город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2023 г. |
дело N А32-44455/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.12.2022 по делу N А32-44455/2022
по протесту заместителя прокурора города Новороссийска
к административной комиссии при администрации муниципального образования
город Новороссийск
при участии третьего лица акционерного общества "Автономная
теплоэнергетическая компания"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к
административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Новороссийска Рыбалка А.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации муниципального образования г. Новороссийска (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия, административный орган) от 11.03.2022 N 11-03-230 о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Новороссийские тепловые сети".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что административным органом пропущен срок давности привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО "Автономная теплоэнергетическая компания" производило ремонтные работы подземных коммуникаций, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования г. Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, ул. Карла Маркса, д. 37.
17.01.2022 в ходе непосредственного обнаружения сотрудниками административной комиссии установлено, что общество не приняло мер к восстановлению элементов благоустройства - асфальтобетонного покрытия дороги при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования г. Новороссийск, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" N 608-КЗ от 23.07.2003 - нарушение Правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
04.02.2022 административной комиссией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 000295 по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (л.д. 28).
11.03.2022 административной комиссией в отношении общества принято постановление N 11-03-230, которым общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 руб.
(л.д. 31).
Считая указанное постановление необоснованным и нарушающим права и законные интересы общества, АО "АТЭК" обратилось с жалобой в Прокуратуру г. Новороссийск.
По результатам проверки соответствующего обращения заместителем прокурора г. Новороссийска Рыбалка А.А. вынесен протест от 09.06.2022 N 712-38-2022 на постановление Административной комиссии при администрации муниципального образования г. Новороссийска (л.д. 5-7).
В соответствии с указанным протестом, прокуратура просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности АО "АТЭК" в лице филиала "Новороссийские тепловые сети" по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Правила производства земляных работ на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденные Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила производства земляных работ), регулируют отношения в части повышения уровня благоустройства и внешнего облика городских территорий, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания населения (пункт 1.2 Правил производства земляных работ).
Правила производства земляных работ являются обязательными для предприятий всех форм собственности и принадлежности, выполняющих проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию надземных и подземных инженерных сетей и сооружений, дорожных покрытий и зеленых насаждений на территории муниципального образования город Новороссийск (пункт 1.4 Правил производства земляных работ).
В соответствии с пунктом 4.12.2 Правил производства земляных работ на территории муниципального образования г. Новороссийск работы по восстановлению дорожных покрытий должны производиться в срок не более 5 суток после засыпки траншеи.
На территории муниципального образования город Новороссийск действуют Правила благоустройства, которые устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Правила благоустройства обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новороссийск, а также граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Новороссийск.
Согласно пункту 32.1 Правил благоустройства, при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы.
Лица, допустившие нарушения Правил благоустройства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 56.3 Правил благоустройства).
Пунктом 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Санкция указанной нормы предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 17.01.2022 главным специалистом Управления контроля городского хозяйства администрации города Новороссийска Краснодарского края был составлен акт осмотра территории (объекта), в соответствии с которым было установлено, что по адресу: г. Новороссийск, ул. Карла Маркса, 37 общество не приняло мер к восстановлению элементов благоустройства - асфальтобетонного покрытия дороги при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования г. Новороссийск. Выявленное нарушение также зафиксировано на фототаблицах.
Доказательства принятия обществом мер, направленных на восстановление элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги) поврежденных при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования муниципального образования г. Новороссийск, в материалы дела не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что бездействие общества образует состав вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 20.01.2022 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 04.02.2022 в 09.10 часов, что обществом не оспаривается.
Согласно отчету об отслеживании почтового идентификатора N 35390564034761, 24.01.2022 уведомление вручено обществу.
Протокол об административном правонарушении от 04.02.2022 N 002295 составлен в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте составления в отношении него протокола об административно правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении была направлена обществу почтой.
Определением от 04.02.2022 N 61 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11.03.2022 в 15 час. 20 мин. Согласно представленному в материалы дела уведомлению, определение от 04.02.2022 N 61 получено обществом 22.02.2022.
На основании изложенного рассмотрение материалов проверки 17.01.2022 проведено при наличии доказательств надлежащего извещения общества.
Постановление от 11.03.2022 N 11-03-230 вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Таким образом, нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Довод общества о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, выявленное правонарушение относится к длящимся.
В данном случае правонарушение выявлено 17.01.2022, на момент составления протокола об административном правонарушении восстановительные работы обществом не проведены, иного в материалы дела не представлено. 11.03.2022 административной комиссией принято оспариваемое постановление.
Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Согласно положению статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом первой инстанции не было установлено оснований для замены назначенного обществу наказания на предупреждение, поскольку заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства. Кроме того, АО "АТЭК" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Основания для признания правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2022 по делу N А32-44455/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44455/2022
Истец: заместитель прокурора города Новороссийска Рыбалка А.А., Прокуратура г Новороссийска
Ответчик: Административная комиссия при Администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при Администрации муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК"