город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2023 г. |
дело N А32-38416/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.11.2022 по делу N А32-38416/2022
по заявлению департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации
муниципального образования город Краснодар
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью
"Магистраль"
о досрочном прекращении свидетельств об осуществлении перевозок,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Съедин В.А. по доверенности от 06.11.2020,
УСТАНОВИЛ:
департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заявитель, департамент транспорта) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее - общество, ООО "Магистраль") о досрочном прекращении действия свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар N 85 "ул. им. Калинина - ул. Тепличная серии 000001 N 000056 от 01.01.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что выявленные департаментом транспорта нарушения являются незначительными, носят устранимый характер, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие крайней меры ответственности, как прекращение действия свидетельства по маршруту.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент транспорта обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции допущен формальный подход при рассмотрении дела. Департамент транспорта ссылается на то, что допущенные обществом нарушения не устранены - ответчик до настоящего времени продолжает использовать указанные в исковом заявлении не соответствующие карте маршрута транспортные средства. Департамент транспорта указывает, что судом первой инстанции сделан вывод, что указанные рассматриваемые нарушения являются незначительными и носят устранимый характер, а также, что департамент транспорта не представил доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что нарушения должны быть устранены. Также судом первой инстанции не учтено, что настоящее исковое заявление уже третий раз заявлено к перевозчику ООО "Магистраль" за подобные нарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Магистраль" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от ООО "Магистраль" поступили письменные пояснения с приложением копии акта от 21.10.2022 N 12, копии акта от 24.11.2022 N 16, фотоматериалов. Суд приобщил письменные пояснения и приложенные к ним документы к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Магистраль" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, письменных пояснений, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - Реестр) перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - маршрут) осуществляется по нерегулируемым тарифам следующий маршрут:
N 85 "ул. им. Калинина - ул. Тепличная" (далее - маршрут N 85),
Департаментом транспорта в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) обществу было выдано свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок (далее - свидетельство):
- по маршруту N 85 свидетельство серии 000001 N 000056 от 01.01.2018 (сроком действия до 31.12.2022),
В первом полугодии 2022 в департамент транспорта поступили постановления о назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ в отношении общества при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 85, а также актами за 2022 были выявлены нарушения обществом условий свидетельств по маршруту N 85 в части выпуска автобуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении свидетельства об осуществлении перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Согласно реестру к перевозкам по маршруту N 85 допускаются транспортные средства со следующими характеристиками: автобусы малого класса в количестве 12 единиц, среднего класса - 3 единицы, имеющие в наличии сопряженную систему мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, возраст которых не старше 15 лет, салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда.
В карте маршрута регулярных перевозок в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ отражаются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ обществу к свидетельству серии 000001 N 000056 от 01.01.2018 выдана карта маршрута N 85, в которой в том числе содержатся характеристики, предусмотренные реестром.
Согласно представленной информации перевозчиком ООО "Магистраль" совершены административные правонарушения, предусмотренные частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регулярных перевозок (постановление о назначении административного наказания от 14.07.2022 N 02220884, от 14.07.2022 N 02220886).
Частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, на момент обращения департамента в суд с рассматриваемым заявлением, общество было привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные правонарушения сами по себе не являются основанием для прекращения действия свидетельств, но могут учитываться при решении вопроса о применении к обществу такой меры, как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
При рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства на основании пункта 2 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ суду необходимо не только формально установить факт привлечения лица к административной ответственности, но и оценить существенность допущенных перевозчиком нарушений, за совершение которых он привлечен к административной ответственности, и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как прекращение действия свидетельства.
Исходя из определения понятия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
С учетом анализа постановлений о назначении административного наказания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствует о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства.
В целях проверки доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции определением от 26.01.2023 предложил ООО "Магистраль" представить письменные пояснения, в которых указать, какие меры приняты обществом для устранения нарушений, выявленных департаментом транспорта в ходе проверки;
в случае устранения нарушений - подтвердить документально.
Согласно представленным обществом актам от 21.10.2022, от 24.11.2022 и фотоматериалам на т/с ПАЗ 320402-05 гос. номер Р675НО123 в соответствии с актом от 21.10.2022 установлен видеорегистратор (идентификационный номер 865733023917529) и две видеокамеры. На т/с Хендэ Каунти Кузбасс гос. номер В520НУ193 в соответствии с актом от 24.11.2022 установлен видеорегистратор (идентификационный номер 865733023919804) и две видеокамеры.
Таким образом, выявленные уполномоченным органом нарушения в виде отсутствия системы видеонаблюдения салона, были устранены обществом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что такая мера административного воздействия как прекращение действия свидетельства по маршруту N 85 является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного обществом деяния.
Учитывая характер допущенных обществом нарушений и поведение заинтересованного лица, которое указанные нарушения устранило, отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, социальную значимость осуществляемой обществом деятельности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении общества такой меры административного воздействия как прекращение действия выданного ему свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту N 85.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что выявленные нарушения являются существенными, причинили значительный ущерб публичным интересам и привели к каким-либо иным неблагоприятным последствиям, департаментом транспорта в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2022 по делу N А32-38416/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38416/2022
Истец: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г.Краснодар, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ООО "Магистраль"