город Томск |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А03-12825/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (N 07АП-463/2023), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.12.2022 по делу N А03-12825/2022 (судья Зверева В.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Косаревой Елены Ивановны (ОГРНИП 320222500017605, ИНН 224000159928), с. Новокаменка, Ельцовского района Алтайского края, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН 1052201876946, ИНН 2221067818), г. Барнаул, о признании незаконными действий и решений должностных лиц, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Осипова Андрея Геннадьевича,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Тельпов Д.Е., представитель по доверенности от 09.01.2023, паспорт;
от заинтересованного лица: Дериглазов С.В., представитель по доверенности от 23.01.2023, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Косарева Елена Ивановна (далее - заявитель, ИП глава КФХ Косарева Е.И.) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными (незаконными) предостережения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 02.06.2022 г. N 07/01-21/2022 и решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, оформленное письмом от 05.08.2022 г. N 01/2-15/4178 и принятое по результатам рассмотрения возражений контролируемого лица. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Осипов Андрей Геннадьевич.
Решением суда от 27.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Заявитель, третье лицо в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером: 22:10:000000:379, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, район Ельцовский, МО Новокаменский СС, в границах кадастровых кварталов 22:10:010005, 22:10:010102, площадью 160 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по договору аренды N 884/20 от 07.09.2020 передан в аренду Косаревой Е.И. По договору субаренды N 5 от 01.12.2020 указанный участок передан в субаренду Ломовских Е.Е. сроком до 31.12.2030. В соответствии с заданием на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования от 27.04.2022 на предмет соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена ответственность, 05.05.2022 сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером 22:10:000000:379, по результатам которого ИП главе КФХ Косаревой Е. И. вынесено предостережение N 07/01-21/2022 от 02.06.2022 года, согласно которому в течении 60 дней со дня получения предостережения на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 22:10:000000:379, местоположение: Российская Федерация, Алтайский край, район Ельцовский, МО Новокаменский СС, в границах кадастровых кварталов 22:10:010005, 22:10:010102, площадью 160 кв.м., провести мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от загрязнения отходами животноводства КРС путем проведения рекультивации части земельного участка.
Не согласившись с указанным предостережением, заявитель обратился с возражением N 128 от 01.06.2022 относительно предостережения N 07/01-21/2022 от 02.06.2022.
Письмом N 01/2-15/4178 от 05.08.2022 г. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай доводы заявителя, изложенные в возражении, в качестве обоснования требования об отмене предостережения, являются необоснованными, в связи с чем основания для отзыва предостережения отсутствуют.
Не согласившись с предостережением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 02.06.2022 N 07/01-21/2022, решением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, оформленным письмом от 05.08.2022 N 01/2-15/4178, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что акт от 05.05.2022 8 N 5 отбора проб (образцов) почвы и дополнение к акту, заключение ОИ Алтайского филиала ФГБУ ЦНМВЛ об оценке соответствия в области качества и безопасности почв и грунтов N 025-01 от 25.05.2022 не соответствуют требованиям статей 81, 84 Федерального закона N 248-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные документы не могут быть признаны допустимыми доказательствами по данному делу, в связи заявленные требования подлежат удовлетворению. Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. В соответствии со статьей 12, частью 1 статьи 13 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. В соответствии с частью 1 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).
Согласно статье 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, которое должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определен Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 (далее - Правила N 166)
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 248-ФЗ предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля является, в том числе соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами. Согласно статье 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. Как следует из части 2 статьи 91 закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является: 1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным; 3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным; 4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия; 5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями; 7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом; 8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия; 9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия; 10) не предоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования; 12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно предостережению N 07/01-21/2022 от 02.06.2022 при осмотре земельного участка была произведен отбор проб, оформленный актом отбора проб (образцов) N 5 от 05.05.2022.
В соответствии с указанным актом пробы отобраны в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02- 2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа", ГОСТ 17.4.3.01-2017 "охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб", РД 52.18.156-99 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора объединенных проб почвы и оценки загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов" ГОСТ Р 58595-2019 почвы отбор проб.
Цель определения отбора на химико-токсикологические показатели: тяжелые металлы валовое содержание (медь, цинк, кадмий, марганец, свинец), тяжелые металлы подвижная форма (свинец, медь, цинк) рН солевой вытяжки, массовая доля азота нитратов, бенз(а)пирен, массовая доля нефтепродуктов, нитраты, хлориды, комплексное исследование пестицидов в почве.
Судом установлено, что по настоящему акту отобраны пробы (образцы): 4 проб почвы с нарушением части земельного участка площадью 160 кв.м. глубина отбора 0-20 см. Погодные условия ясно. Тип черноземы, серые лесные, рельеф местности предгорный. Взятые пробы (образцы) упакованы в сейф пакеты: 4 пробы с нарушенной части земельного участка в сейф пакетах N 00005788, N 00005789, N 00005790, N 00005791.
На основании статьи 81 закона N 248-ФЗ под отбором проб (образцов) в целях настоящего Федерального закона понимается совершаемое инспектором, экспертом или специалистом контрольное (надзорное) действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
По результатам отбора проб (образцов) инспектором или привлеченным им лицом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов). В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора образцов инспектор, эксперт или специалист делает соответствующую отметку.
Как усматривается из материалов дела, вышеназванная проверка была проведена административным органом в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Согласно части 3 статьи 16 указанного Закона к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (часть 1 статьи 21 Закона).
При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 25 Закона).
Между тем в нарушение указанных требований должностным лицом Управления составлен акт отбора проб (образцов), из содержания которого следует, что отбор проб (образцов) осуществлялся в отсутствии контролируемого лица, отметки, что заявитель либо его представитель отказался от подписи, акт не содержит.
При этом с учетом взаимосвязи статьи 75 и статьи 81 Федерального закона N 248-ФЗ, в случае установления видом проводимого контрольного (надзорного) мероприятия запрета на взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемым лицом, применение видеозаписи при отборе проб (образцов) является обязательным условием.
В нарушение требований части 2 статьи 81 Федерального закона N 248-ФЗ, видеозапись при отборе проб (образцов) почвы, производимом должностным лицом Управления 05.05.2022 на земельном участке с кадастровым номером: 22:10:000000:379, не велась, диск представленный в материалы дела (т.д.1 л.д.137) содержит только видеозапись осмотра земельного участка.
Также в акте N 5 от 05.05.2022 не указаны конкретные координаты места взятия проб почвы, что не позволяет определить точно место взятия образцов, конкретные номера сейф-пакетов с указанием координат отобранных и упакованных в них проб, отсутствует количественное указание объема проб почвы. В заключении ОИ Алтайского филиала ФГБУ ЦНМВЛ об оценке соответствия в области качества и безопасности почв и грунтов N 025-01 от 25.05.2022, также отсутствует информация о конкретных координатах места взятия проб почвы, количественное указание объема проб почвы. В материалах дела имеется дополнение к акту (протоколу) отбора проб (образцов) N 5 от 05.05.2022, однако в нарушение части 4 статьи 81 Закона N 248-ФЗ в указанном дополнении отсутствует обязательная информация: подпись, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, его составивших, дата и место его составления. Также суд верно учел, что в заключении ОИ Алтайского филиала ФГБУ ЦНМВЛ об оценке соответствия в области качества и безопасности почв и грунтов N 025-01 от 25.05.2022 указано, что отбор проб произведен двумя сотрудниками - Нероев Н. В. и Мадекша Я.Е., между тем, в акте отбора проб указан только Мадекша Я. Е.
Согласно акту (протокола) отбора проб (образцов) N 5 от 05.05.2022 пробы (образцы) почвы отобраны на земельном участке с кадастровым номером: 22:10:000000:379 в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб" (введен в действие Приказом Госстандарта от 01.06.2018 N 302-ст); ГОСТ 17.4.4.02-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы (ССОП). Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" (веден в действие Приказом Госстандарта от 17 апреля 2018 г. N 202-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17.4.4.02-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2019 г.
В соответствии с пунктом 8.1.2 ГОСТ 17.4.3.01-2017, пробы, отобранные для химического анализа, следует упаковывать, транспортировать и хранить в емкостях из химически нейтрального материала.
На основании пункта 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017, для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг. При отборе точечных проб и составлении объединенной пробы должна быть исключена возможность их вторичного загрязнения. Точечные пробы почвы, предназначенные для определения тяжелых металлов, отбирают инструментом, не содержащим металлов.
Перед отбором точечных проб стенку прикопки или поверхность керна следует зачистить ножом из полиэтилена или полистирола либо пластмассовым шпателем (пункт 5.4 ГОСТ 17.4.4.02-2017).
В нарушение указанных стандартов, в акте (протокол) отбора проб (образцов) N 5 от 05.05.2022 и заключении об оценке соответствия в области качества и безопасности почв и фунтов N 025-01 от 25.05.2022 отсутствует информация о материале, из которого изготовлен сейф-пакет, в которые были упакованные отобранные пробы.
Кроме того, для определения химического загрязнения были взяты четыре точечные пробы, в то время как для проведения химического анализа необходима объединенная проба, составленная из пяти точечных проб.
Также в указанном акте и заключении отсутствует информация об инструменте и способе отбора данных проб.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Рыбакова М.В., Мадекша Я.В., Скударновой И.Ю., Даскина В.Ю., суд пришла к обоснованному выводу о том, что акт от 05.05.2022 N 5 отбора проб (образцов) почвы и дополнение к акту, заключение ОИ Алтайского филиала ФГБУ ЦНМВЛ об оценке соответствия в области качества и безопасности почв и грунтов N 025-01 от 25.05.2022 не могут быть признаны допустимыми доказательствами по данному делу, поскольку не соответствуют требованиям статей 81, 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.12.2022 по делу N А03-12825/2022, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12825/2022
Истец: Косарева Елена Ивановна
Ответчик: Управление Россельхознадзора по АК и республике Алтай
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай