город Омск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А81-10353/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Титовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1227/2024) общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2023 по делу N А81-10353/2023 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" (ОГРН 1088901001716, ИНН 8901021723, адрес: 629008, город Салехард, улица Ямальская, дом 9, строение а, офис 20) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1068901001102, ИНН 8901017533, адрес: 629007, город Салехард, улица Карла Маркса, дом 11) об оспаривании предписания от 14.09.2023 N 262 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований,
при участии в судебном заседании представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" - Коновалов В.П. по доверенности N 5 от 01.01.2024 сроком действия по 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" (далее - ООО "Изумрудный город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании предписания от 14.09.2023 N 262 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2023 по делу N А81-10353/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что управляющей компанией проведен демонтаж конструкций, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан. Нарушений законодательства управляющей организацией не допущено, поскольку ее действия соответствуют требованиям законодательства. Строительной экспертизой установлено причина аварийного состояния конструкций 2 и 3 подъездов, она не связана с действиями (бездействием) управляющей компании. Вопреки выводам суда первой инстанции в оспариваемом предписании указаны заведомо невыполнимые требования.
Департамент представил отзыв, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 11.09.2023 N 262-ОД в период с 13.09.2023 по 14.09.2023 в отношении ООО "Изумрудный город" Департаментом проведена выездная проверка в рамках государственного лицензионного контроля (реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" N 8900000000162158011).
В ходе обследования многоквартирного дома (далее также - МКД), расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Республики, д. 76, установлено, что:
-конструкции (стены, кровля, пролет лестницы 2-го подъезда, перила местами керамическая плитка полов и лестниц) входных крылец 2-го и 3-го подъездов в МКД (ранее находящиеся в аварийном состоянии) демонтированы. Нарушены пункты 3, 4, 7, 8, 9, 12, 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень N 290); пункты 1.7.1, 1.7.2, 1.8., 2.6.2, 4.2.1.5, 4.2.3.2, 4.8.11, 4.4.1, 4.4.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
-трещина в конструкции стены входного тамбура 3-го подъезда. Нарушены пункты 4.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.1 Правил N 170, пункт 3 Минимального перечня N 290;
-входные двери в 2-ой и 3-ий подъезды требует уплотнения. Нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.8.12 Правил и N 170; пункт 9 Минимального перечня N 290";
-деревья, травянистая растительность на газоне между 2-ым и 3-им подъездами в МКД повреждены. Нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.8.12 Правил N 170.
Указанные нарушения зафиксированы актом проверки Департамента от 14.09.2023 N 262 и квалифицированы как ненадлежащее оказание, выполнение работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1110 от 28.10.2014 (далее - Положение о лицензировании), является нарушением лицензионных требований.
Департаментом 14.09.2023 обществу выдано предписание N 262, в соответствии с которым предписано:
-произвести работы по восстановлению (проектных условий эксплуатации) конструкций входных тамбуров 2-го и 3-го подъездов в МКД, конструкций стен, кровель, 1-го пролета лестницы 2-го подъезда, ограждений (перил), керамической плитки полов и лестниц;
-организовать систематическое наблюдение за трещинами в стене входного тамбура 3-го подъезда с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. При стабилизации трещины, ее следует заделать;
-выполнить уплотнение притворных входных дверей в подъездах N N 2 и 3;
-обеспечить сохранность и уход за поврежденными деревьями и травянистой растительностью на газоне между 2 и 3 подъездами в МКД. Срок устранения нарушений - до 14.11.2023 года.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Изумрудный город" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
15.12.2023 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами установлены статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положением о лицензировании.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении общества был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка административным органом соблюдения лицензионных (обязательных) требований.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры.
Согласно статье 36 ЖК РФ собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в МКД.
Как предусмотрено частью 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в МКД, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в МКД.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В части 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) установлено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу части 1 указанной статьи Закона N 384-ФЗ, безопасность здания и сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 3 Минимального перечня N 290 в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов, включены такие работы, как: выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней.
В соответствии с пунктом 4 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 8 Минимального перечня N 290 в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, управляющая организация обязана: своевременно выявлять нарушения отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков.
При выявлении повреждений и нарушений управляющая организация должна осуществлять разработку плана восстановительных работ (при необходимости), а также проведение восстановительных работ (пункт 9 Минимального перечня N 290).
На основании пункта 12 Правил N 290 в числе минимального перечня работ, необходимых для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, к которым относятся: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно разделу II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
Пунктом 1.7.1 Правил N 170 определено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Перепланировка помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
При этом согласно пункту 1.7.2 Правил N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Основной функцией управляющей организации является организация эксплуатации МКД, его техническое обслуживание, проведение осмотров, текущего и капитального ремонта (пункт 1.8 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений.
Пунктом 4.2.1.5 Правил N 170 установлено, что не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 4.2.3.2 Правил N 170, с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно пункту 4.8.11 Правил N 170 тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.
Положением пункта 4.4.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: в том числе, содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению.
В соответствии с пунктом 4.2.1.14 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом, если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Согласно пункту 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В силу пункта 4.7.2 Правил N 170 неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В соответствии с пунктом 4.8.12 Правил N 170 входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
Как усматривается из материалов дела, ООО "Изумрудный город" осуществляет управление в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ЯНАО, г. Салехард ул. Республики, д.76, на основании договора управления многоквартирным домом от 03.12.2018.
Протоколом осмотра от 13.09.2023 N 262, осуществленного главным специалистом-инспектором Салехардского отдела Департамента Сабировым И.Р., зафиксированы демонтированые конструкции (стены, кровля, пролет лестницы 2-го подъезда, перила местами керамическая плитка полов и лестниц) входных крылец 2-го и 3-го подъездов, трещина в конструкции стены входного тамбура 3-го подъезда, необходимость уплотнения входных дверей во 2-ом и 3-ем подъездах, повреждение деревьев, травянистой растительности на газоне между 2-ым и 3-им подъездами в МКД.
На основании договора управления многоквартирного дома, именно общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества спорного МКД, в состав которого входят конструкции входных тамбуров.
Выявленные недостатки в содержании общего имущества МКД нарушают следующие нормативные требования:
- пункты 3, 4, 7, 8, 9, 12, 27 Минимального перечня N 290;
- пункты 1.7.1, 1.7.2, 1.8, 2.6.2, 4.2.1.5, 4.2.3.2, 4.8.11, 4.4.1, 4.4.14, 4.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.12 Правил N 170.
В соответствии с положениями частей 1, 2.3 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 10, 11 Правил N 491, пунктов 3,4, 7, 8, 9, 12, 27 Минимального перечня N 262 предписанием от 14.09.2023 ООО "Изумрудный город" предписано выполнить следующие мероприятия: произвести работы по восстановлению (проектных условий эксплуатации) конструкций входных тамбуров 2-го и 3-го подъездов в МКД, конструкций стен, кровель, 1-го пролета лестницы 2-го подъезда, ограждений (перил), керамической плитки полов и лестниц; организовать систематическое наблюдение за трещинами в стене входного тамбура 3-го подъезда с помощью маяков или другим способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. При стабилизации трещины, ее следует заделать; выполнить уплотнение притворных входных дверей в подъездах NN2 и 3; обеспечить сохранность и уход за поврежденными деревьями и травянистой растительностью на газоне между 2 и 3 подъездами в МКД, основано на нормах жилищного законодательства.
Документов о принятии мер ООО "Изумрудный город", направленных на устранение недостатков входных групп подъездов 2 и 3 МКД, восстановление конструкций и обеспечение безопасных условий их использования жильцами МКД, в ходе проверки не представлено, повторное проведение общего собрания 25.09.2023 проведено управляющей организацией после завершения внеплановой проверки Департаментом, сведения о направлении пакета документов на включение в адресную программу капитального ремонта не представлены.
В рассматриваемом случае заявителем не представлены доказательства выполнения им в период осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом работ по восстановлению повреждений отдельных участков тамбуров по мере их возникновения и предупреждению дальнейшего развития при проведении текущего ремонта общего имущества дома.
Доводы общества о том, что входные группы 2 и 3 подъездов находились в аварийном состоянии, что подтверждаются техническим отчетом от 05.12.2022 N 01-С, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, Минимальным перечнем N 290 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Названными нормативными правовыми документами предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что демонтаж конструкций входных групп подъездов без проведения работ по восстановлению спорных конструкций, учитывая, что по результату внесенных изменений (демонтаж входных тамбуров крылец 2 и 3 подъездов) произошло изменение облика фасада дома не свидетельствует о выполнении заявителем лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД.
С учетом изложенного оспариваемое предписание Департамента, предусматривающее восстановление демонтированных конструкций входных тамбуров 2 и 3 подъездов соответствует требованиям вышеназванных норм и правил.
Доказательств неисполнимости предписания в материалы дела не представлено, общество, являясь управляющий компанией, обязано исполнять требования жилищного законодательства, формулировка предписания является четкой и ясной, возможность какого-либо двоякого толкования содержания предписания судом не усмотрена, в предписании четко определены действия, которые надлежит исполнить заявителю.
По характеру выявленных нарушений предписание является исполнимым, препятствий к выполнению работ суд из обстоятельств дела не усматривает.
Оснований заключить иной вывод суд апелляционной инстанции по доводам, приведенным обществом в апелляционной жалобе, не усматривает.
Таким образом, заинтересованным лицом правомерно усмотрены основания для выдачи обществу предписания от 14.09.2023 N 262 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащем образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в силу чего судом апелляционной инстанции отклоняются.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2023 по делу N А81-10353/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10353/2023
Истец: ООО "Изумрудный город"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного окурга, Департамент государтсвенного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд