г. Самара |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А65-21093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" - Калимуллина Л.Н., представитель по доверенности от 19.07.2022,
от Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан - Царева Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2022 по делу N А65-21093/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 1660274803, ОГРН 1161690118754) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Обсерваторская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1620005681, ОГРН 1021606755631) о взыскании долга и неустойки,
третьи лица: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Обсерваторская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" о взыскании 52 217 руб. долга, 11 492,79 руб. неустойки, а также неустойки по день фактического исполнения обязательства в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ действующей на момент фактической оплаты долга, начисленную с даты окончания моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2022 с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Обсерваторская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" взыскано 43 514,28 руб. долга, 10 702 руб. неустойки и далее по день фактического исполнения обязательства за исключением периода действия моратория, 2 089 руб. государственной пошлины, в оставшейся части в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение изменить в части взыскания задолженности, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Приложенные к дополнениям к апелляционной жалобе копии дополнительных документов: решение Верховного суда Республики Татарстан от 23.09.2022 по делу N 3а-476/2022, постановление Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.12.2022 возвращены заявителю жалобы, поскольку решение Верховного суда Республики Татарстан от 23.09.2022 по делу N 3а-476/2022 имеется в деле, а постановление Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.12.2022 по делу N 66а-2551/2022 принято после вынесения оспариваемого судебного акта и не могло быть учтено судом первой инстанции при его принятии. В основу судебного акта суда апелляционной инстанции могут быть положены доказательства, удостоверяющие факты, которые имели место до вынесения решения суда первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17426/08 по делу N А40-69225/07-89-512).
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Приложенные к отзыву копии дополнительные документы: выписка из протокола N 57-ПР от 17.12.2021, постановление от 15.11.2022 N 416-5/тко-2022, постановление от 14.12.2022 N 703-35/тко-2022, приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 25.11.2022 N 240-т/о, постановление от 28.11.2022 N 55-к/4, постановление от 18.12.2020 N 44/397, приказ от 22.11.2022 N 32/1 возвращены заявителю жалобы на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку третье лицо не обосновало невозможность представления указанных документов в суд первой инстанции.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного ответчика.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 01 января 2019 года обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (истец) присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в западной зоне деятельности Республики Татарстан.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Обсерваторская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ответчик) осуществляет деятельность по адресу: 422526, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, сельское поселение Октябрьское, п. Октябрьский, ул. Школьная, дом 1, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).
Из иска следует, что истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 стоимостью 52 217 руб.
Ответчиком обязательство по оплате услуг не исполнено, долг по требованию истца не погашен, в связи с чем последний обратился в суд с настоящим иском.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1620005681/1 ответчиком не подписан, спорные правоотношения регулируются положениями типового договора (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункт 3 статьи 438, статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В качестве доказательств оказания услуг по обращению с ТКО истец представил универсальные платежные документы за спорный период, которые направлены в адрес ответчика.
Стоимость услуг определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, и является единственным возможным способом расчета стоимости оказываемых услуг по типовому договору.
Факт оказания услуг, ни способ определения стоимость таких услуг ответчиком не оспорен.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из неправомерности включения в стоимость услуги налога на добавленную стоимость (НДС).
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Как следует из представленных в материалы дела актов оказанных услуг, при расчете стоимости оказанных услуг истец применил тариф за оказанные услуги в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 439,03 руб./куб. м, в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 456,60 руб./куб. м, при этом увеличив размер тарифа на сумму НДС в размере 20%.
Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 699- 53/тко-2021 "О внесении изменений в приложение к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко и корректировке на 2022 год долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко" для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
На 2020 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб./куб. м; за второе полугодие 2020 года - 380,50 руб./куб. м.
Как следует из вышеуказанного Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы, согласно приложению к данному постановлению, установлен: для населения с учетом НДС, для иных потребителей без учета НДС.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и поскольку оказываемые истцом ответчику услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Принимая во внимание недоказанность истцом имеющих для дела обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости произвести расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" в размере 365,86 руб./куб. м за первое полугодие 2020 года и в размере 380,50 руб./куб. м за второе полугодие 2020 года. Судом первой инстанции был произведен расчет задолженности без учета НДС.
Расчет неустойки произведен судом соответственно исходя из указанных сумм долга и является правильным.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", отклоняется, поскольку сделана без учета льготного налогового статуса ответчика, освобожденного от уплаты НДС.
Пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Истец не представил в материалы дела доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления. Между тем, в силу статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно истец обязан доказать право получения платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
Ссылка третьего лица на правомерность предъявления требований истца отклоняется, поскольку сделана без учета вышеприведенных норм права.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно определил сумму долга без учета НДС.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2022 по делу N А65-21093/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21093/2022
Истец: ООО "УК ПЖКХ"
Ответчик: Мцниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Обсерваторская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", Зеленодольский район, п. Октябрьский
Третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд