город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2023 г. |
дело N А53-18826/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей:
от заявителя: Чаплыгина Ю.А. по доверенности от 05.05.2022,
от заинтересованного лица: Литвинова А.А. по доверенности от 09.01.2023, Бакуленко Н.Г. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Натальи Геннадьевны (ИНН 611803508766, ОГРН 318619600040961)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2022 по делу N А53-18826/2022
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Натальи Геннадьевны (ИНН 611803508766, ОГРН 318619600040961)
к администрации Чертковского района Ростовской области (ИНН 6138003277, ОГРН 1026101743282),
при участии третьих лиц: Григорьева Алексея Анатольевича, Кручинина Евгения Вячеславовича, Мурадбекова Рашида Абдулшаитовича, Козлова Антона Владимировича, Титова Сергея Викторовича, Назарова Ильи Евгеньевича, Филянина Александра Анатольевича,
о признании незаконными постановлений, бездействия, об обязании заключить договоры,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Наталья Геннадьевна (далее - заявитель, ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Чертковского района Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным постановление администрации от 10.01.2022 N 9 "Об отказе ИП Главе КФХ Стельмах Н.Г. в предварительном согласовании земельного участка 61:42:0600015:338, местоположение которого: Ростовская область, Чертковский район, в восточной части кадастрового квартала 61:42:60 00 15, рабочие участки N 41-Л, 42-Л и примыкающие к ним пастбища по балке Козлянской";
- признать незаконным постановление администрации от 11.01.2022 N 13 "Об отказе ИП Главе КФХ Стельмах Н.Г. в предварительном согласовании земельного участка 61:42:0060501:126, местоположение которого следующее: Ростовская область, Чертковский район, в 2 км от х. Лозовой с юго-восточной стороны, в 900 м, от р. Лозовая с южной стороны";
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в незаключении с ИП Главой КФХ Стельмах Н.Г. договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338 и 61:42:0060501:126 без проведения торгов;
- обязать администрацию заключить с ИП Главой КФХ Стельмах Н.Г. договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338 и 61:42:0060501:126 на основании заявлений от 09.11.2021 без проведения торгов (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2, л.д. 46-47).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Григорьев Алексей Анатольевич, Кручинин Евгений Вячеславович, Мурадбеков Рашид Абдулшаитович, Козлов Антон Владимирович, Титов Сергей Викторович, Назаров Илья Евгеньевич, Филянин Александр Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что как установлено судом и не оспаривается сторонами, ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г. является лицом, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а Муратбеков Р.А., Козлов А.В., Кручинин Е.В., Григорьев А.А., Филянин А.А., Титов СВ., Назаров И.Е. - нет. Вместе с тем, поскольку после опубликования извещений о предоставлении спорных участков в аренду в уполномоченный орган поступило несколько заявлений от лиц, желающих приобрести указанные земельные участки в аренду, Администрация Чертковского района исходит из того, что испрашиваемые земельные участки могут быть предоставлены лишь в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть на торгах. Судом при вынесении решения не установлены требования к пакету документов при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, на которых основывает свою позицию администрация, полагая отсутствие термина участник программы государственной поддержки, в связи с подачей заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, законным основанием для принятия обжалуемых постановлений в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие у иных заявителей статуса участника государственных программ поддержки сельского хозяйства является несоответствием предусмотренного порядка указанным правовым нормам и влечет нарушение прав заявителя, поскольку последний имеет право на заключение договора аренды земельного участка без торгов как сельскохозяйственный производитель, участвующий в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Стельмах Н.Г. обладает преимущественным правом требовать предоставления в аренду без торгов спорного земельного участка согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представители заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г. является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 14.02.2017 N 83 "О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых программ развития агропромышленного комплекса", что подтверждается соглашением N 68 о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров от 10.05.2018 с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (т. 1, л.д. 34-46).
Исходя из того, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения имеет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов как сельскохозяйственный производитель, участвующий в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, 09.11.2021 ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1130000 кв. м кадастровый номер 61:42:0600015:338, расположенного по адресу: Ростовская область, Чертковский район, в восточной части кадастрового квартала 61:42:60 00 15, рабочие участки N 41-Л, 42-Л и примыкающие к ним пастбища по балке Козлянской (т. 1, л.д. 33), а также с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 270000 кв. м, кадастровый номер 61:42:0060501:126, расположенного по адресу: Ростовская область, Чертковский район, в 2 км от х. Лозовой с юго-восточной стороны, в 900 м от р. Лозовая с южной стороны (т. 1, л.д. 32), в аренду без проведения торгов, что подтверждается копиями указанных заявлений (вх. 103/4252, 103/4253 от 11.11.2021).
На заявления ИП Главы КФХ Стельмах Н.Г. в письме от 17.12.2021 N 103.1/12546 (т. 1, л.д. 47-48) глава администрации сообщила, что в связи с необходимостью выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрацией Чертковского района направлены для опубликования в ближайшем номере газеты "Вести чертковские" извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 61:42:0060501:126, площадью 270000 кв. м; 61:42:0600015:388, площадью 1130000 кв.м в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (извещение будет опубликовано в номере газеты от 24.12.2021). Также указанное извещение будет размещено на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Администрации Чертковского района.
31.05.2022 Администрацией Чертковского района Ростовской области вынесено постановление N 737 "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Чертковского района", в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338, 61:42:0060501:126 (лот N 3, лот N 4).
Вместе с тем, как указывает заявитель, администрацией нарушены требования пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части уведомления заявителя об отказе в предоставлении ему земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, либо, в случае отсутствия заявления заинтересованного лица о намерении получить земельный участок, и его предоставления без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не выполнены.
О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338, 61:42:0060501:126 заявителю стало известно лишь после опубликования на официальном сайте администрации постановления от 31.05.2022 N 737.
Полагая, что торги на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338, 61:42:0060501:126 при поступлении заявления апеллянта могли быть объявлены в случае поступления заявлений об аренде вышеуказанных земельных участков от участников программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, которыми могут являться сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, глава КФХ Стельмах Н.Г. обратилась в арбитражный суд с настоящим уточненным заявлением.
Проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности удовлетворения заявленных требований, поскольку после предварительного опубликования извещений о предоставлении спорных участков в аренду в уполномоченный орган поступило несколько заявлений от лиц, желающих приобрести указанные земельные участки в аренду, Администрация Чертковского района исходит из того, что испрашиваемые земельные участки могут быть предоставлены лишь в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на торгах. Заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте, в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом то обстоятельство, что один из участников либо несколько участников либо все участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации содержит норму, допускающую заключение без проведения торгов договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, при его предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения, проведения торгов и заключения договора аренды, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в публичной собственности, мог быть предоставлен в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов для ведения сельского хозяйства крестьянскому (фермерскому) хозяйству, участвовавшему в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
При поступлении нескольких заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду он подлежал предоставлению в установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядке, предусматривающем обеспечение уполномоченным органом опубликования извещения о предоставлении этого участка для указанных целей (подпункт 1 пункта 1).
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, отражен правовой подход, согласно которому предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка. Если в уполномоченный орган поступили обращения о заключении договора аренды земельного участка от иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, то оснований для заключения договора аренды без процедуры торгов не имеется.
Земельный участок предоставляется для сельскохозяйственного производства без проведения торгов участнику программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в случае отсутствия аналогичных заявлений крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, также участвующих в соответствующих программах. Если после опубликования извещения о предоставлении земельного участка (в связи с обращением участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) в уполномоченный орган обратились с аналогичными заявлениями крестьянские (фермерские) хозяйства или сельскохозяйственные организации, тоже участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, торги проводятся между этими лицами. Данный подход направлен на приоритетную защиту прав (интересов) крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, по отношению к иным сельскохозяйственным товаропроизводителям (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2022 по делу N А53-25442/2021, определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2023 N 308-ЭС22-27102).
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.2023 по делу N А53-13908/2022.
В рамках настоящего спора, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г. является лицом, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а Муратбеков Р.А., Козлов А.В., Кручинин Е.В., Григорьев А.А., Филянин А.А., Титов СВ., Назаров И.Е. - нет.
Таким образом, ИП Глава КФХ Стельмах Н.Г. являлся единственным лицом, соответствующим требованиям пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и имеющим право на заключение договора аренды (без торгов) в отсутствии заявлений от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2022 по делу N А53-18826/2022 подлежащим отмене, требования о признании незаконных постановлений администрации об отказе в предварительном согласовании земельных участков признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требование о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в незаключении с ИП Главой КФХ Стельмах Н.Г. договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338 и 61:42:0060501:126 без проведения торгов надлежит оставить без удовлетворения.
С целью восстановления нарушенных прав заявителя, обязать Администрацию Чертковского района Ростовской области заключить с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Натальей Геннадьевной договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338 и 61:42:0060501:126 на основании заявлений от 09.11.2021 без проведения торгов.
При подаче заявления, индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Натальей Геннадьевной уплачена государственная пошлина в размере 900 руб. по платежному поручению N 77 от 07.06.2022, в то время как государственная пошлина за уточненные требования составляет 600 руб.
При подаче апелляционной жалобы, заявителем уплачена государственная пошлина в размере 600 руб. по чеку ордеру от 13.01.2023, вместо положенных 300 руб.
Таким образом, излишне уплаченные денежные средства в размере 600 руб. подлежат возвращению заявителю (300 руб. по платежному поручению N 77 от 07.06.2022 и 300 руб. по чеку-ордеру от 13.01.2023).
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателю подлежит возмещению со стороны администрации расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2022 по делу N А53-18826/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 10.01.2022 N 9 "Об отказе ИП Главе КФХ Стельмах Н.Г. в предварительном согласовании земельного участка 61:42:0600015:338, местоположение которого: Ростовская область, Чертковский район, в восточной части кадастрового квартала 61:42:60 00 15, рабочие участки N 41-Л, 42-Л и примыкающие к ним пастбища по балке Козлянской".
Признать незаконным постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 11.01.2022 N 13 "Об отказе ИП Главе КФХ Стельмах Н.Г. в предварительном согласовании земельного участка 61:42:0060501:126, местоположение которого следующее: Ростовская область, Чертковский район, в 2 км от х. Лозовой с юго-восточной стороны, в 900 м, от р. Лозовая с южной стороны".
Обязать Администрацию Чертковского района Ростовской области заключить с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Натальей Геннадьевной договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:42:0600015:338 и 61:42:0060501:126 на основании заявлений от 09.11.2021 без проведения торгов.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с администрации Чертковского района Ростовской области (ИНН 6138003277, ОГРН 1026101743282) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Натальи Геннадьевны (ИНН 611803508766, ОГРН 318619600040961) расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Наталье Геннадьевне (ИНН 611803508766, ОГРН 318619600040961) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. по платежному поручению N 77 от 07.06.2022.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Наталье Геннадьевне (ИНН 611803508766, ОГРН 318619600040961) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. по чеку-ордеру от 13.01.2023.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18826/2022
Истец: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стельмах Наталья Геннадьевна, Стельмах Наталья Геннадьевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРТКОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Григорьев Алексей Анатольевич, Козлов Антон Владимирович, Кручинин Евгений Вячеславович, Мурадбеков Рашид Абдулшаитович, Назаров Илья Евгеньевич, Титов Сергей Викторович, Филянин Александр Анатольевич