г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А40-127454/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Левиной Т.Ю., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ананиевым Х.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Блоссом" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023 и дополнительное решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-127454/22 по иску ООО "Блоссом" к ГУП "Экотехпром", третье лицо: ООО "Мкмлогистика", об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании:
от истца: Батракова О.А. по доверенности от 20.11.2023,
от ответчика: Черных И.Л. по доверенности от 23.11.2023,
от третьего лица: Гаврилов Д.А. по доверенности от 07.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Блоссом" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ГУП "Экотехпром" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий путем заключения договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
Суд решил урегулировать разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении Договора N 7-7-661 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2022 согласно редакции Истца:
заменить по тексту Договора "Потребитель" на "Управляющая организация";
дополнить п.1 Договора: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") и внести изменения в п.1 в части указания Закона города Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве";
изложить п.3 Договора в следующей редакции:
"3. Настоящий Договор заключен с целью обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям-собственникам твердых коммунальных отходов жилых помещений и машино-мест в многоквартирном доме по адресу: г.Москва, Ленинский пр-кт, д. 105, корп.4.
В соответствии с настоящим Договором Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены настоящим Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Объем ТКО, места накопления ТКО (далее - MHO), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), определяется согласно информации по предмету настоящего Договора (Приложения N 1 и N5 к настоящему Договору)."
изложить п.3.1 Договора в следующей редакции:
"3.1 Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839,23 (Восемьсот тридцать девять) рублей 23 копейки (НДС не облагается в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ) за 1 метр кубический ТКО.
Ежемесячная сумма, которую Управляющая организация обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору составляет 70 197,39 (Семьдесят тысяч сто девяносто семь рублей 39 копеек) (НДС не облагается в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Общая сумма настоящего договора составляет 842 368,68 (Восемьсот сорок две тысячи триста шестьдесят восемь рублей 68 копеек) (НДС не облагается в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период по заявке.
изложить п.4 Договора в следующей редакции:
"4. Периодичность, время вывоза ТКО, определяется Сторонами по форме в соответствии с Графиком (Приложение N 2 к настоящему Договору)."
заменить в п.5 Договора "КГМ" на "КГО";
изложить п.6 Договора в следующей редакции:
"6. Количество установленных емкостей и их номинальный объем в MHO определяется в соответствии с актом размещения емкостей в MHO (Приложение N 4 к настоящему Договору), который составляется в трех экземплярах, один из которых Региональный оператор предоставляет Управляющей организации.";
изложить п.8 Договора в следующей редакции:
"8. С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:
Расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.";
п.8.1 Договора исключить;
изложить п.11 Договора в следующей редакции:
"11. Управляющая организация оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО при условии отсутствии со стороны Управляющей организации письменных замечаний по количеству и/или качеству поставленных и/или подлежащих оплате услуг.";
дополнить Договор пунктом 15.1 следующего содержания:
"15.1 Региональный оператор учитывает в счет исполнения Управляющей организации обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО по настоящему Договору платежи, поступающие на расчетный счет Регионального оператора:
непосредственно от Управляющей организации;
от потребителей-собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющих оплату коммунальной услуги по обращения с ТКО на основании единого платежного документа (ЕПД) через систему Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" и через иные расчетные центры;
от Государственного казенного учреждения города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (ГКУ ГЦЖС), связанные с возмещением выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.
иные платежи, поступающие от третьих лиц, в случаях, установленных ст. 313 Гражданского кодекса РФ.";
дополнить Договор пунктом 15.2 следующего содержания:
"15.2 Региональный оператор с даты заключения Договора самостоятельно регулирует с Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (ГКУ ГЦЖС) вопросы, связанные с возмещением выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.";
изложить пп а) п. 16 Договора в следующей редакции:
"а) принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены Приложением N 1 и N 5 к настоящему Договору";
изложить пп в) п. 16 Договора в следующей редакции:
"в) предоставлять Управляющей организации и потребителям информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, своевременно размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит размещению в системе Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами";
изложить пп г) п. 16 Договора в следующей редакции:
"г) отвечать на жалобы и обращения Управляющей организации и потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего Договора, в срок не превышающий десять рабочих дней, если более короткий срок не установлен законодательством Российской Федерации";
изложить пп д) п. 16 Договора в следующей редакции:
"д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации, обеспечить дезинфекцию и промывку контейнеров, бункеров, принадлежащих Региональному оператору на праве собственности или на ином праве в соответствии с санитарными нормами и правилами";
дополнить Договор пп. е) п. 16 следующего содержания:
"е) установить в MHO отдельный контейнер объемом 1,1 куб.м. для смешанных отходов для накопления ТКО собственниками нежилых помещений, с которыми Региональный оператор обязан заключить самостоятельно отдельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО"; дополнить Договор пп. ж) п. 16 следующего содержания: "ж) взаимодействовать при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги и направлять своего представителя для проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги";
дополнить Договор пп. з) п. 16 следующего содержания:
"з) организовать круглосуточную диспетчерскую службу и "горячую" телефонную линия для приема заявок потребителей услуг и обращений граждан и сообщить контактные телефоны вышеуказанных служб";
дополнить Договор пп. и) п. 16 следующего содержания:
"и) осуществлять иные обязанности, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и города Москвы";
пп. е) п. 17 Договора исключить;
пп. д) п. 18 Договора исключить; пп. з) п. 18 Договора исключить;
пп. и) п. 18 Договора исключить;
пп. л) п. 18 Договора исключить;
пп. м) п. 18 Договора исключить; дополнить Договор
пп. г) п. 19 следующего содержания:
"г) требовать перерасчет размера платы по Договору в случае непредоставления услуги и (или) предоставления услуги ненадлежащего качества, а также отсутствия в MHO емкости для накопления ТКО для собственников нежилых помещений согласно пп. е) п. 16 настоящего Договора пропорционально объему емкости и количества дней ее отсутствия";
дополнить Договор пп. д) п. 19 следующего содержания:
"д) осуществлять иные права, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и города Москвы";
п.21 Договора исключить;
п.23 Договора исключить;
п.24 Договора исключить;
изложить п.28 Договора в следующей редакции:
"28. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Управляющей организацией обязательств по оплате настоящего Договора Региональный оператор вправе потребовать от Управляющей организации уплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки";
п.29 Договора исключить;
п.30 Договора исключить;
п.39 Договора исключить;
п.40 Договора исключить;
изложить п.41 Договора в следующей редакции:
"41. Споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешить путем переговоров в порядке досудебного разбирательства. При этом, направление претензии по адресу электронной почты, указанному в настоящем Договоре, является надлежащим уведомлением и соблюдением досудебного урегулирования. При недостижении взаимопонимания спор передается в соответствии с действующим законодательством на разрешение в Арбитражный суд города Москвы.";
п.42 Договора исключить;
п.45-48 Договора исключить;
внести следующие изменения в Приложение N 1 к Договору:
строка 1 столбец 5 и столбец 6 Приложение N 1 не подлежат заполнению; строка 1 столбец 8 Приложение N 1 заменить "91,8164" на "83,645" строка 1 столбец 9 Приложение N 1 заменить "30,6055" на "по заявке";
внести следующие изменения в Приложение N 2 к Договору:
строка 1 столбец 7 Приложение N 2 заменить "ежедневно" на "по заявке";
утвердить новую форму акта Приложение N 4 к Договору (прилагается)
внести следующие изменения в Приложение N 5 к Договору:
строка 1 столбец Широта Приложение N 5 заменить "55,6636987" на "55,664041";
строка 1 столбец Долгота Приложение N 5 заменить "37,5181454" на "37,518523".
Распространить действие изменений к Договору N 7-7-661 от 01.01.2022 г. на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2022 г.
Судом с ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 6 000, 00 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2023 по делу N А40- 127454/22 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.08.2023 решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 по делу N А40-127454/22 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела определением 05.12.2023 произведена процессуальная замена ответчика с ГУП города Москвы "Экотехпром" на его правопреемника - Акционерное общество "Экотехпром".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 суд применил и урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора в соответствии с типовой формой Договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1156 и размещенной на сайте АО "Экотехпром", утверждены спорные пункты Договора от 01.01.2022 г. N 7-7-661 в редакции Ответчика, а именно:
1. В рамках исполнения настоящего Договора Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, а также правовыми актами города Москвы в сфере обращения с отходами, в том числе, но не ограничиваясь:
- Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
- Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве";
- Законом города Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП и от 28 ноября 2017г.N915-ПП";
- постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве";
- распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 27.11.2019 N 01-01-14-513/19 "Об утверждении нормативов накопления ТКО";
- другими правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере, а также Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, исполнителей по государственным контрактам, потребителей и иных лиц по вопросам обращения с отходами, утвержденным в установленном порядке.
3. В соответствии с настоящим Договором Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены настоящим Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Объем ТКО, места накопления ТКО (далее - MHO), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), определяется согласно информации по предмету настоящего Договора (Приложение N 1 к настоящему Договору).
3.1 Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839,23 (Восемьсот тридцать девять) рублей 23 копейки БЕЗ учета НДС за 1 метр кубический. Ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору составляет 102 740, 13 (сто две тысячи семьсот сорок тысяч рублей 13 копеек) БЕЗ учета НДС. Общая сумма настоящего договора составляет 1 232 881, 23 (Один миллион двести тридцать две тысячи восемьсот восемьдесят один рубль 23 копейки) БЕЗ учета НДС. В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и 14 количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период.
4. Периодичность, время вывоза ТКО, определяется Региональным оператором по форме в соответствии с Графиком (Приложение N 2 к настоящему Договору).
5. Разовый вывоз ТКО, КГО, осуществляется согласно заявке, направленной по адресу электронной почты info@mkmlogistics.ru, оформленной в соответствии с Приложением N 3 к настоящему Договору. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ГГЛ и от 28 ноября 2017 г. N 915 ПП". Вывоз ТКО, КГО осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки, если в заявке не установлен иной срок, в случае если заявка была направлена Региональному оператору до 16 часов 00 минут. В случае поступлении заявки после указанного времени, заявка подлежит исполнению не позднее 2-х календарных дней.
6. Передача в пользование Потребителю и возврат емкостей для накопления ТКО осуществляется в соответствии с актом приема-передачи емкостей (Приложение N 4 к настоящему Договору), в котором указывается количество установленных емкостей и их номинальный объем. Акт приема-передачи составляется в трех экземплярах, один из которых Региональный оператор предоставляет Потребителю.
8. С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
8.1. В случае заключения настоящего договора после 01.01.2022 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" до даты фактического заключения договора исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
11. Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
16. а) принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены Приложением N 1 к настоящему Договору;
16. в) предоставлять Потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
16. г) отвечать на жалобы и обращения Потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего Договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
16. д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
17. е) Исключить
18. д) не допускать повреждение емкостей, сжигания ТКО в емкостях и MHO, накопления в емкостях запрещенных отходов и предметов, в том числе отходов, не 15 относящихся к ТКО, переполнения контейнеров/бункеров и размещения отходов вне MHO.
18. з) Исключить
18. и) предоставлять Региональному оператору актуальные, достоверные и документально подтвержденные сведения, используемые при расчете размера платы за услугу по обращению с ТКО;
18. к) подписать акт сдачи приемки-оказанных услуг в течение 3-х рабочих дней с момента его получения, либо в тот же срок дать мотивированный отказ от подписания акта. В противном случае услуги считаются выполненными и подлежит оплате, а акт сдачи-приемки считается подписанным;
18. л) передать Региональному оператору копии паспортов на отходы I-IV класса опасности или документов, подтверждающих отнесение отходов к V классу опасности, не позднее 3-х рабочих дней с момента заключения настоящего Договора.
18. м) Исключить
21. Региональный оператор в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет Потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение Потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
23. В случае если Региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным Региональным оператором.
24. В случае получения возражений Регионального оператора Потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
28. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
29. За нарушение правил обращения с ТКО в части накопления твердых коммунальных отходов вне мест накопления таких отходов, определенных настоящим Договором, Потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части накопления ТКО вне мест накопления таких отходов, определенных настоящим Договором, Потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30. Исключить
39. При исполнении настоящего Договора Стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
40. Настоящий договор является предложением Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на основании пункта 8.17 постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
41. Споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешить путем переговоров в порядке досудебного разбирательства. При этом, направление претензии по адресу электронной почты, указанному в настоящем Договоре, является надлежащим уведомлением и 16 соблюдением досудебного урегулирования. При недостижении взаимопонимания спор передается в соответствии с действующим законодательством на разрешение в Арбитражный суд города Москвы или в суд общей юрисдикции города Москвы.
42. В случае выявления Региональным оператором несоответствия сведений, указанных в заявке Потребителя на заключение Договора, в том числе о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой Потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), изменения расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления отходов, изменения количества и состава образующихся ТКО за год, Региональный оператор вправе в одностороннем порядке отнести Потребителя к иной категории объектов (отходообразователей с иными нормативами накопления ТКО), установленной нормативными правовыми актами города Москвы и осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу.
X. Согласие на обработку персональных данных
45. Потребитель настоящим предоставляет право Региональному оператору осуществлять с целью исполнения настоящего Договора обработку персональных данных, предоставленных Потребителем, полученных Региональным оператором в процессе заключения, исполнения настоящего Договора, в том числе совершать любые действия (операции) или совокупность действий (операций), с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
46. Срок обработки персональных данных: период действия настоящего Договора, а также до истечения срока исковой давности для предъявления требований после прекращения действия настоящего Договора.
47. Региональный оператор обязан обеспечивать сохранность персональных данных, предоставленных Потребителем для заключения настоящего Договора, а также ставших известными в связи с заключением и/или исполнением настоящего Договора.
48. Потребитель предоставляет Региональному оператору право на передачу сведений о заключенном Договоре третьим лицам.
Дополнительным решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 суд применил и урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении Договора от 01.01.2022 г. N 7-7-661 и утвердил Приложения N 1, 2, 4, 5 к данному Договору в редакции Ответчика, а именно в соответствии с требованиями, утвержденными с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641". Суд указал распространить действие изменений к Договору N 7-7-661 от 01.01.2022 г. на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2022 г. Взыскал с АО "ЭКОТЕХПРОМ" в пользу ООО "БЛОССОМ" расходы по уплате госпошлины в размере 6 000, 00 руб.
Не согласившись с принятыми по делу решением и дополнительным решением, ответчиком поданы апелляционные жалобы, в которых просит указанные судебные акты первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционных жалоб.
Ответчик возражал, просил судебные акты первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо выступило по доводам апелляционных жалоб.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Блоссом" является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 105, корп.4.
ГУП "Экотехпром" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы, осуществляющим свои обязанности в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Ответчик направил истцу на подписание договор от 01.01.2022 N 7-7-661 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в количестве 122,4219 куб.м. в месяц (расчетное количество ТКО и КТО) на сумму 102 740,13 руб. в месяц.
Договор был подписан истцом с указанием на наличие протокола разногласий.
В связи возникшими разногласиями по поводу существенных условий договора и невозможностью решить спор с ГУП "Экотехпром" путем переговоров ООО "Блоссом" обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно исковому заявлению, разногласия касались, в том числе, условий договора в части наименования ООО "Блоссом" как стороны договора ("Потребитель"/"Управляющая организация"), пунктов 3, 3.1, 4-6, 8, 8.1, 11, подпунктов а), в), г), д) пункта 16, подпункта е) пункта 17, подпунктов д), з), и), к), л), м) пункта 18, пункта 19, пунктов 21, 23, 24, 28, 29, 30, 39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 48 договора.
Истец просит урегулировать разногласия путем заключения формы условий договора, согласно его редакции.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
Согласно ч. 1 ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об урегулировании разногласий при заключении договора в соответствии с типовой формой Договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1156 и размещенной на сайте АО "Экотехпром" в редакции Ответчика.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда о наличии в городе Москве ограничений на применение способа расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО в отсутствии собственной контейнерной площадки и наличия фактического разделения отходов, а также отсутствие фактического выполнения потребителями разделения ТКО и не соблюдения ООО "Блоссом" требований по содержанию MHO и фактического выполнения потребителями разделения ТКО противоречат действующему законодательству и материалам дела необоснованны.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов возможен и осуществляется исключительно при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 7 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов").
Подпункт "а" пункта 5 Правил N 505 определяет коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять коммерческий учет ТКО в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
В городе Москва введен первый этап реализации мероприятий по обеспечению раздельного сбора (накопления) твердых коммунальных отходов согласно Постановлению Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве".
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон об отходах в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023)
Таким образом, для того, чтобы осуществлять расчет за ТКО исходя из количества и объема контейнеров необходимо, чтобы потребитель выполнил 2 обязательных требования: фактическое осуществление раздельного накопления твердых коммунальных отходов; наличие места накопления отходов, которое включено в территориальную схему и реестр MHO.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона об отходах накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц (управляющие компании), а также места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр на основании пунктов 3, 4, 20, 21 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Применение способа начисления платы по обращению с ТКО исходя из фактического суммарного объема ТКО, накопленных за расчетный период определяется Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2020 г. N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и о внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП и от 28 ноября 2017 г. N 915-ПП".
Так, согласно указанному Постановлению N 1813-ПП в MHO, из которых предусмотрен сбор и вывоз ТКО региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным с потребителем с учетом объема групп однородных отходов, накопление ТКО в соответствии с пунктом 2.4.2 Постановления N 1813-ПП осуществляется с разделением на отдельные группы однородных отходов согласно перечню, в том числе с выделением в отдельную группу отходов электротехнического и электронного оборудования (в том числе его узлов, частей, деталей), которые могут быть повторно использованы после дополнительной обработки, в предназначенные для каждой группы однородных отходов емкости по инициативе потребителя. При этом раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае разделения твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2.10. Постановления N 1813-ПП раздельное накопление ТКО с выделением групп однородных отходов в емкости, предназначенные для раздельного накопления отходов, осуществляется при условии отсутствия в таких отходах жидких компонентов, пищевых (органических) веществ или загрязнений таких отходов иными органическими веществами.
Установка указанных емкостей вне границ MHO не допускается. Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО. При раздельном накоплении ТКО из него выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага (картон), пластик, металл, стекло, которые являются годными к вторичной переработке. Указанное вторсырье должно быть в сухом виде, а также не загрязнено пищевыми отходами и жидкостями, которое помещается в отдельную синюю емкость.
Указанные положения предусмотрены Постановлением N 1813-ПП.
Кроме того, Региональный оператор обязан осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых ТКО и сведений, указанных потребителем в заявке сведениям о ее фактическом исполнении, а также ведение раздельного сбора ТКО потребителями.
Потребитель не имеет на своем балансе индивидуального места накопления отходов (MHO), исключающее туда доступ третьих лиц.
Соответственно, возможность установления учета количества и объема ТКО, накопленных непосредственно жителями ООО "Блоссом", в отсутствии собственной контейнерной площадки, в отсутствии заключенного соглашения с балансодержателем, а также на контейнерной площадке в соответствии с территориальной схемой города Москвы, которая предназначена для общего пользования жителей города Москвы находящихся на прилегающей территории, а также для всех организаций, которые могут быть прикреплены к данному MHO и иметь неограниченный доступ третьих лиц, отсутствует.
Согласно материалам фото-фиксации, установлено и Истец не отрицает, отсутствие собственного MHO, а также отсутствие фактического выполнения потребителями разделения ТКО. Площадкой MHO пользуется неограниченный круг лиц и отсутствует контроль за разделением отходов.
Таким образом, ООО "Блоссом" не соблюдаются требования СанПин 2.1.3684-21 по содержанию MHO и фактическому выполнению потребителями разделения ТКО в соответствии с установленными Правилами.
При этом Региональный оператор определил объемы ТКО в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 и установленным нормативом на 1 кв. м, который составляет 0, 104 мЗ.
Объемы устанавливаются исходя их жилой площади МКД, при этом КГО входит в общий объем ТКО и также является неотъемлемым процессом жизнедеятельности. Жилая площадь дома составляет 14 808,2 кв. м. *0,104 /12=128,2 объем ТКО в месяц, который предусмотрен исходя из расчетов и установленных требований СанПин 2.1.3684-21 для жителей МКД. Ленинский проспект, д. 105, корп. 4, а также в соответствии с которым должны быть предусмотрены все условия складирования ТКО, в том числе и количество контейнеров.
Таким образом у потребителя отсутствует собственное MHO в котором можно фактически осуществлять раздельный сбор и вести учет образованного ТКО, отсутствуют заявки хозяйствующего субъекта на установление количества контейнеров в соответствии с СанПин2.1.3684-21, а также отсутствует бункера для КГО и заявки для временного установления.
Тем самым Потребителем не осуществляется раздельный сбор отходов и учет их возможен только исходя из нормативов накопления.
Таким образом, без соблюдения условий раздельного накопления ТКО для потребителей в многоквартирных и жилых домах, применяется расчет цены услуги по обращению с ТКО исключительно на основании нормативов накопления ТКО.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда о том, что управляющая организация самостоятельно определяет и делает запрос на установление необходимого количества контейнеров не соответствуют положениям Соглашения об использовании MHO, также необоснованны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил MHO либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, MHO подлежат включению в соответствующий реестр.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО.
Таким образом, именно ООО "Блоссом" как управляющая организация обязана организовать и содержать места накопления ТКО.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета по факту.
Поскольку место накопления ТКО находится в неограниченном открытом доступе третьих лиц, установить достоверный объем и количество контейнеров, используемых именно ООО "Блоссом" невозможно.
При отсутствии перечисленных факторов рассчитать сколько образовалось ТКО непосредственно исходя из жизнедеятельности жителей по адресу: Ленинский проспект, д. 105, корп. 4, невозможно.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Блоссом" о том, что утверждения суда по цене Договора (п. 3.1.) не соответствуют законодательству также необоснованны.
В п. 3.1, 8, 8.1 Договора расчет может быть произведен исходя из нормативов накопления установленных в городе Москве на 1 кв.м с учетом установленных норм СанПиН 2.1.3684-21, а также специальных норм в области обращения с отходами.
Так, согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
По пункту 2 Правил, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148(30) Правил N 354), либо количества проживающих п. 148(34) Правил N 354.
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 27.11.2019 N 01-01-14-513/19 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции распоряжения от 29.09.2021 N 01-01-14-194/21 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 27.11.2019 N 01-01-14-513/19") утверждены нормативы накопления ТКО.
С 01.01.2022 расчетной единицей, к которой применяется установленный норматив накопления ТКО для собственников жилых помещений в МКД в городе Москве, установлен один квадратный метр площади.
Среднегодовой норматив накопления ТКО для жилых помещений в многоквартирных домах составляет 0,104 куб.м на 1 кв.м площади жилого помещения.
Объемы устанавливаются исходя их жилой площади МКД, при этом КТО входит в общий объем ТКО и также является неотъемлемым процессом жизнедеятельности.
Жилая площадь дома составляет 14 808,2 кв. м. *0,104 /12=128,2 объем ТКО в месяц, который предусмотрен исходя из расчетов и установленных требований СанПин 2.1.3684-21 для жителей МКД. Ленинский проспект, д. 105, корп.4, а также в соответствии с которым должны быть предусмотрены все условия складирования ТКО, в том числе и количество контейнеров.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что указанные ответчиком спорные пункты договора предусмотрены типовой формой договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1156 и размещенной на сайте АО "Экотехпром".
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии Приложений в резолютивной части решения несостоятельны.
Оценка судом дана в дополнительном решении от 31.01.2024, согласно которому применены и урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении Договора от 01.01.2022 г. N 7-7-661 и утверждены Приложения N 1, 2, 4, 5 к данному Договору в редакции Ответчика, а именно в соответствии с требованиями, утвержденными с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641". Распространено действие изменений к Договору N 7-7-661 от 01.01.2022 г. на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2022 г.
Необоснованны доводы апелляционной жалобы о том, что не соответствуют обстоятельствам дела указанное ООО "Блоссом" в приложении N 1 к Договору расчетное количество ТКО в размере 91,8164 м3.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п. 2 Правил N 1156 крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) и крупногабаритные коммунальные отходы - это один и тот вид отходов, отличающийся размером.
Согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов (ТКО) в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (статья 6 Закона об отходах).
В городе Москва введен первый этап реализации мероприятий по обеспечению раздельного сбора (накопления) твердых коммунальных отходов согласно Постановлению Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий но раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве".
Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО. При раздельном накоплении ТКО из него выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага (картон), пластик, металл, стекло, которые являются годными к вторичной переработке. Указанное вторсырье должно быть в сухом виде, а также не загрязнено пищевыми отходами и жидкостями, которое помещается в отдельную синюю емкость. Указанные положения предусмотрены
Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении и о внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-1111 и от 28.11.2017 N 915-ПП" (далее - Постановление N 1813-ПП).
Согласно пункту 2.5 Постановления N 1813-ПП накопление ТКО осуществляется в стационарные места накопления отходов (далее также - MHO, контейнерные площадки).
Согласно пункту 2.2 Постановления N 1813-ПП накопление ТКО (в том числе их раздельное накопление), групп однородных отходов осуществляется Потребителями с разделением на категории:
смешанные ТКО, накапливаемые без выделения групп однородных отходов;
группы однородных отходов, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
Вывод об обязательности фактического ведения раздельного сбора ТКО для применения коммерческого способа учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных на MHO, в субъекте Российской Федерации, принявшем решение о введении на его территории раздельного сбора ТКО, следует из положений законодательства и соответствует толкованию норм, приведенному Верховным судом Российской Федерации в определении N 305-ЭС21-14998 от 09.09.2021 по делу N А40-317681/2018.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона об отходах накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров согласно пункта 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц (управляющие компании), а также места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр на основании пунктов 3, 4, 20, 21 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Из материалов дела следует, что балансодержателем MHO, расположенного в непосредственной близости к дому, управляемому ООО "Блоссом", ответчик не является. Поскольку MHO является муниципальным, им может пользоваться любой житель близлежащих домов либо иное лицо.
Учитывая изложенное, способы учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов перестают носить альтернативный характер в случае, если на территории субъекта Российской Федерации применяется система раздельного накопления ТКО, поскольку обязательными требованиями для применения способа учета, изложенного в третьем абзаце подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, являются: введение раздельного сбора ТКО в субъекте РФ и фактическое осуществление раздельного сбора ТКО потребителем, ответчик не является балансодержателем MHO, изолированного для доступа третьих лиц, в связи с чем отделить складируемые жителями управляемого им МКД ТКО от ТКО иных лиц не представляется возможным.
Пункт 4(1) постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с Правилами N 354 в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 27.11.2019 N 01-01-14-513/19 (в редакции распоряжения от 29.09.2021 N 01-01-14-194/21) расчетной единицей, в отношении которой применяется норматив накопления ТКО для домовладений в Москве, был принят один квадратный метр площади жилого помещения.
Норматив накопления ТКО утвержден распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы N 01-01-14-513/19 от 27.11.2019 "Об утверждении нормативов накопления ТКО" и для жилых помещений в многоквартирных домах составляет 0,104 мЗ на 1 кв.м площади.
Таким образом, объемы устанавливаются исходя их жилой площади МКД, при этом КГО входит в общий объем ТКО и также является неотъемлемым процессом жизнедеятельности.
Согласно электронному паспорту общая площадь жилых помещений составляет 14808,2 кв.м., следовательно, расчетное количество ТКО (м.куб. месяц) в разделе 8 Приложения N 1 к Договору N 7-7-661 от 01.01.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет: 14808,2 м2 X 0,104 м3 (среднегодовой норматив накопления) / 12 (месяцев в году) = 128,338 м3 в месяц.
Следовательно, расчетное количество ТКО, указанное ООО "Блоссом" в Приложении N 1 к Договору, в размере 91,8164 м3, необоснованно. Не представляется возможным установить, в каком порядке и исходя из каких данных он произведен.
Необоснованны доводы апелляционной жалобы ООО "Блоссом" о противоречии выводов решения суда требованиям законодательства в части того, что Приложения N 1, 2, 4 и 5 не противоречат требованиям законодательства.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1); собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4); договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5).
Указанные Приложения предусмотрены Типовым Договором, размещенным в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно в журнале "Вестник Москвы" выпуск ноябрь 2021 года, и на официальном сайте Регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и адресован потребителям в качестве предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом Истцом не указано, чем, по его мнению, указанные Приложения противоречит законодательству Российской Федерации.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что передача в пользование Потребителю и возврат емкостей для накопления ТКО осуществляется в соответствии с актом приема-передачи емкостей (Приложение N 4 к настоящему Договору), в котором указывается количество установленных емкостей и их номинальный объем. Акт приема-передачи составляется в трех экземплярах, один из которых Региональный оператор предоставляет Потребителю.
Тем самым, условиями Договора передача емкостей ООО "Блоссом", являющегося управляющей организацией, предусмотрена.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционные жалобы по изложенным в них доводам являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 и дополнительное решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-127454/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127454/2022
Истец: ООО "БЛОССОМ"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Третье лицо: ООО "МКМ-ЛОГИСТИКА"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16926/2024
05.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127454/2022
12.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127454/2022
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19029/2023
31.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17820/2023
10.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127454/2022