г. Санкт-Петербург |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А21-3190/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 15.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39927/2022) общества с ограниченной ответственностью "Веги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2022 по делу N А21-3190/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Веги" к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области об оспаривании решения; обязнии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области N 11306-ОС от 30.12.2021 об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, обязании Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу без проведения торгов заключить с обществом сроком на 49 лет договор аренды земельного участка площадью 12 267,10 га, расположенного в Калининградской области, Багратионовском и Гурьевском районе, Багратионовском лесничестве, категория земель - земли лесного фонда, условный номер участка 27:203:01:0005.
Решением от 24.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ООО "Веги" осуществляет деятельность по заготовке древесины в Багратионовском лесничестве Калининградской области на основании договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д. (далее - договор), заключенного по итогам аукциона с Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, а также дополнительного соглашения от 20.01.2016 (далее - Дополнительное соглашение) и дополнительного соглашения от 30.01.2019.
В соответствии с пп. 4 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 N 642, полномочие по обеспечению предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду закреплено за Министерством.
01.12.2021 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины без проведения торгов сроком на 49 лет в порядке ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Письмом от 30.12.2021 N 11306-ОС Министерство на основании ч. 2 и 3 ст. 74 ЛК РФ отказало в заключении нового договора аренды без проведения торгов, указав, что в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, п. 33 раздела 7 и п. 8 раздела 2 договора в 2020 году Обществом пропущены сроки внесения арендной платы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь - первая оплата в 2020 году внесена в доход федерального бюджета платежным поручением N 197 от 27.07.2020 и N 1370 от 12.08.2020, в доход субъекта РФ платежными поручениями N 1359 и 1367 от 27.07.2020 и N 1369 от 12.08.2020;
- в нарушение п. 33 раздела 7 и п.11 подраздела 12 раздела 3 договора аренды Обществом не выполнены обязательства в части выполнения следующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению: за 2019 год: естественное заращивание - 32,1 га, выполнено 17,6 га или 54,83 %; за 2020 год: естественное заращивание - 32,1 га, выполнено 0 га, искусственное создание культур - 19,6 га, выполнено - 0; за 2021 год: естественное заращивание - 32,1 га, выполнено 0, искусственное создание лесных культур - 19,6 га, выполнено 0;
- в нарушение пп. 5 и 32 п. 12 раздела 3 договора аренды: по делу N 33- 3768/2018 с общества взыскано 10 869 741 руб. ущерба, причиненного незаконной рубкой леса в границах 5 выдела 132 квартала и 15 выдела 109 квартала Багратионовского лесничества; по делу N 33-3103/2018 с общества взыскано 17 994 843 руб. ущерба, причиненного незаконной рубкой леса в границах 107 квартала, 12 и 13 выдела Багратионовского лесничества.
При этом судебными актами по названным делам установлено, что представленные Обществом ведомости перечета не соответствуют форме, установленной приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, недостающие в них сведения об определении средней высоты деревьев и отнесении их к третьей категории на основании данных о ступене толщины и высоте модельных деревьев оформлены в виде отдельного приложения, тогда как обязательное указание данных сведений изначально установлено формой перечетной ведомости, а составление к ней каких бы то ни было приложений в произвольной форме Приложением N 1 к Правилам не предусмотрено, в связи с чем судебная коллегия Калининградского областного суда отнеслась к представленному обществом приложению к перечетной ведомости критически, посчитала, что оно было составлено обществом позднее, исключительно для использования в качестве доказательства по делу. Кроме того, перечетные ведомости не содержали сведений о дате их составления и лицах, производивших перечет, они подписаны и фактически оформлены в виде набросков. Отсутствие обязательных сведений, предусмотренных формой перечетной ведомости, не позволяет с достоверностью установить, когда, кем и каким образом проводились работы по отводу и таксации лесосек, в том числе производились ли измерения высот деревьев;
- 19.07.2021 Калининградский областной суд по заявлению Общества к министерству признал недействующими и неподлежащими применению: таблицу 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", таблицу 2.17.2.3 "Параметры и мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов", таблицу 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению", таблицу 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области", утвержденного приказом министерства N 27.05.2020 N 3 182.
При этом в настоящее время изменения в лесохозяйственный регламент не внесены, проект нового лесохозяйственного регламента не утвержден, в связи с чем установить соответствие либо несоответствие в части ежегодного объема заготовки древесины, а также санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов и мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, непредставляется возможным.
Не согласившись с указанным решением, 28.03.2022 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу, что нарушения, вменяемые Обществу, документально подтверждены материалами дела.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Частью 2 названной статьи ЛК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что решение об отказе в заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
В приложении N 5 к договору аренды указано, что арендная плата за январь и февраль 2020 года вносится до 15.03.2020, за март 2020 - до 15.04.2020, за апрель 2020 года - до 15.05.2020, за май 2020 года - до 15.06.2020, за июнь 2020 года - до 15.07.2020, за июль 2020 года - до 15.08.2020, за август 2020 года - до 15.09.2020, за сентябрь, октябрь 2020 года - до 15.10.2020, за ноябрь 2020 года - до 15.11.2020, за декабрь 2020 года - до 15.12.2020.
В нарушение указанных условий арендная плата внесена Обществом с просрочкой, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Ссылки Общества на действие ограничительных мер по распространению коронавирусной инфекции правомерно отклонены судом с учетом п. 4 Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID2019)", согласно которому заявитель не входит в перечень организаций для которых на период с 04.04.2020 по 30.04.2020 были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Пунктом 2 постановления Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" в редакции от 16.03.2020, с 17.03.2020 до отмены запрета запрещено проведение на территории Калининградской области спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с числом участников более 300 человек.
Постановлением в редакции от 07.04.2020 организации, осуществляющие деятельность в сфере заготовки древесины (лесозаготовки), включены в перечень организаций, на которые в соответствии с подпунктом "ж" действие указа не распространяется.
Каких-либо ограничений, кроме соблюдения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVIDпрепятствующих осуществлению деятельности общества, не устанавливалось.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствие правовых оснований для продления Обществу сроков внесения арендной платы.
Довод Общества о прекращении финансово-хозяйственной деятельности после издания постановления N 134 вплоть до 20.06.2020 опровергается сделками об отчуждении древесины, совершенными в указанном периоде, в связи с чем у общества отсутствовали правовые основания для несоблюдения установленных договором аренды сроков внесения арендной платы.
Доводы Общества о невозможности выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с условиями Договора по обстоятельствам, не зависящим от Общества, опровергаются следующим.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 12 раздела 3 Договора Общество обязано выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 5 правил санитарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (ранее - Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607) (далее - Правила санитарной безопасности), проведение лесопатологических обследований (далее - ЛПО) на лесных участках, предоставленных в аренду, обеспечивается лицами, использующими леса. Т.е. в данном случае арендатором по Договору - Обществом.
Пунктом 15 Правил санитарной безопасности установлено, что санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений) назначаются по результатам лесопатологического обследования.
Согласно пункту 7.1 Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений.
Таким образом, проведение ЛПО влияет на объем санитарных рубок, которые в свою очередь влияют на проведение мероприятий по лесовосстановлению.
В соответствии с положениями статьи 60.11 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 приложения N 7 к приказу Минприроды России от 09.03.2017 N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме" (далее - Приказ N 78) отчет о защите лесов представляется юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по защите лесов, в органы государственной власти, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Приложением 6 к Приказу N 78 установлена форма отчета о защите лесов 1-ЗЛ. Согласно такой форме, помимо иной информации, в отчете указывается объем выполненных лесопатологических обследований в га.
Сведения о неисполнении Обществом обязательств по проведению ЛПО представлены на странице 3 дополнения от 19.07.2022 к отзыву.
В опровержение Обществом не представлено в материалы дела доказательств исполнения ЛПО в должном объеме.
Как указал суд в решении, по истечении срока действия Договора силами Багратионовского лесничества из 104,1 га обследованной ранее арендованной территории выявлено 52,7 га территории, на которой обнаружены признаки повреждения и гибели лесных насаждений.
Указанное подтверждает, что именно неисполнение Обществом надлежащим образом своих обязательств привело к отсутствию информации о фактическом санитарном состоянии лесов, отсутствию санитарных рубок в должном объеме и, как следствие, уменьшению площадей под лесовосстановление в действующем лесохозяйственном регламенте Багратионовского лесничества.
Факт нарушения Обществом лесного законодательства установлен вступившими в законную силу судебными актами по делам N 33-3768/2018 и N 33-3103/2018 и в порядке ч. 3 ст. 69 АПК РФ не требует повторного доказывания в рамках настоящего дела.
Решением Калининградского областного суда таблицы лесохозяйственного регламента признаны недействительными с 19.07.2021, при этом Общество не исполнило работы по охране, защите и воспроизводству лесов за 2019-2021 год.
Аналогичные вопросы в части исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов после уменьшения объемов в лесохозяйственном регламенте рассматривались в рамках дела N А21-792/2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в мотивировочной части постановления от 24.08.2021 по делу N 21-792/2020 указал, что договор аренды после введения в действие новых лесохозяйственных регламентов не изменен, принимая во внимание наличие у общества обязанности по проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на арендованном лесном участке, суд апелляционной инстанции пришел также к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований о возложении на ответчика обязанности выполнить указанные мероприятия.
Таким образом, при рассмотрении аналогичных вопросов с арендатором-лесозаготовителем на территории Калининградской области судами апелляционной и кассационной инстанции установлена обязанность арендатора исполнять условия договора аренды.
Довод Общества о возможности исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов исключительно при наличии действующего проекта освоения лесов также несостоятелен в силу следующего.
Использование лесов без проекта освоения лесов действующим законодательством Российской Федерации в области лесных отношений запрещено. При этом виды использования лесов установлены статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе такой вид, как "заготовка древесины". Работы по охране, защите и воспроизводству лесов не относятся к видам использования лесов, а являются обременением в соответствии с условиями Договора. Таким образом, для выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов отсутствие действующего проекта освоения лесов не является запретом для выполнения таких работ.
Довод Общества об обследовании участка силами работников Багратионовского лесничества до начала вегетационного периода несостоятелен в силу положения пункта 8 раздела I Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910 (далее - Порядок), в котором указано, что в вечнозеленых лесных насаждениях (8 единиц и более вечнозеленых и хвойных (за исключением лиственницы) пород в породном составе), а также в лесных насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожарами, лесопатологические обследования проводятся в течение года.
В соответствии с пунктом 3 раздела I Порядка именно сообщения об обнаружении погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений являются первичным документом для проведения всех остальных мероприятий по ЛПО.
В силу указанных норм довод Общества о том, что представленные материалы обследования ранее арендованного участка силами Багратионовского лесничества составлены исключительно для использования в качестве доказательства несостоятельны.
Также несостоятельным является довод Общества об отсутствии нарушений законодательства в области лесных отношений по судебным делам N 33-3103/2018 и N33-3768/2018.
Вступившими в законную силу судебными актами по указанным делам установлены нарушения Обществом Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993.
Согласно пункту 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, вывод суда о нарушении Обществом условия, установленного подпунктом 32 пункта 12 раздела 3 Договора, является правильным.
С учетом изложенного совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 ЛК РФ, отсутствует, что подтверждает обоснованность и законность отказа Министерства в заключении договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины на новый срок без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2022 по делу N А21-3190/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3190/2022
Истец: ООО "ВЕГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ