г. Москва |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А40-200299/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциация СРО "Аукцион"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-200299/22
по заявлению Ассоциация СРО "Аукцион" (ИНН: 7723367589)
к АО "НОС" (ИНН: 7710478130)
о принятии решения незаконным,
при участии:
от заявителя: |
Афонасов С.Н. по12.07.2021; Тысенко Е.О. по дов. от 07.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Тверетин А.Р. по дов. от 09.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация СРО "Аукцион" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Ассоциации "Национальное объединение строителей" (далее - заинтересованное лицо, АО "НОС") о признании недействительным уведомления АО "НОС о выявленных нарушениях от 30.08.2022 N 05-3049/22.
Решением суда от 09.11.2022 заявление Ассоциация СРО "Аукцион" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось Ассоциация СРО "Аукцион" и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ассоциации СРО "Аукцион" поддержал доводы жалобы, представитель АО "НОС" поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, исх. от 30.08.2022 N 05-3049/22 Ассоциация "Национальное объединение строителей" направило в адрес Ассоциации "СРО "Аукцион" (до 11.01.2019 г. - Ассоциация СРО "Межрегионстройконтроль") Уведомление о выявленных нарушениях.
Ассоциация является саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (регистрационный номер в государственном реестре СРО-С-106-08122009).
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
НОСТРОЙ вменяет Ассоциации СРО "Аукцион" неисполнение требований статей 554, 5516, 5516"1 Градостроительного кодекса РФ и возлагает обязанность на Ассоциацию СРО "Аукцион" по восполнению средств компенсационного фонда возмещения вреда в размере не менее 6 872 457,13 рублей и средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в размере не менее 142 876 546,05 рублей за лиц, прекративших членство в Ассоциации СРО "Аукцион" до 03.07.2016 г.
Не согласившись с данными уведомлением, Ассоциация СРО "Аукцион" обратилась с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Заинтересованное лицо в силу положений п.1 и п.2 ст.55.20 ГрК РФ является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Частью 8 ст.55.20 ГрК РФ определены основные функции Национального объединения.
В соответствии с ч.8.1 ст.55.20 ГрК РФ, для осуществления своих функций национальные объединения саморегулируемых организаций вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления.
Частью 10 ст.55.20 ГрК РФ предусмотрено, что в случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении в указанные в данном уведомлении сроки, а также направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, в орган надзора за саморегулируемыми организациями. Уведомление о выявленных нарушениях, а также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, могут быть направлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в саморегулируемую организацию и в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
Как установлено судом, заинтересованное лицо провело мониторинг деятельности Заявителя - Ассоциации СРО АУКЦИОН (СРО-С-106-08122009) (ранее - НП СРО "Межрегионстройконтроль") в результате чего, было выявлено, что Заявителем было допущено нарушение, предусмотренное п.1 ч.5 ст.55.2 ГрК РФ, а именно: неисполнение требований статей 55.4. 55.16 и 55.16-1 ГрК РФ.
По состоянию на 30 июня 2022 года общее количество членов заявителя составляет 564 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, из которых 122 - действующих и 442 - исключенных.
Согласно ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - 191-ФЗ) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее саморегулируемая организация) обязана была в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - спецсчет).
В расчете размеров компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств учитываются ранее внесенные членами саморегулируемой организации взносы в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также взносы, внесенные ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносы, перечисленные другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, а также доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации (часть 10 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
Частью 12 ст. 3.3 Федерального закона N 191 установлено, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного ч. 13 настоящей статьи.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 20.05.2021 N 305-ЭС21-6589 по делу N А40-39893/2020 по смыслу части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются с учетом средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016.
Заинтересованным лицом был произведен расчет совокупного размера средств внесенных его членами в компенсационный фонд возмещения вреда (далее по тексту - КФ ВВ) и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее по тексту - КФ ОДО) Заявителя, составляет 304 000 000.00 руб., из них: КФ ВВ составляет - 75 000 000.00 руб., КФ ОДО составляет - 229 000 000.00 рублей (без учета %, полученных Ассоциацией СРО "Аукцион" от размещения таких средств).
Согласно предоставленной заявителем в адрес заинтересованного лица копии выписки о движении средств КФ ВВ, размещенных на специальном банковском счете N 40703810701850000074, открытом в АО Альфа-Банк, за период с 01 апреля 2022 по 31 июня 2022, остаток по специальному банковскому счету на конец периода составляет 68 127 542.69 руб. (с учетом %, полученных Ассоциацией СРО "Аукцион" от размещения таких средств).
Из предоставленной заявителем копии выписки о движении средств КФ ОДО, размещенных на специальном банковском счете N 40703810001850000075, открытом в АО АЛЬФА-БАНК, за период с 01 апреля 2022 по 31 июня 2022, остаток по специальному банковскому счету на конец периода составляет 76 109 788.95 руб. (с учетом %, полученных Ассоциацией СРО АУКЦИОН от размещения таких средств).
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Заявителя по адресу: www.sroaukcion.ru, КФ ВВ сформирован решением общего собрания членов НП СРО "Межрегионстройконтроль" (он же Ассоциация СРО АУКЦИОН - до переименования) от 29 июня 2017, решение о формировании КФ ОДО принято 28 июня 2017 Президиумом НП СРО "Межрегионстройконтроль" (протокол N 731-С).
В соответствии с ч.12 ст.3.3 191-ФЗ, средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств КФ, зачисляются в КФ ОДО, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в КФ ВВ, за исключением случая, предусмотренного частью 13 указанной статьи.
Таким образом, КФ ВВ должен был быть сформирован Заявителем из взносов действующих членов, которые приняли участие в формировании КФ ВВ Заявителя на основании представленных ими документов. Средства КФ Заявителя, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в Ассоциации СРО АУКЦИОН, доходы, полученные от размещения средств КФ, должны были быть зачислены Заявителем в КФ ОДО.
Учитывая вышеизложенное, заинтересованное лицо пришло к правомерному выводу, что заявителем не подтверждено размещение средств КФ ВВ в соответствии с требованиями, установленными ст.55.16-1 ГрК РФ в размере 6 872 457.31 руб. (75 000 000.00 - 68 127 542.69 (актуальный размер КФ ВВ)).
Как следствие, недостаток средств КФ ВВ заявителя составляет не менее 6 872 457.31 руб.
Между тем согласно части 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с данным Кодексом, члены саморегулируемой организации, указанные в частях 7 - 9 той же статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях его увеличения в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и части 1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ Ассоциация "Национальное объединение строителей" является корпоративной некоммерческой организацией на основе обязательного членства. При этом законодательство Российской Федерации, определяющее правовое положение Ответчика, не содержит норм, на основании которых Ответчик отнесен к организациям, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, связанными с прекращением деятельности некоммерческой организации в качестве саморегулируемой организации. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-244514/2015.
Согласно части 1 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям статьи 23 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций" государственный надзор в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Подготовка и утверждение заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется Ассоциацией "Национальное объединение строителей" на основании пункта 7 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации и указанное заключение только отображает несоответствие саморегулируемой организации требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, но не лишает некоммерческую организацию статуса саморегулируемой организации. Кроме того, заключение Ответчика представляет из себя доказательство, используемое органом надзора за саморегулируемыми организациями, для принятия окончательного решения, само по себе не устанавливает каких-либо обязанностей в отношении Истца.
Оспариваемые Заявителем уведомление является механизмом реализации функции Ответчика предусмотренных ч.10 и 11 ст.55.20 ГрК РФ, которые предусматривают истребование от саморегулируемой организации необходимой документации и пояснений, дачу оценки документов и доводов саморегулируемой организации, предоставление возможности в установленные в уведомлении сроки исправить выявленные нарушения и только после истечения этого срока дать оценку и на ее основе реализовать право на составление Заключения о наличии или отсутствии оснований для исключения саморегулируемой организации из реестра с последующим направлением данного заключения в орган осуществляющий государственный надзор (РОСТЕХНАДЗОР), оспариваемое Заявителем уведомление не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
Суд пришел к верному выводу об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Доводы заявителя о недействительности оспариваемого уведомления не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ одной из функций Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, является, в том числе, подготовка и утверждение заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Частью 10 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ прямо предусмотрено, что в случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении в указанные в данном уведомлении сроки, а также направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что АО "НОС" исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования Ассоциация СРО "Аукцион" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2022 по делу N А40- 200299/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200299/2022
Истец: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА "АУКЦИОН", Ассоциация СРО "Аукцион"
Ответчик: АО "НОС", АССОЦИАЦИЯ "ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО"