.
На указанное определение первым заместителем прокурора Калининградской области В.А. Родиным 28.06.2022 был вынесен протест с требованием об отмене определения N 5/СН об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 01.04.2022 (далее - Протест).
В ходе проверки прокуратурой Зеленоградского района установлено, что с декабря 2021 года ООО "СЗ "Ватерфронт" на указанном земельном участке проводились работы по геологическим и геодезическим изысканиям с целью проектирования и дальнейшего строительства МКД, произведено бурение скважин, осуществлены земляные работы.
10.03.2022 с привлечением специалистов администрации МО "Зеленоградский муниципальный округ", Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, а также совместно с представителями застройщика ООО "СЗ "Ватерфронт" осуществлен выезд на указанный земельный участок, при визуальном осмотре которого установлено, что территория земельного участка с КН 39:05:010605:1778 огорожена забором, в том числе, выявлено обустройство временной подъездной дороги для заезда строительной техники на территорию земельного участка и площадки для ее стоянки в виде бетонных плит.
По состоянию на 10.03.2022 разрешение на строительство на данном земельном уполномоченным органом участке ООО "СЗ "Ватерфронт" не выдавалось.
В ходе проведенного инспекционного визита было установлено, что проверяемому лицу - ООО "СЗ "Ватерфронт" - Министерством градостроительной политики Калининградской области 21.06.2022 было выдано разрешение на строительство N 39320000-369-2022, в соответствии с которым ООО "СЗ "Ватерфронт" 236006, г. Калининград, ул. Ген. Павлова, д. 18, ИНН 3906951674 на земельном участке с кадастровым номером 39:05:010605:1778 разрешается строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом г. Зеленоградск, п. Вишневое"; общая площадь - 4 227,31 м2, строительный объем -13 335,03 м3, количество надземных этажей - 4 шт.
На время проведения инспекционного визита:
- рабочие строительных специальностей и строительная техника на территории земельного участка с кадастровым номером 39:05:010605:1778 - отсутствуют, строительные работы не производятся;
- земельный участок огражден строительным ограждением (забором), свободный доступ на территорию земельного участка для посторонних лиц ограничен, физическая охрана отсутствует;
- произведено обустройство временной подъездной дороги: въезд на территорию строительной площадки выложен дорожными плитами - от проезжей части улицы Лазаревской до въездных ворот на территорию строительной площадки и за въездными воротами по территории строительной площадки;
- признаков подтопления смежных земельных участков проведенным КНМ не выявлено.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия Департаментом строительного надзора Министерства составлен акт инспекционного визита N СН2/270 от 29.07.2022.
ООО "СЗ "Ватерфронт" в период с декабря 2021 года по март 2022 года осуществляло работы по установке строительного ограждения, обустройству временной подъездной дороги для заезда строительной техники, обустройству стоянки строительной техники из бетонных плит, а также выполнило работы по геологическим и геодезическим изысканиям (с целью проектирования и дальнейшего строительства многоквартирного жилого дома) в нарушение обязательных требований, установленных частью 2 статьи 51 ГрК РФ - без разрешения на строительство.
Усмотрев в действиях генерального директора ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" Кацафа М.А. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Министерство составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 05.08.2022.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Министерство обратилось в суд с заявлением о привлечении генерального директора к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В силу части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно содержанию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.08.2022 N ЮЭ965-22-142412858 генеральным директором ООО "СЗ "Ватерфронт" является Кацаф Михаил Аркадьевич (ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения: 2223900425648; 16.02.2022).
Будучи единоличным исполнительным органом Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Ватерфронт" Кацаф М.А. принял решение о проведении указанных выше видов работ до получения разрешения на строительство.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624).
В соответствии с Приказом N 624 геодезические работы, выполняемые на строительных площадках, а также подготовительные работы (строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений), земляные работы (разработка грунта, уплотнение грунта катками), относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Таким образом, производство данных работ, необходимо осуществлять после получения документа, дающего право осуществлять строительство. В отсутствие соответствующего документа (разрешения на строительство) общество не вправе было осуществлять строительство.
Факт правонарушения (осуществление работ по строительству в отсутствие разрешения на строительство) подтверждается материалами дела и образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения генеральным директором ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия генеральным директором ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и осуществление надлежащего контроля и технического надзора за проведением работ на Объекте, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины генерального директора ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Кацафа М.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного генеральным директором ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" правонарушения малозначительным.
Судом не установлено нарушения процедуры привлечения генерального директора ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" к административной ответственности.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения за нарушения законодательства о градостроительной деятельности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного генеральным директором ООО "Специализированный застройщик "Ватерфронт" правонарушения, суд апелляционной инстанции считает разумным и справедливым назначение Кацафу М.А. наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. По мнению суда, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о привлечении Кацафа М.А. к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 ноября 2022 года по делу N А21-9409/2022 отменить.
Привлечь генерального директора общества с ограниченной ответственность "Специализированный застройщик "Ватерфронт" Кацафа Михаила Аркадьевича к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Наименование организации УФК по Калининградской области (Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, л/с 04352027380)
ИНН 3906999637
КПП 390601001
Наименование банка ОТДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАД БАНКА РОССИИ//УФК по Калининградской области г. Калининград
БИК 012748051
к/с 40102810545370000028
р/с 03100643000000013500
Л. сч. 04352027380 ОКТМО 27 701 000
Код дохода (КБК) 042 1 16 01092 01 0005140
Назначение платежа штраф по делу N 70/СН-2022 Минконтроль.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9409/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ВАТЕРФРОНТ"
Третье лицо: Кацаф Михаил Аркадьевич, Прокуратура Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4644/2023
20.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38131/2022
20.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38129/2022
01.11.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9409/2022