г. Владивосток |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А51-11580/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей Д.А. Самофала, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации Приморская краевая коллегия адвокатов,
апелляционное производство N 05АП-337/2023
на решение от 12.12.2022
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-11580/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)
к некоммерческой организации Приморская краевая коллегия адвокатов (ИНН 2540093701, ОГРН 1032502263276)
о взыскании 146 584 рубля 58 копеек по договору от 11.11.2016 N 1012
при участии:
от истца: представитель Гамзина И.Э., по доверенности от 30.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1984), свидетельство о заключении брака, паспорт;
от ответчика: представитель Еращенко М.Л., по доверенности от 07.07.2022, сроком действия на 1 год, удостоверение адвоката
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к некоммерческой организации Приморская краевая коллегия адвокатов (далее - ответчик, коллегия адвокатов) о взыскании 146 584 рубля 58 копеек по договору от 11.11.2016 N 1012, в том числе 142 426 рублей 81 копейка основного долга за предоставленную с октября 2019 года по май 2020 года и с октября 2020 года по январь 2021 тепловую энергию, и 4 157 рублей 77 копеек пени за период с 16.02.2021 по 28.06.2021, а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 142 426 рублей 81 копейка за тепловую энергию, начиная с 29.06.2021 и до момента его оплаты, исходя из требований статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), и, кроме того, 5 398 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.12.202, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, в иске отказано.
Постановлением арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.05.2022 решение от 06.12.2021, постановление от 03.02.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
В связи с изменением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, истцом подано заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просил взыскать с ответчика в свою пользу 172 254 рубля 27 копеек, в том числе 142 426 рублей 81 копейка основного долга за предоставленную с октября 2019 года по май 2020 года и с октября 2020 года по январь 2021 тепловую энергию, и 29 827 рублей 46 копеек пени за период с 16.02.2021 по 19.10.2022, а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 142 426 рублей 81 копейка долга за тепловую энергию, начиная с 20.10.2022 и до момента его оплаты, исходя из требований статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", и, кроме того, расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. Доводы жалобы сводятся к несогласию ответчика о порядке расчета за поставленную тепловую энергию. По мнению апеллянта, расчеты по договору должны осуществляться в соответствии с условиями договора, а не расчетным путем по формуле, указанной в пункте 2 (5) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Считает неправомерным вывод суда об императивности пункта 2 Приложения N 2 Правил N 354 и применении данной нормы независимо от условий действующего договора, поскольку считать данную норму как основание для расчетов при условии заключения сторонами договора и определения сторонами иных условий договора не представляется правомерным.
Коллегия адвокатов указывает, что суд первой инстанции не выполнил требования суда кассационной инстанции, в частности не выяснил согласованный сторонами порядок расчета и не проверил его на соответствие императивным нормам и правилам. Кроме того, считает, что суд не установил объем потребленной энергии и не указал его количество.
По мнению апеллянта, суд принял другой порядок расчета, отличный от установленного сторонами в договоре. Указывает, что поставщик энергии не вправе в одностороннем порядке менять условия договора, в том числе существенные со ссылкой на пункт 2 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Также, апеллянт указывает, что объем тепловой энергии, указанный истцом в иске, им не производился, объем не соответствует условиям договора и фактическому объему поставки. По мнению ответчика, неверен вывод суда и об осуществлении истцом отопления в общих помещениях многоквартирного дома (далее МКД), поскольку тепловая энергия не предоставлялась, в силу их полного отсутствия.
Ответчик считает, что суд неправомерно не принял во внимание гражданское дело N 2-2143/2021, поскольку имеет значение для настоящего дела, так как касаются одного собственника помещений, основаны на идентичных документах и обстоятельствах дела.
Считает необоснованным и надуманным ссылку суда на переустройство ответчиком системы отопления в виде демонтажа радиаторов отопления в спорный период со ссылкой на акт обследования помещения от 28.03.2022 и акт комиссии по приемке работ по переустройству помещений от 01.11.2021 N 46.
Кроме того, коллегия адвокатов указывает, что суд неправильно толкует нормы материального права, указывает, что ответчиком выполнены все установленные требования договора по поддержанию резервной тепловой мощности. Также указывает, что ответчик относится к категории "население", поскольку электрическая энергия используется для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Через канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. По тексту отзыва указывает на правомерность принятого решения, считает доводы жалобы необоснованными и несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" (теплоснабжающее предприятие) и Некоммерческой организацией Приморская краевая коллегия адвокатов (абонент) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 11.11.2016 N 1012.
Согласно пункту 6.6 договора договор действует по 14.10.2017 и считается продленным на следующий календарный период, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении.
В период с октября 2019 года по май 2020 года, и с октября 2020 года по январь 2021 года теплоснабжающее предприятие поставило абоненту тепловую энергию.
За поставленную энергию ответчику были выставлены счета-фактуры на сумму 152 823 рубля 61 копейка.
Ответчику выставлены счета-фактуры для оплаты и направлены акты выполненных работ. Однако стоимость тепловой энергии ответчиком была оплачена частично. Не оплаченная задолженность составила 142 426 рублей 81 копейка.
Факт подачи тепловой энергии ответчику подтверждается актом подключения объекта к системе теплоснабжения для предоставления тепловой энергии и теплоносителя.
В связи с неоплатой задолженности за предоставленную тепловую энергию в спорный период в адрес ответчика направлялась претензия о необходимости оплатить задолженность, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции верно исходил из того, что правоотношения сторон регулируются положениями главы 30 ГК РФ, с учетом общих положений данного кодекса об обязательствах и Закона N 190-ФЗ.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Частью 1 статьи 548 ГК РФ определено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Учитывая, что объектом теплоснабжения является нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, к спорным правоотношениям подлежат применению также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
Отношения по поводу поставки коммунальных услуг в многоквартирные жилые дома установлены Правилами N 354 и являются императивными нормами, регулируемыми взаимоотношения сторон, в том числе по прямым договорам между ресурсоснабжающими организациями и собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу одиннадцатого абзаца пункта 2 Правил N 354 под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 210, пункта 2 статьи 539 ГК РФ, пункта 18 Правил N 354 обязанность по оплате стоимости поставленных в спорное нежилое помещение тепловой энергии лежит на собственнике нежилых помещений, находящихся в МКД, в данном случае - на ответчике.
Спорным моментом является порядок расчета потребленной тепловой энергии в спорный период и объем поставленной тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, МКД общедомовой прибор учёта (далее - ОДПУ) не установлен.
Правилами N 354 предусмотрен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, конструктивных особенностей такого дома и положения помещения в таком доме.
Из смысла и содержания положений статьи 544 ГК РФ и Правил N 354 следует, что по общему правилу объем ресурсов и предоставляемых коммунальных услуг подлежит определению по приборам учета, при их отсутствии - расчетным способом.
Согласно абзацу 2 пункта 42 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В силу пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:
Pi = Si x NT x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичный порядок расчета тепловой энергии определен сторонами в пункте 4.3.1 договора.
В силу пункта 2(3) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2(3):
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(5);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в соответствии с пунктом 2(5) Приложения N 2 к Правилам N 354 определяется по формуле 2(5):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Бремя доказывания количества переданной тепловой энергии лежит на ресурсоснабжающей организации (далее - РСО).
Истцом в материалы дела представленный подробный расчет начислений тепловой энергии ответчику.
Проанализировав расчет истца, произведенный исходя из общей площади нежилого помещения ответчика, норматива потребления коммунальной услуги (отопление) и тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго", суд апелляционной инстанции признает его верным и соответствующим нормам Правил N 354.
При этом возражения ответчика, аналогичные приведенным в отзыве на иск, относительно необходимости применения объемов тепловой энергии, согласованных в договоре (годовой объем потребления отопления - 1,31 Гкал), отклоняются апелляционным судом со ссылкой на регулируемый характер правоотношений участников спора и установленный законом порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (Правила N 354). Условия заключенного между участниками спора договора (пункт 4.3.1 договора), который определяет расчётный объем коммунального ресурса за расчетный период как произведение общей площади нежилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги, соответствуют подлежащим применению в данном случае положениям Правил N 354.
Довод апеллянта о том, что пункт 2(3) Приложения N 2 к Правилам N 354 нельзя рассматривать как императивную норму по отношению к рассматриваемым договорным правоотношениям сторон, так как данная норма распространяется на случаи бездоговорного потребления, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 354, правила, утвержденные данным Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ, заключенный между истцом и ответчиком договор теплоснабжения относится к публичным договорам.
Как следует из пункта 4 указанной статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Правила N 354 утверждены постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ, который определяет размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения Правил N 354 являются императивной нормой прямого действия и не требуют согласия сторон публичного договора на их применение. При этом оснований для дословного воспроизведения всех положений в тексте договора не имеется, поскольку они применяются вне зависимости от такого воспроизведения.
При этом, обязанность сторон руководствоваться специальными нормами о теплоснабжении прямо предусмотрена в представленном сторонами договоре теплоснабжения от 11.11.2016 N 1012.
Относительно произведенного технического ограничения подачи тепловой энергии с установлением опломбированной арматуры, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (часть 4 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуально квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014". Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст (далее - ГОСТ Р 56501-2015), МКД - это оконченный строительством объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг по отоплению в многоквартирном жилом доме, предусматривает, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов находящиеся в этих домах жилые и нежилые помещения по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами и инженерными сетями, представляют собой единый комплекс.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015).
Изложенный правовой подход приведен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, а также соответствует смыслу правовых позиций, изложенных в пунктах 3, 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 16-П, согласно которым отдача тепла через общие конструкции МКД (стены, плиты перекрытий и т.п.) осуществляется от всех без исключения отапливаемых помещений, что обеспечивает опосредованный обогрев иных помещений МКД, как сложного единого объекта, объемной строительной системы, презюмируемо имеющей общий тепловой контур.
По общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
Материалами дела подтверждается, что переустройство спорного помещения, а именно демонтаж системы отопления произведено лишь в ноябре 2021, что установлено актом комиссии по приемке работ по переустройству и (или) перепланировки помещений N 46 от 01.11.2021, то есть за пределами спорного периода.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что акты осмотра системы отопления помещения, составленные истцом и ответчиком совместно, подтверждают законность отсутствия системы центрального отопления, радиаторов, изоляции стояков, поскольку невозможно согласовать переустройство и (или) демонтаж одного и того же помещения дважды.
На основании изложенного, наличие у ответчика собственной системы автономного отопления не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, коллегия адвокатов является пользователем услуг теплоснабжения, оказываемых истцом, следовательно, несет обязанность по оплате данного ресурса.
Относительно неправомерного, по мнению апеллянта, взыскания расходов на общедомовые нужды (далее - ОДН), судебная коллегия отмечает:
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления N 30-П указал, что эксплуатация многоквартирного дома предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
Обязанность собственников и пользователей всех помещений в МКД оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на ОДН, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в МКД и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36, пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П).
Судебной коллегией установлено и сторонами не оспорено, что спорный МКД подключен к центральной системе отопления, в этой связи ответчик, являясь собственником нежилого помещения, находящегося в МКД, обязан платить и ОДН.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Между тем, отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер платы за тепловую энергию, потребленную на отопление мест общего пользования не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящей на общедомовые нужды.
Принимая во внимание то обстоятельство, что факт поставки тепловой энергии в спорный МКД на ОДН в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком по существу не опровергнут, суд апелляционной инстанции считает, что КГУП "Примтеплоэнерго" правомерно заявлено требование о взыскании с ответчика стоимости тепловой энергии, поставленной в целях содержания общедомового имущества.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев довод ответчика об отнесении коллегии адвокатов к категории "население", поскольку энергия используется для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, приходит к следующим выводам:
По смыслу пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, пунктов 67, 71(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), и правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 14340/11, общий критерий отнесения потребителей электрической энергии к категории "население" заключается в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды.
Особые правила формирования цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), а также входящего в нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (пункт 81 Основ ценообразования), обеспечивают социальную защиту указанных экономически слабых субъектов гражданского оборота (в частности, не учитывается дифференциация по уровням напряжения, тариф устанавливается раздельно в отношении объемов энергии в пределах социальной нормы потребления и объемов энергии, превышающих ее, и пр.).
Приложение N 1 к Правилам N 1178 содержит исчерпывающий перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам):
- исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования (пункт 1);
- садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (пункт 2);
- юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений (пункт 3);
- юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии (пункт 4);
- содержащиеся за счет прихожан религиозные организации (пункт 5);
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности (пункт 6);
- объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи), некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности (пункт 7).
Вместе с тем ответчик не учел, что основным критерием для отнесения потребителя к тарифной группе "население" является использование энергии на коммунально-бытовые нужды и не использование ее для коммерческой (профессиональной) деятельности.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что тепловая энергия по объекту коллегии адвокатов используется для коммунально-бытовых нужд, следовательно, энергия не может быть рассчитана по тарифу, применяемому для категории "население".
Довод апеллянта о неправомерном не принятии во внимание гражданского дела N 2-2143/2021, судебной коллегией отклоняется, поскольку, исходя из правовой позиции Президиума ВАС, а также ВС РФ, решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Вместе с тем арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм (часть 3 статьи 69 АПК РФ; Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N 11974/06).
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком не представлено доказательств неправомерности произведенного истцом расчета основного долга за поставленную в спорный период тепловую энергию, как не представлено доказательств ее оплаты, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о признании требований истца о взыскании с ответчика стоимости поставленной тепловой энергии в размере 142 426 рублей 81 копейка обоснованными.
Расчет истца проверен судом апелляционной инстанции и признан верным арифметически и по праву.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи Закона N 190-ФЗ потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Законность требования о взыскании пени по день фактической уплаты долга подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Поскольку ответчиком допущена просрочка оплаты основного долга, истец обоснованно начислил на просроченную сумму пеню в сумме 29 827 рублей 46 копеек за период с 16.02.2021 по 19.10.2022, а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 142 426 рублей 81 копейка за тепловую энергию, начиная с 20.10.2022 и до момента его оплаты, исходя из требований статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Расчет пени судом проверен и признан арифметически верным. Оснований для освобождения либо уменьшения гражданско-правовой ответственности ответчика за ненадлежащее исполнение обязательства, не установлено.
Ходатайства о применении положений статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлено.
Таким образом, требования истца о взыскании пени в сумме 29 827 рублей 46 копеек и пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 142 426 рублей 81 копейка за период с 20.10.2022 до момента его оплаты правомерно удовлетворены на основании статьи 330 ГК РФ и пункта 9.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, части 14 статьи 155 ЖК РФ.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном объеме.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании положений статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2022 по делу N А51-11580/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Д.А. Самофал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11580/2021
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Некоммерческая организация Приморская краевая
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1537/2023
20.02.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-337/2023
12.12.2022 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-11580/2021
30.05.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1556/2022
03.02.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8652/2021
06.12.2021 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-11580/2021