г. Москва |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А40-206299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
помощником судьи Сурковой Т.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФОРТУНА-ВЭД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2022 по делу N А40-206299/2022
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ФОРТУНА-ВЭД"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконными и отмене постановлений
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Митряшкин В.В. - по дов. от 13.12.2022 N 05-01-23/30322; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ФОРТУНА-ВЭД" (заявитель, Общество) о признании незаконными постановления Центральной акцизной таможне (таможенный орган, ЦАТ) от 30.08.2022 по делам об административных правонарушениях N N 10009000-1792/2022, N 10009000-1793/2022, N 10009000-1794/2022, N 10009000-1795/2022, N 10009000-1796/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, которым отменить постановления административного органа.
В судебное заседание обеспечена явка представителя таможенного органа, который в судебном заседании на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенном к материалам дела
ООО "ФОРТУНА-ВЭД", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя таможенного органа, поддержавшего в судебном заседании свои возражения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, постановлениями Центральной акцизной таможни от 30.08.2022 N N 10009000-1792/2022, N 10009000-1793/2022, N 10009000-1794/2022, N 10009000-1795/2022, N 10009000-1796/2022 Заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа по каждому правонарушению в размере ? суммы, подлежащих уплате таможенных пошлин.
Полагая указанные постановления незаконными, ООО "ФОРТУНА-ВЭД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в деянии заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, не усмотрев существенных нарушений процессуальных требований, признал постановления административного органа законными и обоснованными, отказав в удовлетворении заявленных требований. Необходимых условий для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ арбитражным судом не установлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае, судом выполнены предписания указанной нормы права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом, с учетом положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно указано, что определяющей порядок исчисления акциза, налоговой базы и размера ставок акцизов, установленные статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации, не ставятся в зависимость от конструктивных (инженерных) особенностей легкового автомобиля. Для целей обложения акцизом имеет значение показатель мощности силовой установки - двигателя(ей). Показатель мощности двигателя(ей) используется для расчета акциза как формально определенная Законодателем величина, не подлежащая изменению по воле налогоплательщика и иных субъектов.
Материалами дела установлено, что согласно свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) автомобили содержат двигатель внутреннего сгорания (далее - ДВС), а также электрический двигатель. Мощность ДВС согласно СБКТС 112,5 кВт, а электрического двигателя 10 кВт. Также в СБКТС обозначена возможность совместной работы ДВС и электродвигателя.
Согласно примечанию к товарной позиции 8703 "Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей", у транспортных средств данной товарной позиции могут быть двигатели любого типа (двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, газотурбинные двигатели, комбинации поршневого двигателя внутреннего сгорания с одним или несколькими электрическими двигателями).
В соответствии с примечанием 8 к товарной группе 87 ТН ВЭД "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности", любая ссылка на "электрический двигатель" в данной группе распространяется также на несколько электрических двигателей.
"Максимальная 30-минутная мощность электрического двигателя" в соответствии с примечанием 9 к товарной группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС означает максимальную мощность при нагрузке, которую электрический двигатель может непрерывно обеспечивать в течение 30-минутного периода времени, указанную в одобрении типа транспортного средства.
При наличии в моторном транспортном средстве нескольких электрических двигателей, приводящих его в движение, их максимальные 30-минутные мощности суммируются.
В соответствии с перечнем сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенные процедуры, в том числе, выпуска для внутреннего потребления, утвержденным в приложении N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, графа 31 ДТ для товаров товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8703 должна включать в себя, в том числе, сведения о мощности и типе двигателя (л. с., кВт).
В соответствии с пунктом 29 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 39 от 26 апреля 2012 года "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257", в графе 31 ДТ указываются, в том числе, сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.
Под номером 1 в графе 31 ДТ указываются, в том числе, сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение). В отношении отдельных категорий товаров при заполнении графы под номером 1 указываются сведения по Перечню согласно Приложению N 2.
Таким образом, описание товара N 1, сведения о котором заявлены общест вом в графе 31 ДТ N 10009100/250321/0038642, N 10009100/250321/0038642, N 10009100/020321/0025006, N 10009100/110321/0029961, N 10009100/190221/0019745, N 10009100/050221/0012634, должно включать в себя, в том числе сведения о типах и мощности двигателей (в л.с., в кВт).
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2016 г. N 81 "О форматах и структурах электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" максимальная мощность электродвигателя - это максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.
Сведения о суммарной мощности двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя не отражены в графе 31 вышеуказанных ДТ.
Позиция таможенного органа относительно суммирования мощности подтверждается письмом Минфина России от 29.01.2021 N 03-13-12/5697 из которого следует, что для целей исчисления акцизов при определении мощности двигателя необходимо учитывать максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течении 30-минутного периода времени. А при наличии в автомобиле легковом двух электродвигателей, учитывать суммарную максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течении 30-минутного периода времени двух электродвигателей. Данная позиция также отражена в Письме Минфина России от 14.12.2021 N 03-13-06/102119.
В графе 33 "код товара" Обществом заявлен код 8703 60 603 3 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пунктам 8, 9 дополнительных примечаний Евразийского экономического союза к группе 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в данной группе любая ссылка на "электрический двигатель" распространяется также на несколько электрических двигателей.
Термин "максимальная 30-минутная мощность электрического двигателя" означает максимальную мощность при нагрузке, которую электрический двигатель может непрерывно обеспечивать в течение 30-минутного периода времени, указанную в одобрении типа транспортного средства.
При наличии в моторном транспортном средстве нескольких электрических двигателей, приводящих его в движение, их максимальные 30-минутные мощности суммируются. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговую базу - как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (статья 53 НК РФ).
Объектом налогообложения в рассматриваемом случае являются ввезенные транспортные средства, имеющее конструкцию гибридного транспортного средства, т.е. обладающих несколькими силовыми агрегатами: двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем.
Налоговая база при исчислении акциза определяется - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.
Таким образом, как следует из положений главы 22 НК РФ, определяющей порядок исчисления акциза, налоговая база и размеры ставок акцизов, установленные статьей 193 НК РФ, не ставятся в зависимость от конструктивных (инженерных) особенностей легкового автомобиля.
Для целей обложения акцизом имеет значение показатель мощности силовой установки - двигателя(ей). Показатель мощности двигателя(ей) используется для расчета акциза как формально определенная Законодателем величина, не подлежащая изменению по воле налогоплательщика и иных субъектов.
С учетом комплектации ввезенного транспортного средства двигателем внутреннего сгорания и электродвигателями для целей исчисления и взимания акциза должна быть использована суммарная мощность двигателей как формально определенная величина.
При этом для целей налогообложения автомобиль легковой представляет собой товар, то есть экономический объект, имеющий определенную комплектность узлов и агрегатов, говоря иными словами, предметов материального мира, имеющих свое индивидуальное назначение, состав, стоимость и иные характеристики, которые в составе комплекта автомобиля ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации.
В составе комплекта автомобиля легкового в настоящем случае заявитель приобрел три силовых агрегата, в частности, один двигатель внутреннего сгорания и два электродвигателя, каждый из которых обладает такой физической характеристикой как мощность, которая суммарно используется для привода автомобиля в движение.
Величина такой мощности каждого из двигателей определяется заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль. НК РФ не содержит норм, которые определяли бы порядок расчета мощности двигателей автомобиля и одновременно позволяли бы исключать из комплекта автомобиля другие двигатели, в частности, электродвигатели, и, соответственно, использовать для расчета акциза только двигатель внутреннего сгорания. Характеристика мощности двигателя (двигателей) используется для расчета акциза как формально определенная величина, не подлежащая изменению по воле налогоплательщика, налоговых либо иных органов, поскольку, как отмечалось выше, такая величина установлена изготовителем, и покупатель, приобретая автомобиль, ориентируется именно на такую мощность и количество силовых агрегатов.
В Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80, в наименовании товаров товарной группы 87 допускается применение такого наименования товаров, как транспортные средства, приводимые в движение как поршневым двигателем внутреннего сгорания так и электрическим двигателем, кроме тех, которые могут заряжаться подключением в внешнему источнику электроэнергии (подсубпозиция 8703 40).
При этом согласно пункту 8 Дополнительных примечаний ЕАЭС к группе товаров 87 в данной группе любая ссылка на "электрический двигатель" распространяется также на несколько электрических двигателей.
Данная позиция подтверждается разъяснениями Министерства Финансов Российской Федерации, изложенными в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 03-13-06/102119 по вопросу налогообложения акцизами автомобилей, оснащенных одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем, согласно которому при наличии в легковом автомобиле одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих данное транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на легковой автомобиль максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течении 30-минутного периода времени, и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Относительно довода Общества на то, что вышеуказанное письмо опубликовано спустя 10 месяцев с момента декларирования автомобилей и что данный факт освобождает Общество от административной ответственности, стоит отметить следующее.
В Письме даётся разъяснение относительно действующих правовых норм, указанные в Письме: подпункт 6 п. 1 ст.181 и ст. 193 Налогового Кодекса Российской Федерации, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2016 г. N 81 "О форматах и структурах электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" действовали на момент подачи деклараций на товары. Следовательно, разъяснения применимы и к данному делу. К тому же отсутствие разъяснений по применению законодательства не освобождает от обязанности по его соблюдению.
Ссылка заявителя жалобы на п. 1 ст. 359 НК РФ, отклоняется судебной коллегией, поскольку в рассматриваемом случае она в данном случае не применима, поскольку акциз не является транспортным налогом.
Также позиция таможенного органа о необходимости суммирования мощности двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01 февраля 2023 года по делу N А40-55766/2022.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь пунктами 4, 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, суд первой инстанции признал выводы таможенного органа о наличии в действиях ООО "ФОРТУНА-ВЭД" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, правомерными, оспариваемые постановления соответствующими требованиям таможенного законодательства и не нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 Кодекса с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1, 4.1.2 КоАП РФ судом не установлено. Условия для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку занижение размера таможенных платежей свидетельствует об угрозе причинения вреда экономической безопасности государства и наличии имущественного ущерба; до выпуска товара общество не внесло обеспечение уплаты таможенных платежей в размере, позволяющем своевременно произвести взыскание доначисленных таможенных платежей.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства получили должную оценку.
В апелляционной жалобе заявитель преимущественно излагает обстоятельства дела, которые были предметом исследования, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2022 по делу N А40-206299/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206299/2022
Истец: ООО "ФОРТУНА-ВЭД"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ