г. Челябинск |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А76-35325/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Калашника С.Е., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2022 по делу N А76-35325/2022.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Кудюрова Светлана Николаевна (паспорт),
отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - Агафонова К.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом).
Индивидуальный предприниматель Кудюрова Светлана Николаевна (далее - заявитель, ИП Кудюрова С.Н., предприниматель, страхователь) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, страховщик) о признании незаконным решения от 14.07.2022 N 740022280000196 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, решение Фонда от 14.07.2022 N 740022280000196 признано недействительным, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени и средний заработок исчисляется из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), то размер пособия в указанном случае определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В судебном заседании заявитель ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
16.01.2023 от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае подлежат применению положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии со статьей 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда (часть 2).
Со дня создания Фонда территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Согласно части 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Правопреемство в материальном правоотношении влечет за собой процессуальное правопреемство.
В силу части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 реорганизовано в форме присоединения к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, с образованием Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01.01.2023.
Соответственно, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области вступило в рассматриваемые правоотношения, что является основанием для процессуального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стороне ответчика, государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит замене его правопреемником - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт от 07.06.2022 N 740228000192 и вынесено решение от 14.07.2022 N 740022280000196 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 55 077,36 рублей.
В ходе проверки фондом установлено, что страхователь неправильно исчислил пособие по беременности и родам по застрахованному лиц Рыковой Анне Максимовне на основании листков нетрудоспособности N 910065255324, N 910072134228 за период с 04.05.2021 по 06.10.2021, всего 156 дней.
Согласно трудовому договору Рыкова A.M. принята на должность преподавателя английского языка с 01.03.2012, в период с 15.08.2018 по 03.05.2021 Рыкова A.M. находилась в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком, соответственно заработную плату не получала.
Согласно табелю учета рабочего времени за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 фактически отработанное время Рыковой A.M. составило 252 часов, норма часов составляет - 931 часов, поэтому коэффициент трудового участия застрахованного лица составил 0,27 ставки.
Таким образом, по мнению Фонда, размер пособия по беременности и родам для застрахованного лица должен составлять 20 370,48 руб., фактически страхователь исчислил и выплатил пособие в сумме 75 447,84 руб., переплата пособия за счет средств территориального фонда социального страхования составила 55 077,36 рублей.
Несогласие заявителя с выводами Фонда явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для пропорционального определения размера произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения, исходя из продолжительности отработанного застрахованным лицом времени, у Фонда не имелось.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как установлено пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (часть 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (подпункт 4 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства, установлено и пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной не трудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и не подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 названной статьи, на 730.
Как следует из материалов дела, пособие по беременности и родам застрахованному лицу в размере 75 447,84 рублей определено страхователем за период с 04.05.2021 по 06.10.2021 (140 дней + 16 дней).
На момент наступления страхового случая - отпуска застрахованного лица по беременности и родам с 04.05.2021, застрахованное лицо трудовую деятельность не осуществляло, в связи с чем страхователь рассчитал пособие исходя из МРОТ (+15% уральский коэффициент), то есть 12 792 рубля, что составило 75 447,84 рубля (т.1, л.д. 17-18).
Фонд полагает, что с учетом отработанного времени застрахованным лицом при сопоставлении с полной ставкой, коэффициент его трудового участия составляет 0,27 ставки, соответственно, расчет пособия по беременности и родами необходимо произвести исходя из МРОТ (+15% уральский коэффициент), но пропорционально отработанному рабочему времени застрахованным лицом, то есть 3 453,84 рубля (12 792 руб. х 0,27 ставки), что составило 20 370,48 рублей, в связи с чем переплата пособия составила 55 077,36 рублей (75 447,84 - 20 370,48).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неправильном толковании Фондом норм действовавшего законодательства на момент определения страхователем размера пособия по беременности и родам застрахованному лицу.
Пунктом 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375) (действовало на момент наступления страхового случая), предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 указанного Положения во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
В пунктах 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 15 (3) данного Положения в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Согласно пункту 16 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения.
Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Применительно к доводу Фонда о необходимости определения среднего заработка пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
С учетом правил расчета среднего дневного заработка, изложенных в части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пунктах 15 и 16 Положения N 375, средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам в рассматриваемом случае подлежал определению путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов отработал работник в течение недели.
При этом, положения абзаца 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в силу которых, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица) не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Такое толкование указанной нормы Закона N 255-ФЗ соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 27.07.2016 N 309-КГ15-4727, от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206, от 16.07.2020 N 301-ЭС20-2819, от 25.03.2020 N 301-ЭС20-2819 и N 301-ЭС20-2818 и от 03.03.2020 N 201-ЭС20-406.
При таких обстоятельствах, оснований для пропорционального определения размера произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения за период с 04.05.2021 по 06.10.2021, исходя из продолжительности отработанного застрахованным лицом в этот период рабочего времени, у Фонда не имелось.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решения Фонда.
В апелляционной жалобе Фонд также приводит ссылки на положения частей 6.1 - 6.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, введенные Федеральным законом от 29.12.2020 N 478-ФЗ и применяемые при исчислении пособий за период временной нетрудоспособности, приходящийся на период начиная с 01.01.2021.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что решение Фонда от 14.07.2022 N 740022280000196 на приведенных нормах Закона N 255-ФЗ не основано, соответствующие доводы заявлены Фондом только в суде апелляционной инстанции.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство по делу N А76-35325/2022 на стороне ответчика: государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заменить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2022 по делу N А76-35325/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35325/2022
Истец: ГУ ЧРО ФСС РФ, Кудюрова Светлана Николаевна
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ Челябинский филиал N2, Отделение фонда пенсионного и социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ