г. Самара |
|
20 февраля 2023 г. |
дело N А72-11940/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия ли, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2022 года по делу N А72-11940/2022 (судья Абдулова И.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Кристалл" (ОГРН 1167325061530, ИНН 7327078431) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822 ИНН 7303006082) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Кристалл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - ответчик, Управление) о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги по адресу: г.Ульяновск, ул.Александра Невского, д.2 Ж, корп. 1 за период с 30.12.2020 по 09.03.2021 в размере 209 944,47 руб.
Решением от 05.12.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу но вый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку муниципальные нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" переданы по договорам аренды и безвозмездного пользования третьим лицам, которые по мнению ответчика должны нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Кроме этого взыскание должно быть произведено за счет казны муниципального образования "город Ульяновск". Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец в спорный период осуществлял управление многоквартирным домом N 2Ж корп. 1 по ул. Александра Невского в г.Ульяновске на основании договора управления многоквартирным домом N НЖ/84 от 15.12.2020, подписанного с ООО СЗ "Новая Жизнь Недвижимость" (застройщик).
Дата начала управления многоквартирным домом с 15.12.2020, срок действия договора установлен по 14.03.2021 включительно (пункт 8.1 договора).
Пунктом 3.2 договора определен минимальный перечень работ и услуг по договору, согласована стоимость, оказываемых услуг, выполняемых работ.
Муниципальное образование "город Ульяновск" с 30.12.2020 является собственником нежилого помещения (помещение детского сада) площадью 1 256,40 кв.м., расположенного в многоквартирном доме N 2Ж корп. 1 по ул.Александра Невского в г. Ульяновске, 10.03.2021 указанное помещение передано в оперативное управление Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 63 "Буратино", что подтверждается выписками из ЕГРН, выпиской из реестра муниципальной собственности и не оспаривается сторонами (л.д. 30-34).
В период с 30.12.2020 по 09.03.2021 ответчик не оплатил расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском, после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 36, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) в соответствии с которыми собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. При этом содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом. Кроме того, отсутствие факта пользования общим имуществом также не является основанием для освобождения собственника от участия в расходах по его содержанию.
Указанные расходы не могут быть возложены на лицо, пользующееся имуществом на основании договора аренды либо безвозмездного пользования.
Учитывая, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N НЖ/84 от 15.12.2020 размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома N 2Ж корп.1 по улице Александра Невского в г.Ульяновске составляет:
на период с декабря 2020 года по февраль 2021 года 34,12 руб. за 1 кв.м., в том числе: 28,92 руб.- ежемесячный размер платы с 1 кв.м. общей площади нежилого помещения на содержание и ремонт общего имущества в МКД (пункт 3.2 договора управления МКД); 5,20 руб. - услуги консьержа (пункт 3.3 договора управления МКД);
на период март 2021 года 36,21 руб. за 1 кв.м., в том числе: 28,29 руб. - ежемесячный размер платы с 1 кв.м. общей площади нежилого помещения на содержание и ремонт общего имущества в МКД (пункт 3.2 договора управления МКД); 2,09 руб. - уборка подъездов (пункт 3.3 договора управления МКД), 5,20 руб. - услуги консьержа (пункт 3.3 договора управления МКД).
Соответствующий расчет истца представлен в материалы дела и не оспорен ответчиком.
Ответчик доказательств оплаты заявленной к взысканию суммы долга, а также контррасчет исковых требований не представил, в связи с чем, требование истца о взыскании задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в заявленном размере судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод Управления о том, что он является ненадлежащим ответчиком, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Из представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости следует, что нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме N 2Ж корпус 1 по улице Александра Невского в городе Ульяновске общей площадью 1256,40 кв.м. передано муниципальным образованием "город Ульяновск" в оперативное управление муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 63 "Буратино" 10.03.2021, право собственности на указанное помещение зарегистрировано за Муниципальным образованием "город Ульяновск" 30.12.2020.
Истец предъявил к взысканию задолженность за период с 30.12.2020 по 09.03.2021, то есть до передачи указанного помещения в оперативное управление бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 63 "Буратино" в связи с чем, суд правильно указал, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в силу прямого указания закона, лежит на Муниципальном образовании "город Ульяновск" как на собственнике помещения.
Также обоснованно отклонен довод ответчика о том, что требование должно быть предъявлено Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, которое согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной решением Ульяновской городской думы от 08.12.2021 N 214 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", является получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящиеся в муниципальной собственности, поскольку истцом заявлены требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а не задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ).
Как указано в пункте 13, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы Решение Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с "Положением об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 года N 90, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" (п. 1.1).
Управление осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск" (п.4.1.1), бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.8).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца обоснованно предъявлены к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2022 года по делу N А72-11940/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11940/2022
Истец: ООО УК "КРИСТАЛЛ"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА