г. Красноярск |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А33-21164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Красноярскому краю: Гоппе М.В., представителя на основании доверенности от 15.12.2022 N 2.3-11/31 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта; Кащеевой М.А., представителя на основании доверенности от 28.11.2022 N 2.3-04/13 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аяннефть"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" ноября 2022 года по делу N А33-21164/2022,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (ИНН 2460065850, ОГРН 1042441780050, далее - заявитель, ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аяннефть" (ИНН 3448042231, ОГРН 1083461000150, далее - общество, ООО "Аяннефть") о взыскании задолженности по регулярным платежам за пользование недрами в размере 2 340 889 руб. 74 коп., в том числе: за 1 квартал 2020 года в размере 94 489 руб. 74 коп. (по сроку уплаты 12.05.2020); за 2 квартал 2020 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 31.07.2020); за 3 квартал 2020 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 02.11.2020); за 4 квартал 2020 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 01.02.2021); за 1 квартал 2021 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 30.04.2021); за 2 квартал 2021 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 02.08.2021); за 3 квартал 2021 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 01.11.2021); за 4 квартал 2021 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 31.01.2022); за 1 квартал 2022 года в размере 280 800 руб. (по сроку уплаты 04.05.2022).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" ноября 2022 года по делу N А33-21164/2022 требования удовлетворены. С ООО "Аяннефть" взыскано 2 340 889 руб. 74 коп. задолженности по регулярным платежам за пользование недрами с зачислением в соответствующий бюджет. С ООО "Аяннефть" в доход федерального бюджета взыскано 34 704 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Аяннефть" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на введение зарубежными странами санкций в отношении российских компаний, осуществляющих свою деятельность в нефтегазовом секторе, а также санкций, влекущих невозможность финансирования зарубежными компаниями работ, осуществляемых обществом на лицензионном участке, указывает, что собственных средств ООО "Аяннефть" недостаточно для оплаты регулярных платежей за пользование недрами. До введения санкций все затраты, связанные с выполнением лицензионных обязательств общества, несла швейцарская компания в соответствии с заключенным соглашением от 14.01.2014. По мнению заявителя жалобы, к спорным правоотношениям необходимо применить по аналогии положения статей 416 и 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, признать введение санкций обстоятельством непреодолимой силы и отсрочить уплату платежей до прекращения данных обстоятельств.
Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами, изложенными в жалобе.
В судебном заседании представители налогового органа отклонили доводы апелляционной жалобы.
Общество, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя апелляционной жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 (резолютивная часть объявлена в судебном заседании 21.02.2023) удовлетворено заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Красноярскому краю о процессуальном правопреемстве. Произведена замена заявителя по делу N А33-21164/2022 - Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (ИНН 2460065850, ОГРН 1042441780050) на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 27 по Красноярскому краю (ИНН 2463069250, ОГРН 1042442190207, далее - МИ ФНС N 27).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Аяннефть" данное юридическое лицо зарегистрировано 18.01.2008. Участниками ООО "Аяннефть" являются Корчагин Павел Геннадьевич и "ДЖЕНЕРАЛ ПАУЭР ДИСТРИБЬЮШН ГМБХ" (GENERAL POWER DISTRIBUTION GMBH). Основным видом деятельности общества является работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (код ОКВЭД 71.12.3); одним из дополнительных видов деятельности - добыча нефти и нефтяного (попутного) газа (код ОКВЭД 06.1).
17.05.2010 ООО "Аяннефть" выдана лицензия (государственный регистрационный номер КРР14915НР) на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на участке недр "Аянский" Красноярского края, не относящегося к участкам недр федерального или местного значения (дата начала действия лицензии 29.06.2010; дата окончания действия лицензии 30.04.2035).
Общество представило в налоговый орган следующие расчеты регулярных платежей за пользование недрами: 14.04.2020 представлен расчет за 1 квартал 2020 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 12.05.2020); 17.07.2020 представлен расчет за 2 квартал 2020 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 31.07.2020); 06.10.2020 представлен расчет за 3 квартал 2020 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 02.11.2020); 24.01.2021 представлен расчет за 4 квартал 2020 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 01.02.2021); 08.04.2021 представлен расчет за 1 квартал 2021 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 30.04.2021); 13.07.2021 представлен расчет за 2 квартал 2021 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 02.08.2021); 14.10.2021 представлен расчет за 3 квартал 2021 года в размере 280800 руб. (срок уплаты не позднее 01.11.2021); 24.01.2022 представлен расчет за 4 квартал 2021 года в размере 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 31.01.2022); 08.04.2022 представлен расчет за 1 квартал 2022 года, согласно которому сумма регулярных платежей, подлежащая уплате за данный квартал, составила 280 800 руб. (срок уплаты не позднее 04.05.2022).
Сумма начисления в размере 280 800 рублей по сроку уплаты 12.05.2020 частично оплачена платежным поручением от 01.09.2020 в сумме 769 руб. 56 коп., платежным поручением от 06.03.2021 в сумме 1561 руб. 66 коп., платежным поручением от 06.03.2021 в сумме 1561 руб. 66 коп., платежным поручением от 06.03.2021 в сумме 1557 руб.
38 коп., а также в порядке зачета из НДС (налог) в суммах 106 558 руб., 74 302 руб. решениями от 05.04.2021 N 5269, 5343 соответственно.
Таким образом, непогашенный остаток задолженности за 1 квартал 2020 года по сроку уплату 12.05.2020 составил 94 489 руб. 74 коп. Обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами за периоды 2 квартал 2020 - 1 квартал 2022 не исполнена обществом в полном объеме.
Уведомлением от 12.05.2022 N 1 налоговый орган потребовал погашения 2 340 889 руб. 74 коп. задолженности по регулярным платежам за пользование недрами в срок до 27.05.2022.
Неисполнение обществом требования налогового органа послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что 17.05.2010 ООО "Аяннефть" выдана лицензия за государственным регистрационным номером КРР14915НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на участке недр - "Аянский" Красноярского края, не относящегося к участкам недр федерального значения или местного значения сроком действия с 29.06.2010 до 30.04.2035.
В силу статьи 39 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) при пользовании недрами уплачиваются, в том числе, регулярные платежи за пользование недрами.
Следовательно, в силу данного положения Закона ООО "Аяннефть", являющееся владельцем лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на участке недр, выступает плательщиком платежей за пользование недрами.
Согласно части 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).
На основании части 4 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Поскольку администратором регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации является Федеральная налоговая служба, обращение ее территориальных органов в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по регулярным платежам за пользование недрами является правомерным.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 43 Закона о недрах).
Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр (часть 6 статьи 43 Закона о недрах).
Наличие задолженности подтверждено представленными обществом в налоговый орган расчетами регулярных платежей за пользование недрами. Факт наличия задолженности не оспаривается обществом в суде апелляционной инстанции, соответствующих доводов в апелляционной жалобе не приведено.
Общество полагает, что поскольку до введения санкций все затраты, связанные с выполнением лицензионных обязательств общества, несла швейцарская компания в соответствии с заключенным соглашением от 14.01.2014, а своих средств для своевременной уплаты платежей у общества не имеется, необходимо применить к спорным правоотношениям положения статей 416 и 417 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии, признать введенные санкции обстоятельством непреодолимой силы и предоставить ООО "Аяннефть" отсрочку уплаты платежей.
Между тем, обществом не учтена норма пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Одним из принципов пользования недрами, установленных Законом о недрах является принцип платности. Федеральный законодатель связывает обязанность по внесению платежей за пользование недрами исключительно с возникновением у недропользователя права пользования участком недр на основе выданной ему лицензии, содержащей условия, связанные с внесением соответствующих платежей, а не с обстоятельствами его хозяйственной деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2314-О).
ООО "Аяннефть" является самостоятельным юридическим лицом, которое на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с указанными им видами деятельности. То обстоятельство, что одним из участников общества является зарубежная компания ("ДЖЕНЕРАЛ ПАУЭР ДИСТРИБЬЮШН ГМБХ" (GENERAL POWER DISTRIBUTION GMBH), равно как и то обстоятельство, что обязательства по финансированию затрат общества, связанных с выполнением лицензионных обязательств, ранее (до введения санкций) несла зарубежная компания Limex Establishment, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения юридического лица, которому выдана лицензия, от уплаты задолженности по регулярным платежам за пользование недрами или для предоставления отсрочки по их уплате. Указанные внутренние организационные проблемы и договорные обязательства самостоятельного юридического лица ООО "Аяннефть" не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 рублей.
При подаче апелляционной жалобы обществом уплачена государственная пошлина в размере 17 352 руб., что подтверждается копией чека по операции от 08.12.2022 (номер операции 8925540). Определением от 16.12.2022 заявителю апелляционной жалобы предложено представить оригинал указанного чека; определение обществом не исполнено.
Согласно положениям пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в отсутствии оригинала платежного документа не может быть разрешен, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не может рассмотреть вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" ноября 2022 года по делу N А33-21164/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21164/2022
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ РАЙОНУ Г. КРАСНОЯРСКА
Ответчик: ООО "АЯННЕФТЬ"
Третье лицо: МИФНС N27 по КК, Третий ААС