г. Вологда |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А05-6385/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" Корельской А.О. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кузнечевский комбинат строительных конструкций и материалов" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2022 года по делу N А05-6385/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" (ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 52, офис 424, помещения 13,14,15; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Кузнечевский комбинат строительных конструкций и материалов" (ОГРН 1022900511182, ИНН 2901023416; адрес: 163045, Архангельская область, город Архангельск, Талажское шоссе, дом 23; далее - ответчик) о взыскании 1 298 099 руб. 63 коп. платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций и 378 945 руб. 24 коп. законной неустойки за период с 11.11.2020 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Полагает неподтвержденным факт залпового сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.07.2009 муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (по договору Водоканал) и открытым акционерным обществом "Кузнечевский комбинат строительных конструкций и материалов" (по договору абонент) заключен договор N 3-11 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно условиям которого водоканал обязуется отпускать из сетей городского водопровода Абоненту питьевую воду и принимать в точки сброса сточные воды, а абонент обязуется оплачивать услуги водоканала в соответствии с условиями договора.
Срок действия договора с 15.07.2009 по 14.07.2010 с его последующей пролонгацией (пункт 7.1. договора).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 14.11.2018 N 1401 "О внесении изменения в постановление мэрии г.Архангельска от 30 января 2015 года N 72", ООО "РВК-центр", после смены наименования ООО "РВК-Архангельск" наделено статусом гарантирующей организации на территории г.Архангельска с 20.12.2018 в связи с подписанием актов приема-передачи имущества в составе объекта концессионного соглашения в отношении отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск".
Договор холодного водоснабжения между истцом и ответчиком не подписан. Учитывая, что технологическое присоединение сетей абонента к централизованной системе водоснабжения и водоотведения существовало ранее, ООО "РВК-Архангельск" фактически начало поставку холодной воды и отведение сточных вод на объектах ответчика с 20.12.2018.
В соответствии с условиями договора, истец принял на себя обязательства осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а ответчик принял на себя обязательство соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод.
Условиями договора предусмотрено, что объект водопотребления расположен по адресу: г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 23.
В соответствии с поданной абонентом декларации N Д-021/20 на 2020 год, местом отбора проб сточных вод является КНС (канализационная станция), в соответствии с приложением N 1 к декларации контрольный колодец К-1. Отбор проб осуществляется с падающей струи в потоке воды. В КНС поступают сточные воды только от абонента.
Истцом 05.02.2020 и 06.05.2020 произведен отбор проб сточных вод, отводимых в систему канализации на объекте ответчика, расположенном по адресу: г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 23. Отборы пробы оформлены актами: N 034-ПДК/20 и N 168-ПДК/20.
Из актов следует, что пробы отобрана из контрольного колодца, отбор произведен в присутствии представителя абонента-начальника ПСХ Тропина В.Е., который акты подписал без возражений.
Пробы переданы для проведения анализа в ЦЛАТИ по Архангельской области.
Результаты анализа оформлены протоколами результатов измерений от 12.05.2020 N АВ-0131/01 и от 11.02.2020 N АВ-0028/01.
По результатам проведенного лабораторного анализа проб установлено превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ.
По протоколу измерений от 12.05.2020 N АВ-0131/01 установлено превышение нормативных показателей (СПАВ) -8,7 мг/дм3, аммоний-ион-9,2 мг/дм3 и от 11.02.2020 N АВ-0028/01 установлено превышение нормативных показателей (СПАВ) -3,2 мг/дм3.
Ответчиком допущен сверхнормативных сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций по актам отбора и протоколам результатов измерений указанных выше.
Размер платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций и размер платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод составил 1 298 099 руб. 63 коп.
Для внесения платы истец выставил счета-фактуры в адрес ответчика: N РВ-ПДК427 от 31.05.2020 в сумме 157 руб. 44 коп. в качестве платы, с учетом корректировочного счета-фактуры N 29246 от 10.08.2020, общий размер составил 61 руб. 43 коп.; N РВ-ПДК1038 от 30.09.2020 на сумму 632 490 руб. 60 коп. и N РВ-ПДК1017 от 30.09.2020 на сумму 665 547 руб. 60 коп.
Общий размер платы составил 1 298 099 руб. 63 коп.
Ответчик выставленные счета не оплатил, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также нормативными актами, принятыми в соответствие и во исполнение Закона о водоснабжении уполномоченным органом.
К таким нормативным актам, в частности, относятся Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N525), постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", действующим по 30.06.2020, а также нормативными актами регионального уровня: Постановлением мэра г. Архангельска от 19.02.2010 N 87 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Постановление N 87), Постановлением администрации Архангельской области N 132-па от 09.07.2007 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на территории Архангельской области" (далее - Порядок N 132-па).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частью 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 13 и 14 Закона о водоснабжении, по договору водоснабжения (водоотведения) абонент обязан оплачивать принятую воду и отводимые стоки, соблюдать предусмотренный договором режим потребления и водоотведения, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ N 644 (далее - Правила N 644) установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период на дату отбора проб).
В силу пунктов 2 и 3 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод, организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: а) отбор проб сточных вод; б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Согласно пунктам 18, 19, 20 Правил N 525, отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
В силу пункта 38 Правил контроля, результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу подпункта "б" пункта 113 Правил N 644, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 тех же Правил.
В то же время, согласно пункту 61 Правил N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных тем же пунктом Правил N 167.
Согласно Постановлению мэра города Архангельска N 87 от 19.02.2010 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в систему городской канализации на территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему городской канализации, которые дифференцированы по территориальной принадлежности. Предельный размер по СПАВ-0,04 мг.
Таким образом, исходя из указанных нормативов ответчиком допущено превышение по СПАВ, по протоколу измерений N АВ-0131/01 от 12.05.2020 установлено превышение нормативных показателей (СПАВ) -8,7 мг/дм3, аммоний-ион-9,2 мг/дм3 и N АВ-0028/01 от 11.02.2020 установлено превышение нормативных показателей (СПАВ) -3,2 мг/дм3.
На основании пункта 70 Правил N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания такой платы в Архангельской области определен постановлением Администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па, которым утвержден Порядок о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области.
В соответствии с пунктом 17 указанного Порядка, залповым сбросом считается сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
В результате анализа проб, отобранных на объекте ответчика, установлено, что допущен залповый сброс по СПАВ, то есть превышение по указанному показателю.
Расчет платы в заявленной сумме произведен истцом на основании требований действующего законодательства. Расчет платы проверен судом первой инстанции и признан обоснованным.
Ссылки ответчика на отсутствие залпового сброса применительно к нормативам, установленным Приложением N 5 к Правилам N 644, и поданную в соответствии с Правилами N 644 декларацию, где показатель СПАВ равен 10 мг/дм3, подлежат отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на ЦСВ. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
В рассматриваемом случае поскольку общество взыскивает плату за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами Архангельской области, применению к спорным правоотношениям подлежат положения Порядка N 132-па и Постановления N 87.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.2021 по делу N А05-1452/2021.
Следовательно, требование о взыскании с ответчика платы в размере 1 298 099 руб. 63 коп. правомерно и обоснованно удовлетворено судом.
Частью 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Проверив расчет предъявленной к взысканию неустойки в сумме 378 945 руб. 24 коп. арбитражный суд признал его арифметически обоснованным и верным. Оснований не согласиться с выводами суда апелляционная инстанция не усматривает.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2022 года по делу N А05-6385/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кузнечевский комбинат строительных конструкций и материалов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6385/2022
Истец: ООО "РВК-Архангельск"
Ответчик: ОАО "Кузнечевский комбинат строительных конструкций и материалов"