г. Саратов |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А57-25123/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ингредиенты успеха" (410080, г. Саратов, Сокурсткий тракт, д. б/н, лит "Б", оф. 14, ИНН 6453136106, ОГРН 1146453003663)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2022 года по делу N А57-25123/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ингредиенты успеха" (410080, г. Саратов, Сокурсткий тракт, д. б/н, лит "Б", оф. 14, ИНН 6453136106, ОГРН 1146453003663),
заинтересованные лица: Саратовская таможня (410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7), и.о. заместителя начальника Саратовской таможни Бобков Д.Г.,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Ингредиенты успеха" - Вязанкиной Т.В., по доверенности от 16.06.2021,
представителя Саратовской таможни - Рыбачок Е.П., по доверенности от 31.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Ингредиенты успеха" (далее - ООО "Ингредиенты успеха", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни (далее - административный орган) от 12.09.2022 N 10413000-573/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ингредиенты успеха", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Саратовской таможней в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Саратовской таможней установлено, что 26.10.2021 ООО "Ингредиенты успеха", являясь получателем товара и декларантом, при подаче на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни заявления N 10413070/261021/0000223 по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления товара - сливки без содержания молока "Prontalluso" 1 л, "Europea" 1 л, "Dulcinea Vanilla" 1 л, "Dulcinea" 1 л, "Dolce Green" 1 л, производитель: EUROCAS (Румыния), в нарушение Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730 и от 20 сентября 2021 г. N 534", допустило ввоз в РФ запрещенного товара.
По факту выявленных нарушений 12.08.2022 в отношении заявителя составлен протокол N 10413000-573/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Саратовской таможни от 12.09.2022 N 10413000-573/2022 ООО "Ингредиенты успеха" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями в силу положений подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно положениям частей 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении проверочных мероприятий таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560, проводимых в отношении ООО "Ингредиенты успеха", установлено, что 26.10.2021 на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни ООО "Ингредиенты успеха" в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" подано заявление о помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара - сливки без содержания молока "Prontalluso" 1 л, "Europea" 1 л, "Dulcinea Vanilla" 1 л, "Dulcinea" 1 л, "Dolce Green" 1 л, производитель: EUROCAS (Румыния).
Указанный товар классифицирован в подсубпозиции ЕТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 4.
Заявление зарегистрировано под номером 10413070/261021/0000223.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в международном почтовом отправлении N CО969421930RО от 23.08.2021 в соответствии с счет-проформой N ЕХ000040 от 20.08.2021 в качестве образцов для тестирования технологами предприятия из Румынии (страна происхождения Румыния).
В ходе изучения и анализа после выпуска товаров сведений, содержащихся в заявлении N 10413070/261021/0000223, предоставленных при таможенном декларировании документов, представленных по требованию таможенного органа документов, установлено, что товар N 1 заявления N 10413070/261021/0000223 по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 2106 90 980 4 подпадает под действие Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 560), Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730 и от 20 сентября 2021 г. N 534" (далее - Постановление N 778).
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами по 31.12.2022 установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.
Согласно приложению к Постановлению N 778 запрет на ввоз в Российскую Федерацию введен, в том числе, в отношении пищевых или готовых продуктов (за исключением биологически активных добавок; специализированной пищевой продукции для питания спортсменов; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе комплексных) из товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 4.
В рамках проводимых проверочных мероприятий ООО "Ингредиенты успеха" в своем письме в Саратовскую таможню от 09.06.2022 подтвердило, что ввезенный по заявлению N 10413070/261021/0000223 товар является сливками без содержания молока, страна производства Румыния.
Указанная страна - производитель, с 1 января 2007 года входит в состав стран Европейского Союза.
Таким образом, ООО "Ингредиенты успеха" допустило ввоз на территорию Российской Федерации товара, который по своему коду ТН ВЭД ЕАЭС, наименованию и характеристикам подпадает в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, происходящей в том числе из стран Европейского союза, в отношении которой Постановлением N 778 установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в августе 2021 года в адрес ООО "Ингредиенты успеха" от компании "EUROCAS" (зарегистрирована на территории Румынии) поступила почтовая посылка с образцами продукции. Данная продукция была направлена в адрес ООО "Ингредиенты успеха" в качестве образцов, для тестирования и внутреннего потребления технологами компании. При поступлении посылки с образцами на территорию Российской Федерации АО "Почта России" пояснила обществу, что выдача посылки адресату возможна только после получения согласования таможенного органа. ООО "Ингредиент успеха" обратилось в Саратовскую таможню и подало заявление о ввозе продукции N 19413070/261021/0000223, задекларировало получаемые образцы, предоставило дополнительный необходимый пакет документов. После получения декларации, Саратовским таможенным постом была разрешена выдача посылки адресату. Продукция была получена ООО "Ингредиенты успеха" 26.10.2021 после получения подтверждения таможенной службы о возможности получения посылки и получения разрешения. После получения посылки, вышеуказанная продукция ООО "Ингредиенты успеха" использована не была, так как за время хранения до момента получения были нарушены условия хранения и истек срок годности продукции. Продукция была утилизирована, в продажу и в переработку продукция не поступала.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 84 ТК ЕАЭС регламентированы права, обязанность и ответственность декларанта.
Так, согласно подпунктам 5, 6 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Из положений Постановления Конституционного суда России от 27 апреля 2001 N 7-П следует, что, вступая в правоотношения, общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Общество не приняло всех надлежащих мер для соблюдения установленных законодательством ЕАЭС и Российской Федерации норм и правил таможенного законодательства.
Общество также ссылается на тот факт, что после подачи ООО "Ингредиенты успеха" заявления на Саратовский таможенный пост с просьбой разрешить вскрыть под таможенным контролем международное почтовое отправление N CО969421930RО от 23.08.2021 таможенным органом было проведено таможенное наблюдение, о чем составлен акт таможенного наблюдения от 09.09.2021. При составлении акта таможенного наблюдения таможенным органом не было выявлено нарушений со стороны общества.
Необходимо отметить, что понятие "таможенное наблюдение" не тождественно понятию "таможенный контроль".
Согласно статья 349 ТК ЕАЭС должностные лица таможенных органов вправе осуществлять непосредственное или опосредованное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за товарами, в том числе транспортными средствами, являющимися объектами таможенного контроля, и за совершением в отношении их грузовых и иных операций, а также за физическими лицами, следующими через таможенную границу Союза и находящимися в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.
При этом, осуществляя таможенное наблюдение, таможенный орган проводит визуальный осмотр перемещаемых товаров.
В отличие от "таможенного наблюдения", "таможенный контроль" - это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статья 2 ТК ЕАЭС).
Положениями пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В силу пункта 6 статьи 310 ТК ЕАЭС от имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
При предварительном таможенном декларировании и периодическом таможенном декларировании таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля, указанных в абзаце пятом статьи 311 настоящего Кодекса, проводится с момента регистрации таможенной декларации.
В пункте 8 статьи 310 ТК ЕАЭС указано, что в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Исходя из системного толкования статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в течение трех лет с момента выпуска товаров.
Как установлено в пункте 1 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
При этом в силу пункта 3 указанной статьи проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.
Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 N 1381 утверждены Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях (далее - Правила N 1381).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1381 выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров до подачи ГТД, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа при условии выполнения адресатом мер, предусмотренных статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации, и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки "Выдача МПО разрешена", заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.
Согласно пункту 60 Правил N 1381 объект почтовой связи, являющийся местом международного почтового обмена, осуществляет выдачу МПО адресату применительно к порядку, установленному пунктами 56 - 57 Правил. При этом выдача получателю (адресату), а также иные действия с МПО, предусмотренные Правилами оказания услуг почтовой связи, место международного почтового обмена осуществляет после завершения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, при наличии оттиска штампа "Выпуск разрешен", проставленного в таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
Таможенное оформление пересылаемых в МПО товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация, осуществляется в соответствии с общей процедурой таможенного оформления товаров, установленной ФТС России, для таможенного оформления товаров с использованием ГТД (пункт 61 Правил N 1381).
Пунктом 62 Правил N 1381 предусмотрено, что допускается использовать в качестве отдельной таможенной декларации таможенную декларацию CN 23, если в ней содержатся сведения об отправителе и о получателе МПО, а также сведения, упомянутые в подпункте 4 пункта 3 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (за исключением классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности).
При этом решение о выпуске товаров подтверждается проставлением должностным лицом таможенного органа на таможенной декларации CN 23 оттиска штампа "Выпуск разрешен". Штамп заверяется подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа, принявшего решение о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что продукция была получена ООО "Ингредиенты успеха" после получения подтверждения таможенной службы о возможности получения посылки и получения разрешения, основаны не неверном толковании вышеуказанных положений, предусматривающих возможность осуществления таможенным органом проверки товара, в том числе после его выпуска, в течение трех лет с момента выпуска. При этом сам по себе выпуск товара не означает невозможность осуществления в дальнейшем таможенного контроля.
В рассматриваемом случае Саратовской таможней в порядке статьи 324 ТК ЕАЭС проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании спорного товара, о чем составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств акт от 11.08.2022 N 10413000/224/110822/А0053 (т. 1 л.д. 25-26).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что в соответствии с Указом N 560, Постановлением N 778 запрет на ввоз в Российскую Федерацию введен не на весь товар, страной происхождения которого являются страны Европейского союза, в том числе Румыния, вменяемое правонарушение было выявлено таможенным органом по результатам таможенного контроля.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку заявителя апелляционной жалобы на положения Приказа Минфина России от 11.09.2020 N 190н "Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов" (далее - Порядок), в том числе пункта 43.
Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядок и форма представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов определяет:
а) правила и форму представления в таможенный орган назначенным оператором почтовой связи информации о документах, удостоверяющих личность физического лица - получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, порядок представления предварительной информации в отношении международных почтовых отправлений, а также порядок и форму представления информации о пересылаемых товарах, представленной в электронном виде назначенным оператором почтовой связи, и содержащей сведения, подлежащие указанию в декларации на товары или пассажирской таможенной декларации;
б) правила совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО в Российскую Федерацию, посредством информационных систем таможенных органов с участием или без участия должностных лиц таможенных органов, а также проставления отметок об аннулировании выпуска товаров, о выпуске или об отказе в выпуске товаров (пункт 1 Порядка).
Взаимодействие назначенного оператора почтовой связи с таможенными органами осуществляется посредством электронного способа обмена информацией с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей в порядке, определенном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в том числе сформированных для удостоверения операций, выполняемых Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов в автоматическом режиме, без участия должностных лиц таможенных органов (пункт 2 Порядка).
Во исполнение данного Порядка общество было уведомлено о направлении в его адрес международного почтового отправления, о чем свидетельствует уведомление N 10129056/310821/0011469 СР, подписанное инспектором таможенного поста "Международный почтамт" (т. 1 л.д. 30).
Согласно пункту 43 Порядка в случае, если по результатам проведения таможенного контроля товаров, пересылаемых в МПО в адрес юридического лица и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и проверки сведений, содержащихся в информации по каждому МПО, в документах, сопровождающих МПО, выявлены признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенным органом в соответствии с положениями статьи 124 Кодекса Союза принимается решение о приостановлении срока выпуска товаров. Назначенному оператору почтовой связи и правообладателю с использованием информационно-программных средств ЕАИС ТО направляется сообщение "Срок выпуска товаров приостановлен до..." с указанием причины, срока приостановления и сведений о товарах, в отношении которых принято указанное решение. Также назначенному оператору почтовой связи сообщается наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место нахождения (адрес) правообладателя, а правообладателю - наименование юридического лица, ИНН получателя товаров, адрес юридического лица (получателя товара).
По смыслу данного пункта таможенным органом принимается решение о приостановлении срока выпуска товаров при выявлении признаков нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.
В рассматриваемом случае таможенным органом не были выявлены признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Ингредиенты успеха", являясь субъектом предпринимательской деятельности и профессиональным участником таможенных правоотношений, должно было знать об установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, и обеспечить их выполнение.
В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Административный орган при определении меры наказания не усмотрел оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, с чем согласился суд первой инстанции.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из буквального толкования приведенных выше положений следует, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности перечисленных условий.
В рассматриваемом случае отсутствует возможность замены административного штрафа на предупреждение, поскольку не имеется совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, является формальным, ответственность за его совершение наступает независимо от факта причинения реального ущерба, возникновения негативных материальных последствий.
Суд апелляционной инстанции учитывает характер общественных отношений, на которые посягает допущенное обществом правонарушение, факт того, что нарушение совершено в сфере таможенного регулирования и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связанной с запретами и ограничениями на ввоз/вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, а также принимает во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения и наличие угрозы причинения вреда экономической безопасности государства.
Указанные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства сами по себе не являются основаниями для замены административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, выводы административного органа и суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Также административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания вмененного правонарушения малозначительным. Оснований для переоценки выводов в указанной части не имеется.
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Вместе с тем, согласно 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В примечании 1 к статье 16.1 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Статья 16.3 включена в главу 16 КоАП РФ "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)".
Таким образом, положения статьи 4.1.2 КоАП РФ не подлежат применению.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2022 по делу N А12-32648/2019.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В связи с этим, применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств.
При решении вопроса о назначении административного наказания административным органом были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Наказание назначено в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Назначенное заявителю наказание соответствует минимальному размеру административного штрафа, предусмотренному санкцией статьи 16.3 КоАП РФ.
Размер определенного административного наказания установлен обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.
Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО "Ингредиенты успеха" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2022 года по делу N А57-25123/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25123/2022
Истец: ООО Ингредиенты Успеха
Ответчик: Саратовская таможея - и.о. заместителя начальника Бобков Д.Г.
Третье лицо: Саратовская таможня