город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2023 г. |
дело N А32-48095/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Панченко Т.В. по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 по делу N А32-48095/2021
по иску Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "НефтоГаз-Сочи"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НефтоГаз-Сочи" (далее - ответчик, общество) о взыскании денежных средств на оплату обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям предоставления субсидии, в размере 2 028 630 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата города-курорта Сочи (далее - палата), Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство), Департамент имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе апеллянт просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что по результатам проверки выявлено необоснованное предоставление субсидии обществу, срок исковой давности подлежит исчислению с даты проведения проверки палатой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика, участвовавший в онлайн-заседании, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.11.2017 между департаментом и обществом заключен договор о предоставлении субсидии в части осуществления возмещения недополученных доходов общества в связи с реализацией мер дополнительной социальной поддержки по предоставлению услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом из резервуарных установок лицам, переселенным из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые помещения, предоставленные в замен изъятых для государственных или муниципальных нужд, и проживающих в указанных жилых помещениях, за счет субвенции, предоставляемой в 2017 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края.
В период с 14.10.2020 по 27.11.2020 в соответствии с пунктом 8.3.2 плана работы Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи на 2020 год, на основании приказов председателя Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи от 01.10.2020 N 253, от 11.11.2020 N257 в департаменте проведена проверка по обращению гражданина Николайченко С.Ю., поступившему из прокуратуры Адлерского района города Сочи. Предметом проверки являлась деятельность департамента в части осуществления полномочий главного распорядителя и получателя бюджетных средств в виде субвенции по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемых из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ в размере 81 260 300 (восемьдесят один миллион двести шестьдесят тысяч триста) рублей за 2012-2017 годы.
По результатам проверки выявлено необоснованное возмещение департаментом за счет средств краевого бюджета, компенсации убытков в виде недополученных (выпадающих) доходов газоснабжающей организации за 2017 год в размере 2 028 630 рублей, которая подлежит возврату в краевой бюджет, так как в расчете размера компенсации указаны лица, утратившие право на дополнительные меры социальной поддержки, а именно: по 57 адресам, согласно выпискам из ЕГРН собственником имущества являются лица, утратившие право на дополнительные меры социальной поддержки на осуществление оплаты услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом с применением понижающих коэффициентов на общую сумму выявленных расхождений для уменьшения компенсации по 9 адресам согласно выпискам из ЕГРН собственником имущества является муниципальное образование город-курорт Сочи, в расчетах на выплату компенсации за период январь-декабрь 2017 года указаны фамилии физических лиц, права которых не подтверждены первичными документами на общую сумму выявленных расхождений для уменьшения компенсации.
02.09.2021 департаментом в адрес общества направлена претензия N 7817/32.01-16 о частичном возврате средств субсидии на сумму 2 028 630 рублей в связи с отсутствием документального подтверждения ее целевого использования.
Претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что субсидия подлежит возврату, департамент обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для возврата субсидии не имеется.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.05.2011 N 69, в основные задачи и функции департамента входит, в том числе осуществление функций главного распорядителя и получателя средств краевой субвенции на реализацию государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
На основании статей 135, 140 БК РФ одной из форм межбюджетных трансфертов, являются субвенции местным бюджетам, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В связи с временным использованием сжиженного углеводородного газа на объектах переселения граждан из зоны строительства олимпийских объектов города-курорта Сочи, в целях стабилизации социальной обстановки, недопущения значительного роста платежей граждан за коммунальные услуги и усиления мер социальной поддержки населения, переселяемого из зоны строительства олимпийских объектов города-курорта Сочи органами государственной власти Краснодарского края были приняты меры по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Закон Краснодарского края от 13.12.2011 N 2388-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд" (далее - Закон N 2388-КЗ), регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок, для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые помещения, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Согласно положениям Закона N 2388-КЗ право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом из резервуарных установок имеют лица, переселенные из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые помещения, предоставленные взамен изъятых для государственных или муниципальных нужд, и проживающие в указанных жилых помещениях; мерой социальной поддержки лиц, переселенных из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи является оплата ими услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом по установленным розничным ценам на сжиженный газ, реализуемый населению из групповых газовых резервуарных установок, для бытовых нужд с применением понижающих коэффициентов, расчет и утверждение которых осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов); недополученные доходы поставщиков сжиженного углеводородного газа в связи с реализацией вышеуказанных мер дополнительной социальной поддержки лиц, переселенных из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи, возмещаются за счет средств краевого бюджета путем предоставления субсидий.
Законом Краснодарского края от 13.12.2011 N 2389-КЗ органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
В соответствии с Законом 2389-КЗ: финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджету муниципального образования город-курорт Сочи субвенций из краевого бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством (статья 41 БК РФ); объем субвенций, передаваемых бюджету муниципального образования город- курорт Сочи из краевого бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с методикой расчета объе
ма субвенций, согласно приложению к Закону; общий объем субвенций устанавливается Законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.04.2012 N 430 утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ (далее - Порядок N 430).
На основании пункта 3.1 Порядка N 430 средства краевого бюджета, в форме субвенции, расходуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края и направляются на финансирование компенсации недополученных доходов поставщикам сжиженного углеводородного газа в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Постановлением администрации города Сочи от 24.09.2012 N 2005 утвержден Порядок реализации на территории муниципального образования город-курорт Сочи отдельных государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ, согласно которому расходование выделенных из краевого бюджета средств на реализацию переданных государственных полномочий по целевому назначению осуществляет Департамент городского хозяйства администрации города Сочи.
Решением Городского Собрания Сочи от 26.07.2012 N 105 "О внесении изменений в Решение Городского Собрания Сочи от 26.05.2011 N 69 "Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Сочи" введен пункт 2.2.28, согласно которому Департамент осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств краевой субвенции на реализацию государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
В силу статьи 3 Закона N 2388-КЗ недополученные доходы поставщиков сжиженного углеводородного газа в связи с реализацией вышеуказанных мер дополнительной социальной поддержки лиц, переселенных из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи, возмещаются за счет средств краевого бюджета путем предоставления субсидий.
Постановлением администрации города Сочи от 13.07.2012 N 1499 утвержден Порядок компенсации недополученных доходов газоснабжающим организациям в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ (далее - Порядок N 1499).
Порядок N 1499 в соответствии со статьями 69, 78 БК РФ определяет процедуру компенсации недополученных доходов газоснабжающим организациям в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ в форме предоставления субсидии.
Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий является Департамент городского хозяйства администрации города Сочи. Субсидии предоставляются за счет субвенции, предоставляемой из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 4.11 Порядка N 1499 расчет размера субсидии определяется как разница между предельной максимальной розничной ценой на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, и розничной ценой сжиженного газа, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи, с учетом понижающего коэффициента, установленного приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края, исходя из расхода, зафиксированного установленными приборами учета.
21.09.2017 между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, в лице министра Волошина A.M. и администрацией муниципального образования город-курорт Сочи, в лице Главы Пахомова А.Н., заключено соглашение N СУГ-1 по предоставлению и расходованию субвенций, предоставляемой в 2017 году на осуществление отдельных государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Согласно пункту 1.2 Соглашения субвенция направляется на финансирование компенсации недополученных доходов газоснабжающим организациям в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
В силу пункта 2.6 Соглашения получателем субвенции является департамент городского хозяйства администрации города Сочи.
В соответствии с разделом 3 Соглашения муниципальное образование обеспечивает целевое и эффективное использование Субвенций и обеспечивает возврат полученной Субвенции при несоблюдении условий Соглашения.
На основании пункта 4.5 Порядка N 1499 решение департамента городского хозяйства администрации города Сочи об отборе Организации на получение Субсидии оформляется приказом Департамента, на основании которого в течение месяца со дня принятия решения с организацией заключается договор о предоставлении Субсидии в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Приказом департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 15.11.2017 N 133.1 общество признано имеющим право на получение субсидий в соответствии и на условиях Порядка компенсации недополученных доходов газоснабжающим организациям в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 25.11.2016 N 2688.
Отказывая в удовлетворении исковых требований департамента, суд первой инстанции верно установил, что представленные доказательства содержат противоречивую информацию, а также истцом пропущен срок исковой давности.
Из договора между департаментом и обществом усматривается, что выплату субсидии департамент производит на основании подписанного сторонами расчета по ее определению и заявления на предоставление субсидии не чаще чем раз в месяц (пункт 3.6 договора).
В обоснование исковых требований департаментом указано на то, что палатой проведена проверка по вопросу целевого использования Субсидии в целях компенсации недополученных доходов организации сжиженного углеводородного газа в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемых из резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые помещения, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ за 2017 год.
По результатам проверки выявлено необоснованное возмещение департаментом за счет средств краевого бюджета, компенсации убытков в виде недополученных (выпадающих) доходов газоснабжающей организации общества за 2017 год в размере 2 028 630 рублей, так как в расчете размера компенсации указаны лица, утратившие право на дополнительные меры социальной поддержки по 66 адресам.
Из пояснений палаты следует, что департаментом к проверке представлены выписки из (ЕГРН) ноября 2020 года и свидетельства о государственной регистрации права, на жилые помещения (домовладения) по которым произведен расчет размера компенсации стоимости сжиженного газа используемого для бытовых нужд населения за 2017 год. К акту проверки департаментом письмом от 04.12.2020 N 7100/32.01-16 представлены дополнительно документы подтверждающие право собственников помещений (квартир) на получение дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, а именно распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Сочи о получении муниципальных квартир по договорам социального найма, договоры социального найма жилых помещений. Проведена сверка лиц, указанных в Расчете за 2017 год и лиц, которым предоставлены жилые помещения взамен изъятых для государственных или муниципальных нужд, по документам, подтверждающим право собственности (с учетом дополнительно предоставленных документов). Выявлено 57 адресов, по которым проживают лица, утратившие право на дополнительные меры социальной поддержки на осуществление оплаты услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом с применением понижающих коэффициентов на общую сумму выявленных расхождений для уменьшения компенсации 1858,6 тыс.рублей. По 9 адресам согласно выпискам из ЕГРН собственником имущества является муниципальное образование город-курорт Сочи, в расчетах на выплату компенсации за период январь-декабрь 2017 года указаны фамилии физических лиц, права которых не подтверждены первичными документами (договоры найма) на общую сумму выявленных расхождений для уменьшения компенсации 170,03 тыс.рублей. В результате сумма убытков в виде неполученных (выпадающих) доходов за 2017 год составила 6 555,77 тыс. рублей с учетом выявленных расхождений для уменьшения компенсации по 66 адресам на сумму 2028,63 тыс. рублей.
Вместе с тем, Порядок N 1499 в соответствии со статьями 69, 78 БК РФ определяет процедуру компенсации недополученных доходов газоснабжающим организациям в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ в форме предоставления субсидии, а именно: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение Субсидий; цели, условия и порядок предоставления Субсидий; порядок возврата Субсидий в бюджет города Сочи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем Субсидий остатков Субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных договорами о предоставлении Субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим Субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 1.2. Порядка главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению Субсидий является департамент.
Раздел 3 Порядка "Цели предоставления Субсидии" указывает, что субсидии предоставляются газоснабжающим организациям в целях компенсации недополученных доходов в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Раздел 4 Порядка содержит условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с вышеизложенными нормами между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении субсидии от 15.11.2017, а также дополнительные соглашения к нему N 1 от 30.11.2017 и N 2 от 30.11.2017.
Согласно пункту 1.1 договора осуществляется возмещение недополученных доходов Организации в связи с реализацией мер дополнительной социальной поддержки по предоставлению услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом из резервуарных установок лицам, переселенным из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые помещения, предоставленные взамен изъятых для государственных или муниципальных нужд, и проживающих в указанных жилых помещениях, за счет субвенции, предоставляемой в 2017 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Срок действия Договора установлен до 31.12.2017.
В силу пункта 3.1 договора размер Субсидии определяется как разница между предельной максимальной розничной ценой на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, и розничной ценой сжиженного газа, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи, с учетом понижающего коэффициента, исходя из расхода, зафиксированного установленными приборами учета.
На основании пункта 3.3 договора целевой характер предоставления Субсидии для компенсационной выплаты разницы между предельной максимальной розничной ценой на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, и розничной ценой сжиженного газа, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи, с учетом понижающего коэффициента производится Плательщиком на основании документов, подтверждающих право собственников домовладений (квартир), или акта приема-передачи недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, а также на основании заключенного в установленном порядке договора на поставку газа.
В соответствии с пунктом 3.5 договора организация направляет подписанное со своей стороны заявление на предоставление Субсидий и расчет размера Субсидий для компенсации недополученных доходов, оформленный по каждому потребителю.
Из пункта 3.6 договора следует, что выплату субсидии плательщик производит на основании подписанного сторонами расчета по ее определению и заявление на предоставление субсидий в пределах выделенных бюджетных ассигнований на эти цели.
Правовая позиция департамента о необоснованном предоставлении субсидии денежных средств основана на том, что по спорным адресам субсидия обществу не могла быть предоставлена.
Вместе с тем, истцом представлены документы, подтверждающие право лиц, указанных в акте КСП на меры дополнительной социальной поддержки, а именно: таблицы на 11 листах с указанием адресов, подтверждающих основания вселения граждан в помещения, указанные в акте контрольно-счетной палаты, а также копии поквартирных карточек на 41 листе по состоянию на июль 2022 года, подтверждающие что лица, переселенные из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, проживают в них, а соответственно имели право на меры социальной поддержки.
К дополнительным пояснениям, предоставленным палатой, от 20.04.2022 N 01.11/244 приложена копия письма департамента от 04.12.2020 N 7100/32.01-16, из которого следует, что в результате проверки установлены случаи отчуждения недвижимости гражданами, переселенными из зон строительства олимпийских объектов, в связи с чем, газоснабжающей организацией был сделан перерасчет оплаты за потребленный газ с новыми собственниками. В расчете размера компенсации стоимости сжиженного газа такие адреса имеют нулевые показатели. Кроме того, переход права собственности осуществлялся между лицами, также переселенными из зон строительства олимпийских объектов. Гражданам, предоставившим документы, подтверждающие право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, а именно: сведения из домовой книги с прежнего места жительства, отметка в паспорте гражданина РФ или сведения из домоуправления об адресе прежнего места прописки, архивная справка из БТИ и т.д., был осуществлен расчет за потребленный газ с применением понижающих коэффициентов. Адреса, по которым собственником имущества является муниципальное образование город-курорт Сочи на момент составления расчета в 2017 году также были подтверждены документами (распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Сочи, договоры найма). Документы, подтверждающие право на получение дополнительных мер социальной поддержки на осуществление оплаты услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, были утеряны.
Следовательно, предоставленные в обоснование заявленных исковых требований документы в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами, имеют противоречивый характер.
В соответствии с пунктами 3.2.5.-3.2.8 Соглашения о предоставлении Субвенции из краевого бюджета от 28.06.2017 N ГСК-1, муниципальное образование обеспечивает надлежащий контроль за выполнением Соглашения, обеспечивает целевое и эффективное использование Субвенций, обеспечивает возврат полученной Субвенции при несоблюдении условий Соглашения.
Согласно пункту 6.1 Порядка N 1499, пункту 5.1 раздела 5 договора субсидии подлежат возврату в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Организацией условий, целей и порядка предоставления Субсидий, нарушения Организацией - получателем Субсидий условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом, уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 3.7 договора датой исполнения обязательств плательщика по оплате Субсидии считается дата списания денежных средств с расчетного счета Плательщика.
Из пункта 4.9.2 Порядка N 1499 следует, что организации - получатели Субсидий обязаны предоставить документы, подтверждающие правомерность применения понижающих коэффициентов при заключении договора газоснабжения.
Из положений договора следует, что департамент наделен правом контролировать деятельность общества в пределах обязательств по договору; требовать своевременного представления сведений, документов, отчетов Организации о выполнении обязанностей в рамках договора; отказывать Организации в выплате Субсидии, если расчеты по ее определению не были согласованы с Плательщиком; осуществлять снятие показаний приборов учета потребления сжиженного газа, установленных в жилых помещениях Потребителей.
В то же время применение к получателю субсидии мер ответственности в виде ее возврата допустимо лишь в случае существенного нарушения последним предусмотренных соглашением обязательств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения.
Однако департаментом не представлено доказательств, подтверждающих совершение виновных действий обществом для предоставления субсидии.
Само по себе проведение проверки в отношении департамента не свидетельствует об обратном.
Указанные в заключении проверки палаты факты, если они имели место быть, могли быть известны департаменту уже на стадии заключения договора и предоставления субсидии ответчику.
Самостоятельно департамент проверок в отношении общества не проводил, за информацией к ответчику не обращался.
Отсутствие между сторонами взаимных обязательств не влечет правомерности действий департамента при проверке документов, представленных обществом в обоснование права на получение субсидии.
Более того, в материалах дела имеются документы, опровергающие выводы проверки, данные документы представлены обществом.
Также суд апелляционной инстанции считает, что департаментом пропущен срок исковой давности по требованию о возврате субсидии, о чем заявлено ответчиком до рассмотрения спора по существу.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании пункта 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с пунктом 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, как следует из разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В силу пункта 3.6 договора обществу перечислена субсидия в размере 8 584 401 рублей 40 копеек платежными поручениями N 997 от 12.12.2017, N 1048 от 13.12.2017, N 1049 от 13.12.2017, N 1050 от 13.12.2017, N 1051 от 13.12.2017, N 1052 от 13.12.2017, N 1054 от 13.12.2017, N 1057 от 13.12.2017, N 1053 от 14.12.2017, N 1055 от 14.12.2017, N 1056 от 18.12.2017, N 1107 от 27.12.2017.
Между тем, субсидия не могла быть предоставлена обществу без документов, подтверждающих право собственников домовладений (квартир), или акта приема-передачи недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, а также на основании заключенного в установленном порядке договора на поставку газа, то при должной степени заботливости и осмотрительности о нарушении своего права департамент должен был знать в момент предоставления субсидии.
В силу пункта 1 Постановления N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 5.2 Порядка, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 25.11.2016 N 2688, контроль за целевым использованием Субсидии в целях компенсации недополученных доходов Организации в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ производится Департаментом на основании документов, подтверждающих право собственников домовладений (квартир), или акта приема-передачи недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, а также на основании заключенного в установленном порядке договора на поставку газа. Департамент несет ответственность за правомерное, целевое, эффективное и результативное предоставление Субсидий (бюджетных средств).
На основании пункта 5.3. Порядка контроль за целевым использованием предоставляемых Организации Субсидий осуществляет Департамент.
В соответствии с пунктом 5.5. Порядка департамент и органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения Организациями настоящего Порядка, условий и целей предоставления Субсидий.
Следовательно, при условии надлежащего исполнения обязанности по контролю за соблюдением ответчиком требований Порядка, в том числе достоверностью предоставляемых обществом сведений и приложением всех необходимых документов, о нарушении права и наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии Департамент как главный распорядитель бюджет средств должен был узнать при рассмотрении конкретного заявления и принятии решения о выдаче субсидии.
Применение судом исковой давности по заявлению стороны в споре направлено на сохранение стабильности гражданского оборота и защищает его участников от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Проведение проверки палатой в период с 14.10.2020 по 27.11.2020 не может являться основанием для начала исчисления срока исковой давности, в связи с тем, что предметом контрольного мероприятия являлась деятельность департамента. Ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны департамента не указывает на то, что он должен был узнать о необоснованности предоставления субсидии, на что указывает, с момента проведения проверки.
Поскольку согласно представленным в материалы дела платежным поручениям перечисление субсидии осуществлено в период с 12.12.2017 по 27.12.2017, то с учетом положений пункта 2 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованию о возврате суммы расхождений в расчете размера компенсации стоимости сжиженного газа, используемого для бытовых нужд населения за 2017 год, по договору начал свое течение с 27.12.2017 (дата последнего платежного поручения о перечислении субсидии, подтверждающего, что департаментом принято положительное решение о выплате субсидии на основании предоставленных ответчиком документов).
Однако претензия о возврате субсидии предъявлена истцом 02.09.2021, а иск подан в арбитражный суд 15.10.2021 (в электронном виде), то есть за пределами срока исковой давности.
Согласно пункту 15 Постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2020 по делу N А20-4484/2019, от 28.08.2020 по делу N А20-2737/2019.
Таким образом, суд правильно отказал в удовлетворении иска департамента, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-272 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 по делу N А32-48095/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48095/2021
Истец: ГК ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТАЦИИ МО СОЧИ КК, Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Ответчик: ООО "НефтоГаз-Сочи"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Контрольно-счетная палата города-курорта Сочи, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края