город Воронеж |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А14-12879/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье": Кустовой Т.С. - представителя по доверенности N 360 от 09.01.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области: Шамардиной И.В. - представителя по доверенности N 15-01-08/29 от 09.01.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.11.2022 по делу N А14-12879/2022, по заявлению акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", (ОГРН 1103668042664, ИНН 3128045120,) г. Воронеж, к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915), г.Воронеж, о признании недействительным уведомления от 28.04.2022 на 2022 год; об обязании филиал N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ППК "Черноземье"; об обязании филиал N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возвратить излишне уплаченные АО "ППК "Черноземье" страховые взносы за 2022 год, и приложенными к нему документами,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее - заявитель, АО "ППК "Черноземье", страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 28.07.2022 N ППК-2586 к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ВРО ФСС РФ, Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2022 Филиала N9 Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившиеся установлении АО "ППК "Черноземье" страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год, об обязании филиал N9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ППК "Черноземье" путем установления с 1 января 2022 г. страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4%, соответствующего 3 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности "Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (код ОКВЭД 49.31.1), об обязании филиал N9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возвратить излишне уплаченные АО "ППК "Черноземье" страховые взносы за 2022 год.
Решением от 29.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что страхователем не было предпринято необходимых и достаточных мер для исполнения своей обязанности по своевременному внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "ППК "Черноземье" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 произведена процессуальная замена государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071), на ее правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (ОГРН 1023601547177)
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что АО "ППК "Черноземье" зарегистрировано 01.01.2016 в качестве страхователя по месту своего нахождения - в филиале N 9 государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за регистрационным номером 364440614636091.
Основным видом экономической деятельности заявителя в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) с 07.08.2019 является "Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (код ОКВЭД 49.31.1). Указанный вид деятельности соответствует 3-му классу профессионального риска, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по этой деятельности составляет 0,4%. Кроме того, у заявителя указаны дополнительные виды деятельности, а именно с 07.08.2019 -"Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении".
Поскольку АО "ППК "Черноземье" не представило в установленный срок (до 15.04.2022) в Фонд социального страхования документы, необходимые для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему тарифа страховых взносов, территориальный Фонд отнес данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности из указанных в ЕГРЮЛ - "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении" (ОКВЭД 49.31.21), 7 класс профессионального риска, и направил заявителю соответствующее уведомление от 28.04.2022 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установив размер страхового тарифа с января 2022 года как 0.80%.
Получив указанное уведомление, заявитель направил в адрес Фонда социального страхования жалобу от 28.07.2022 N ППК-2585 с требованиями о признании недействительным уведомления от 28.04.2022 на 2022 год, об обязании филиал N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ППК "Черноземье" и об обязании филиал N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возвратить излишне уплаченные АО "ППК "Черноземье" страховые взносы за 2022 год. К данной жалобе страхователем были приложены выписка из ЕГРЮЛ, копия бухгалтерского баланса на 31.12.2021 на 3 л., копия пояснений, копии отчетов о движении денежных средств и отчетов о финансовых результатах, копия аудиторского заключения, копия справки-подтверждения основного вида экономической деятельности и др.
Фонд социального страхования решением от 26.08.2022 N 1/р отказал АО "ППК "Черноземье" в удовлетворении данной жалобы, и оставил без изменения уведомление о страховом тарифе.
Считая, что Фондом неверно определен основной вид экономической деятельности, и, как следствие, неверно определен тариф страховых взносов, АО "ППК "Черноземье" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением о признании уведомления от 28.04.2022 недействительным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Согласно п.п. 2, 3 Правил, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с Правилами, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В силу пункта 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил, основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 41.01.2006 N 55 утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе, Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, АО "ППК "Черноземье" было направлено в адрес руководителя филиала N 9 ГУ -Воронежского регионального отделения ФСС России жалоба (исх. N ППК-2585 от 28.07.2022) с требованиями о признании недействительным уведомления от 28.04.2022 на 2022 год, об обязании филиал N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ППК "Черноземье" и об обязании филиал N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возвратить излишне уплаченные АО "ППК "Черноземье" страховые взносы за 2022 год. К данной жалобе страхователем были приложены выписка из ЕГРЮЛ, копия бухгалтерского баланса на 31.12.2021 на 3 л., копия пояснений, копии отчетов о движении денежных средств и отчетов о финансовых результатах, копия аудиторского заключения, копия справки-подтверждения основного вида экономической деятельности и др.
Однако, решением от 26.08.2022 заявителю было отказано АО "ППК "Черноземье" в удовлетворении данной жалобы, и оставлено без изменения уведомление о страховом тарифе.
В представленном отзыве отделением Фонда также подтверждено, что единственным основанием для такого отказа послужило нарушение заявителем установленного срока (до 15.04.2022) представления в Фонд социального страхования документов, необходимых для подтверждения основного вида экономической деятельности. Тогда как представление заявителем необходимого пакета документов после направления ему уведомления от 28.04.2022 Фондом не оспаривалось.
Судом первой инстанции верно учтено, что по смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что отделением Фонда не представлено документальных доказательств того, что "деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам", ОКВЭД 49.31.21 являлось основным видом деятельности заявителя в 2022 году, тогда как заявителем после получения обжалуемого уведомления были представлены Фонду необходимые и достаточные документы, подтверждающие, что основным видом деятельности организации являлась "перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" по ОКВЭД 49.31.1), суд, исходя из необходимости восстановления нарушенных прав заявителя, считает оспариваемое уведомление от 28.04.2022 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежащим признанию недействительным, исходя из положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование заявителя подлежат удовлетворению о признании недействительным уведомления от 28.04.2022 на 2022 год.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд Воронежской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.11.2022 по делу N А14-12879/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12879/2022
Истец: АО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье"
Ответчик: ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации