г. Саратов |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А12-31802/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н. В., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2022 года по делу N А12-31802/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337),
к садоводческому некоммерческому товариществу "Серебряные родники" (ОГРН: 1023405529135, ИНН: 3403302472),
о взыскании задолженности, неустойки,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Серебряные родники" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с мая 2021 года по июль 2021 года в размере 52451 руб. 16 коп., неустойки за период с 11.06.2021 по 14.10.2021 в размере 2878 руб. 18 коп., неустойки, начисленной на сумму долга в размере 52451 руб. 16 коп. за период с 15.10.2021 за каждый день просрочки по день фактической уплаты, исходя из 1/130 ключевой ставки установленной ЦБ РФ, а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 2201 руб.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований, окончательно просил взыскать задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 6623 от 03.07.2019 за период с мая 2021 года по июль 2021 года в размере 52451 руб. 16 коп., неустойки за период с 11.06.2021 по 31.03.2022 в размере 7153 руб. 53 коп., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 2201 руб. Заявление принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2022 года по делу N А12-31802/2021 в удовлетворении иска отказано. ООО "Ситиматик-Волгоград" выдана справка на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1616 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Ситиматик-Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного искового требования.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела: представленные в материалы дела акты проверки факта нарушении качества услуги не являются актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору и не подтверждают факта неоказания услуг региональным оператором ответчику; транспортное средство истца не осуществило забор ТКО с территории ответчика по месту нахождения СНТ, так как на территории ответчика отсутствовала зарегистрированная площадка для складировании ТКО, включенная в территориальную схему, в связи с чем региональный оператор не имел возможности осуществлять вывоз ТКО.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ответчика в суд не поступал отзыв на апелляционную жалобу.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
ООО "Ситиматик-Волгоград" (до переименования - "Управление отходами-Волгоград") наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
ООО "Ситиматик-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Настоящие требования заявлены по спорному договору на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Истец в сентябре 2021 года направил в адрес ответчика претензию о наличии задолженности за период май-июнь 2021 года, которая последним не оплачена.
Истец обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском к ответчику о взыскании указанной задолженности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта оказания услуг ответчику по вывозу твердых бытовых отходов, поскольку фактически услуги по вывозу ТКО региональным оператором не оказывались, транспортное средство истца не осуществляло забор ТКО с территории ответчика по месту нахождения СНТ, в спорный период потребителем составлялись акты о нарушении оказываемых услуг, однако корректировка задолженности ответчиком не производилась, сведения ГЛОНАСС и маршрутные журналы не являются относимыми доказательствами по делу, поскольку не подтверждают факт забора ТКО с территории Товарищества.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно правилам статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Исходя из норм пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, и поскольку стороны в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата своих действий. Эти обязанности предполагают различную степень прилежания при исполнении обязательства. Если в первом случае исполнитель гарантирует приложение максимальных усилий, то во втором - достижение определенного результата.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области от 06 августа 2018 года (Соглашение) уполномоченный орган поручил региональному оператору (истцу) выполнять функции регионального оператора, в том числе предусмотренные названным Соглашением.
Согласно пунктам 2.1.9 - 2.1.10 Соглашения региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N ФЗ-89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) Правил N 1156.
В соответствии с абзацем вторым пункта 8 (17) раздела 1 (1) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Исходя из положений абзаца третьего пункта 8 (17) раздела 1 (1) Правил N 1156, потребитель после размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан в течение 15 рабочих дней со дня размещения направить региональному оператору заявку и необходимые документы.
Абзацем четвертым пункта 8 (17) раздела 1 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок (в течение 15 рабочих дней со дня размещения), договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил N 1165 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор).
В соответствии с пунктом 8.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4 Правил N 1156).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.12 Правил N 1156).
Исходя из перечисленных законодательных норм, как указал суд первой инстанции, между региональным оператором и ответчиком спорный договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен на условиях типового договора.
Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с абзацем первым подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Нормативы накопления ТКО на территории Волгоградской области утверждены Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области" с учетом изменений, внесенных Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N 18/1.
На 2021 год тариф установлен Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.12.2020 N 48/2.
Процесс образования ТКО является закономерным процессом, связанным с жизнедеятельностью и производственной деятельностью потребителей и, следовательно, подлежит вывозу.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу, функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Настоящие требования заявлены по договору от 03.07.2019 N 6623 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Разделом 6 договора N 6623 от 03.07.2019 урегулирован порядок фиксации нарушений по договору.
Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. А также условиями раздела 6 договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрен порядок фиксации нарушений оказания услуг региональным оператором по договору, позволяющий потребителю доказать факт неоказания услуг. Порядок, позволяющий потребителю зафиксировать неоказание услуги, в соответствии с поименованными правилами, следующий. В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представители региональною оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видео-фиксации в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В спорный период ответчиком в нарушении пункта 6.1 договора не были составлены уведомления о приглашении регионального оператора для фиксации нарушений. Кроме того, в пункте 6.1 раздела 6. Порядок фиксация нарушений по договору прописано, что при отсутствии уведомления регионального оператора о составлении акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору, акт, составленный потребителем без участия представителя регионального оператора, является недействительным.
При рассмотрении спора судом установлено, что с мая 2021 года истец, после получения актов потребителя о некачественном оказании услуг, перестал направлять в адрес СНТ корректировочные акты сверки взаимных расчетов, ответы на такие акты.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений (пункт 16). В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором (пункт 17). В случае получения возражений регионального оператора потреби гель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 18). Акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес): б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Ответчиком в материалы дела представлены два акта проверки факта нарушения качества услуги от 31.05.2021 за период с 01.05.2021 по 31.05.2021 и от 30.06.2021 за период с 01.06.2021 по 30.06.2021 о полном отсутствии вывоза коммунальных отходов с объекта, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, Винновский массив, МП Ерзовка.
Вместе с тем, на составление указанного акта представители регионального оператора не вызывались, акты содержат сведения о неоказании услуг за два полных календарных месяца, при этом кто и когда фиксировал данные обстоятельства, а также на какой именно контейнерной площадке, включенной в территориальную схему, из данного акта установить не представляется возможным. Акт не заверен двумя незаинтересованными лицами, а также отсутствует фото - и (или) видео-фиксации. Требование об устранении нарушений в разумный срок не направлялось.
Таким образом, условия раздела 6 о порядке фиксации нарушений по договору ответчиком не соблюдены.
Представленные в материалы дела акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору и уведомления не соответствуют вышеприведенным требованиям.
Ответчик не представил информацию о том, что в спорный период зарегистрировал контейнерную площадку в реестре мест (площадок) накопления ТКО, что является безоговорочным условием, а также об исполнении других условий, необходимых для перехода на расчет по фактическим объемам.
Как пояснил апеллянт в своей жалобе, транспортное средство истца не осуществляло забор ТКО с территории ответчика по месту нахождения СНТ, так как на территории товарищества нет зарегистрированной площадки для складирования ТКО, включенной в территориальную схему, таким образом, региональный оператор не был обязан вывозить ТКО с территории СНТ.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Места накопления ТКО, отраженные в договоре, должны соответствовать территориальной схеме. Пункт 15 Правил N 1156 также запрещает складировать ТКО в местах, не внесенных в территориальную схему.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4, частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также пунктами 2.1. 3.1, 3.2 и 5.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденного приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923, накопление твердых коммунальных отходов осуществляется исключительно с использованием контейнерных площадок.
Для подтверждения факта оказания услуг истцом были представлены маршрутные журналы и сведения ГЛОНАСС, записанные на диске по адресу: Волгоградская обл., Городишенский р-н, п. Винновка, ул. Центральная, 32.
По условиям договора способ складирования ТКО определен согласно территориальной схеме, что позволяет потребителю складировать ТКО на ближайшую контейнерную площадку общего пользования.
Таким образом, условия договора соблюдены региональным оператором в полном объеме.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываются региональным оператором вне зависимости от места складирования твердых коммунальных отходов, поскольку твердые коммунальные отходы вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа. При этом региональный оператор (при отсутствии у потребителя собственной зарегистрированной контейнерной площадки) не обязан контролировать место складирования потребителем ТКО.
Ответчик в суде первой инстанции указывал, что по договору от 15.08.2020 N 46/Т-2020, заключенному с ООО "Альфа-Система" в спорный период складировал ТКО в контейнер указанного общества и ООО "Альфа-Система" в дальнейшем транспортировало и размещало ТКО.
На основании статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, имеющими отношение к рассматриваемому делу.
Вместе с тем апелляционный суд считает ссылку ответчика на заключенный с ООО "Альфа-Система" договор от 15.08.2020 N 46/Т-2020 на оказание услуг по транспортировке отходов в твердой фазе для их дальнейшего размещения необоснованной ввиду следующего.
Из указанного договора не следует, что он заключен в целях обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
То есть, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" четко определен весь комплекс мер, реализуемых региональным оператором в ходе обращения с твердыми коммунальными отходами, включая не только сбор и транспортировку отходов ТКО, но и утилизацию, обезвреживание, размещение отходов и т. д.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Однако, как следует из представленного ответчиком договора, полный комплекс видов деятельности, необходимый для обработки ТКО, не содержит, а заключен, в том числе, лишь для транспортировки отходов, не относящихся к ТКО.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что наличие заключенного ответчиком договора с ООО "Альфа-Система" на оказание услуг по транспортировке отходов в твердой форме не свидетельствует об отсутствии обязанности у ответчика по оплате спорной задолженности по условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного с региональным оператором по типовой форме договора.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, апелляционный суд считает, что факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с мая 2021 года по июль 2021 года истцом доказан.
Задолженность по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с мая 2021 года по июль 2021 года составляет 52451 руб. 16 коп., которая ответчиком не оплачена и подлежит взысканию.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика неустойку по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с 11.06.2021 по 31.03.2022 в размере 7153 руб. 53 коп.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с положениями договора от 03.07.2019 N 6623 в случае ненадлежащего исполнения обязательств по оплате, региональный оператор вправе потребовать от потребителя оплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной надень предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Условия типового договора в разделе VII Постановления N 1156 предусматривают ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Неустойка по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с 11.06.2021 по 31.03.2022 составляет 7153 руб. 53 коп.
Расчет судом проверен и признан правильным. Факт просрочки долга судом установлен.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с мая по июль 2021 года в размере 52451 руб. 16 коп., неустойки за период с 11.06.2021 по 14.10.2021 в размере 2878 руб. 18 коп., неустойки, начисленной на сумму долга в размере 52451 руб. 16 коп. за период с 15.10.2021 за каждый день просрочки по день фактической уплаты, исходя из 1/130 ключевой ставки установленной ЦБ РФ, подлежат удовлетворению.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы неполно, оспариваемый судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции имеются правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба ООО "Ситиматик-Волгоград" подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы распределены судом апелляционной инстанции пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возложены на ответчика в связи с удовлетворением иска в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2022 года по делу N А12-31802/2021 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Серебряные родники" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 03.07.2019 N 6623 за период с мая 2021 года по июль 2021 года в размере 52451 руб. 16 коп., неустойку за период с 11.06.2021 по 31.03.2022 в размере 7153 руб. 53 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2384 руб., по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1616 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31802/2021
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: СНТ "Сребряные родники"
Третье лицо: ООО "АЛЬФА - СИСТЕМА"