г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А42-3373/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Подлесный Р.В. по доверенности от 26.12.2022 (онлайн)
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36815/2022) сельскохозяйственного производственного кооператива - рыболовецкого колхоза "Возрождение" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2022 по делу N А42-3373/2021 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива - рыболовецкого колхоза "Возрождение"
заинтересованное лицо: Министерство имущественных отношений Мурманской области
3-и лица: 1) администрация Кольского района; 2) администрация городского поселения Туманный Кольского района; 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив - рыболовецкий колхоз "Возрождение" (далее - заявитель, Кооператив, СПК РК "Возрождение") обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Мурманской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным приказа N 11 от 20.01.2021 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую".
В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Министерство устранить нарушение прав и законных интересов Кооператива путем перевода земельного участка с кадастровым номером 51:01:2801001:490, общей площадью 571693937 кв.м, расположенного: г.т. Туманный, Кольский р-н, Мурманская обл. из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли сельскохозяйственного назначения", зона с особыми условиями территории - оленьи пастбища, для выпаса северных оленей, предоставив его СПК РК "Возрождение" в пользование, путем заключения договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кольского района, Администрация городского поселения Туманный Кольского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением арбитражного суда от 13.12.2021, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные Кооперативом требования удовлетворены, приказ Министерства имущественных отношений Мурманской области N 11 от 20.01.2021 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" признан незаконным и отменен. В части применения способа устранения нарушенных прав в виде заключения договора аренды земельного участка Кооперативу отказано, поскольку данный вопрос оспариваемым ненормативным актом не разрешался.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2022 решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А42-3373/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
При новом рассмотрении дела заявителем представлено уточнение иска, в котором, Кооператив просит:
- признать недействительным, как несоответствующим действующему законодательству, приказ N 11 от 20.01.2021;
- обязать Министерство устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым N 51:01:2801001:490, общей площадью 571 693 937 кв.м, расположенного: г.п. Туманный, Кольский р-н, Мурманской обл., из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли сельскохозяйственного назначения", зона с особыми условиями территории - оленьи пастбища, для выпаса северных оленей в течение 14 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Уточнение иска принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.09.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Кооператив подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в материалах дела отсутствуют акты исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или судебные акты, свидетельствующие о наличии на спорном участке зон с особыми условиями использования территорий, а также регистрации ограничений, касающиеся земельного участка, в Росреестре.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он доводы жалобы оспаривает и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в отзыве. Отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела.
Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенных публичных слушаний администрацией городского поселения Туманный Кольского района вынесено постановление N 81 от 22.08.2014, которым предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 51:01:2801001:18, площадью 65 419 га, кадастровым номером 51:01:2701006:18 площадью 128 000 га, под выпас домашнего северного оленя на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района, в соответствии с прилагаемой схемой.
Постановлением администрации Кольского района от 01.10.2014 N 1780 по результатам рассмотрения заявления СПК РК "Возрождение", на основании утвержденной схемы расположения земельного участка N 140 от 29.09.2014, Кооперативу утверждены проектные границы земельного участка под выпас домашнего северного оленя, расположенного по адресу: Мурманская область, МО г.п. Туманный Кольского района, в районе п.г.т. Туманный, ориентировочной площадью 65 419 га.
Участок формируется из земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 51:01:2801001:18.
Категория земель - земли запаса.
Разрешенное использование земельного участка - под выпас домашних северных оленей.
Также постановлено Сельскохозяйственному производственному кооперативу - рыболовецкому колхозу "Возрождение": формировать земельный участок за пределами земель населенных пунктов. Исключить из границ формируемого земельного участка объекты водного фонда, земельные участки, состоящие на государственном учете. Провести работы по геоботаническому картографированию растительного покрова оленьих пастбищ, в результате которых определить земли подлежащие исключению из границ формируемого земельного участка под оленьи пастбища, как непригодные. Провести с помощью специализированной организации кадастровые работы. При проведении кадастровых работ предусмотреть все необходимые ограничения и обременения в соответствии с действующим законодательством РФ. Обратиться в Правительство Мурманской области с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель - земли запаса в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района с ходатайством о внесении в сведения государственного кадастра недвижимости в части разрешенного использования земельного участка. Обратиться в администрацию Кольского района с ходатайством о предоставлении земельного участка. Соблюдать требования действующего природоохранного законодательства, в том числе ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. В случае обнаружения ареалов обитания и гнездования видов животного мира занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу Мурманской области обеспечить соблюдение требований "Положения о Красной книге Мурманской области", утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 04.09.2002 N 325-ПП. Обеспечить меры по сохранению объектов археологического наследия, в том числе и исключение территорий памятников археологии из зоны проектируемого строительства и проведение спасательных археологических и полевых работ. В случае обнаружения на территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия необходимо уведомить уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта - Комитет по культуре и искусству Мурманской области.
В пункте 3 постановления определено, что оно действует в течение 3 лет.
Постановлениями администрации Кольского района от 16.08.2017 N 978 и постановлениями администрации г.п. Туманный Кольского района от 01.11.2018 N 163 и от 03.06.2019 N 77 срок действия вышеуказанного постановления продлевался до 01.12.2019.
Во исполнение постановления от 01.10.2014 N 1780 Кооперативом проведены кадастровые работы, земельный участок площадью 571 693 937 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 51:01:2801001:490.
Согласно Единому государственному реестру недвижимости (далее - ЕГРН), в отношении спорного участка содержатся сведения о категории земель - "земли запаса", виды разрешенного использования - "под выпас домашних северных оленей".
Указанный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете с 04.12.2019, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:218, расположенного: Мурманская область, Муниципальное образование Кольский район.
На земельный на участок с кадастровым номером 51:01:2801001:490 установлено 30 незарегистрированных ограничений прав на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Контур земельного участка 51:01:2801001:490/25 находится в зоне с особыми условиями использования территорий - Придорожная полоса автомобильной дороги Кола - Серебрянские ГЭС с подъездами (номер границы 51:01-6.1708).
Смежным с контуром земельного участка 51:01:2801001:490/25 является земельный участок 51:01:0000000:248, категория - Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под автодорогу Кола-Серебрянские ГЭС, расположенный по адресу: Мурманская обл., МО Кольский р-н, на земельном участке расположена автодорога.
На данном земельном участке с КН 51:01:0000000:248 расположен линейный объект - Автомобильная дорога Кола - Серебрянские ГЭС с подъездами, кадастровый номер 51:01:0000000:2728.
04.12.2020 (вх. N 19/19877) Кооператив обратился в Министерство с ходатайством от 02.12.2020 N 17 о переводе земельного участка с кадастровым номером 51:01:2801001:490, общей площадью 571 693 937 кв.м, расположенного в г.п.Туманный, Кольский р-н, Мурманская обл. из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли сельскохозяйственного назначения", зона с особыми условиями территории - оленьи пастбища, для выпаса северных оленей и предоставления его СПК РК "Возрождение" в пользование, путем заключения договора аренды земельного участка.
При рассмотрении указанного ходатайства Министерством был направлен запрос в администрацию Кольского района, получена соответствующая информация от 29.12.2020 N 02-14/7279-23.
Приказом Министерства от 20.01.2021 N 11 в удовлетворении ходатайства о переводе участка в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" отказано со ссылкой на несоответствие целевого назначения находящегося в государственной собственности участка с кадастровым номером 51:01:2801001:490, площадью 571 693 937 кв.м, местонахождение: Мурманская область, Кольский муниципальный район, городское поселение Туманный, утвержденному генеральному плану муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района.
Считая приказ Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, в удовлетворении заявления отказал.
Заслушав объяснения представителя Министерства, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель, в силу ст. 65 АПК РФ, обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель, в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка, осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 172-ФЗ в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, права на земельный участок.
Таким образом, с заявлением о переводе земель из одной категории в другую может обратиться лицо, обладающее соответствующим правом на земельный участок.
В рассматриваемом случае такое право было предоставлено Кооперативу на основании Постановления администрации Кольского района от 01.10.2014 N 1780, срок действия которого, с учетом продления, установлен до 01.12.2019.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в таковом (ч. 4 ст. 3 Закона N 172-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности, в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения (пп. 1), земли запаса (пп. 7).
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (п. 2 ст. 103 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях, в том числе, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Зона с особыми условиями использования установлена в соответствии с Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области N 181 от 07.11.2019 "Об установлении придорожных полос".
Ограничения установлены п. 8, 10 Постановления Правительства Мурманской области от 15.12.2010 N 563-ПП. В частности, в соответствии с абз. 4 п. 8 указанного постановления в границах полос отвода автомобильных дорог регионального значения запрещаются: выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги регионального значения вне специально предусмотренных для указанных целей мест, согласованных с владельцем автомобильных дорог регионального значения.
Следовательно, вопреки доводу апелляционной жалобы, имеется установленное Приказом N 181 и Постановлением N 563-ПП ограничение на использование земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для осуществления видом деятельности, несовместимой с особыми условиями использования территорий, в том числе, для выпаса животных. Поскольку контур земельного участка находится в зоне с особыми условиями использования территорий - Придорожная полоса автомобильной дороги Кола - Серебрянские ГЭС с подъездами (номер границы 51:01-6.1708), перевод такого земельного участка из одной категории в другую в целях выпаса домашних оленей противоречит законодательному регулированию.
Согласно ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Частью 1 ст. 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В силу ст. 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Частью 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Условно разрешенный вид использования земельного участка - "под выпас домашнего северного оленя" установлен на основании результатов публичных слушаний, проведенных 22.08.2014, о чем принято постановление администрации г.п. Туманный Кольского района от 22.08.2014 N 81 "Об установлении условно-разрешенного вида использования земельных участков под выпас домашнего северного оленя на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района Мурманской области".
Согласно Генеральному плану и Схеме расположения земельного участка, на кадастровом плане территории N 140 от 29.09.2014, разрешенный вид использования земельного участка - под выпас домашних оленей.
В соответствии с размещенной на официальном сайте муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района (http://www.tumanadm.ru/general-nyyplan.html#prettyPhoto) Карте функциональных зон поселения и планируемого размещения объектов местного значения поселения земли под спорным земельным участком отнесены к оленьим пастбищам, вдоль автомобильной дороги установлена зона с особыми условиями использования - придорожная полоса автомобильных дорог, что соответствует сведениям ЕГРН.
Из вышеизложенного следует, что целевое назначение спорного земельного участка соответствует Генеральному плану муниципального образования г.п. Туманный, и не исключена возможность перевода земель из категории земли запаса в категорию - земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае спорный участок располагается в границах территории, определенной на Карте функциональных зон поселения и планируемого размещения объектов местного значения в составе Генерального плана г.п. Туманный, как "иная территория с установленными ограничениями", относящейся к территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (оленьи пастбища).
Указание в Генеральном плане зоны - оленьи пастбища обусловлено тем, что оленеводство является одним из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Данная зона использования образована в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов саамов, по своей сути является ограничением для использования данных земель иными лицами.
При этом, не имеет значения используется ли фактически земельный участок КМНС или нет, его функциональная зона установлена - как зона традиционного природопользования КМНС.
Какие либо изменения в Генеральный план г.п. Туманный не вносились. Доказательств обратного подателем жалобы не представлено.
Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" Кольский муниципальный район Мурманской области отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Вместе с тем животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), входит в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.
Статьей 21 Устава Мурманской области и распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 536-р "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", установлено, что коренным малочисленным народом Мурманской области являются саамы.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определено, в том числе, что лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 1); на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пп. 3).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ) правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными, соответственно, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии со ст. 14 Закона N 49-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд.
Статьей 5 Закона Мурманской области от 14.01.2003 N 380-01-ЗМО "О северном оленеводстве Мурманской области" определено, что представители коренных малочисленных народов Севера и других этнических общностей, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности имеют преимущественное право на занятие северным оленеводством.
Согласно ст. 1 Закона Мурманской области от 30.06.2008 N 984-01-ЗМО "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности" под территорией традиционного природопользования малочисленных народов (далее - территории традиционного природопользования) понимается - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни малочисленными народами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
При этом, обращение в суд должно иметь целью восстановление нарушенных прав.
В данном случае Кооперативом оспаривается решение Министерства, принятое по результатам рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Как установлено судом первой инстанции, спорный участок располагается в зоне, функциональное использование которой определено для традиционного природопользования КМНС.
С учетом изложенного, спорный участок не может быть предоставлен для использования СПК РК "Возрождение" под выпас оленей в целях осуществления предпринимательской деятельности, в виду его определенного функционального назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что ненормативные акты государственного органа, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, он может признать такой акт недействительным.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение таким ненормативным актом, решением, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств соответствующие требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При этом, сам по себе отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую не может нарушать права Кооператива, поскольку последний не является правообладателем спорного земельного участка. На дату подачи (04.12.2020) ходатайства о переводе земельного участка из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли сельскохозяйственного назначения", срок действия постановления от 01.10.2014 N 1780, которым было предусмотрено обращение Кооператива с таким ходатайством, истек (01.12.2019).
Иных доказательств того, что Кооператив является правообладателем спорного земельного участка, заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что оспариваемым приказом не нарушаются права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку он не является правообладателем земельного участка, а также спорный земельный участок не может быть ему предоставлен в целях сельскохозяйственного производства при осуществлении предпринимательской деятельности, с учетом определенной функциональной зоны использования такого земельного участка.
При этом, апелляционный суд отмечает, что вопреки доводам, изложенным в п. 1.2 отзыва ответчика, суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела учел разъяснения Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенные в постановлении от 25.07.2022. Вывод суда первой инстанции, изложенный в абз.5 на стр.10 решения не противоречит принятому по делу решению, а также имеющимся в деле доказательствам, поскольку не возлагает на сторону ответчика обязанности по совершению действий, направленных на перевод спорного земельного участка в другую категорию.
Их текста обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции согласился с доводами ответчика относительно законодательно установленного порядка перевода земель из одной категории в другую и необходимости его соблюдения, на что также ссылается ответчик в п.1.2 отзыва на апелляционную жалобу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2022 по делу N А42-3373/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3373/2021
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "ВОЗРОЖДЕНИЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация городского поселения Туманный Кольского райна, АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛЬСКОГО РАЙОНА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36815/2022
28.09.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3373/2021
25.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8281/2022
10.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1223/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3373/2021