город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2023 г. |
дело N А32-32995/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.12.2022 по делу N А32-32995/2022
по заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580)
к обществу с ограниченной ответственностью "АВТОАЛЬЯНС" (ИНН 2310178439,
ОГРН 1142310005694)
о досрочном прекращении свидетельства об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства муниципального образования город Краснодар (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автоальянс" (далее - ООО "АВТОАЛЬЯНС", общество) о досрочном прекращении действий свидетельств об осуществлении регулярных перевозок в границах муниципального образования г. Краснодара серии 000001 N 000134 от 14.08.2018, действующего до 11.11.2024, маршрут N 151А "Краснодарская ТЭЦ - Комсомольский микрорайон - поселок Лорис".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар
обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы департамент транспорта ссылается на то обстоятельство, что прекращение осуществления ООО "Автоальянс" регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 151А не повлечёт прекращения вида экономической деятельности общества, поскольку согласно Реестру маршрутов, находящемуся в открытом доступе в сети Интернет (https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/upravlenie-transporta/reestry/), ООО "Автоальянс" осуществляет регулярные пассажирские перевозки по другим маршрутам, а именно по маршрутам N 21 "Сквер "Дубинский" - посёлок Краснодарский", N 102А "Краснодарская ТЭЦ - НСТ "Дружба", N 155А "Бальнеолечебница - садоводческое товарищество "Кубанская Нива", N 187А "Комсомольский микрорайон - посёлок Дружелюбный". Судом первой инстанции не учтено, что ООО "Автоальянс", как победитель открытого конкурса на право осуществления перевозок, взяло на себя обязательство обеспечить осуществление перевозки по маршруту N 151А, автобусами с экологическим классом не ниже ЕВРО 5, оборудованными системой кондиционирования в транспортном средстве, о чём указано в карте маршрута. При этом взятые на себя обязательства ООО "Автоальянс" надлежащим образом не исполнило, что повлекло за собой неоднократное привлечение общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Автоальянс" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой истанции.
Как установлено судом первой инстанции, согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок, в границах муниципального образования город Краснодар перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - маршрут) N 151А "Краснодарская ТЭЦ -Комсомольский микрорайон - посёлок Лорис" осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Так, департаментом транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 220-ФЗ ООО "Автоальянс" выдано свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 151А серии 000001 N 000038 сроком действия с 12.11.2017 по 11.11.2024.
В связи с тем обстоятельством, что в маршрут N 151А вносились изменения, ранее выданное свидетельство переоформлено обществом.
В настоящее время ООО "Автоальянс" осуществляет перевозки по маршруту N 151А на основании свидетельства серии 000001 N 000134 от 14.08.2018, действующего до 11.11.2024.
За 2022 год в департамент транспорта поступило два постановления о назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ в отношении ООО "Автоальянс" при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 151А.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных департаментом транспорта требований, обоснованно принимая во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ на уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, возложена обязанность по обращению в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного в течение одного года привлечения юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Департамент транспорта в соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением Городской думы Краснодара от 26.12.2017 N 46, является уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 20 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Согласно Реестру, к перевозкам по следующим маршрутам допускаются транспортные средства со следующими характеристиками по маршруту N 151А:
- автобусы среднего класса в количестве 6 единиц, имеющие в салоне электронное табло, автоматического отображения информации; оборудование для звукового (речевого) объявления остановок и другой информации в автоматическом или другом режиме; имеющие в наличии систему электронной автоматической оплаты проезда; имеющие в наличии систему активной безопасности (наличие антиблокировочной системы тормозов (ABS и модификации); имеющие в наличии систему, препятствующую движению при открытых дверях и (или) люках багажного отделения; имеющие в наличии систему кондиционирования, установленную иной организацией; имеющие в наличии оборудование, сопряжённое с региональной системой мониторинга спутниковой навигации ГЛОЕАСС или ГЛОНАСС /GPS; год выпуска транспортных средств не ранее 2014 года; общая вместимость транспортных средств не менее 51 чел.; экологический класс транспортных средств Евро 5 и выше; максимальный срок эксплуатации транспортных средств не старше 5 лет.
В карте маршрута регулярных перевозок в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ отражаются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ перевозчику ООО "Автоальянс" к свидетельству выдана карта маршрута, в котором в том числе содержаться характеристики, предусмотренные реестром.
Из представленных заявителем доказательств следует, что в отношении общества в 2022 году уполномоченным органом были вынесены постановления о назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регулярных перевозок, по маршруту N 151А, а именно:
- постановление от 09.06.2022 N 02220713 в отношении ООО "Автоальянс" о назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ, согласно которому 31.05.2022 в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320302-11 с государственным регистрационным знаком АК 658 23, используемом при осуществлении перевозок по маршруту N 151 А, отсутствовала система кондиционирования, что не соответствует сведениям, отражённым в карте маршрута;
- постановление от 09.06.2022 N 02220714 в отношении ООО "Автоальянс" о "назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ, согласно которому экологический класс транспортного средства марки ПАЗ 320302-11 с государственным регистрационным знаком АА 695 23, используемом при осуществлении перевозок по маршруту N 151А, ниже ЕВРО 5, что не соответствует сведениям, отражённым в карте маршрута.
Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент обращения департамента в суд с рассматриваемым заявлением, общество было привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Судом правомерно отклонены доводы общества о том, что представленные заявителем постановления о привлечении к административной ответственности общества за 2022 год в полном объеме отменены, ввиду следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2022 по делу N А32-28364/2022 постановление от 09.06.2022 N 02220713 изменено в части назначения наказания путем замены административного штраф на предупреждение.
В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ предупреждение является одним из видов административных наказаний, в связи с чем изменение постановления МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в части замены административного штрафа на предупреждение не отменяет действие названного постановления и соответственно не исключает факта привлечения ответчика по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ на основании данного постановления.
Также решением суда от 01.09.2022 постановление МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 09.06.2022 N 02220714 признано не подлежащим исполнению в части назначения административного штрафа в размере 20 000 рублей, при этом данное постановление не было признано незаконным. Постановление МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 09.06.2022 N 02220714 не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьей 3.2 КоАП РФ, то есть в части оплаты административного штрафа, при этом освобождение ответчика от исполнения названного постановления на юридическую силу данного акта не влияет и соответственно не исключает факта привлечения ответчика по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ на основании указанного постановления.
На основании изложенного, ответчик в I полугодии 2022 года при осуществлении им перевозок по маршруту N 151А дважды привлечён к административной ответственности, предусмотренной части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Данные правонарушения сами по себе не являются основанием для прекращения действия свидетельств, но могут учитываться при решении вопроса о применении к обществу такой меры, как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
При рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства на основании пункта 2 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ суду необходимо не только формально установить факт привлечения лица к административной ответственности, но и оценить существенность допущенных перевозчиком нарушений, за совершение которых он привлечен к административной ответственности, и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как прекращение действия свидетельства.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанные выявленные нарушения являются незначительными и устранимыми, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры как прекращение действия свидетельства по заявленным департаментом маршрутам.
Исходя из определения понятия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
С учетом анализа постановлений о назначении административного наказания, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствует о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства.
Исходя из положений пункта 2 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ факт привлечения лица к ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является безусловным основанием для прекращения действия свидетельства в судебном порядке.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании действия свидетельства по маршруту N 151А.
Из изложенного следует, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок является правом, а не обязанностью суда и применяется в качестве крайней меры воздействия по итогам исследования всех обстоятельств дела.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что такая мера административного воздействия как прекращение действия свидетельства по маршруту N 151А, является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного обществом деяния.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании действия свидетельств по маршруту N 151А.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок в судебном порядке является крайней мерой воздействия на перевозчика и может применяться исключительно в случаях, установленных законом.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что выявленные нарушения являются существенными, причинили значительный ущерб публичным интересам и привели к каким-либо иным неблагоприятным последствиям, заявитель в материалы дела не представил.
Апелляционным судом исследован довод апелляционной жалобы со ссылкой на то обстоятельство, что прекращение осуществления ООО "Автоальянс" регулярных пассажирских перевозок по маршрутам N 151 А не повлечёт прекращения вида деятельности общества, поскольку согласно согласно Реестру маршрутов, находящемуся в открытом доступе в сети Интернет (https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/upravlenie-transporta/reestry/), ООО "Автоальянс" осуществляет регулярные пассажирские перевозки по другим маршрутам, а именно по маршрутам N 21 "Сквер "Дубинский" - посёлок Краснодарский", N 102А "Краснодарская ТЭЦ - НСТ "Дружба", N 155А "Бальнеолечебница - садоводческое товарищество "Кубанская Нива", N 187А "Комсомольский микрорайон - посёлок Дружелюбный".
Указанный довод был предметом исследования судом первой инстанции. Согласно представленному обществом свидетельству, ООО "Автоальянс" осуществляет регулярные пассажирские перевозки по другим маршрутам, а именно по маршрутам N 21 "Сквер "Дубинский" - посёлок Краснодарский", N 102А "Краснодарская ТЭЦ - НСТ "Дружба", N 155А "Бальнеолечебница - садоводческое товарищество "Кубанская Нива", N 187А "Комсомольский микрорайон - посёлок Дружелюбный".
В соответствии с представленной обществом справке, на маршруте N 102 А "Краснодарская ТЭЦ - НСТ "Дружба" - 1 график движения, на котором работает один автобус среднего класса; ежедневный минимальный убыток предприятия составляет 2 092,0 рублей в день.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, апелляционный суд соглашается с выводом об отсутствии оснований для применения такой меры административного воздействия как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2022 является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2022 по делу N А32-32995/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32995/2022
Истец: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г.Краснодар, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ООО "Автоальянс"