г. Саратов |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А06-5078/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пивной дом" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2022 года по делу N А06-5078/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пивной дом" (414056, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 38, ОГРН 1173025005394, ИНН 3019022363)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
третьи лица: Управление торговли и поддержки предпринимательства Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6), Администрация Ленинского района г. Астрахани (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Ак. Королева, д. 26), ИП Иванченко Марины Алефтиновны (ОГРНИП 304301707200173, ИНН 301700346879)
о признании недействительным и отмене распоряжения,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пивной дом" (далее - ООО "Пивной дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании недействительным и отмене распоряжения от 25.05.2022 N 810-р "Об освобождении земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю от самовольно установленных объектов движимого имущества", в части обязанности по освобождению земельного участка, от самовольно установленного объекта движимого имущества: нестационарный объект - летнее (сезонное) кафе, расположенное по адресу: ул. Савушкина, д. 38 (пункт 1.2.4).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2022 года по делу N А06-5078/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также суд указал на отмену после вступления в законную силу решения суда обеспечительных мер, принятых по настоящему делу определением суда от 17.06.2022, выраженных в приостановлении действия распоряжения от 25.05.2022 N 810-р Администрации МО "Город Астрахань" "Об освобождении земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю от самовольно установленных объектов движимого имущества", в части обязанности по освобождению земельного участка, от самовольно установленного объекта движимого имущества: нестационарный объект - летнее (сезонное) кафе, расположенное по адресу: ул. Савушкина, д. 38 (пункт 1.2.4).
ООО "Пивной дом" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 10.03.2022 N 42 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань".
В указанную схему включено сезонное (летнее) кафе при стационарном предприятии общественного питания по ул. Савушкина, д. 38, используемое круглогодично с периодом функционирования весна-осень.
Эскизный проект сезонного (летнего) кафе был согласован с Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству муниципального образования "Город Астрахань", письмо от 16.02.2021 N 30-04-01-611.
Распоряжением Администрации МО "Город Астрахань" от 25.05.2022 N 810-р "Об освобождении земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю от самовольно установленных объектов движимого имущества", установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: ул. Савушкина, д. 38 подлежит освобождению от самовольно установленного объекта движимого имущества нестационарный объект - летнее (сезонное) кафе.
ООО "Пивной дом", полагая, что данное распоряжение, в части возложения обязанности на заявителя по освобождению земельного участка является недействительным, нарушает установленные законом гарантии прав юридического лица, незаконно возлагает обязанности по демонтажу объекта, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение от 25.05.2022 N 810-р "Об освобождении земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю от самовольно установленных объектов движимого имущества" в части обязанности по освобождению земельного участка, от самовольно установленного объекта движимого имущества: нестационарный объект - летнее (сезонное) кафе, расположенное по адресу: ул. Савушкина, д. 38, является законным и обоснованным, договор размещения НТО не заключен.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 1003.2022 N 42 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань".
В указанной схеме предусмотрено расположение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 38, однако, как установлено судом первой инстанции, договор на размещение нестационарного торгового объекта с заявителем не заключался.
Согласно пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования "Город Астрахань", утв. Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.03.2019 N 119 (далее - Положение о порядке размещения НТО) размещение НТО на территории муниципального образования "Город Астрахань" осуществляется в соответствии со Схемой размещения НТО на территории муниципального образования "Город Астрахань", с учетом обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования "Город Астрахань", положения инженерных коммуникаций и их охранных зон, действующих архитектурных, градостроительных норм, строительных норм и правил, правил благоустройства городской территории муниципального образования "Город Астрахань", а также противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм, на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Положению о порядке размещения НТО сезонные (летние) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (далее - сезонные кафе) - НТО, не являющийся объектом капитального строительства и для размещения которого не требуется получение разрешения на строительство, оборудованный в соответствии с утвержденными требованиями, предназначенный для дополнительного обслуживания - питания и отдыха потребителей (или без него), расположенный на расстоянии не более 5 метров от стационарного предприятия общественного питания либо на внешних поверхностях здания (крыша), строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания.
В соответствии с пунктом 1.3 Правила размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утв. Постановлением администрации города Астрахани от 29.04.2015 N 2550 размещение сезонных кафе на территории муниципального образования "Город Астрахань" в границах земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без оформления земельно-правовых отношений.
Пунктом 1.4 Правил размещения сезонных (летних) кафе предусмотрено, что сезонные кафе размещаются в соответствии с проектом архитектурно-художественного решения, согласованным с управлением по строительству, архитектуре и градостроительству согласно требованиям, установленным настоящими Правилами, и на основании договора о размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (далее - договор), в порядке и условиях, установленных законодательством Астраханской области.
Согласно пункту 1.5 Правил размещения сезонных (летних) кафе контроль за соблюдением требований к размещению сезонных кафе осуществляется управлением муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения о порядке размещения НТО право на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов предоставляется в случае размещения сезонных (летних) кафе при стационарном и нестационарном предприятии общественного питания на срок не более 240 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев.
В случае размещения сезонного (летнего) кафе при стационарном предприятии в качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие вещными или иными, установленными в соответствии с гражданским законодательством, правами на здание, строение, сооружение, нежилое помещение, в котором размещено стационарное предприятие общественного питания.
Основанием для установки (монтажа) хозяйствующим субъектом НТО на территории муниципального образования "Город Астрахань" согласно пункту 4.6 Положения о порядке размещения НТО является заключенный с Уполномоченным органом договор на размещение НТО.
В случаях, предусмотренных подпунктами 4.2.1 - 4.2.3 Положения о порядке размещения НТО, хозяйствующий субъект обращается в управление торговли и поддержки предпринимательства администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Уполномоченный орган) с заявлением о заключении с ним договора на размещение НТО (пункт 4.3 Положения о порядке размещения НТО).
Перечень документов, прилагаемых хозяйствующим субъектом к заявлению для заключения договора на размещение НТО, установлен пунктом 4.4 Положения о порядке размещения НТО и включает:
- копии учредительных документов, заверенных юридическим лицом;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), полученная не ранее чем за три месяца до даты подачи заявления;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица без доверенности (оригинал или заверенная юридическим лицом копия решения о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности);
- проект, разработанный в соответствии с Типовым проектом или согласованный с управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань".
В случае принятия решения о заключении договора на размещение НТО, Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней направляет проект договора хозяйствующему субъекту заказным письмом для подписания или вручает лично заявителю.
Хозяйствующий субъект обязан в течение трех рабочих дней со дня получения проекта договора подписать договор на размещение НТО и представить его в Уполномоченный орган.
Согласно пункту 4.8 Положения о порядке размещения НТО основанием для начала эксплуатации хозяйствующим субъектом НТО является акт приемочной комиссии о соответствии размещенного НТО требованиям, указанным в договоре, и проекту НТО, разработанного в соответствии с Типовым проектом, или согласованного с управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - акт приемочной комиссии).
Как следует из материалов дела, ООО "Пивной дом" доказательств обращения в администрацию муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением о заключении с ним договора на размещение НТО с приложением необходимых документов в соответствии с пунктом 4.4 Положения о порядке размещения НТО не предоставлено. Кроме того, как следует из информационного письма Управления торговли и поддержки предпринимательства администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 14.07.2022 N 01-02-03-818 до настоящего времени договор на размещение сезонного (летнего) кафе при стационарном предприятии общественного питания по ул. Савушкина, д. 38 не заключался (т. 1 л.д. 42).
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 16.12.2010 N 6859 утверждено Положение о порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 12.10.2016 N 6859 утверждено Положение межведомственной комиссии по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества, Порядка подготовки материалов для рассмотрения на комиссии_".
Так, на заседании указанной комиссии были рассмотрены следующие материалы:
- письмо администрации Ленинского района г. Астрахани N 01-22-1293 от 31.03.2022;
- письмо прокуратуры Ленинского района г. Астрахани N 05/22-578-0-0 от 25.01.2022;
- письмо прокуратуры Ленинского района г. Астрахани N 05/22-776-0-0 от 01.02.2022;
- письмо прокуратуры города Астрахани вх. N 05/22-797-0-0 от 02.02.2022.
Указанные письма прокуратуры содержали обращения гражданина по вопросу незаконности размещения летнего кафе. В целях подготовки ответа, структурными подразделениями администрации МО "Город Астрахань" установлен факт незаконного размещения, договор размещения НТО не заключен.
По результатам проведенного анализа представленных документов, комиссией принято решение о принудительном освобождении муниципального земельного участка путем освобождения земельного участка, от самовольно установленного объекта движимого имущества: нестационарный объект - летнее (сезонное) кафе, расположенный по ул. Савушкина, д. 38.
При таких обстоятельствах, распоряжение от 25.05.2022 N 810-р принято администрацией муниципального образования "Город Астрахань" в рамках имеющихся полномочий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое распоряжение от 25.05.2022 N 810-р "Об освобождении земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю от самовольно установленных объектов движимого имущества" в части обязанности по освобождению земельного участка, от самовольно установленного объекта движимого имущества: нестационарный объект - летнее (сезонное) кафе, расположенное по адресу: ул. Савушкина, д. 38, является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2022 года по делу N А06-5078/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5078/2022
Истец: ООО "Пивной дом"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Астрахань"
Третье лицо: Администрация Ленинского района г. Астрахани, Иванченко Марина Алефтиновна, Управление торговли и поддержки предпринимательства Администрации муниципального образования "Город Астрахань", ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г.АСТРАХАНИ