г. Санкт-Петербург |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А56-111059/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41412/2022) публичного акционерного общества "Псковский завод механических приводов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2022 по делу N А56-111059/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Псковский завод механических приводов"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании акта от 24.08.2021 N 07-20/20465 и требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Псковский завод механических приводов" (далее - заявитель, Общество, ПАО "ПЗМП") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) об оспаривании акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 24.08.2021 N 07-20/20465, составленного в отношении ПАО "ПЗМП" по представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, с приложенным к нему требованием о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 375183,96 руб.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ПАО "ПЗМП" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 31.10.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка нарушению Управлении сроков проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), установленных пунктом 37 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255). Как указывает податель жалобы, с учетом даты представления Обществом 05.03.2020 декларации по плате за НВОС за 2019 год, установленный пунктом 37 Правил N 255 срок истек 05.12.2020, в связи с чем акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 24.08.2021 N 07-20/20465 является недействительным.
Управлением представлен в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "ПЗМП" в установленном порядке представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (далее - Декларация НВОС), в которой отражена сумма платы за выбросы в размере 12257,47 руб. и сумма платы за размещение отходов производства и потребления в размере 371773,21 руб.
При этом, Обществом внесена плата за НВОС в размере 12257,47 руб.
Управлением по результатам проверки представленной ПАО "ПЗМП" Декларации НВОС за 2019 год был составлен акт от 24.08.2021 N 07-20/20465 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, в котором Управлением отражены следующие нарушения:
- при исчислении платы природопользователем ошибочно применены ставки платы для отходов 5-го класса опасности для прочей промышленности;
- на счет Управления не поступила сумма, указанная в Декларации НВОС в графе "итоговая сумма платы для внесения за отчетный период".
К указанному акту от 24.08.2021 N 07-20/20465 приложено требование о погашении задолженности по плате за НВОС в общей сумме 375183,96 руб.
Не согласившись с актом от 24.08.2021 N 07-20/20465 проведения контроля и приложенным к нему требованием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 31.10.2022 в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктами 5 и 6 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 8 и 9 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ, действующей с 01.01.2020.
В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 255 устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 8 Правил N 255 (в редакции, применимой к правоотношениям по взысканию платы за НВОС за 2019 год) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 40 Правил N 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела ПАО "ПЗМП" в установленном порядке 05.03.2020 представлена Декларация НВОС за 2019 год, в которой отражена сумма платы за выбросы в размере 12257,47 руб. и сумма платы за размещение отходов производства и потребления в размере 371773,21 руб.
Управлением по результатам проверки представленной ПАО "ПЗМП" Декларации НВОС за 2019 год был составлен акт от 24.08.2021 N 07-20/20465 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
К указанному акту от 24.08.2021 N 07-20/20465 приложено требование о погашении задолженности по плате за НВОС в общей сумме 375183,96 руб.
В акте от 24.08.2021 N 07-20/20465 Управление указало на то, что при исчислении платы природопользователем ошибочно применены ставки платы для отходов 5-го класса опасности для прочей промышленности.
Как усматривается из материалов дела, при расчете платы за размещение отходов производства и потребления (275183,96 руб.) Управлением были применены величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления, которые были указаны Обществом в Декларации НВОС. Однако в отношении отходов V класса опасности Управление применило ставку платы в размере 40,1 руб. за тонну, предусмотренную пунктом 5 раздела III Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "Об утверждении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициенты" (далее - Постановление N 913) для перерабатывающей промышленности, вместо примененной Обществом ставки платы - 16,95 (л.д. 70-73, 184).
При этом Управление указало на то, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ) промышленное производство (промышленность) - определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.
Согласно ОК 029-2014 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - Классификатор) виды экономической деятельности, относящиеся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений, поименованы в разделах С-Е Классификатора.
Таким образом, как обоснованно указало Управление в акте от 24.08.2021 N 07-20/20465, при определении ставки платы для отходов V класса опасности необходимо учитывать код ОКВЭД и его принадлежность к разделу Классификатора; организации, деятельность которых не относится к разделам С-Е Классификатора, образуют отходы от прочего вида деятельности.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является "Производство корпусов подшипников и подшипников скольжения, зубчатых колес, зубчатых передач и элементов приводов, код 28.15.2 ОКВЭД, отнесенный к разделу С Классификатора.
Таким образом, Управлением при расчете платы в отношении отходов V класса опасности правомерно применена ставка платы в размере 40,1 руб. за тонну, предусмотренная пунктом 5 раздела III Постановления N 913 для перерабатывающей промышленности (вместо примененной Обществом ставки платы "прочие").
Приведенные Управлением расчеты в данной части Обществом не оспорены и не опровергнуты.
Таким образом, по расчету Управления размер платы за НВОС для Общества за 2019 год составил 387441,43 руб., из которых плата за выбросы 12257,47 руб. и плата за размещение отходов 375183,96 руб. (л.д.44).
Обществом внесена плата за НВОС за 2019 год (плата за выбросы) в размере 12257,47 руб.; плата за размещение отходов производства и потребления Обществом за 2019 год не вносилась (данное обстоятельство сторонами не оспаривается).
При этом в Декларации НВОС за 2019 год Обществом не отражены сведения об отходах, которые были переданы другим хозяйствующим субъектам для обработки, утилизации или обезвреживания; документы, подтверждающие факт приема-передачи отходов для обработки, утилизации или обезвреживания Общество представлены не были.
Доводы Общества о том, что в 2019 году заявителем внедрены на производстве мероприятия по раздельному сбору отходов, затраты на которые перекрыли сумму платы за размещение отходов, указанную в Декларации НВОС за 2019 год, подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 255 из суммы платы (за исключением случаев сбросов загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов) вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 255 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности., отсутствуют.
Согласно пункту 7 статьи 17.4 Закона N 7-ФЗ государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция:
систем оборотного и бессточного водоснабжения;
централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;
сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;
3) установка:
оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;
автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды;
4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства проведения в 2019 году мероприятий поименованных в пункте 4 статьи 17.4 Закона N 7-ФЗ, в том числе доказательства внедрения наилучших доступных технологий, либо установки оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, мероприятия по раздельному сбору отходов не относятся в поименованным в пункте 4 статьи 17.4 Закона N 7-ФЗ мероприятиями по снижению негативного воздействия на окружающую среду, затраты на проведение которых подлежат исключению из платы за НВОС.
Таким образом, следует признать правомерным произведенный Управлением в требовании к акту контроля от 24.08.2021 N 07-20/20465 расчет платы за НВОС за 2019 год и размер задолженности Общества.
Ссылки подателя жалобы на нарушение Управлением сроков проведения контроля за исчислением платы за НВОС, установленных пунктом 37 Правил N 255, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Проведение контроля и направление акта за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255, не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за НВОС за 2019 год со стороны Общества и не является основанием для освобождения Общества от обязанности внесения платы за НВОС, правомерно рассчитанной Управлением.
В Правилах N 255 не предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока результаты контроля признаются недействительными. Нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не установил предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительными акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 24.08.2021 N 07-20/20465 с приложенным к нему требованием о погашении задолженности по плате за НВОС за 2019 год в сумме 375183,96 руб.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 31.10.2022 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. по платежному поручению от 08.12.2022 N 4559 подлежит возврату публичному акционерному обществу "Псковский завод механических приводов" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2022 года по делу N А56-111059/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Псковский завод механических приводов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111059/2021
Истец: ПАО "ПСКОВСКИЙ ЗАВОД МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора