г. Москва |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А40-128519/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 по делу N А40-128519/22 (144-909)
по заявлению ООО "Лог-Про"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Галичина И.С. по дов. от 25.04.2022; |
от ответчика: |
Митряшкин В.В. по дов. от 13.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛОГ-ПРО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - таможня) от 18.03.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009100/141221/3008916.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268, 269, 271 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, 14.12.2021 в целях таможенного оформления товаров, поступивших на территорию РФ на основании Соглашения N 21- 05 от 01.08.2021, заключенного между ООО "ЛОГ-ПРО" (РФ) и "АТОМIС AUTO SPARE PARTS TRADING LLC." (Объединенные Арабские Эмираты), Общество, выступая в качестве декларанта, по системе электронного декларирования на Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни подало ДТ N 10009100/141221/3008916.
Таможенному оформлению по указанной декларации подлежали товары N 1-54 иностранного происхождения: масла моторные, гидравлические, трансмиссионные, присадки для моторного масла; тормозные жидкости; смазки молибденовая и универсальная; изделия из трикотажа торговой марки "REDLINE OIL".
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена Обществом по первому методу определения таможенной стоимости, т.е. по цене сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленных сведений по таможенной стоимости товаров ООО "ЛОГ-ПРО" таможенному органу были представлены следующие документы: согласно графе 44 ДТ N 10009100/141221/3008916, а также Дополнению к ней:
- международная товарно-транспортная накладная N LV-202/02 от 26.11.2021;
- Соглашение N 21-05 от 01.08.2021;
- инвойс N 2021-02RU от 19.08.2021;
- договор на оказание транспортно-эспедиторских услуг N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021;
- счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров N ЛП002 от 30.11.2021;
- письмо об отсутствии страхования;
- иные документы, необходимые для производства таможенного оформления товаров.
При проведении документального контроля рассматриваемой декларации на товары до их выпуска таможенным органом был сделан вывод о том, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Данный факт явился основанием для направления Акцизным специализированным таможенным постом (ЦЭД) Центральной акцизной таможни в адрес ООО "ЛОГ-ПРО" Запроса от 21.12.2021 о предоставлении документов.
Таможенным органом произведен расчет размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, размер которого составил 1 180 614,26 рублей. Обеспечение уплаты в указанном размере внесено ООО "ЛОГ-ПРО" по таможенной расписке.
В ответ на Запрос от 21.12.2021 ООО "ЛОГ-ПРО" письмом N 070222-01 от 07.02.2022 в установленные сроки с использованием специализированных программных средств в электронной форме в полном соответствии с требованиями Приказа ФТС России от 17.09.2013 N 1761 представило дополнительно запрошенные таможенным органом документы и сведения, а именно:
- Письменные пояснения по существу заданных таможенным органом вопросов;
- Соглашение N 21-05 от 01.08.2021;
- Прайс-лист производителя N B/N;
- Инвойс N 2021-02RU от 19.08.2021;
- Инвойс (счет-фактура) за перевозку/погрузку No ЛП002 от 30.11.2021;
- CMR LV-202/02 от 26.11.2021;
- -SWIFT BND1031051321286 от 13.05.2021;
- Заявление на перевод N 44 от 13.05.2021;
- Карточка счета 60.21 за 14.12.2021;
- Карточка счета 90 за 27.12.2021;
- Карточка счета 90 за 29.12.2021;
- Карточка счета 41 за 09.04.2021;
- Карточка счета 60 за 09.04.2021;
- Карточка счета 90 за 09.04.2021;
- Карточка счета 90 за 15.07.2021;
- Карточка счета 90 за 16.04.2021;
- Карточка счета 90 за 19.04.2021;
- Карточка счета 90 за 20.09.2021;
- Договор на оказание ТЭУ N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021;
- Письмо об отсутствии страхования N б/н от 19.08.2021;
- Техническое описание товаров N бн от 09.12.2021;
- Договор поставки N 2016-04 от 06.04.2016;
- Договор N б/н от 12.01.2018;
- УПД N 20210416-01 от 16.04.2021;
- УПД N 20211227-03 от 27.12.2021;
- УПД N 20210715-01 от 15.07.2021;
- УПД N 20210409-02 от 09.04.2021.
23.02.2022 таможенным постом в адрес ООО "ЛОГ-ПРО" направлен дополнительный Запрос документов и сведений.
В ответ на Запрос от 23.02.2022 ООО "ЛОГ-ПРО" письмом N 040322-01 от 04.03.2022 предоставило дополнительные документы и сведения, а именно:
- Пояснения по существу заданных вопросов;
- Запрос N 240222-01 от 24.02.2022;
- Ведомость банковского контроля 21120016/2209/0050/2/1 от 01.12.2021;
- Инвойс (счет-фактура) за перевозку/погрузку N ЛП002 от 30.11.2021;
- Заявка на перевозку N 02RU от 16.07.2021;
- Платежное поручение по оплате транспортных услуг N 54 от 09.02.2022.
18.03.2022 Акцизным таможенным постом (ЦЭД) Центральной акцизной таможни принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/141221/3008916. Таможенная стоимость скорректирована таможенным органом по 6 (резервному) методу определения таможенной стоимости.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со ст.289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости в порядке и формах, установленных разделом VI ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Порядок проверки документов и сведений при проведении таможенного контроля таможенной стоимости до выпуска товаров установлен статьями 324, 325 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС, при проведении контроля таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов 4 и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
По правилам пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
Отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;
Продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
Никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
Покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Исходя из представленных в материалы дела документов, на момент декларирования товаров по спорной ДТ Заявитель отвечал всем четырем требованиям в целях применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, что таможенным органом опровергнуто не было.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене и дополнительных начислениях к цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях по поставки и оплате товара.
На основании пункта 8 Постановления Пленума ВС РФ N 49, при оценке соблюдения декларантом требований о документальном подтверждении заявленной таможенной стоимости следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ N 49, выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС (абзац 1 пункта 11 Постановления Пленум ВС РФ N 49).
В обоснование оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/141221/3008916, Ответчиком указано, что таможенной стоимость товаров, заявленная декларантом по ДТ, и сведения, относящиеся к её определению, не основываются на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации.
Вместе с тем, признавая указанные выводы необоснованными, суд исходит из следующего.
Довод таможенного органа о том, что декларант не представил ни одного документа от продавца и производителя товаров, является необоснованным в связи со следующим.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
В связи с этим судам следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10009100/141221/3008916, ООО "ЛОГ-ПРО" таможенному органу представлены документы, имеющиеся в его распоряжении, подтверждающие действительное приобретение товара по согласованной сторонами цене.
В частности, таможенному органу представлено Соглашение N 21-05 от 01.08.2021, заключенное между ООО "ЛОГ-ПРО" (РФ) и "АТОМIС AUTO SPARE PARTS TRADING LLC" (Объединенные Арабские Эмираты).
В соответствии с п.2.1 Соглашения N 21-05 от 01.08.2021 Поставщик ("АТОМIС AUTO SPARE PARTS TRADING LLC") продает и поставляет Заказчику (ООО "ЛОГПРО"), а Заказчик покупает и принимает от Поставщика товар согласно Спецификациям, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Покупная стоимость, которую Заказчик обязан уплатить Поставщику, подсчитывается в соответствии с ценами, установленными в Спецификации. Общая стоимость товаров, поставленных по настоящему Соглашению, не может превышать 49 661,40 долл. США (п.3.1).
Сопроводительным письмом N 07022-01 от 07.02.2022 таможенному органу сообщалось, что согласование ассортимента, количества и цены товара происходило посредством электронного общения, данным письмом представлены Спецификация N 1 к Соглашению N 21-05 от 01.08.2021, а также Инвойс N 2021-02RU от 19.08.2021.
Довод таможенного органа о том, что Обществом не представлены документы по оплате товара является необоснованным, поскольку инвойс N 2021-02RU от 19.08.2021 содержит указание на условия оплаты по Соглашению N 21-05 от 01.08.2021: 180 дней после доставки товара.
В данном случае 180 дней после доставки товара это согласованное сторонами условие оплаты поставленного товара, а не отсрочка, как утверждает таможенный орган. Отсрочка платежа - это способ погашения задолженности, при котором её внесение в полной сумме переносится на срок более поздний, чем указанный в договоре. Отсрочка платежа не предусмотрена Соглашением N 21-05 от 01.08.2021.
Соответствующие пояснения даны ООО "ЛОГ-ПРО" сопроводительным письмом N 07022-01 от 07.02.2022.
Сопроводительным письмом N 40322/01 от 04.03.2022 таможенному органу представлена ведомость банковского контроля по контракту от 01.12.2021.
Кроме того, Обществом таможенному органу представлен прайс-лист продавца товаров. Цены, указанные в прайс-листе, являются оптовыми и зависят от объема поставок. Информация, содержащаяся в прайс-листе, может являться справочной либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами.
Вместе с тем, как отметил Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 05.03.2019 по делу N А40-126626/18, "прайс-лист производителя не относится к документам, выражающим ценовое содержание сделки, не относится к обязательным документам, представляемым вместе с ДТ, и представляется в случае, если представленных документов недостаточно для принятия решения в отношении заявленной стоимости согласно пункту 2 Перечня документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость. _. С наличием либо отсутствием публичной оферты не связаны основания, исключающие применение основного метода оценки таможенной стоимости, установленного пунктом 1 статьи 4 Соглашения".
Документы, подтверждающие, что товары принадлежат Продавцу на праве собственности, а также калькуляция себестоимости продукции с указанием всех компонентов затрат в распоряжении ООО "ЛОГ-ПРО" отсутствуют в силу обычаев делового оборота. Соответствующие пояснения даны Сопроводительными письмами N 070222-01 от 07.02.2022, N 040322-01 от 04.03.2022.
Документы, отражающие включение коммерческой выгоды Продавца и всех понесенных им расходов по доставке товаров, не могли быть представлены Обществом в силу распределения обязанностей между продавцом и покупателем товаров в соответствии с международными правилами толкования терминов Инкотермс (2010).
Так, в соответствии с п.4.1 Соглашения N 21-05 от 01.08.2021 поставка всего товара осуществляется на условиях EXW (Инкотермс-2010). Согласно сведениям, содержащимся в гр.20 ДТ N 10009100/141221/3008916, а также сведениям в Инвойсе N 2021-02RU от 19.08.2021 условиями поставки товаров стороны установили EXWBenicia.
Согласно правилам Инкотермс (2010) по условию EXW продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. По базису поставки EXW покупатель несет все риски и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения.
Перевозка товаров, заявленных по ДТ N 10009100/141221/3008916, осуществлялась ООО "ЭСТМА" на основании Договора транспортной экспедиции N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021, заключенного с ООО "ЛОГ-ПРО".
В соответствии с подп.1 п.1 ст.40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе, расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относится вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров.
В заявляемую таможенную стоимость на условиях поставки EXW помимо цены товаров подлежат включению транспортные и иные расходы по их перевозке (транспортировке) с территории продавца до места их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
В целях подтверждения стоимости перевозки, подлежащей включению в таможенную стоимость товаров, ООО "ЛОГ-ПРО" таможенному органу представлены:
- Договор транспортной экспедиции N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021;
- Заявка на перевозку N 02RU от 16.07.2021;
- Счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров N ЛП002 от 30.11.2021;
- Платежное поручение по оплате перевозки N 54 от 09.02.2022;
- Письмо об отсутствии страхования груза.
Заявка на перевозку N 02RU от 16.07.2021, содержащая информацию о транспортных тарифах вопреки доводу таможенного органа представлена Сопроводительным письмом N 40322-01 от 04.03.2022.
В соответствии с п.3.3 Договора транспортной экспедиции N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021 тарифы на услуги Экспедитора/стоимость оказываемых услуг согласовываются сторонами Договора для организации каждой перевозки отдельно и указываются в Заявке.
Согласно Заявке на перевозку N 02RU от 16.07.2021 при осуществлении рассматриваемой перевозки сторонами Договора согласованы следующие тарифы:
- транспортировка по маршруту USA, Benicia -граница Таможенного союза - 2045 USD;
- граница Таможенного союза - склад получателя, Московская область - 791,50 USD.
Сведения о стоимости транспортировки, отраженные в Заявке на перевозку N 02RU от 16.07.2021, полностью соответствуют сведениям, указанным в счетефактуре на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров N ЛП002 от 30.11.2021. Противоречий в представленных документах не имеется.
В тексте оспариваемого Решения от 18.03.2022 таможенным органом указано, что в счете-фактуре на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров N ЛП002 от 30.11.2021 не отражено конкретное место на границе ЕАЭС, что не позволило оценить достоверность величины затрат, включенных в таможенную стоимость товаров.
В отношении указанного довода суд указывает следующее.
Как пояснил заявитель, счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров N ЛП002 от 30.11.2021 представлен таможенному органу в том виде, в котором он получен ООО "ЛОГ-ПРО" от компании экспедитора.
При этом согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований п. 10 ст.38 ТК ЕАЭС.
Ввоз в РФ товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами - членами Союза, и вывоз из Российской Федерации товаров, убывающих на территории таких государств, должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, указанных в статье 10 Кодекса Союза, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), во время работы таможенных органов (ст.11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов (п.2 ст. 10 ТК ЕАЭС).
Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия (п.4 ст.10 ТК ЕАЭС).
Таможенный пост МАПП Бурачки (гр.29 ДТ N 10009100/141221/3008916), участок российско-латвийской границы, является автомобильным пунктом пропуска через государственную границу РФ (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2017 N 2665-р "О перечне пунктов пропуска через государственную границу РФ"), следовательно, является местом прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 N 160 утвержден Порядок заполнения декларации таможенной стоимости.
В соответствии с п.29 указанного Порядка в графе 17 ДТС-1 указывается в валюте государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары, величина расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза или до иного места, определенного Комиссией.
В наименовании графы 17 указывается место прибытия ввозимых товаров на таможенную территорию Союза или иное место, определенное Комиссией, расходы на перевозку (транспортировку) до которого добавляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, а если разделение расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза или до иного места, определенного Комиссией, и от места прибытия или от иного места, определенного Комиссией, не подтверждено документально, - место назначения ввозимых товаров на таможенной территории Союза.
Таким образом, ООО "ЛОГ-ПРО" в графе 17 бланка ДТС-1 ДТ N 10009100/141221/3008916 в полном соответствии с вышеприведенными нормами заявлены сведения о месте прибытия товаров на таможенную границу ЕАЭС - ТП МАПП Бурачки.
В структуру таможенной стоимости товаров подлежат включению расходы на перевозку товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Руководствуясь данной нормой, ООО "ЛОГ-ПРО" на основании счета-фактуры на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров N ЛП002 от 30.11.2021, выставленного ООО "Эстма", правомерно включило в структуру таможенной стоимости расходы на транспортировку товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (маршрут перевозки USA, Benicia -граница Таможенного союза (МАПП Бурачки) в размере 2 045 USD, распределенные соответственно весу брутто товаров.
Затрат на перевозку товара, понесенных в ином размере, чем заявлено Обществом в ДТС-1, таможенным органом не установлено.
По доводу таможенного органа о выявленных несоответствиях в экспортной декларации N Х20210715261423 от 16.07.2021 и иных товаросопроводительных документах ООО "ЛОГ-ПРО" поясняет следующее.
Условия поставки EXW "Ех Works" named place или "Франко завод" (Франко склад) указанное название места (дословный перевод "Самовывоз") означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте (например: на заводе, фабрике, складе, магазине и т.п.). Данное условие возлагает минимальные обязанности на продавца, покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения.
Условия поставки, согласованные Соглашением N 21-05 от 01.08.2021, заявлены в ДТ N 10009100/141221/3008916, как EXW-Benicia.
Согласно Заявке на перевозку N 02RU от 16.07.2021 транспортировка товаров осуществлялась несколькими видами транспорта: морским и автомобильным (мультимодальная перевозка).
Анализ представленных документов (Заявки на перевозку N 02RU от 16.07.2021 и экспортной декларации N Х20210715261423 от 16.07.2021) позволяет установить маршрут следования груза.
От предприятия продавца в г. Бениша (Benicia), штат Калифорния, США, товар прибыл морским видом транспорта (гр.3 экспортной декларации содержит информацию о номере коносамента MEDU4905710) в Ригу, Латвия. В Риге товар перегружен (гр.12 экспортной декларации "port of unloading (порт перегрузки) Riga, Latvia") на наземный (автомобильный) транспорт. Далее до склада получателя товар следовал по CMR -накладной N LV-202/02 от 26.11.2021, оформленной в соответствии с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.).
Экспортная декларация N Х20210715261423 от 16.07.2021 представлена таможенному органу в том виде, в котором она получена от компании-экспедитора ООО "ЭСТМА", в обязанности которой по условиям п.2.1.6 Договора транспортной экспедиции N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021 входит организация прохождения таможенных и иных формальностей в отношении груза.
В соответствии с п.2.1.4 Договора транспортной экспедиции N DK-03/2021-CUS от 12.01.2021 Экспедитор (ООО "ЭСТМА") обязуется заключать соответствующие договоры с российскими и иностранными транспортными, транспортно-экспедиторскими организациями и другими организациями на перевозку, транспортно-экспедиционное обслуживание грузов и оказание иных услуг, необходимых для исполнения Экспедитором обязательств по настоящему Договору.
Таким образом, в экспортной декларации N Х20210715261423 от 16.07.2021 содержаться сведения о привлеченном к перевозке экспедиторе компании AUTICO INTERNATIONAL LLC.
В силу пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, если представленные в соответствии с указанной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного 2 абзацем пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.
Пунктом 11 Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 установлено, что при проведении дополнительной проверки таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
В целях надлежащей реализации права декларанта на предоставление документов, сведений и пояснений таможенный орган в соответствии с п. 15 ст.325 ТК ЕАЭС извещает его об основаниях, по которым предоставленные документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (идентичных, однородных) товаров, контрагентов декларанта, иных государственных органов, таможенных органов иностранных государств, транспортных и страховых компаний и т.п.).
В порядке реализации положений п.2 ст.313, п.15 ст.325 ТК ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Рассматривая споры, связанные с результатами таможенного контроля таможенной стоимости, начатого до выпуска товаров, включая споры о возврате таможенных платежей в связи с несогласием плательщика с результатами таможенного контроля, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 Таможенного кодекса вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля (п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49).
В рассматриваемом случае на этапе таможенного контроля таможенным органом пояснений относительно сведений, содержащихся в экспортной декларации и иных товаросопроводительных документах, у ООО "ЛОГ-ПРО" не запрашивалось (Запрос от 23.02.2022).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представленные Заявителем в обоснование применения первого метода документы и сведения не содержат признаков недостоверности, а таможенный орган не доказал наличия оснований, препятствующих применению основного метода при определении таможенной стоимости товара.
При этом, факт перемещения указанных в ДТ товаров и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового договора таможенным органом не оспаривается.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила, равно как не представила доказательства невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Суд отмечает, что полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости.
Таким образом, выводы должностных лиц таможни о невозможности принятия таможенной стоимости товара "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", противоречат представленным ООО "ЛОГ-ПРО" документам, сведениям и пояснениям, не основаны на Законе, не мотивированы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 N 13643/04, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой непротиворечащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ N 49, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС, судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Таможенный орган аргументированно и нормативно обосновано не указал, что сведения, заявленные декларантом, являются недостоверными и какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости им были установлены. Таким образом, таможня не доказала невозможность применения первого метода.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ООО "ЛОГ-ПРО", соблюдая требования таможенного законодательства, подало все необходимые документы для подтверждения таможенной стоимости товара по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также надлежащим способом оформило ТД, в этой связи таможенный орган необоснованно принял решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009100/141221/3008916.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 по делу N А40-128519/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128519/2022
Истец: ООО "ЛОГ-ПРО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ