г. Пермь |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А60-38742/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии представителя государственного автономного учреждения Свердловской области "Центр цифровой трансформации здравоохранения" Торопкова Д.С., паспорт, доверенность от 08.02.2023, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 декабря 2022 года
по делу N А60-38742/2022
по заявлению государственного автономного учреждения Свердловской области "Центр цифровой трансформации здравоохранения" (ИНН 6658006235, ОГРН 1026604962713)
к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН 6660006553, ОГРН 1036603493112)
об оспаривании предписания от 07.02.2022 N 62-63-10/1/1524,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение Свердловской области "Центр цифровой трансформации здравоохранения" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (далее - Управление, УФК по Свердловской области) о признании незаконным предписания от 07.02.2022 N 62-63-10/1/1524.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание от 07.02.2022 N 62-63-10/1/1524. На Управление Федерального казначейства по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, арбитражный суд при вынесении решения не принял во внимание доводы УФК по Свердловской области о необходимости исследования вопроса незаконности предписания с выяснением всех обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. Считает, что представление и предписание являются самостоятельными актами государственного органа и имеют различную правовую природу, следовательно, обжалование представления не является основанием для признания предписания незаконным. Указывает, что обстоятельства, установленные по делу N А60-3780/2022, не могут быть положены в основу при принятии решения по данному делу.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя доводы отзыва на жалобу поддержал.
УФК по Свердловской области, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УФК по Свердловской области в отношении ГАУЗ СО "МИАЦ" проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение за 2020 - истекший период 2021 года.
В ходе проверки управлением, в том числе выявлено, что в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.17 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, пункта 18 Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 21.04.2021 N 836-п, пункта 4.3.6 Соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612 о предоставлении из бюджета Свердловской области субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", ГАУЗ СО "МИАЦ" в 2021 году не осуществлен возврат остатков субсидии на иные цели в сумме 441 020 279,39 рублей в связи с отсутствием у ГАУЗ СО "МИАЦ" по состоянию на 01.01.2021 неисполненных обязательств, подтвержденных документально, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января 2021 года остатки субсидий на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
По итогам проверки управлением составлен акт выездной проверки от 15.11.2021 и в адрес ГАУЗ СО "МИАЦ" внесено представление от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушение, указанное в пункте 2 представления, путем возврата неиспользованного на 01 января 2021 года остатка субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в сумме 441 020 279 (четыреста сорок один миллион двадцать тысяч двести семьдесят девять) рублей 39 копеек в бюджет Свердловской области в срок до 01 февраля 2022 года включительно, а также принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01 февраля 2022 года включительно.
Представление МИАЦ в установленный срок не исполнено, в связи с чем объекту контроля направлено предписание от 07.02.2022 N 62-63-10/1/1524 о принятии мер по возврату неиспользованного на 01 января 2021 года остатка субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в сумме 441 020 279 (четыреста сорок один миллион двадцать тысяч двести семьдесят девять) рублей 39 копеек в бюджет Свердловской области в срок до 29 июля 2022 года включительно.
Полагая, что предписание нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено УФК по Свердловской области в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, является мерой бюджетного принуждения и направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в случае выявления нарушения использования средств субсидий.
Согласно части 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
До 1 января 2021 года вопросы регулирования правоотношений по предоставлению субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели регулировались Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 74-ПП "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели и примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели".
В соответствии с пунктом 7 данного Порядка не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий, предоставленных бюджетному и автономному учреждению из областного бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в областной бюджет в срок до 15 марта очередного финансового года. Остатки средств целевых субсидий, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться бюджетными и автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Из материалов дела установлено, что УФК по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка ГАУЗ СО "МИАЦ" по предмету предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферы из федерального бюджета, имеющих целевое назначение за 2020 - истекший период 2021 года.
В ходе проверки выявлены нарушения, с целью устранения которых уполномоченным лицом составлено и 28.12.2021 внесено в адрес ГАУЗ СО "МИАЦ" представление от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушение, указанное в пункте 2 настоящего Представления, путем возврата неиспользованного на 01 января 2021 года остатка субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в сумме 441 020 279 рублей 39 копеек в бюджет Свердловской области в срок до 01 февраля 2022 года включительно, а также принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01 февраля 2022 года включительно; принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящего Представления в срок до 01 февраля 2022 года.
УФК по Свердловской области вынесено предписание N 62-63-10/1/1524 от 07.02.2022, ввиду не устранения нарушения, предусмотренного в пункте 2 представления.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2022, принятым в рамках дела N А60-3780/2022, признано незаконным требование N 1 представления от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820, вынесенное УФК по Свердловской области в адрес ГАУ Свердловской области "Центр цифровой трансформации здравоохранения".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.11.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2022 по делу N А60-3780/2022 оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2023 N 309-ЭС22-28714 отказано Управлению Федерального казначейства по Свердловской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Суды пришли к выводу, что в данном случае нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств не выявлено, принимая во внимание, что согласование использования остатка средств субсидии на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" осуществлено ГАУЗ СО "МИАЦ" в соответствии с действующими в период рассматриваемых правоотношений нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определённости.
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее. Исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Установленные вышеуказанным судебным актом обстоятельства имеют преюдициальное значение для данного дела и не подлежат доказыванию вновь.
Приняв во внимание, что оспариваемое предписание вынесено ввиду неисполнения заявителем представления от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820, при этом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2022 по делу NА60-3780/2022 признано незаконным требование N1 представления от 24.12.2021 N62-63-10/1/15820, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта.
Таким образом, решение суда по настоящему делу соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права. Нарушений норм права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2022 года по делу N А60-38742/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-38742/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ответчик: УФК ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ