г. Пермь |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А50-19115/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
при участии:
от заявителя: Истомина У.Ю., паспорт, доверенность от 26.07.2022, диплом, свидетельство о заключении брака;
от заинтересованного лица: Панков А.В., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом; Меньшикова О.В., служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 ноября 2022 года
по делу N А50-19115/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания" (ОГРН 1145958053560, ИНН 5902997640)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787)
о признании незаконным и отмене решения от 15.04.2022 N 730 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания" (далее - заявитель, Общество, общество или ООО "Камская круизная компания", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.04.2022 N 730.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение от 15.04.2022 N 730 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми, как несоответствующее налоговому законодательству. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камская круизная компания".
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Налоговый орган настаивает на том, что для применения установленных в пункте 22 статьи 200 НК РФ налоговых вычетов, налогоплательщик должен документально подтвердить факт приобретения и использования полученных средних дистиллятов для бункеровки водных судов. При этом правомерность заявления налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 22 статьи 200 НК РФ, поставлена в прямую зависимость от полноты и достоверности представления документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ. Так же налоговый орган выражает сомнение относительно факта поставки топлива от завода - изготовителя АО "Танеко" до потребителя ООО "Камская круизная компания".
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому он считает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать в полном объеме.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 24.06.2021 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по акцизам на средние дистилляты за май 2021 года, в которой отразило операции, связанные с приобретением в мае 2021 года средних дистиллятов и заявило вычеты по акцизам с применением коэффициента 2 в отношении средних дистиллятов, забункерованных до 31.05.2021 на принадлежащие обществу водные суда. Для подтверждения права на вычет обществом с декларацией представлен пакет документов (информации): реестры на поставку топлива за май 2021 года, реестр бункеровочных накладных 2021 года, накладные на отгрузку, договор поставки и бункеровки нефтепродуктов с ООО "Кама - Шиппинг" от 18.06.2020 N 09/19, паспорта качества, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.
По требованию налогового органа от 26.06.2021 N 9319 заявителем 21.07.2021 представлены следующие документы: универсальные передаточные документы (далее - УПД) от 04.05.2021 N 14, УПД от 20.05.2021 N 31, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10.03, 60.01, 41 за май 2021 года, выписки из государственного судоходного реестра теплоходов "Козьма Минин", "Н.В. Гоголь", акты освидетельствования теплоходов "Козьма Минин". "Н.В. Гоголь", нормы 588 двигателя, договоры аренды и акты передачи по теплоходам "Минин". "Н.В. Гоголь".
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом составлен акт от 08.10.2021 N 24/3127 и принято решение от 15.04.2022 N 730 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен акциз в сумме 882 892 руб., начислены пени в сумме 133 375, 56 руб. Кроме того, заявителю предложено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению, на 882 892 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 44 144, 50 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность).
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 15.04.2022 N 730, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 22.06.2022 N 18-18/459 апелляционная жалоба Общества на ненормативный акт Инспекции оставлена без удовлетворения.
Полагая, что ненормативный акт Инспекции от 15.04.2022 N 730, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения Инспекции от 15.04.2022 N 730 недействительным.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции принял решение об их удовлетворении.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, статьей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 179 НК РФ плательщиками акциза признаются, в частности, организации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ предусмотрено, что средние дистилляты признаются подакцизными товарами.
В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения признается получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 179.5 НК РФ свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выдается российским организациям, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании морские суда, суда внутреннего плавания и (или) суда смешанного (река - море) плавания, используемые в целях судоходства или торгового мореплавания, имеющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
Из материалов дела следует, что Общество имеет свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, от 15.05.2018 N 59-7/2018.
На основании пункта 1 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 22 статьи 200 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину ВФ, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 настоящего Кодекса.
При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком в качестве топлива для бункеровки (заправки) водных судов, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, применяется коэффициент, равный 2.
В иных случаях выбытия (использования) полученных средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.
В силу пункта 22 статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 22 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса, в налоговые органы документов, перечисленных в этом пункте статьи 201 НК РФ.
Из указанных положений следует, что на приобретенный дистиллят акциз начислен дважды: производителем при реализации и налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при приобретении.
При этом законодатель, устанавливая возможность применения коэффициента 2 при применении вычетов, в целях поддержки отрасли предоставляет возможность принять к вычету как акциз, исчисленный производителем, так и самим налогоплательщиком, использующим топливо для бункеровки судов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, возвратив тем самым стоимость топлива к исходному значению до начисления акциза продавцом.
Перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком, претендующим на применение вычетов с коэффициентом 2, предусмотрен пунктом 22 статьи 201 НК РФ.
В соответствии с указанной нормой, в редакции, действующей с 01.01.2021, налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 22 статьи 200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ, в налоговые органы следующих документов:
1) копии свидетельства, предусмотренного статьей 179.5 НК РФ;
2) копии договора поставки (купли-продажи) топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, налогоплательщика с российской организацией - поставщиком указанного топлива;
3) при использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов (установок, платформ, расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) помимо документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, налогоплательщиком представляются копии:
реестра счетов-фактур и (или) реестра накладных и (или) актов приема-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, подтверждающих факт получения налогоплательщиком такого топлива, реестра первичных учетных документов, реестра счетов-фактур, в которых исчисленная сумма акциза в отношении такого топлива его производителем выделена отдельной строкой, а также иных документов налогоплательщика-производителя, содержащих информацию о топливе, относящемся в целях настоящей главы к средним дистиллятам. Указанные реестры составляются в произвольной форме и должны включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, дату и номер документа, подтверждающего предъявление акциза в отношении поставленного топлива, вид топлива, количество полученного топлива, данные о налогоплательщике-производителе, реквизиты документа такого налогоплательщика-производителя, содержащего информацию о топливе, относящемся в целях настоящей главы к средним дистиллятам (в частности, о качестве такого топлива);
реестра бункеровочных расписок, и (или) накладных, и (или) требований, и (или) ордеров, подтверждающих фактическое получение топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации налогоплательщика или уполномоченным представителем. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, его дату и номер, место бункеровки (заправки) (порт, где применимо), вид топлива, количество заправленного топлива в тоннах;
топливного отчета (составленного в произвольной форме), подтверждающего фактическое использование топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем.
Таким образом, с 01.01.2021 к документам, дающим право на налоговый вычет, на основании пункта 22 статьи 201 НК РФ, в частности, отнесены копии договоров купли-продажи топлива (копии договоров об оказании услуг по переработке нефтяного сырья), заключенных налогоплательщиком, имеющим свидетельство, или иным лицом с российской организацией - производителем средних дистиллятов. Также указанной нормой Кодекса предусмотрено представление реестра первичных учетных документов, реестра счетов-фактур, в которых исчисленная сумма акциза в отношении такого топлива его производителем выделена отдельной строкой. При этом до 01.01.2021 представление данных документов для целей применения вычета не требовалось.
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае получения (приобретения) подакцизного товара до 01.01.2021, и последующей его реализации налогоплательщик может утратить возможность сбора указанных документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ, поскольку на момент совершения сделки с контрагентом необходимость получения соответствующих документов не была законодательство урегулирована. При этом составление реестра счетов-фактур, в которых исчисленная сумма акциза в отношении такого топлива его производителем выделена отдельной строкой, предполагает последовательный учет совершенных операций каждым покупателем из всех участников цепочки по перепродаже данного товара, начиная от производителя.
Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что общество в проверяемом периоде осуществляло деятельность внутреннего водного транспорта и использовало в предпринимательской деятельности теплоход "Козьма Минин" (договор аренды судна без экипажа N 1-2014 от 19.09.2014, дополнительное соглашение от 18.03.2019 с ООО "Гамма", зарегистрирован ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" N 07-1133 от 02.04.2019), теплоход "Н.В. Гоголь" (договор аренды судна без экипажа N НВГ-2016 от 12.10.2016 с ООО "Гамма" зарегистрирован ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" N 06-140 от 06.04.2017).
В целях ведения деятельности ООО "Камская круизная компания" заключен с ООО "Кама - Шиппинг" договор от 18.06.2020 N 09/19 поставки бункеровки нефтепродуктов.
В частности общество в мае 2021 года приобрело у поставщика (ООО "Кама - Шиппинг") средние дистилляты - топливо в общем количестве 88, 84 тонны.
Приобретенные обществом средние дистилляты в количестве 88, 84 тонн загружены и использованы обществом для бункеровки 04.05.2021, 20.05.2021 судна "К.Минин" и судна "Н.В. Гоголь", принадлежащих заявителю на праве аренды.
Таким образом, предусмотренные подпунктом 22 статьи 200 НК РФ обстоятельства, влекущие право на применение коэффициента 2 при расчете налогового вычета, возникли в мае 2021 года.
Спора по бункеровке теплоходов средними дистиллятами, операции с которыми предоставляют право вычета, между сторонами нет.
Для подтверждения права на вычет обществом с декларацией представлен пакет документов (информации): реестры на поставку топлива за май 2021 года, реестр бункеровочных накладных 2021 года, накладные на отгрузку, договор поставки и бункеровки нефтепродуктов с ООО "Кама - Шиппинг" от 18.06.2020 N 09/19, паспорта качества, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.
По требованию налогового органа от 26.06.2021 N 9319 заявителем 21.07.2021 представлены следующие документы: универсальные передаточные документы (далее - УПД) от 04.05.2021 N 14, УПД от 20.05.2021 N 31, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10.03, 60.01, 41 за май 2021 года, выписки из государственного судоходного реестра теплоходов "Козьма Минин", "Н.В. Гоголь", акты освидетельствования теплоходов "Козьма Минин", "Н.В. Гоголь", нормы 588 двигателя, договоры аренды и акты передачи по теплоходам "Минин", "Н.В. Гоголь".
Согласно представленным налогоплательщиком документам, в том числе реестру счетов-фактур ООО "Кама шиппинг" за май 2021 года, ООО "Кама шиппинг" приобретало топливо, впоследствии реализованное заявителю, у ООО "ГСМ-Логистика" в рамках договора от 08.05.2019 N ГСМ-Л-КАШ по счетам-фактурам от 29.04.2020 N 24903, от 07.10.2020 N 71002, от 12.10.2020 N 121002, от 06.11.2020 N 61102, N 61101, от 08.11.2020 N 81101.
Налоговым органом факт использования топлива ООО "Кама Шиппинг" в ходе проверки хозяйственной деятельности под сомнение не ставился. Так же не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорный объем топлива был использован Обществом не для бункеровки (заправки) принадлежащих ему на праве собственности судов.
Доводы налогового органа о невозможности проследить поставку топлива от завода - изготовителя АО "ТАНЕКО" до потребителя - налогоплательщика, судом рассмотрены и отклонены.
В материалы дела и в ходе проверки налогоплательщиком представлены бункеровочные расписки и паспорта качества, которые соотносятся между собой. Налогоплательщиком 16.03.2022 представлен пакет документов - осуществлена замена документов, подтверждающих операции по бункеровке теплоходов. Данное обстоятельство не может быть расценено как недобросовестность налогоплательщика.
Приведенный в апелляционной жалобе паспорт качества N 3541Н указан фактически в судовой бункерной расписке от 04.05.2021 N 4/01 при бункеровке на теплоход "К. Минин". Иные паспорта качества, приведенные в апелляционной жалобе, не указаны в дополнительно представленных налогоплательщиком документах.
Налоговым органом после представления дополнительных документов было принято решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки. При этом, в итоговом решении не дана какая-либо оценка представленному 16.03.2022 пакету документов, не установлена недостоверность информации, отраженной в дополнительно представленных документах.
Таким образом, спорное топливо в количестве 88, 84 тонны, использованное заявителем для бункеровки теплоходов "Козьма Минин", "Н.В. Гоголь" в мае 2021 года, приобретено налогоплательщиком у ООО "Кама - Шиппинг", которое в свою очередь приобрело указанное топливо у ООО "ГСМ-Логистика" в 2020 году.
При этом, в соответствии с представленным ответом ООО "ТК "Энергетик" (поставщик ООО "ГСМ-Логистик") от 15.07.2021 запрашиваемая информация (реестры договоров поставки) не может быть предоставлена, поскольку является коммерческой тайной.
С учетом позиции налогового органа, при выпуске дистиллятов, операции с которыми предоставляют право вычета, производителем в 2020 г. и не представления полного пакета документов производителем в соответствии со ст. 201 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2021, налогоплательщики фактически лишены возможности по формальным основаниям подтвердить вычеты.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О, согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 17-П свобода законодательного усмотрения в нормативно-правовом регулировании налогов и сборов и выборе направлений и содержания налоговой политики ограничена общими и специальными конституционными принципами, предопределяющими требования к правовому регулированию, в частности в сфере экономических отношений; вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, по смыслу ее статей 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35 и 55 (часть 3), обусловливают необходимость правовой определенности и связанной с нею предсказуемости законодательного регулирования в области налоговых отношений, которое должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей, в частности касающихся реализации фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов, с одной стороны, и создания благоприятных условий стабильности гражданского оборота, поддержания взаимного доверия между его участниками - с другой.
Возлагая на граждан обязанность платить законно установленные налоги и сборы, Конституция Российской Федерации вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными; экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении, не предопределяя получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, предполагает, тем не менее, защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности адаптироваться к новым условиям; при этом действие критериев, вытекающих из конституционного принципа законности установления налогов и сборов, не ограничивается правовыми актами, которые в конкретной системе правового регулирования прямо отнесены к законодательству о налогах и сборах, - они имеют область применения, определяемую в соответствии с предназначением нормативных правовых актов в системе гарантий прав налогоплательщиков; предусмотренные в статье 57 Конституции Российской Федерации гарантии оказывают воздействие на все отношения, связанные с установлением налогов и сборов, безотносительно к отраслевой принадлежности тех правовых средств, которые используются в целях налогового регулирования (установления налогов и сборов).
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие, в частности, новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Из приведенного подхода следует вывод, что налогоплательщик при изменении налогового регулирования, возлагающего на него дополнительные обременения, в том числе в виде представления в налоговый орган для целей применения вычета документов, которые оформляются иными лицами и без участия самого налогоплательщика, не может быть поставлен в условия, которые лишают его возможности юридически адаптироваться к новым условиям и при совершении соответствующих операций получить необходимые документы у третьих лиц.
Исходя из фактических обстоятельств дела, до 01.01.2021 ООО "Кама - Шиппинг" получены в собственность подакцизные товары (средние дистилляты), часть из которых (в количестве 88, 84 тонн) реализована после 01.01.2021 обществу "Камская круизная компания".
До 01.01.2021 в НК РФ отсутствовала норма, устанавливающая необходимость получения налогоплательщиком у продавца подакцизных товаров копий договоров купли-продажи топлива (копии договоров об оказании услуг по переработке нефтяного сырья), заключенных налогоплательщиком, имеющим свидетельство, или иным лицом с российской организацией - производителем средних дистиллятов, а также реестра первичных учетных документов, реестра счетов-фактур, в которых исчисленная сумма акциза в отношении такого топлива его производителем выделена отдельной строкой.
Соответственно, в отношении такого подакцизного товара как нефтепродукты, выпущенные производителем в обращение до 01.01.2021, в условиях нормального (сложившегося) режима хозяйствования у налогоплательщика отсутствует возможность получения указанных документов, поскольку их составление не определяется действиями самого покупателя, а предполагает последовательный учет совершенных операций каждым покупателем из всех участников цепочки по перепродаже данного товара, начиная от производителя. При таких обстоятельствах на налогоплательщика, заявляющего к вычету после 01.01.2021 ранее правомерно уплаченный акциз, не могут быть возложены негативные налоговые последствия подобного изменения законодательного регулирования, не позволяющего соответствующим субъектам экономической деятельности заблаговременно адаптироваться к новым условиям.
В данной ситуации с учетом признания инспекцией подтвержденным факта получения и реализации указанного в декларации топлива, на заявителя не должна быть возложена налоговая обязанность по представлению спорных документов, поскольку они относятся к операциям приобретения подакцизного товара, совершенным до 01.01.2021.
В целях подтверждения права на вычет налогоплательщиком представлены документы, предусмотренные пунктом 22 статьи 201 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2021, поэтому предъявление соответствующей суммы налога к вычету (1 765 784 руб.) следует признать правомерным.
Кроме того, в рамках дела по запросу суда производителем были представлены счета-фактуры, на основании которых АО "ТАНЕКО" исчислило и предъявило собственнику акциз. На основании данных документов налогоплательщиком был составлен реестр счетов-фактур в соответствии с требованиями ст. 201 НК РФ. Претензий к данным документам в жалобе налоговый орган не приводит.
Поскольку по итогам спорного периода (май 2021 года) сумма налоговых вычетов превысила общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, следовательно, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 201 НК РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отказа Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость за май 2021 года в сумме 882 892 руб. у налогового органа не имелось.
Поскольку правомерность доначисления Инспекцией акциза в сумме 882 892 руб. не подтверждается материалами дела, исчисление пеней в связи с несвоевременностью уплаты налога, привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ также не могут быть признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы налогового органа жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2022 года по делу N А50-19115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19115/2022
Истец: ООО "КАМСКАЯ КРУИЗНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г. Перми
Третье лицо: АО Танеко